Автор: Рындина Галина Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МОУ СОШ п. Кушумский в с. Верхний Кушум
Населённый пункт: с. Верхний Кушум
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Тема: А.Н.Апухтин «Проселок»
Раздел: начальное образование
Филиал МОУ « СОШ п.Кушумский в с.Верхний Кушум Ершовского района
Саратовской области»
Урок литературного чтения в 4 классе по
теме:
А.Н.Апухтин «Проселок»
Провела
учитель начальных классов
Рындина Галина Валентиновна
Урок литературного чтения
Стихотворение «Проселок» Апухтин А.Н.
Цель:
Познакомить с творчеством Апухтина А.Н.
Способствовать полноценному восприятию стихотворения
Формировать систему читательских умений, особое внимание уделив
умению видеть композицию стихотворения, сопоставляя
художественные образы
Совершенствовать навык чтения, обучать выразительному чтению
Прививать любовь к природе
I.
Организационный момент
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь
друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы
спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко
вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость,
беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего
утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего
настроения и бережного от ношения друг к другу.
II.
Подготовка к первичному восприятию
- Любите ли вы путешествовать? С чего начинается любое путешествие? Для
тех, кто затрудняется ответить на этот вопрос, я предлагаю вспомнить слова
из веселой детской песенки:
У дороги есть начало,
А конца дороги нет.
Мы прошли дорог не мало,
Но огромен белый свет.
- Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие по дорожке,
которую описал в своем стихотворении русский поэт А.Н. Апухин.
Биография
- Алексей Николаевич Апухтин родился в 1840г. в Орловской губернии.
Впервые напечатали произведение Апухтина, когда мальчику было 14 лет.
Грустные стихотворения поэта долго не печатали, но их переписывали от
руки. На слова некоторых произведений Петр Ильич Чайковский написал
романсы.
Лексическая работа
- Что такое проселок? (Толковый словарь поясняет: грунтовая дорога между
небольшими населенными пунктами).
Плотина - сооружение, преграждающее реку для подъема уровня воды.
Серп - ручное орудие в виде изогнутого полукруглого ножа для срезывания
хлебных злаков.
Ракита - кустарник(рода ивы)
Верста - русская мера длины(= 1,06км)
Прихотливый - капризный
III.
Первичное восприятие. Чтение учителем
Проверка первых восприятий
- Какое настроение автора вы почувствовали?
- Попробуйте представить и описать, откуда ведёт наблюдение автор?
- Как вы себе представляете большую дорогу?
IV.
Постановка учебной задачи
- Нам сегодня предстоит разобраться, почему это стихотворение называется
«Проселок». Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, перечитайте
стихотворение еще раз.
V.
Физминутка
VI.
Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение учащихся текста.
VII.
Анализ
- В какое время года путешествует поэт? Докажите.
- В какое время суток? Подтвердите словами текста.
- Красоту стихотворения передают особые слова, выражения, которые
употребляются поэтом . К ним мы сейчас и обратимся.
- Какие языковые средства используют поэты.
На экране: эпитеты, сравнения, олицетворения.
- Найдите эпитеты, использованные автором при изображении природы(небо
румяное, скошенное сено, запах благовонный, море золотое).
- При описании деревеньки.(сломанные крыши, бедная картина, дикие
вопли.)
-Сопоставьте эти эпитеты; подумайте, что Апухтин положил в идею
стихотворения.
- Найдите эпитеты, характеризующие дорожку.
- Но в этом стихотворении говорится и о большой дороге.
Давайте прочитаем эти фрагменты.
- Зачем автору понадобилось дважды упомянуть о большой дороге?
(Большая дорога противопоставляется маленькой дорожке. Смысл этого-
подчеркнуть красоту, живописность, особую теплоту авторского отношения к
просёлочной дорожке.)
- Выпишем слова, которые подчеркивают контраст дороги и дорожки.
Дорога
Дорожка
Большая, стоят ракиты по порядку,
чинно;
Обозы вереницей длинной;
Впереди - застава, сзади-пыль да
версты
Узкая, кривая
- Попробуем сравнить эти поэтические образы. Чем они отличаются друг от
друга?
1. Дорога большая, она как бы ограничена: «впереди-застава, сзади-пыль да
версты. Дорожка, хоть и маленькая, узкая, но она бесконечна. Она связывает
своей сетью всю Россию.
2.Большая дорога однообразна, а маленькая дорожка напротив, разнообразна.
Она вьется, петляет, напоминает узорную ленту.
3.Дорога неподвижна. А дорожка находится в постоянном движении и
изменении.
- Перечитаем последний абзац.
Скажите, можно ли его опустить, отбросить? Почему вы так думаете?
(Нельзя. В таком случае стихотворение заканчивалось бы «смертью»
дорожки.
«Там ты и заглохнешь, русская тропинка!» А последний абзац звучит весело,
игриво. Там тропинка встречается с дорогой, но не умирает, а неожиданно
ответвляется от нее вправо и опять бежит «лентою узорной».
- Прочитайте внимательно всё стихотворение еще раз. Какие строчки
повторяются в начале и в конце? Подумайте, зачем автор использует
повторение?
(По Руси великой, без конца, без края. Тянется дорожка, узкая, красивая..»
Такое повторение как бы подчеркивает бесконечность дорожки.)
- Почему стихотворение называется «Просёлок»?
(В словаре В.И. Даля дается толкование этого слова. Расстояние и путь между
селеньями, в стороне от городов, от больших дорог)
VIII.
Обобщение.
- Почему автор решил изобразить не столбовую дорогу, а просёлочную,
соединяющую между собой малые деревеньки, проходящую через леса,
реки, нивы?