Напоминание

Образовательная практика "Чудесный песок"


Автор: Шапорева Марина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: Красноярский край город Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательная практика "Чудесный песок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




М.Б.Шапорева

воспитатель МБДДОУ №27

г.Канск

Образовательная практика

«Чудесный песок»

Стихи

этой

замечательной

песенки

как

нельзя

лучше

отражают

деятельность

наших

детей.

Как

обуздать

кипучую

энергию

и

неуемную

любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить

на многие «почему»?

- Откуда берётся песок?

- Почему он сыпется?

- Почему песок такого цвета?

Эти ставшие уже классическими вопросы так же, как и тысячи других,

дети задают взрослым во все времена.

Как

удовлетворить

детское

любопытство,

причем

сделать

это

не

формально,

а

объяснить

законы

природы

на

доступном

для

детей

элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость

детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого

начала.

Познание

окружающего

мира

основывается

на

самом

близком

для

ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок?

Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный

материал,

состоящий

из

мелких

крупинок,

при

соединении

образует

любимую

детьми

песочную

массу.

Из

которой

можно

лепить

куличики,

строить

тоннели,

выкапывать

ямки

и

просто

рисовать

пальчиком

или

палочкой на песке.

Благодаря опытам с песком, дети сравнивают, сопоставляют, делают

выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость,

любознательность,

удивление

и

даже

восторг

они

испытывают

от

своих

маленьких

и

больших

открытий,

которые

вызывают

у

детей

чувство

удовлетворения от проделанной работы.

Игры-эксперименты

с

песком

это

особенно

актуально

на

современном этапе, так как эксперименты с песком имеют большое значение

и

для

поддержания

психического

здоровья,

развития

познавательных

процессов,

развивают

инициативность,

любознательность,

влияют

на

становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее

отношение к людям и всему живому.

Познавательно-исследовательская

деятельность

детей

дошкольного

возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок

познает окружающий мир.

Исходя

из

выше

сказанного

поставила

перед

собой цель: развитие

познавательных

процессов

детей

дошкольного

возраста

через

игровую

деятельность с песком.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

1. Расширять представление детей о свойствах песка, способах действия с

ним в зависимости от состояния (сухой мокрый).

2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки.

4. Развивать наблюдательность, творческое воображение, мелкую

моторикукистей и пальцеврук, речь.

5. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Наблюдая за играми детей в песочнице, я заметила, что дети проявляют

интерес к экспериментированию с песком.

Мы вместе с детьми решили узнать о разнообразии свойств песка. И

первые эксперименты мы проводили с детьми в песочнице. Я предлагаю

слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок

лепится, почему.

Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь

можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново, ведь песок - это

уникальный природный материал, который таит в себе огромный потенциал

для всестороннего развития ребёнка.

С наступлением осени я подумала: «А почему бы не использовать

песок и в совместной деятельности с детьми в группе?»

За основу своей работы взяла разработки следующих авторов Кузуб Н.

В., Осипук Э. И. «В гостях у песочной феи», Грабенко Т. М Зинкевич-

Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».

Свою

работу

я

решила

начать

с

создания

предметно-развивающей

среды.

В группе создала центр экспериментирования, который пополняется

новыми материалами, в соответствии с возрастными особенностями детей и

их интересами. В содержание центра входит: зона «песка и воды» световой

планшет, мини песочница, разнообразныесосуды, природный и бросовый

материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки,

колбы,

мерные

ложки,

стаканчики,

ситечки,

совочки,

формочки,

разновидности песка, разработала картотеки: опытов, игр и упражнений с

песком. При создании центра экспериментирования учитывала следующие

требования:

безопасность

для

жизни

и

здоровья

детей,

доступность

расположения центра.

Все

мероприятия

проходят

в

группе,

во

второй

половине

дня

с

подгруппой

детей

или

парами,

что

обеспечивает

наибольшую

познавательную

и

творческую

активность

каждого

воспитанника,

возможность

установления

обратной

связи

и

учета

индивидуальных

особенностей

каждого

ребенка

в

том

числе

ребенка

с

диагнозом

ДЦП.

П

рименение этого метода в работе — это отличный способ избавиться от

тревожного

состояния,

напряжения

и

раздражительности.

Ребенок

самостоятельно

включается

в

игровой

процесс,

избавляется

от

чувства

неполноценности или дискомфорта.

В работе с детьми использую методы и приемы:

- словесные: беседы, загадки, объяснение, обсуждение;

- практические: проведение опытов, для определения свойств песка;

- наглядные: наблюдение, рассматривание песка, показ упражнений

рисования на песке.

Технологии:

- информационно-коммуникативная технология;

- технология исследовательской деятельности;

- игровая технология;

- здоровьесберегающая технология.

Первое, с чего мы начали работу с детьми - это обговорили правила

поведения

при

работе

с

песком.

Далее экспериментируя с песком, мы с

детьми

узнали

о

свойствах

песка:

песок

состоит

мелких

песчинок,

при

намокании меняет цвет, сухой песок сыпучий, а мокрый нет; из сухого песка

ничего не лепится, а из мокрого с использованием формочек можно слепить

изображения животных, транспорт и многое другое, при рассматривании

разновидностей песка вспомнили как называется река в нашем городе и есть

ли в ней песок, то есть песок бывает речной и морской. На сухом песке,

оказывается, можно поиграть с пальчиками проговаривая текст (пальчиковая

гимнастика),

рисовать кулаком, ладонью, ребром руки, пальцем используя

игры-упражнения «Прыгают

зайцы»,

«Ползут

змейки»,

«Бегут

жучки-

паучки», «Узоры на песке», «Песочный дождик» «Отпечатки кистей рук».

А

сколько

у

детей

было

радости,

когда

в

нашей

группе

появился

световой

планшет.

Этоне

только

инновационная

технология

но

и

уникальная возможность исследовать свой внутренний и окружающий мир,

позволит

в

любое

время

года

развивать

детскую

любознательность,

творческое

воображение.

На

световом

столе

дети

изображают

свои

творческие фантазии (рисуют домики и поселяют зверушек, печатают следы

и многое другое).

Известно, что ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить

без плодотворного контакта с семьей. Чтобы выявить отношение родителей к

поисково-исследовательской

активности

детей

провела

анкетирование

родителей. По результатам запросов родителей разработала консультации

«Экспериментальная

деятельность

дома»,

«Поэкспериментируем!»,

«Как

помочь маленькому исследователю», «Мокрые опыты» в которых предлагаю

родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и

экспериментов.

Провела

практическую

совместную

экспериментальную

деятельность работы родителей с детьми в форме мастер- класса «Научные

ответы

на

детские

«почемучки». Родители

имели

возможность

провести

эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше

сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.

В

результате

проделанной

работы

дети

начинают

проявлять

любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуется

причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно использовать

свои знания и умения в различных видах деятельности. Что направлено на

целевые

ориентиры федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования.



В раздел образования