Автор: Шапорева Марина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: Красноярский край город Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательная практика "Чудесный песок"
Раздел: дошкольное образование
М.Б.Шапорева
воспитатель МБДДОУ №27
г.Канск
Образовательная практика
«Чудесный песок»
Стихи
этой
замечательной
песенки
как
нельзя
лучше
отражают
деятельность
наших
детей.
Как
обуздать
кипучую
энергию
и
неуемную
любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить
на многие «почему»?
- Откуда берётся песок?
- Почему он сыпется?
- Почему песок такого цвета?
Эти ставшие уже классическими вопросы так же, как и тысячи других,
дети задают взрослым во все времена.
Как
удовлетворить
детское
любопытство,
причем
сделать
это
не
формально,
а
объяснить
законы
природы
на
доступном
для
детей
элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость
детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого
начала.
Познание
окружающего
мира
основывается
на
самом
близком
для
ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок?
Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный
материал,
состоящий
из
мелких
крупинок,
при
соединении
образует
любимую
детьми
песочную
массу.
Из
которой
можно
лепить
куличики,
строить
тоннели,
выкапывать
ямки
и
просто
рисовать
пальчиком
или
палочкой на песке.
Благодаря опытам с песком, дети сравнивают, сопоставляют, делают
выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость,
любознательность,
удивление
и
даже
восторг
они
испытывают
от
своих
маленьких
и
больших
открытий,
которые
вызывают
у
детей
чувство
удовлетворения от проделанной работы.
Игры-эксперименты
с
песком
—
это
особенно
актуально
на
современном этапе, так как эксперименты с песком имеют большое значение
и
для
поддержания
психического
здоровья,
развития
познавательных
процессов,
развивают
инициативность,
любознательность,
влияют
на
становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее
отношение к людям и всему живому.
Познавательно-исследовательская
деятельность
детей
дошкольного
возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок
познает окружающий мир.
Исходя
из
выше
сказанного
поставила
перед
собой цель: развитие
познавательных
процессов
детей
дошкольного
возраста
через
игровую
деятельность с песком.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
1. Расширять представление детей о свойствах песка, способах действия с
ним в зависимости от состояния (сухой мокрый).
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
4. Развивать наблюдательность, творческое воображение, мелкую
моторикукистей и пальцеврук, речь.
5. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Наблюдая за играми детей в песочнице, я заметила, что дети проявляют
интерес к экспериментированию с песком.
Мы вместе с детьми решили узнать о разнообразии свойств песка. И
первые эксперименты мы проводили с детьми в песочнице. Я предлагаю
слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок
лепится, почему.
Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь
можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново, ведь песок - это
уникальный природный материал, который таит в себе огромный потенциал
для всестороннего развития ребёнка.
С наступлением осени я подумала: «А почему бы не использовать
песок и в совместной деятельности с детьми в группе?»
За основу своей работы взяла разработки следующих авторов Кузуб Н.
В., Осипук Э. И. «В гостях у песочной феи», Грабенко Т. М Зинкевич-
Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия».
Свою
работу
я
решила
начать
с
создания
предметно-развивающей
среды.
В группе создала центр экспериментирования, который пополняется
новыми материалами, в соответствии с возрастными особенностями детей и
их интересами. В содержание центра входит: зона «песка и воды» световой
планшет, мини песочница, разнообразныесосуды, природный и бросовый
материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки,
колбы,
мерные
ложки,
стаканчики,
ситечки,
совочки,
формочки,
разновидности песка, разработала картотеки: опытов, игр и упражнений с
песком. При создании центра экспериментирования учитывала следующие
требования:
безопасность
для
жизни
и
здоровья
детей,
доступность
расположения центра.
Все
мероприятия
проходят
в
группе,
во
второй
половине
дня
с
подгруппой
детей
или
парами,
что
обеспечивает
наибольшую
познавательную
и
творческую
активность
каждого
воспитанника,
возможность
установления
обратной
связи
и
учета
индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка
в
том
числе
ребенка
с
диагнозом
ДЦП.
П
рименение этого метода в работе — это отличный способ избавиться от
тревожного
состояния,
напряжения
и
раздражительности.
Ребенок
самостоятельно
включается
в
игровой
процесс,
избавляется
от
чувства
неполноценности или дискомфорта.
В работе с детьми использую методы и приемы:
- словесные: беседы, загадки, объяснение, обсуждение;
- практические: проведение опытов, для определения свойств песка;
- наглядные: наблюдение, рассматривание песка, показ упражнений
рисования на песке.
Технологии:
- информационно-коммуникативная технология;
- технология исследовательской деятельности;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология.
Первое, с чего мы начали работу с детьми - это обговорили правила
поведения
при
работе
с
песком.
Далее экспериментируя с песком, мы с
детьми
узнали
о
свойствах
песка:
песок
состоит
мелких
песчинок,
при
намокании меняет цвет, сухой песок сыпучий, а мокрый нет; из сухого песка
ничего не лепится, а из мокрого с использованием формочек можно слепить
изображения животных, транспорт и многое другое, при рассматривании
разновидностей песка вспомнили как называется река в нашем городе и есть
ли в ней песок, то есть песок бывает речной и морской. На сухом песке,
оказывается, можно поиграть с пальчиками проговаривая текст (пальчиковая
гимнастика),
рисовать кулаком, ладонью, ребром руки, пальцем используя
игры-упражнения «Прыгают
зайцы»,
«Ползут
змейки»,
«Бегут
жучки-
паучки», «Узоры на песке», «Песочный дождик» «Отпечатки кистей рук».
А
сколько
у
детей
было
радости,
когда
в
нашей
группе
появился
световой
планшет.
Этоне
только
инновационная
технология
–
но
и
уникальная возможность исследовать свой внутренний и окружающий мир,
позволит
в
любое
время
года
развивать
детскую
любознательность,
творческое
воображение.
На
световом
столе
дети
изображают
свои
творческие фантазии (рисуют домики и поселяют зверушек, печатают следы
и многое другое).
Известно, что ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить
без плодотворного контакта с семьей. Чтобы выявить отношение родителей к
поисково-исследовательской
активности
детей
провела
анкетирование
родителей. По результатам запросов родителей разработала консультации
«Экспериментальная
деятельность
дома»,
«Поэкспериментируем!»,
«Как
помочь маленькому исследователю», «Мокрые опыты» в которых предлагаю
родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и
экспериментов.
Провела
практическую
совместную
экспериментальную
деятельность работы родителей с детьми в форме мастер- класса «Научные
ответы
на
детские
«почемучки». Родители
имели
возможность
провести
эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше
сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.
В
результате
проделанной
работы
дети
начинают
проявлять
любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно использовать
свои знания и умения в различных видах деятельности. Что направлено на
целевые
ориентиры федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования.