Напоминание

«Духовно - нравственное воспитание в ДШИ».


Автор: Берсенева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: Первоуральск, Свердловской области
Наименование материала: Доклад
Тема: «Духовно - нравственное воспитание в ДШИ».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования

«Первоуральская детская школа искусств»

Доклад на тему:

«Духовно - нравственное воспитание в ДШИ».

(преподаватель Берсенева И.Н.)

Первоуральск 2017 год

Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивостью

процессов,

протекающих

во

всех

сферах

жизнедеятельности

общества.

Ситуация усложняется нарастанием духовного кризиса,

проявляющегося в торжестве утилитаризма, возведении материальных

потребностей в ранг высших потребностей человека, материальных ресурсов

– в мерило значимости индивидов, а материальных интересов – в критерий

оправданности действий социальных субъектов, что, в общем, нарушило

равновесие: материальная сторона жизни общества развилась намного

сильнее, чем духовная. В результате, говоря словами А. Швейцера,

цивилизация стала похожей на корабль без рулевого, который теряет свою

маневренность и неудержимо мчится навстречу к катастрофе.

Поиск путей и средств выхода из столь противоречивой ситуации

усматривается в духовности, в ее «постоянном, сиюминутном утверждении»

(М. Кулэ). По мнению И. А. Ильина «наше время ни в чем так не нуждается,

как в духовной очевидности. Ибо «сбились мы», и «следа» нам не видно. Но

след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и

возможно». А все это напрямую связано с системой образования и

воспитания народа, формированием у него высокой духовности,

представляющей собой целостную совокупность идей, идеалов, образов и

чувств, ориентированных на ценности возвышенного и прекрасного,

истинного и праведно-созидательного. Поэтому очень важно помочь

каждому человеку в формировании его личной духовности, придающей

человеческой жизни высшее измерение, высшее значение и смысл.

Значение музыки в воспитании духовного начала в личности признавалось

самыми

именитыми

философами

и

самими

творцами

музыкального

искусства. Так, По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и

гармоничность,

она

есть

средство

воспитания

характера

«благородного

мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность.

В

процессе

общения

с

искусством

И.

Кант

видел

важный

момент

превышение человеком собственных возможностей. Он обращал внимание на

стимулирование

произведением

искусства

духовного

роста

личности,

возникающего

в

результате

полноценного

восприятия

музыкального

произведения и проникновения в его суть.

Итальянский композитор и музыкальный теоретик эпохи Ренессанса Дж.

Царлино

утверждал

мнение,

что

музыкальное

искусство

способно

к

выражению всеобщей гармоничности, как мировой, так и человеческой. В

своем трактате «Гармонические установления» в главе, «Для какой цели

нужно

учиться

музыке?»

он

писал:

«Музыку

нужно

изучать

не

как

необходимую науку, но как свободную и достойную, так как посредством нее

мы можем достичь хорошего и достойного поведения, ведущего по пути

добрых нравов …». Г. Гендель хотел, чтобы его музыка не просто доставляла

удовольствие, но, чтобы под её влиянием люди становились лучше. Этому

созвучна и мечта Л. Бетховена «высекать огонь из мужественных душ».

О

духовно-нравственном

воздействии

музыки,

её

спо собно сти

облагораживать человека писали специалисты в области музыкальной

педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики

и методисты в области музыкального воспитания – Б. В. Асафьев, О. А.

Апраксина и Б. Л. Яворский. Так, Б. В. Асафьев называл музыку «вечно

живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и

призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как

неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения,

итогом которого является формирование общей культуры личности.

«Выдающийся

советский

педагог

В.А.Сухомлинский

называл

музыку

могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать

музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого

невозможно представить полноценного воспитания», - писал он.

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно

раньше,

в

детстве.

Воспитывая

с

ранних

лет

способность,

глубоко

чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю

жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То,

что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые

годы, - предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести

до

сердца

красоту

музыкального

произведения,

если

в

звуках

ребёнок

почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на

такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими

другими средствами.

Чувство

красоты

музыкальной

мелодии

открывает

перед

ребёнком

собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».

Музыка тоже может стать языком общения ребёнка в раннем детстве.

Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки

человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё

то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано»

— писал П. И. Чайковский.

В

результате

общения

с

музыкой,

ребенку

передаются

её

настроения

и

чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В

этом

сила

психологического

воздействия

музыки,

благодаря

музыке

развивается

восприимчивость

и

чувствительность.

Именно

музыка,

по

нашему

мнению,

может

стать

эмоционально-оценочным

стержнем,

позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов

искусства

и

окружающего

мира,

развивать

образное

мышление

и

воображение,

эстетическое

сознание.

Поэтому

формирование

основ

музыкальной

культуры,

а

через

нее

и

художественной,

и

эстетической

культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая

реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления

личности. Не подлежит сомнению, что большое значение для развития и

формирования мышления со дня рождения и в течение всей жизни имеет

общение с музыкой, в первую очередь классической.

Современный этап культурного развития страны выдвигает новые задачи в

музыкально-эстетическом

воспитании

подрастающего

поколения.

Исключительно

важна

роль

музыкального

образования

в

нравственно-

этическом

и

эстетическом

воспитании

юношества.

Обучение

в

детских

школах искусств, получение дополнительного образования в сфере культуры

и

дает

возможность

каждому

ребенку

ощутить

радость

творчества,

формирует умение чувствовать красоту окружающего мира.

Школа искусств призвана воспитывать гармонически развитого, творчески

активного

человека,

прививать

им

интерес

и

любовь

к

музыкальному

искусству,

развивать

способности

творчески

воспринимать

музыку

и

эстетически на неё реагировать.

Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая

атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг,

которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности.

Поэтому

так

важно

раскрыть

перед

детьми

диалектическую

взаимосвязь

между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать

и

помочь

осмыслить

развитие

традиций

и

жанров,

научить

отбирать

истинные

ценности,

которые,

несомненно,

есть

в

любом

виде

музыки,

содействовать

способности

понимать

умом

и

сердцем

разницу

между

серьезной музыкой и легкой.

Наша школа искусств является одним из основных источников развития

культурно-эстетических потребностей населения. Дети не только обучаются

тем или иным видам деятельности, но и приобщаются к ценностям мировой

и национальной художественной культуры через разные виды творческой

деятельности. Художественное образование, которое получают обучающиеся

в

нашей

школе

искусств,

помогает

им

развиваться

и

сформироваться

целостной личностью. Творческое, живое приобщение к истокам, к духовно-

нравственным ценностям народа посредством музыки, рисования, пения -

является

эффективным

способом

воспитания

современного

человека,

способного

адекватно

воспринимать

реальную

действительность,

интеллектуально свободного, обладающего богатой внутренней культурой.

В

настоящее

время

в

детской

школе

искусств

ведется

обучение

по

следующим видам искусств: музыкальное исполнительство, изобразительное

искусство, отделение раннего эстетического развития, вокальное искусство

(сольное пение).

Современная школа искусств сейчас работает в условиях глубоких изменений

в российском обществе. Проводимые в нашей стране реформы, в том числе

модернизация российского образования, непосредственно затрагивают сферу

образования в области культуры и искусства. С 2013 года, в детских школах

искусств

России

реализуются

дополнительные

предпрофессиональные

общеобразовательные программы в области искусств на основе Федеральных

Г о с у д а р с т в е н н ы х

Т р е б о в а н и й .

В связи с этим в ДШИ С 1 сентября 2014 года наряду с общеразвивающими

программами

реализуются

следующие

образовательные

программы

по

Ф е д е р а л ь н ы м

Г о с у д а р с т в е н н ы м

Т р е б о в а н и я м :

1.

Дополнительная

предпрофессиональная

программа

в

области

м у з ы к а л ь н о г о

и с к у с с т в а

« Ф о р т е п и а н о »

2.

Дополнительная

предпрофессиональная

программа

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты» (Аккордеон, баян, домра,

гитара)

3.

Дополнительная

предпрофессиональная

программа

в

области

музыкального искусства «Струнные инструменты»

4.

С

1

сентября

2017

года

школа

начала

реализацию

Дополнительной

предпрофессиональной

программы

в

области

музыкального

искусства

«Хоровое пение»

Если

раньше

обучение

было

направлено

только

на

общеэстетическое

развитие и в школу искусств поступали практически все желающие дети, для

которых не создавалась ситуация конкуренции и даже дети со средними

данными поступали, и довольно успешно обучались в школе, то теперь есть

еще направления на более глубокое и качественное образование. Поэтому

теперь для поступления на обучение по предпрофессиональным программам

предполагается

проводить

отборочные

вступительные

испытания.

Если

наполняемость в общеразвивающих группах и классах была от 8 до 15

человек, то по предпрофессиональным допускается наполняемость групп от 4

до 8 человек. Если общеразвивающие программы обучения рассчитаны на

ч е т ы р е

год а ,

т о

п о

п р е д п р о ф е с с и о н а л ь н ы м

у в е л и ч и в а е т с я

продолжительность обучения в двое, и составляет 8 (9) лет. Восемь лет - это

очень

долгий

срок,

и

пройти

этот

путь

от

освоения

азов

искусства

до

творческого

и

профессионального

самоопределения

под

силу

только

действительно талантливому человеку, потребность в искусстве, у которого

это его неотъемлемая часть.

Данные программы, прежде всего, призваны обеспечить преемственность по

отношению к основным профессиональным образовательным программам

среднего профессионального и высшего профессионального образования в

области

искусств,

что

предусматривает

в

первую

очередь

повышение

качества образования. Отсюда формируется новая роль и значение школы

искусств,

главная

цель

которой

– выявление

особо

талантливых

детей

и

помощь

им

в

предпрофессиональной

подготовке.

Изменения

в

школе

связанные с введением Федеральных Государственных Требований не пугают

наших преподавателей, а наоборот дают возможность работать с одаренными

детьми индивидуально, достаточно долгое время, чтобы раскрыть их талант и

помочь с профессиональным самоопределением в сфере искусства.

Учебно – воспитательные задачи по всем программам в своей основе

едины

для

всех

предметов.

Единство

и

взаимосвязь

обусловлены

особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как

объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения с ней

(слушание, разбор и исполнение) и достаточно широкими возможностями

применения

знаний

и

навыков

одних

предметов

при

освоении

других.

Принципы развивающего обучения и воспитания, всё шире проникающие в

занятия

по

специальности

и

все

формы

обучения

ДШИ

призваны

воспитывать грамотных музыкантов – любителей и профессионалов, дать им

навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или

сократить

до

минимума

психологический

барьер

боязни

концертных

выступлений,

развить

возможность

практически

реализовать

творческие

способности.

Таким

образом,

являясь

начальным

звеном

в

музыкальном

образовании, ДШИ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к

профессиональной деятельности. Её назначение – музыкально – эстетическое

воспитание

широкого

круга

детей

и

подростков,

выявление

наиболее

способных

учеников

и

подготовка

их

для

поступления

в

специальные

учебные заведения.

Одной из приоритетных задач нашей школы стало участие обучающихся в

конкурсах.

Ведь

именно

конкурсная

деятельность

формирует

у

детей

уникальный опыт социализации. Ситуация конкурентной борьбы в случае

победы

повышает

самооценку,

в

случае

проигрыша

дает

пищу

для

самоанализа и стимул к совершенствованию. Именно участие в конкурсах

позволяет

детям

примерить

на

себя

роль

настоящего

профессионального

м у з ы к а н т а ,

п е в ц а ,

х у д о ж н и к а .

Каждый

год

обучающиеся

нашей

школы

покоряют

своим

талантом,

побеждают на конкурсах и фестивалях разного уровня. На каждом отделении

есть «маленькие звездочки», к обучению которых, преподаватели подходят

индивидуально. Это не просто дипломы и грамоты, в первую очередь это

подтверждение качества образования, которое оказывает наша школа. Это

показатель уровня профессионализма наших обучающихся.

Многие праздничные и концертные мероприятия города не обходятся без

участия

наших

артистов. Такое

участие

социально

значимо,

потому

что

обучающиеся осознают важность собственного творчества, понимают, какую

роль они занимают в культурном пространстве города, идентифицируют себя

как

будущее

поколение

интеллигенции.

Они

пропагандируют

народное

творчество, тем самым приобщают слушателей к национальной культуре,

пробуждают чувство гордости за свою Малую Родину, повышают уровень

художественного образования подрастающего поколения. Обучение в школе

искусств показывает ярко выраженное положительное влияние на детей и на

их образовательный уровень в целом. Обучающиеся, занимающиеся в школе

искусств,

более

рационально

планируют

свое

время,

их

успеваемость

значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые

не

имеют

подобной

дополнительной

учебной

работы.

Школа

искусств

заметно

повышает

уровень

общего

культурного

развития

обучающихся,

создает важные предпосылки для их нравственного воспитания.

Занятия в школе искусств также привносят особый творческий импульс,

оживляя

внеклассную

работу

проведением

всевозможных

праздников,

организацией концертов и выставок, созданием музыкальных лекториев и

различных

вокальных

и

инструментальных

коллективов,

участием

в

фестивалях и конкурсах разных уровней.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что система детского

музыкально-эстетического

воспитания

переживает

сейчас

период

интенсивного

совершенствования.

Оно

связано

с

решением

многих

творческих и организационных задач, возникших в результате тех социально-

экономических

изменений

и

преобразований,

которые

происходят

в

настоящее время в нашей стране. Существующие уже сегодня достижения в

области

музыкальной

педагогики

отражают

стремление

музыкантов-

преподавателей к дальнейшему совершенствованию своей деятельности с

целью

более

плодотворного

участия

в

деле

духовного

развития

подрастающего поколения, к нахождению соответствующих духу времени

форм и методов музыкально-эстетического воспитания и обучения.



В раздел образования