Автор: Литвиненко Валерия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Цветик-семицветик"
Населённый пункт: Тюменская обл.,г.Когалым
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Пересказ сказки "Снегурушка и лиса"
Раздел: дошкольное образование
1
Конспект
образовательной деятельности
Тема «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»».
Вторая младшая группа
Подготовила:
воспитатель МАДОУ «Детский
сад «Белочка» села Новая
Таволжанка Шебекинского
района Белгородской области»
Бахилова Алла Викторовна
2015 год
2
Образовательная область: речевое развитие.
Раздел: Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство
детей с художественной литературой.
Программные задачи:
Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса»
(обработка М Булатова), с образом лисы.
Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.
Закрепить
умение
внимательно
слушать
сказку.
Формировать
умение
понимать
содержание
сказки,
отвечать
на
вопросы
воспитателя
по
содержанию сказки.
Развивать диалогическую речь детей, память, слуховое и зрительное
внимание.
Воспитывать
интерес
к
русским
народным
сказкам;
доброжелательность, чувство сопереживание к тем, кто нуждается в
вашей помощи.
Материалы:
мультимедийная
презентация, книги
сказок,
мягкая
игрушка
лисички, картинки лиса плачущая – лиса смеющаяся, лиса в окружении
сказочных персонажей – лиса в окружении героев сказки «Снегурушка и
лиса», мольберт, рукотворная книга «СКАЗКИ», клеевые карандаши.
Предварительная работа: рассказывание русских народных сказок и
рассматривание иллюстраций к ним; обсуждение содержания сказок.
Рассматривание картинок с изображением животных.
Ход образовательной деятельности.
I.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Коммуникативная ситуация «Здравствуйте!»
Дети с воспитателем заходят в группу и становятся в кружок.
Здравствуйте ручки – хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопают в ладоши)
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ. (Топают ножками)
Здравствуйте щечки – шлеп, шлеп, шлеп. (Похлопывают щечки ладошками)
Здравствуйте гости! (Машут ручками гостям)
Описание ситуации.
Игровая ситуация «Лисичка заблудилась»
Звучит звукозапись плача.
Педагог: -
Ребята,
кто
это
у
нас
плачет?
(дети
с
воспитателем
оборачиваются на звук и находят игрушку лисы).
3
Педагог: -
Ребята,
а
как
вы
думаете,
почему
лиса
может
плакать?
(выслушивает предположение детей). А давайте её спросим (побуждает детей
самих сформулировать вопрос для лисы).
Лиса: - (звучит ответ лисы, записанный на диктофон). Она здоровается
с детьми и рассказывает о том, что никто с ней не дружит, говорят, что она
хитрая, рыжая плутовка, обманщица! Но она совсем не такая, она добрая,
ласковая, только вот не может вспомнить из какой она сказки.
Педагог: - Ребята, поможем лисичке? Как мы можем помочь?
Проблема. Дети хотят помочь, но не знают, как это сделать.
II.
Поисковый этап.
Воспитатель обсуждает с детьми, как можно помочь лисичке, подводит
их к идее, что:
1.
Сначала лисоньке надо помочь успокоиться, перестать плакать (на
мольберт ставится картинка лисы, у которой текут слезы).
2.
Помочь
узнать
из
какой
она
сказки
(на
мольберт
ставится
картинка лисы, в окружении сказочных персонажей).
Педагог: - А как мы можем развеселить лису (выслушивает ответы
детей, спрашивает, что детям помогает развеселиться, прибегая к их личному
опыту), подводит к тому, что нужно научить лису играть в интересную игру.
III.
Практический этап.
Проводится игра – пантомима «Угадай, кто мы».
Цель: Учить детей с помощью мимики, движений, жестов передавать
образ животных (медведя, зайца, волка).
Описание
игры:
ребенок
берет
в
руки
лису
и
отворачивается,
воспитатель показывает детям картинку животного, дети говорят слова:
- Лисонька к нам повернись и улыбнись!
Смотри, не зевай, кого покажем, отгадай!
Ребенок отгадывает, воспитатель показывает картинку и вместе с детьми
проверяет правильность ответа. Игра повторяется 2 раза со сменой ведущего
ребенка.
Педагог: -
Вот
и
развеселилась наша
лисонька
(заменяет картинку на
мольберте с улыбающейся лисой).
Педагог: - А теперь поможем лисе узнать, из какой она сказки, давайте
пройдем
к
книжному
уголку
и
возьмем
только
те
сказки,
в
которых
4
встречается лисичка («Волк и лиса», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина
избушка» и др.) и пройдем в читальный зал.
Дети
вместе
с
воспитателем
выясняют,
какая
лиса
в
этих
сказках
(хитрая, ловкая, обманщица), как она обманула колобка, волка?
Выясняют, что лиса не из этих сказок.
Педагог: - (достает книгу «Снегурушка и лиса», которую дети оставили
без внимания) ребята, вот еще есть книга, может в ней живет наша лисичка.
Рассматривает с детьми иллюстрации к книге. Вы знаете эту сказку? Хотите
увидеть сказку?
- Но давайте-ка сначала отдохнем.
Гимнастика для глаз с использованием технологии Базарного.
Воспитатель предлагает детям найти глазами животных, расположенных
по углам групповой комнаты (воспитатель называет, дети глазами ищут).
Педагог: - Наши глазки отдохнули, и я предлагаю Вам пройти в наш
кинотеатр
и
посмотреть
сказку
«Снегурушка
и
лиса».
Вот
вам
билеты,
найдите свое место согласно билетам (билеты с изображением сказочных
героев).
Просмотр русской народной сказки «Снегурушка и лиса» с последующим
обсуждением.
- Куда пошла Снегурушка?
- Почему Снегурушка заблудилась?
- Что стала делать Снегурушка, когда осталась в лесу одна?
- Как Снегурушка припевала, когда осталась одна?
- Кто первый услышал слова Снегурушки?
- Почему Снегурушка не пошла с медведем?
- Кто еще услышал слова Снегурушки?
- Пошла ли Снегурушка с волком? Почему?
- Кто помог Снегурушке добраться до дома?
- Как отблагодарили лису дедушка и бабушка Снегурушки?
- Какая лиса в этой сказке?
- Понравилась ли вам сказка? Почему?
- А кто больше всего вам понравился в этой сказке?
- Да, в этой сказке лиса не хитрая, не обманщица.
Педагог: - Вот мы и нашли сказку для лисоньки (заменяет на мольберте
картинку с лисой из сказки «Снегурушка и лиса»).
-
Ребята,
давайте
в
нашей
книге
сказок,
сделаем
страничку
к
сказке
«Снегурушка и лиса», тогда и лисичка не забудет из какой она сказки.
5
Воспитатель вместе с детьми проходят в творческую мастерскую, где
делают страничку к сказке «Снегурушка и лиса». Вот еще в нашей книге
появилась страничка.
IV. Рефлексивно – оценочный этап.
Педагог:
-
Ребята,
помогли
мы
лисичке?
Как
мы
ей
помогли?
(обращается к мольберту).
Ответы:
-
Успокоили,
развеселили,
узнали,
что
она
из
сказки
«Снегурушка и лиса», что она добрая, а не хитрая и злая и теперь с
лисонькой будут дружить.
Педагог: - Ну, а мы давайте покажем нашу книгу гостям, и расскажем какие в
ней сказки (дети подходят к гостям, показывают книгу, рассказывая, какие
они уже сделали сказки, провожают гостей и вместе с лисой продолжают
играть в игровом уголке группы).