Автор: Летова Оксана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №53
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: конспект для открытого занятия
Тема: История возникновения куклы
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия в
старшей группе «История
возникновения куклы»
Воспитатель :Летова О.Г
Конспект занятия в старшей группе «История возникновения
куклы»
Образовательные области: познание, коммуникация,
художественное творчество.
Цель: Познакомить детей с одной из форм общения в русских
крестьянских поселениях в прошлом- посиделками. Показать
самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве,
в устном народном творчестве (песнях, потешках).
Познакомить с историей создания куклы. Помочь
ориентироваться в прошлом и настоящем куклы. Воспитывать
уважение кисторическому прошлому своего народа,
стремление сохранять и обогащать свое наследие.
Оборудование:
Куклы (из палочки, из соломы, тряпичная кукла,
дымковская кукла, матрешка, пупсы, кукла Барби,Беби-
боны).Кусочки ткани на каждого ребенка.
Ход нод
- Воспитатель: Проходите гости дорогие. Гость на гость-
хозяину радость.
- Просим в нашу светлицу! Красному гостю- красный место,
Спасибо вам гости, что пришли на посиделки.
- Вот так, дети, встречали раньше гостей бабушки ваших
бабушек. В давние времена в каждом селе были свои
посиделки.Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и
на других посмотреть, попеть частушки, мастерством своим
блеснуть, истории послушать.
- И я вам сегодня тоже расскажу историю. А вот про кого, вы
узнаете, если отгадаете мою загадку;
- Ей косички заплетаем
И в колясочке катаем
Спать кладем и кормим в срок –
Про кого прочла стишок? (кукла).
- Да, дети, куклы тоже имеют свою историю.
- Куклу на Руси во время игры называли ласково «Живуля»,
что значит «дитя», «ребенок». Первая кукла была похожа на
обыкновенную палочку, у нее не было ни рук, ни ног (показ
образца). Грустно было играть с ней. Прошло немного времени,
и люди научились делать куклу из соломы (стригушка). Она
была лучше деревянной. У нее была голова, ручки и
ножки (показ соломенной куклы).
- Дети, как вы думаете, с соломенной куклой играть было
интересно?
- (она легко ломается).
- А вот когда человек нашел глину, он узнал, что поместив ее
в воду, можно что-то вылепить.
- И конечно он вылепил куклу, раскрасил ее угольками, а
после красками. Они получались яркими, красивыми.
Эти куклы делают до сих пор (показ дымковской игрушки).
- Прошли годы и человек придумал тряпичную куклу, их еще
называли оберегами. Куклу брали в руки,три раза
поворачивали против часовой стрелки и
приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». Этих
кукол любили, берегли, передавали по наследству.
- Я предлагаю вам, дети, сделать вместе со мной куклу-
оберег.
- Нужно взять кусок ткани, посередине положить кусок ваты,
перетянуть концами ткани.
- Раскрашивать лицо долго не решались, т. к. считали, что
глаза- зеркало души- необходимо закрывать, чтобы защищать
внутренний мир от сглазу. Такую куклу клали в люльку к
младенцу и укачивали.
-Давайте и мы с вами покачаем своих кукол. Споем ей
колыбельную.
-Дети, качая кукол,поют: Березонька, скрип, скрип.
-Моя доченька спит, спит
- Моя доченька уснет,
- Ее сон унесет,
- Унесет ее в садок, под малиновый кусток,
- А малинка упадет, дочке в ротик попадет.
- Спи доченька маленька, малиночка сладенька.
- Березонька скрип, скрип, а доченька спит, спит.
- Воспитатель: А еще я хочу вам показать известную во всем
мире – МАТРЕШКУ. Она родилась сто лет назад. Ее придумал
художник С. В. Малютин. Кукла была необычна тем, что
внутри 1-й куклы сидела кукла поменьше, а в то еще меньше.
И назвали ее старинным русским именем Матрешей.
- А потом придумали пластмассу – прочный, гибкий,
небьющийся материал одевать. Дети с удовольствием с ними
играли. И мы с вами сейчас поиграем в народную, старинную
игру «Желудь».
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались играть
Вдруг сорока прилетела и тебе водить велела.
Водящий встает в круг, участники игры передают,за спиной
желудь при этом все повторяют слова: Гуси- лебеди летали,они
желуди кидали и кричали: У меня, У меня…
Водящий должен был угадать, у кого желудь.
- Ну вот, дети, а потом появились и куклы Барби, а теперь
иБеби. боны (показ кукол). И вот моя история подошла к
концу.
- Давайте прощаться : Играть, не уставать, не ушло бы дело.
- Гость доволен - хозяин рад.
- Милости просим побывать у нас в следующий раз.
Используемая литература:
Ж. Д. В. № 7 1990
Ж. Д. В. № 12 1993
«Педсовет» № 6 2004 газета.
Дыбина О. В. «Что было бы…», Алешина Н.
В. «Ознакомление дошкольников с окружающим» М. 2009.