Автор: Берсенева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: Первоуральск, Свердловской области
Наименование материала: Доклад
Тема: «Духовно - нравственное воспитание в ДШИ».
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Первоуральская детская школа искусств»
Доклад на тему:
«Духовно - нравственное воспитание в ДШИ».
(преподаватель Берсенева И.Н.)
Первоуральск 2017 год
Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью
процессов,
протекающих
во
всех
сферах
жизнедеятельности
общества.
Ситуация усложняется нарастанием духовного кризиса,
проявляющегося в торжестве утилитаризма, возведении материальных
потребностей в ранг высших потребностей человека, материальных ресурсов
– в мерило значимости индивидов, а материальных интересов – в критерий
оправданности действий социальных субъектов, что, в общем, нарушило
равновесие: материальная сторона жизни общества развилась намного
сильнее, чем духовная. В результате, говоря словами А. Швейцера,
цивилизация стала похожей на корабль без рулевого, который теряет свою
маневренность и неудержимо мчится навстречу к катастрофе.
Поиск путей и средств выхода из столь противоречивой ситуации
усматривается в духовности, в ее «постоянном, сиюминутном утверждении»
(М. Кулэ). По мнению И. А. Ильина «наше время ни в чем так не нуждается,
как в духовной очевидности. Ибо «сбились мы», и «следа» нам не видно. Но
след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и
возможно». А все это напрямую связано с системой образования и
воспитания народа, формированием у него высокой духовности,
представляющей собой целостную совокупность идей, идеалов, образов и
чувств, ориентированных на ценности возвышенного и прекрасного,
истинного и праведно-созидательного. Поэтому очень важно помочь
каждому человеку в формировании его личной духовности, придающей
человеческой жизни высшее измерение, высшее значение и смысл.
Значение музыки в воспитании духовного начала в личности признавалось
самыми
именитыми
философами
и
самими
творцами
музыкального
искусства. Так, По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и
гармоничность,
она
есть
средство
воспитания
характера
«благородного
мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность.
В
процессе
общения
с
искусством
И.
Кант
видел
важный
момент
–
превышение человеком собственных возможностей. Он обращал внимание на
стимулирование
произведением
искусства
духовного
роста
личности,
возникающего
в
результате
полноценного
восприятия
музыкального
произведения и проникновения в его суть.
Итальянский композитор и музыкальный теоретик эпохи Ренессанса Дж.
Царлино
утверждал
мнение,
что
музыкальное
искусство
способно
к
выражению всеобщей гармоничности, как мировой, так и человеческой. В
своем трактате «Гармонические установления» в главе, «Для какой цели
нужно
учиться
музыке?»
он
писал:
«Музыку
нужно
изучать
не
как
необходимую науку, но как свободную и достойную, так как посредством нее
мы можем достичь хорошего и достойного поведения, ведущего по пути
добрых нравов …». Г. Гендель хотел, чтобы его музыка не просто доставляла
удовольствие, но, чтобы под её влиянием люди становились лучше. Этому
созвучна и мечта Л. Бетховена «высекать огонь из мужественных душ».
О
духовно-нравственном
воздействии
музыки,
её
спо собно сти
облагораживать человека писали специалисты в области музыкальной
педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики
и методисты в области музыкального воспитания – Б. В. Асафьев, О. А.
Апраксина и Б. Л. Яворский. Так, Б. В. Асафьев называл музыку «вечно
живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и
призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как
неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения,
итогом которого является формирование общей культуры личности.
«Выдающийся
советский
педагог
В.А.Сухомлинский
называл
музыку
могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать
музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого
невозможно представить полноценного воспитания», - писал он.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно
раньше,
в
детстве.
Воспитывая
с
ранних
лет
способность,
глубоко
чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю
жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То,
что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые
годы, - предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести
до
сердца
красоту
музыкального
произведения,
если
в
звуках
ребёнок
почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на
такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими
другими средствами.
Чувство
красоты
музыкальной
мелодии
открывает
перед
ребёнком
собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».
Музыка тоже может стать языком общения ребёнка в раннем детстве.
Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки
человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё
то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано»
— писал П. И. Чайковский.
В
результате
общения
с
музыкой,
ребенку
передаются
её
настроения
и
чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В
этом
сила
психологического
воздействия
музыки,
благодаря
музыке
развивается
восприимчивость
и
чувствительность.
Именно
музыка,
по
нашему
мнению,
может
стать
эмоционально-оценочным
стержнем,
позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов
искусства
и
окружающего
мира,
развивать
образное
мышление
и
воображение,
эстетическое
сознание.
Поэтому
формирование
основ
музыкальной
культуры,
а
через
нее
и
художественной,
и
эстетической
культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая
реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления
личности. Не подлежит сомнению, что большое значение для развития и
формирования мышления со дня рождения и в течение всей жизни имеет
общение с музыкой, в первую очередь классической.
Современный этап культурного развития страны выдвигает новые задачи в
музыкально-эстетическом
воспитании
подрастающего
поколения.
Исключительно
важна
роль
музыкального
образования
в
нравственно-
этическом
и
эстетическом
воспитании
юношества.
Обучение
в
детских
школах искусств, получение дополнительного образования в сфере культуры
и
дает
возможность
каждому
ребенку
ощутить
радость
творчества,
формирует умение чувствовать красоту окружающего мира.
Школа искусств призвана воспитывать гармонически развитого, творчески
активного
человека,
прививать
им
интерес
и
любовь
к
музыкальному
искусству,
развивать
способности
творчески
воспринимать
музыку
и
эстетически на неё реагировать.
Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая
атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг,
которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности.
Поэтому
так
важно
раскрыть
перед
детьми
диалектическую
взаимосвязь
между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать
и
помочь
осмыслить
развитие
традиций
и
жанров,
научить
отбирать
истинные
ценности,
которые,
несомненно,
есть
в
любом
виде
музыки,
содействовать
способности
понимать
умом
и
сердцем
разницу
между
серьезной музыкой и легкой.
Наша школа искусств является одним из основных источников развития
культурно-эстетических потребностей населения. Дети не только обучаются
тем или иным видам деятельности, но и приобщаются к ценностям мировой
и национальной художественной культуры через разные виды творческой
деятельности. Художественное образование, которое получают обучающиеся
в
нашей
школе
искусств,
помогает
им
развиваться
и
сформироваться
целостной личностью. Творческое, живое приобщение к истокам, к духовно-
нравственным ценностям народа посредством музыки, рисования, пения -
является
эффективным
способом
воспитания
современного
человека,
способного
адекватно
воспринимать
реальную
действительность,
интеллектуально свободного, обладающего богатой внутренней культурой.
В
настоящее
время
в
детской
школе
искусств
ведется
обучение
по
следующим видам искусств: музыкальное исполнительство, изобразительное
искусство, отделение раннего эстетического развития, вокальное искусство
(сольное пение).
Современная школа искусств сейчас работает в условиях глубоких изменений
в российском обществе. Проводимые в нашей стране реформы, в том числе
модернизация российского образования, непосредственно затрагивают сферу
образования в области культуры и искусства. С 2013 года, в детских школах
искусств
России
реализуются
дополнительные
предпрофессиональные
общеобразовательные программы в области искусств на основе Федеральных
Г о с у д а р с т в е н н ы х
Т р е б о в а н и й .
В связи с этим в ДШИ С 1 сентября 2014 года наряду с общеразвивающими
программами
реализуются
следующие
образовательные
программы
по
Ф е д е р а л ь н ы м
Г о с у д а р с т в е н н ы м
Т р е б о в а н и я м :
1.
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
в
области
м у з ы к а л ь н о г о
и с к у с с т в а
« Ф о р т е п и а н о »
2.
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
в
области
музыкального искусства «Народные инструменты» (Аккордеон, баян, домра,
гитара)
3.
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
в
области
музыкального искусства «Струнные инструменты»
4.
С
1
сентября
2017
года
школа
начала
реализацию
Дополнительной
предпрофессиональной
программы
в
области
музыкального
искусства
«Хоровое пение»
Если
раньше
обучение
было
направлено
только
на
общеэстетическое
развитие и в школу искусств поступали практически все желающие дети, для
которых не создавалась ситуация конкуренции и даже дети со средними
данными поступали, и довольно успешно обучались в школе, то теперь есть
еще направления на более глубокое и качественное образование. Поэтому
теперь для поступления на обучение по предпрофессиональным программам
предполагается
проводить
отборочные
вступительные
испытания.
Если
наполняемость в общеразвивающих группах и классах была от 8 до 15
человек, то по предпрофессиональным допускается наполняемость групп от 4
до 8 человек. Если общеразвивающие программы обучения рассчитаны на
ч е т ы р е
год а ,
т о
п о
п р е д п р о ф е с с и о н а л ь н ы м
у в е л и ч и в а е т с я
продолжительность обучения в двое, и составляет 8 (9) лет. Восемь лет - это
очень
долгий
срок,
и
пройти
этот
путь
от
освоения
азов
искусства
до
творческого
и
профессионального
самоопределения
под
силу
только
действительно талантливому человеку, потребность в искусстве, у которого
это его неотъемлемая часть.
Данные программы, прежде всего, призваны обеспечить преемственность по
отношению к основным профессиональным образовательным программам
среднего профессионального и высшего профессионального образования в
области
искусств,
что
предусматривает
в
первую
очередь
повышение
качества образования. Отсюда формируется новая роль и значение школы
искусств,
главная
цель
которой
– выявление
особо
талантливых
детей
и
помощь
им
в
предпрофессиональной
подготовке.
Изменения
в
школе
связанные с введением Федеральных Государственных Требований не пугают
наших преподавателей, а наоборот дают возможность работать с одаренными
детьми индивидуально, достаточно долгое время, чтобы раскрыть их талант и
помочь с профессиональным самоопределением в сфере искусства.
Учебно – воспитательные задачи по всем программам в своей основе
едины
для
всех
предметов.
Единство
и
взаимосвязь
обусловлены
особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как
объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения с ней
(слушание, разбор и исполнение) и достаточно широкими возможностями
применения
знаний
и
навыков
одних
предметов
при
освоении
других.
Принципы развивающего обучения и воспитания, всё шире проникающие в
занятия
по
специальности
и
все
формы
обучения
ДШИ
призваны
воспитывать грамотных музыкантов – любителей и профессионалов, дать им
навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или
сократить
до
минимума
психологический
барьер
боязни
концертных
выступлений,
развить
возможность
практически
реализовать
творческие
способности.
Таким
образом,
являясь
начальным
звеном
в
музыкальном
образовании, ДШИ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к
профессиональной деятельности. Её назначение – музыкально – эстетическое
воспитание
широкого
круга
детей
и
подростков,
выявление
наиболее
способных
учеников
и
подготовка
их
для
поступления
в
специальные
учебные заведения.
Одной из приоритетных задач нашей школы стало участие обучающихся в
конкурсах.
Ведь
именно
конкурсная
деятельность
формирует
у
детей
уникальный опыт социализации. Ситуация конкурентной борьбы в случае
победы
–
повышает
самооценку,
в
случае
проигрыша
–
дает
пищу
для
самоанализа и стимул к совершенствованию. Именно участие в конкурсах
позволяет
детям
примерить
на
себя
роль
настоящего
профессионального
м у з ы к а н т а ,
п е в ц а ,
х у д о ж н и к а .
Каждый
год
обучающиеся
нашей
школы
покоряют
своим
талантом,
побеждают на конкурсах и фестивалях разного уровня. На каждом отделении
есть «маленькие звездочки», к обучению которых, преподаватели подходят
индивидуально. Это не просто дипломы и грамоты, в первую очередь это
подтверждение качества образования, которое оказывает наша школа. Это
показатель уровня профессионализма наших обучающихся.
Многие праздничные и концертные мероприятия города не обходятся без
участия
наших
артистов. Такое
участие
социально
значимо,
потому
что
обучающиеся осознают важность собственного творчества, понимают, какую
роль они занимают в культурном пространстве города, идентифицируют себя
как
будущее
поколение
интеллигенции.
Они
пропагандируют
народное
творчество, тем самым приобщают слушателей к национальной культуре,
пробуждают чувство гордости за свою Малую Родину, повышают уровень
художественного образования подрастающего поколения. Обучение в школе
искусств показывает ярко выраженное положительное влияние на детей и на
их образовательный уровень в целом. Обучающиеся, занимающиеся в школе
искусств,
более
рационально
планируют
свое
время,
их
успеваемость
значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые
не
имеют
подобной
дополнительной
учебной
работы.
Школа
искусств
заметно
повышает
уровень
общего
культурного
развития
обучающихся,
создает важные предпосылки для их нравственного воспитания.
Занятия в школе искусств также привносят особый творческий импульс,
оживляя
внеклассную
работу
проведением
всевозможных
праздников,
организацией концертов и выставок, созданием музыкальных лекториев и
различных
вокальных
и
инструментальных
коллективов,
участием
в
фестивалях и конкурсах разных уровней.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что система детского
музыкально-эстетического
воспитания
переживает
сейчас
период
интенсивного
совершенствования.
Оно
связано
с
решением
многих
творческих и организационных задач, возникших в результате тех социально-
экономических
изменений
и
преобразований,
которые
происходят
в
настоящее время в нашей стране. Существующие уже сегодня достижения в
области
музыкальной
педагогики
отражают
стремление
музыкантов-
преподавателей к дальнейшему совершенствованию своей деятельности с
целью
более
плодотворного
участия
в
деле
духовного
развития
подрастающего поколения, к нахождению соответствующих духу времени
форм и методов музыкально-эстетического воспитания и обучения.