Автор: Ахметгараева Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад № 1"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: «Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 1 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
455038, г. Магнитогорск, проспект Карла Маркса, дом 164, корпус 4
Телефон: 8(3519) 41-19-11
Статья на тему:
«
Проектный метод в духовно-
нравственном воспитании дошкольников.»
Подготовила: воспитатель Ахметгараева И.А.
Магнитогорск,2020
«Проектный метод в духовно-нравственном воспитании
дошкольников.»
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад № 1 города Магнитогорска,
Ахметгараева И.А.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда
была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование
ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое,
гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства
долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных
придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Почему мы отдаём предпочтение проектному методу?
На сегодняшний день особое место в дошкольном образовании занимает
проектирование. В современной педагогике метод проекта используется
наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы
продуктивного образования. Проект позволяет выделить главные знания:
история, литература, естествознание, мораль, этика, т. е. гуманитарные науки,
которые дают «человеческое» образование. Проектный метод предполагает
подачу материала в определенной последовательности, в системе. Это
является гарантией того, что ребенок прочно и надолго запомнил, «принял» в
себя навечно. Кроме того, материал подается частично или полностью
интегрированный, что позволяет расширить его объем, не создавая при этом
дополнительной нагрузки на ребёнка.
Темы проектов, решающих задачи духовно-нравственного воспитания в
нашем учреждении разнообразны. Так, например, наши воспитанники
совместно с родителями приняли активное участие в реализации проекта:
«Покормите птиц зимой».
Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства,
которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно
это можно получить, когда педагог организует условия для развития
становления творческого самовыражения дошкольников, их личностных
потребностей через метод проектов.
Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном
образовательном учреждении – это проявление по отношению к детям любви,
ласки; применение ласковых слов, положительной оценки за каждое
проявление доброжелательности к людям. Это личный пример взрослого при
обучении способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего,
поблагодарить, попрощаться, поздороваться). Для формирования
нравственности у детей можно рекомендовать игры, беседы, чтение
художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники
на темы дружбы и товарищества. Все эти методы можно применить в
проектной деятельности. В ходе реализации метода проектов дети учатся: в
танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их детский
коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг
другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить
взаимовыручку.
Духовно – нравственное воспитание дошкольников реализуется в разных
формах организации образовательного процесса:
организованной образовательной деятельности (ООД);
режимных моментах;
самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при
сотрудничестве с семьей;
занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами),
элементов теории решения изобретательских задач, проблемных
ситуаций;
использование развивающих технологий и методик — проектирования,
экспериментирования;
Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышлении
(наглядно действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные,
игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения),
доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном
возрасте эмоциональность.
Особое внимание при выполнении проекта уделяется взаимодействию с
семьей, т.к. именно в семье ребенок осваивает духовно- нравственные нормы
и ценности, правила и образцы поведения, обретает духовно- нравственный
опыт. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является
ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя
его замыслу и наблюдая за полноценной реализацией проекта. В проектной
деятельности наблюдается процесс выбора мировоззренческих ориентиров и
нравственно-оценочных критериев в конкретной семье и соответственно
процесс формирования духовно-нравственных качеств.
Принято выделять три типа проектов: творческий (развитие
сенсорноперцептивной сферы: ощущения, восприятии, воображения),
исследовательский (развитие мышления, речи и воображения) и нормативный
развитие речи, мышления и памяти).
Метод проектов как основное средство духовно - нравственного воспитания
детей позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки
сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной
деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Подводя итог, хочется сказать, что рассмотрев выше представленные
возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и
педагогического коллектива детского сада гуманного отношения к людям и к
природе, коллективизма, начала гражданственности и патриотизма, можно
сделать вывод: что он является эффективным средством нравственного
воспитания. А также через проектный метод создаются условия для
проявления детьми этих нравственных качеств.