Автор: Никитина Галина Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: «Повышает ли групповая форма работы на уроке интерес обучающихся к изучаемому предмету?»
Раздел: среднее образование
ПЛАН УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ LESSON STUDY
Дата (плана) 24.10.18 Предмет химия Класс 8в Никитина Галина Александровна
Исследовательский вопрос: «Повышает ли групповая форма работы на уроке интерес обучающихся к изучаемому предмету?»
Этапы урока
Исследуемый ученик №1
(Скорик Павел)
Цели урока и критерии успеха:
Определять закономерности
изменения свойств простых
веществ в группах и
подгруппах химических
элементов Периодической
таблицы Д.И. Менделеева;
развитие творческой
активности, инициативы и
самостоятельности.
Исследуемый ученик №2
(Малахова Полина)
Цели урока и критерии успеха :
Определять группы и
подгруппы химических
элементов Периодической
таблицы Д.И.Менделеева в
связи со строением их атомов;
развитие инициативы и
самостоятельности.
Исследуемый ученик №3
(Жаминев Марсель)
Цели урока и критерии успеха:
На основе строения
Периодическойтаблицы
Д.И.Менделеева определять
главные и побочные
подгруппы химческих
элементов; привитие интереса
к химии.
Этап 1 Организационный
момент
Ожидаемое время 3 мин.
Действия и задания учителя
Учитель проверяет готовность
учеников к уроку, определяет
расположение учеников на
уроке
Какие вы
ожидаете
действия,
реакции,
ответы от
учеников?
Наблюдаемая
реакция
Какие вы
ожидаете
действия,
реакции,
ответы от
учеников?
Наблюдаемая
реакция
Какие вы
ожидаете
действия,
реакции,
ответы от
учеников?
Наблюдаемая
реакция
Занимают свои
места в
группах
Готов к
уроку,выбран
звеньевым
1 группы
Занимают свои
места в
группах
Готова к
уроку,
выбрана
звеньевой
2 группы
Занимают свои
места в
группах
Готов к уроку,
выбран
звеньевым
3 группы
Этап 2 Повторение материала.
Определение основной гипотезы
урока
Ожидаемое время 7 мин.
Действия и задания учителя
Есть ли адрес у химических
элементов?
Тема урока :” Группы и
подгруппы Периодической
таблицы Д.И.Менделеева”.
Предполагае
мые ответы :
Положение
каждого
химического
элемента
описывается
определенным
адресом :
номер
элемента-это
заряд ядра его
атома;номер
периода-
количество
энергетических
уровней
элемента,
номер группы
определяет
количество
электронов на
внешнем
уровне
высказывает
свои
предположения
при заполнении
пропущенных
слов в
предложении :
“ Число
энергетических
уровней
определяется
номером…и
равно…
Распределяет
задания между
участниками
группы.
Выходит к
доске
правильно и
самостоятельн
о записывает
электронные
формулы
Предполагаем
ые ответы :
У каждого
химическогоэле
мента есть
заряд ядра ,
атомная маса.
Количество
протонов
соответствуе
т заряду ядра
его
атома,количес
тво нейтронов
определяется
разностью
между
массовым
числом и
количеством
протонов, в
целом атом
электронейтра
лен,так как
количество
положительны
х частиц
( протонов)
равно
количеству
отрицательны
х частиц
( электронов)
Определяет
положение
химического
элемента по
его
электронной
Не сразу
выполняет
роль лидера.
Пишет на
доске
электронную
формулу с
помощью
учителя
Предполагаем
ые ответы :
У химического
элемента есть
порядковый
номер,
атомная
маса,химическ
ий знак
элемента
Вставляет
пропущенные
слова в
предложения:
“ Атом
кремния
содержит в
ядре…..
протонов и
….нейтронов.
Число
электронов на
внешнем
электронном
слое
определяется
номером… и
равно…”.
Определяет
положение
химического
элемента по
его
электронной
Плохо
координирует
работу
группы, долго
вникает в
материал.
Долго
готовится к
написанию
новой темы .
Отвечает с
помощью
группы. Часто
отвлекается,
не
сосредоточен.
формуле : 2е,
8е, 14е,2е.
формуле : 2е,
8е, 12е,2е.
Этап 3 Объяснение нового
материала
Ожидаемое время 15 мин
Действия и задания учителя
Группа –это вертикальный
столбец элементов. В группе
находятся элементы, которые
имеют сходные химические
свойства.. Учитель перечисляет
представителей 1 группы…
Проведение групповой работы
Записывает
электронные
формулы :
алюминия и
атома
скандия,
которые
являются
представителя
ми III группы;
делает выводы
: а) в главные
подгруппы
входят s и p
-элементы , а
в побочные
подгруппы
входят d-
элементы; б)
строение
атома
определяет
свойства
элементов.
Активно
работает , все
задание сделал
Записывает
электронные
формулы :
фосфора и
ванадия (V
группа);
делает выводы
: а) в главные
подгруппы
входят s и p
-элементы , а
в побочные
подгруппы
входят d-
элементы; б)
строение
атома
определяет
свойства
элементов.
Серьезно
работает, не
все
получается,
после
объяснения ,
все сделала.
Записывает
электронные
формулы серы
и хрома ( IV
группа);
делает выводы
: а) в главные
подгруппы
входят s и p
-элементы , а
в побочные
подгруппы
входят d-
элементы; б)
строение
атома
определяет
свойства
элементов.
Активно
работает , не
все успел
сделать
Этап 4 Рефлексия
Ожидаемое время 12 мин
Действия и задания учителя
Групповая работа 2) Назовите
период и группу, в которой
находятся атомы в
Периодической таблице Д.И.
Менделеева.
Опреде
ляет
нахож
дение
элемен
та в
таб
Работает
активно.
Делает
выводы по
изученной
теме.
Определ
яет
нахожд
ение
элемент
а в
таблице
Работает
активно,
выводы
делает с
помощью
группы.
Определ
яет
нахожд
ение
элемент
а в
таблице
Включается в
работу не
сразу, но затем
работает
активно.
Группа
активно
помогает.
Работа в парах: выполнение
теста по электронному
приложению к учебнику
О.С.Габриеляна. Химия 8 класс,
Дрофа.
лице:
1группа
: Cu- IV
период,
I
группа,
побочн
ая
подгруп
па
Rb- V
период,
I
группа,
главная
подгруп
па.
При движении
по группе
сверху вниз:
а)
увеличиваются
заряды
атомных ядер;
б) число
электронов
постоянно;
в)
увеличивается
число
заполняемых
энергетических
уровней;
Активно
работает на
компьюторе,
заполняет
таблицу
самостоятельн
о.
:
2 группа : F -
II период, VII
группа, главная
подгруппа;
Fe- IV период,
VIII группа,
побочная
подгруппа;
В пределах
одной группы
( в главной
подгруппе )
металлические
свойства
усиливаются;
1) у щелочных
металлов на
внешнем
уровне по
1электрону,
что
соответствуе
т номеру
группы.
определяет у
какого
элемента VII
группы, самый
большой
радиус атома.
Выполняет
задание:
« Сколько
Активно
работает на
компьюторе,
заполняет
таблицу
вместе с
товарищем.
:
3 группа: C -
II период,
IVгруппа,
главная
подгруппа;
Al – III период,
III группа,
главная
подгруппа;
В пределах
одной группы
(в главной
подгруппе)
неметаллическ
ие свойства
ослабевают;
определяет
количество
электронов у
элементов II
группы.
Выполняет
задание:
«Сколько
электронов
Активно
работает на
компьюторе,
после
повторного
объяснения.
г)
увеличивается
радиус атома .
Выполняет
задание:
«Какие два
элемента
имеют
одинаковое
число
электронов на
внешнем
уровне?»
1) Be и B
2) O и F
3) B и Al
4) Na и Cl
электронов
находится на
внешнем
электронном
слое у
элемента с
порядковым
номером 16»
находится на
внешнем
электронном
слое атома, в
ядре которого
14протонов?»
Этап 5. Итог урока . Домашнее
задание.
Ожидаемое время 3 мин.
Домашнее задание:
§10, с.61-63,ответить на
вопросы 1,4,с.66.
Какие новые
выводы для
себя сделал?
Периодическая
система
химических
элементов Д.И.
Менделеева –
уникальный
справочник
химика. По
группе можно
предполагать
общие
свойства
элементов .
Записывает.
Делает
выводы
самостоятельн
о и вместе с
группой.
Выводы по
уроку:
Периодическая
таблица Д.И.
Менделеева
содержит
ответы на
многие
вопросы о
строении
атомов.
Записывает.
Делает
выводы.
Выводы по
уроку, чему
научился?
Периодическая
таблица
помогает
ответить на
многие
вопросы о
свойствах
химических
элементов.
Записывает.
Делает
выводы.