Напоминание

"Метод цветных струн для обучения юных скрипачей"


Автор: Акимова Елена Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" Зубцовского района Тверской области
Населённый пункт: город Зубцов
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Метод цветных струн для обучения юных скрипачей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств" Зубцовского района Тверской области

Методическое сообщение

«Метод Цветных Струн для обучения юных скрипачей»

Выполнила: преподаватель

Е.Ю. Акимова

Зубцов

Метод

Цветных

Струн

(т.е.

окрашивание

нот

на

разных

струнах

в

определенные цвета) был большим европейским «секретом». Однако он быстро

распространился

среди

скрипичных

педагогов

в

США.

В

университете

штата

Индиана, на конкурсе скрипачей им. Королевы Елизаветы, на нескольких конкурсах

им. Я. Сибелиуса и в других местах студенты, обучающиеся по Цветному методу,

обратили на себя внимание своим прекрасным тоном, безупречной интонацией и

необычайно

выразительным

исполнением.

Что

это

за

удивительный

метод,

постоянно формирующий столь замечательных юных исполнителей?

2

Если говорить коротко, этот метод обучения детей до 8 лет игре на скрипке по

нотам и по слуху в соответствии с их возрастом. Этот метод может во многом

помочь скрипачам-педагогам.

Основные положения

Раньше обучения игре на скрипке, раньше изучения музыки мы воспитываем

ребенка. Главная цель этих уроков – воспитание детского сознания. Эта задача

сочетается с развитием дисциплины поведения и внутреннего порядка.

Основные

первоначальные

усилия

педагога

направлены

на

создание

доброжелательной

окружающей

среды,

в

которой

ребенок

освобождается

от

соревновательного

стресса

с

другими

учениками,

от

отрицательной

критики

и

сарказма, что помогает юному скрипачу достичь высшего уровня исполнения в

пределах своих способностей. Через игровую форму дети приучаются получать

удовольствии, работать старательно, как обычно бывает, когда они делают что-то с

большим желанием; тем самым воспитывается внутренняя дисциплина.

Все задания должны имеет, с одной стороны, дальнюю перспективу развития,

а с другой, быть доступными и преодолимыми от урока к уроку, что дает ученику

уверенность в себе и удовлетворение от занятий. Одна из идей Метода Цветных

Струн

обучение

ребенка

не

должно

быть

принудительным,

иначе

оно

не

эффективно и мешает гармоничному развитию личности, поэтому очень важно

добиться, чтобы желание работать старательно исходило от самого ребенка. Целью

каждого урока должно быть познание музыки через исполнение на скрипке. Если

случится, что ребенок больше не будет играть на скрипке, у него все же что – то

останется в памяти, кроме движения смычка и пальцевой техники. Суть музыки –

это

эмоции,

а

не

техническая

виртуозность.

Известно

много

случаев,

когда

скрипичная техника опережает музыкальное развитие.

Уроки Цветных струн помогают воспитать думающих музыкантов, озаряют их

способностью читать ноты с листа, музыкально интонировать и понимать форму

произведения.

Педагогические принципы

В каждый урок следует включать 4 взаимосвязанных аспекта, охватывающих

личность ребенка:

3

1.

развитие

умственных

способностей,

умение

творчески

применять

музыкальные знания;

2.

развитие

эмоциональной

отзывчивости

на

музыку,

что

необходимо

для

исполнения музыки от сердца;

3.

развитие внутреннего слуха;

4.

развитие

техники

таким

образом,

чтобы

пальцы,

кисти,

руки

и

тело

исполняли музыкальные пассажи бегло.

В развитии этих направлений следует всегда сохранять равновесие: если на

одном уроке уделено внимание больше одному аспекту, то на другом занятие следует

больше времени потратить на другую задачу. Как и в большинстве скрипичных

руководств

для

юных

музыкантов,

родителям

рекомендуется

участвовать

в

домашних

занятиях

и

посещать

уроки.

Во

время

урока

родитель

сидит

около

учителя

и

запоминает,

как

руководить

домашними

занятиями

ребенка.

Нет

необходимости, чтобы родители действительно умели играть на инструменте.

Развитие умственных способностей

Умственные

способности

учеников

развиваются

при

усвоении

нового

музыкального материала в процессе сочинения и импровизации, которыми они

занимаются

в

игровой

форме.

В

дальнейшем,

развитие

интеллекта

ребенка

продолжается через чтение нот, которое дается в простейшей форме с первого урока.

Если ребенок только подражает действиям учителя, то позднее появятся проблемы,

которых модно избежать, вовлекая детский ум в нотное чтение. Из этого ясно, что

чтение

нот,

направленное

на

соединение

музыкальных

символов

со

звуками,

которые

они

представляют,

предпочтительнее,

чем

беззвучные

пальцевые

упражнения. Внутренний слух и чтение неразделимы! Музыкант, который видит

написанную мелодию, но не может услышать ее внутренним слухом, не является

грамотным

музыкантом,

также,

как

видящий

книгу,

но

непонимающий

смысла

написанного, неграмотен в языке. В этом смысле музыкальное чтение есть одна из

форм развития слуха. При этом также следует требовать исключительной точности

интонации даже от начинающих учеников. Малейшее нарушение интонации педагог

корректирует в одних случаях сам, а в других – направляя внимание ученика.

Слышание ритмического и мелодического содержания музыки подготавливает через

4

изучение детских народных песенок. Творчество воспитывается на каждом уровне

способностей. Дети поощряются в придумывании музыкальных игр. Они также

должны уметь записать их собственные пьесы для исполнения. Таким образом,

музыкальная

теория

и

музицирование

преподаются

наряду

со

скрипичным

исполнительством.

Развитие эмоциональной отзывчивости

С самого первого урока, содержащего простые ритмические упражнения и

игру на открытых струнных, учитель помогает ученику играть выразительно, с

использованием

ускорений,

замедлений

и

динамического

изменений.

Дети

поощряются в экспериментах с их собственной интерпретацией. Большая часть

урочного

времени

отводится

на

развитие

динамических

контрастов,

темповых

изменений и других приемов техники и выразительности игры. Поскольку каждое

упрочение

имеет

смысл,

оно

должно

быть

проинтонировано

музыкально.

Хотя

музыкальный

материал

упрощен

в

соответствии

с

возможностями

детей,

педагогика Цветных Струн не включает ничего. Что ненаполнено музыкальным

смыслом для юных музыкантов.

Развитие слуха

С

самых

первых

уроков

педагог

ставит

ноты

на

пульт

перед

учеником.

Посредством чтения нот с самого начала обучения на скрипке ребенок воспринимает

музыку

через

слуховые

и

зрительные

ощущения

более

глубоко

и

развивает

способность слышать написанную музыку внутренним слухом. Внутренний слух

развивается

через

пение,

транспонирование

знакомых

пьес

от

разных

тоник

и

исполнение различных игр. Продолжительность первых пьес обычно 4-8 тактов,

постепенно увеличивается в соответствии со способностью ребенка охватить форму

пьесы в развитии. Все музыкальные примеры, включающие исполнение щипком,

играются

с

различной

скоростью,

указанной

учителем

(голосом,

руками,

или

возможно,

легким

похлопыванием

по

плечу

ребенка).

Следующая

ступень,

это

исполнение щипком ритмического аккомпанемента, устно указанного педагогом к

знакомым пьесами, наконец, ребенок двигается в том же ритме, в котором играет

5

пьесу по принципу слухового метода Далькроза. Развитие внутреннего ритма также

важно, как и развитие внутреннего звуковысотного слуха.

Развитие скрипичной техники

При изучении первых пьес используется только интервал целого тона: до-ре.

Эти песни дети пели много раз, и звучание интервала очень хорошо ложится на их

слух. Они исполняются на открытой струне с использованием первого пальца, но

позднее

могут

быть

транспонированы

и

исполняться

1-2-ым,2-3им,3-4-ыми,

наконец, 4-ым и 1-ым (расположенным на вышележащей струне). Пьесы, которые не

требуют открытой струны, могут быть транспонированы и исполняться с любого

места

на грифе для подготовки скрипача для игры в высоких позициях Для

начинающих

скрипачей

эти

упражнения

выглядят

как

игра

в

путешествие

с

выбранной пьесой по грифу. Играя пьесы по слуху в любом месте скрипки, ученики

получают

ощущение

интервальных

соотношений

по

всему

грифу,

которые

определяют способность владеть грифом. Играя такие пьесы по всему грифу, можно

избежать страха перед высокими позициями.

Различные пальцевые упражнения изучаются на ранней стадии как пьесы,

транспонируемые обязательно разными пальцами от тоники. Таким образом, рука

не задерживается на полутоне между вторым и третьим пальцами, что является

ошибкой в других методах. Юные дети слышат только различную высоту. Поэтому

ученики

выучивают

пьесы

скорее

согласно

правильному

соотношению

между

звучащими нотами, чем расстоянием между пальцами. Когда дети становятся старше

и их музыкальное слышание более развито, пальцевые упражнения могут быть

более полезными. Пьесы на одной струне

задаются на дом до тех пор, пока

родители ученика не смогут самостоятельно настроить скрипку. Это необходимо для

тренировки точной интонации, так как смена струна расстроенном инструменте

нарушает тональный строй и ощущение пальцами вдоль струны. Движение смычка

на ранних пьесах желательней плавные, чем прерывистые и исполняются длинными

штрихами, использую от половины до трех четвертей длины смычка. В начальной

стадии

обучения

быстрые

и

медленные

движения

смычка

используются

для

исполнения длинных и коротких нот. Особое значение всегда придается красивому,

6

певучему

звуку.

Слишком

короткие

отрывистые

штрихи

приводят

к

зажатости

правой руки.

Основной материал

Первая

книга

для

юных

скрипачей

использует

большие

печатные

буквы,

представляя скрипичные струны в разных цветах: на струне соль ноты окрашены в

зеленый цвет, на ре – в красный. На ля – в голубой, на ми – желтый. В начальных

книгах эти цвета используются для нотной записи всех звуков на каждой струне.

Цветная подсказка для нот постепенно заменяется обычной черно-белой нотацией.

Использование цветов для скрипичных струн, оригинальное в этом методе,

предполагается для маленьких детей до 8лет и только на которткий период. Этот

метод не предназначен для использования вместо обычного написания нот, но как

помощь тем детям, у которых еще не развилась способность читать ноты и слышать

их внутренним слухом. Ребенок, который начал обучаться

с четырех лет, сумеет

читать (в буквальном смысле этого слова)обычную нотную запись к шести годам.

Выучив названия нот, дети скорее, чем при сольмизации привыкают к пению нот по

абсолютной высоте. Метод Цветных Струн для старших учеников.

Цветные струны состоят из 14 небольших книжек, которые содержат около 80

песенок, каждая из которых концентрирует внимание на каком-нибудь ритмическом

или

методическом

элементе.

Эти

детсадовские

песенки

используются

с

аудиокассетами, на которые записаны песни , иллюстрирующие содержание уроков.

Часто дети начинают слушать и прорабатывать песенный материал прежде,

чем

начинаются

их

первые

уроки

на

инструменте.

Изучение

основного

музыкального материала подкрепляется нетрудными упражнениями, собранными в

учебном пособи. С помощью этих упражнений дети знакомятся с ритмической

пульсацией, звучанием различных мелодических интервалов и гамм. Когда приходит

время играть пьесы, в которых встречаются целые тона, терции, четвертные ноты,

половинные и т.п. дети уже это слышали, записывали и пропевали много раз, и,

вероятно, могут определить их на слух, назвать и прочесть их с листа.

Благодаря этому пособию дети получают очень небольшие домашние задания

с первых шагов обучения. Эти задания очень занимательны и могут быть выполнены

совместно с родителями. Радость ощущения, которые ребенок получает от первых

7

уроков, очень важны для формирования устойчивого интереса к занятиям музыки в

дальнейшем.

Продвижение в обучении

Начиная с первых пьес, в которых используется интервал до-ре, дети вскоре

переходят к знакомым им песням, в которых уже используется три ноты до-ре-ми.

Затем добавляется фа-соль, и дальше постепенно прибавляются степени до полной

диатонической

и

натуральной

мажорной

гаммы.

С

этого

момента

начинаю

использоваться три сборника ГАММ. Эти книжки были вызваны необходимостью

научить искусству чтения нот для игры в ансамбле тех детей, которые раньше

обучались по системе Сузуки, не требующей от ученика умения играть по нотам.

Через

эти

книжки

дети

узнают

абсолютное

название

нот,

однооктавные

мажорные

и

натуральные

минорные

гаммы

во

всех

тональностях,

затем

двухоктавные мажорные и мелодические минорные гаммы и арпеджио. В книжке

включены три сборника Сонат для скрипки и фортепиано, задуманных подкрепить

навык чтение нот по абсолютной высоте и слышание интервалов. После окончания

сборников ГАММ ученики могут читать ноты по абсолютной высоте, случайные

знаки и исполнять различные ритмические образцы, используя целые, половинные,

четвертные, ноты с точкой

и соответствующие паузы. Они способны сохранять

устойчивый ритм, участвовать в ансамбле, чисто петь мелодии; транспонировать,

играть с аккуратной интонацией

по всему грифу с элементарными переходами,

играть

по

слуху,

использовать

различную

скорость

и

распределение

смычка,

исполнять

легато

и

начальное

спиккато,

играть

очень

выразительно

с

фразировочными и динамическими контрастами. Обучение по Методу Цветных

Струн занимает приблизительно 2 или 3 года, после чего ученики подготовлены

продолжить занятия по другим методикам.

Дополнительные материалы

Ансамблевая игра очень важная часть педагогики Цветных Струн. Известные

композиторы, как Ласло Росса и Елка Куусисто сделали богатое и восхитительное

переложение

песен

репертуара

детского

сада.

Эти

ансамблевые

пьесы

хорошо

приспособлены

к

различному

уровню

одаренности

детей

и

показывают

основательное

знание

характерных

проблем,

неожиданно

встречающихся

при

8

изучении

игры

на

скрипке.

Некоторые

из

этих

переложений

самые

маленькие

ученики исполняют как солисты в сопровождении аккомпанемента старших ребят,

владеющих нотным чтением. Имеется также сборник пьес, включающий простую

третью партию скрипки для детей со средними музыкальными способностями.



В раздел образования