Автор: Поставнева Ксения Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №53
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Творческие проекты на уроках технологии.
Тема: Метод творческих проектов
Раздел: среднее образование
Творческие проекты на уроках технологии.
В программы образовательной области «Технология» введен блок –
модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию
проектной деятельностью обучающихся.
Систематическое использование метода проектов в школьном образовании
позволяет развивать познавательные умения учащихся, то есть умения
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве. Проектная деятельность один из немногих
видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания
в реальный жизненный, и даже житейский опыт учащихся, сохраняя знания и
умения, полученные на таких уроках в копилку сформированных навыков, и
в будущем помогая легко решать подобные проблемы. В современной
педагогике метод проектов используется не вместо систематического
предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Основная цель технологии проектной деятельности-самореализация и
социализация всесторонне развитой и конкурентоспособной личности.
Что же такое школьный проект? В педагогической литературе
приводятся следующие определения.
Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед),
реалистичный замысел, план о желаемом будущем;
Проектная деятельность в сравнении с традиционными методами
преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд
условных этапов:
Поисково – исследовательский (проектировочный).
Технологический (этап реализации проекта).
Заключительный (презентация и практическое использование
изделия).
Классификация учебных проектов:
1.
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые
(внутриклассные, внутришкольные, региональные. межрегиональные,
международные).
2.
По продолжительности: мини-проекты (урок или менее урока);
краткосрочные (4-6 уроков); недельные (проектная неделя); годичные (во
внеурочное время).
3.
По предметно-содержательной части: монопроекты (один
предмет), межпредметные (разные области знаний, во внеурочное время).
4.
По содержанию:
-практико-ориентированный (решение практических задач заказчика проекта
- учебные пособия, макеты, инструкции, памятки);
-исследовательский (доказательство или опровержение гипотезы);
-информационный (сбор информации о каком-либо объекте - статистика,
результаты опросов);
-творческий (привлечение интереса публики к проблеме - литературные
произведения, произведения ДПИ, изобразительного искусства,
видеофильмы);
-игровой или ролевой (предоставление публике опыта участия в решении
проблемы - мероприятие, игра, экскурсия и др.)
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать
что-то
интересное
самостоятельно,
в
группе
или
самому,
максимально
используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство,
позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности
по
нахождению
способа
решения
проблемы
путем
выдвижения
задач,
вытекающих
из
этой
проблемы
при
рассмотрении
ее
в
определенной
ситуации.
В
настоящий
момент
образовательная
область
«Технология»
предусматривает целый модуль «Основы проектирования» как обязательный
элемент и выделяет на выполнение проектов до 20-25% учебного времени, а
для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт
внеурочного.
Проектный
метод
обучения
является
приоритетным
в
формировании
универсальных
учебных
действий
учащихся
в
контексте
ФГОС
второго
поколения.
Одной
из
составляющих
Всероссийской
олимпиады
школьников
по
технологии
является
защита
проектной
деятельности, где учащиеся демонстрируют свое мастерство не только в
разработке и оформлении проекта, но и показывают разнообразные техники и
технологии, применяемые ими в изготовлении изделий. Экспериментальная
проверка использования метода проектов в технологическом образовании
школьников показала:
1.
Значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
2.
Школьники
всех
возрастов
с
удовольствием
включаются
в
исследовательскую деятельность;
3.
Учащиеся
видят
социальную
и
личную
значимость
предметно-
преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к
повышению мотивации труда;
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным
звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю
значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал,
разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу
школьников.