Напоминание

Метод творческих проектов


Автор: Поставнева Ксения Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №53
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Творческие проекты на уроках технологии.
Тема: Метод творческих проектов
Раздел: среднее образование





Назад




Творческие проекты на уроках технологии.

В программы образовательной области «Технология» введен блок –

модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию

проектной деятельностью обучающихся.

Систематическое использование метода проектов в школьном образовании

позволяет развивать познавательные умения учащихся, то есть умения

самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в

информационном пространстве. Проектная деятельность один из немногих

видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания

в реальный жизненный, и даже житейский опыт учащихся, сохраняя знания и

умения, полученные на таких уроках в копилку сформированных навыков, и

в будущем помогая легко решать подобные проблемы. В современной

педагогике метод проектов используется не вместо систематического

предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Основная цель технологии проектной деятельности-самореализация и

социализация всесторонне развитой и конкурентоспособной личности.

Что же такое школьный проект? В педагогической литературе

приводятся следующие определения.

Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед),

реалистичный замысел, план о желаемом будущем;

Проектная деятельность в сравнении с традиционными методами

преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд

условных этапов:

Поисково – исследовательский (проектировочный).

Технологический (этап реализации проекта).

Заключительный (презентация и практическое использование

изделия).

Классификация учебных проектов:

1.

По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые

(внутриклассные, внутришкольные, региональные. межрегиональные,

международные).

2.

По продолжительности: мини-проекты (урок или менее урока);

краткосрочные (4-6 уроков); недельные (проектная неделя); годичные (во

внеурочное время).

3.

По предметно-содержательной части: монопроекты (один

предмет), межпредметные (разные области знаний, во внеурочное время).

4.

По содержанию:

-практико-ориентированный (решение практических задач заказчика проекта

- учебные пособия, макеты, инструкции, памятки);

-исследовательский (доказательство или опровержение гипотезы);

-информационный (сбор информации о каком-либо объекте - статистика,

результаты опросов);

-творческий (привлечение интереса публики к проблеме - литературные

произведения, произведения ДПИ, изобразительного искусства,

видеофильмы);

-игровой или ролевой (предоставление публике опыта участия в решении

проблемы - мероприятие, игра, экскурсия и др.)

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать

что-то

интересное

самостоятельно,

в

группе

или

самому,

максимально

используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать

публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство,

позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности

по

нахождению

способа

решения

проблемы

путем

выдвижения

задач,

вытекающих

из

этой

проблемы

при

рассмотрении

ее

в

определенной

ситуации.

В

настоящий

момент

образовательная

область

«Технология»

предусматривает целый модуль «Основы проектирования» как обязательный

элемент и выделяет на выполнение проектов до 20-25% учебного времени, а

для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт

внеурочного.

Проектный

метод

обучения

является

приоритетным

в

формировании

универсальных

учебных

действий

учащихся

в

контексте

ФГОС

второго

поколения.

Одной

из

составляющих

Всероссийской

олимпиады

школьников

по

технологии

является

защита

проектной

деятельности, где учащиеся демонстрируют свое мастерство не только в

разработке и оформлении проекта, но и показывают разнообразные техники и

технологии, применяемые ими в изготовлении изделий. Экспериментальная

проверка использования метода проектов в технологическом образовании

школьников показала:

1.

Значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;

2.

Школьники

всех

возрастов

с

удовольствием

включаются

в

исследовательскую деятельность;

3.

Учащиеся

видят

социальную

и

личную

значимость

предметно-

преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к

повышению мотивации труда;

Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным

звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю

значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал,

разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу

школьников.



В раздел образования