Напоминание

"Организация предметно - пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Сидоренко Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: город Когалым ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Организация предметно - пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма

"Колокольчик"

Статья из опыта работы

«Организация предметно-пространственной среды в

соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила:

воспитатель

Сидоренко Т.Н.

Когалым 2020 г.

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого

эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее

важных для его развития сферах жизни.

Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном образовательном

учреждении

является

одним

из

важнейших

критериев

оценки

качества

образования.

Следовательно, при создании развивающей среды очень важно учитывать особенности

каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой

состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда

способна

оказывать

активирующее

влияние

на

деятельность,

способствовать

самообучению,

стимулировать

становление

ребёнка

как

субъекта

разных

видов

деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.

Мою группу №1 «Зайчата» посещают дети младшего дошкольного возраста. При

организации предметно-пространственной развивающей среды я следовала главной цели:

сконструировать

многоуровневую

многофункциональную

предметно

развивающую

среду

для

осуществления

процесса

развития

творческой

личности

воспитанника

на

каждом

из

этапов

его

развития

в

дошкольном

учреждении.

Развивающая

предметно-

пространственная среда в моей группе обладает свойствами открытой системы, выполняет

образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции и создана с

учетом

основных

критериев:

насыщенность

среды,

транс формируемо сть,

полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Создавая предметно-развивающую среду, я учитывала требования ФГОС ДО,

отображая

её

во

всех

центрах

группы.

Старалась

сделать

ее

разнообразной,

яркой,

информативно

богатой,

создать

эмоционально

положительную

атмосферу

в

группе,

обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Предметно-пространственная

среда спроектирована в соответствии с образовательной программой «От рождения до

школы» под ред. М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы реализуемой в ДОУ (созданы условия

реализации

образовательных

областей:

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное

развитие,

речевое

развитие,

физическое

развитие,

художественно-

эстетическое развитие).

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр

природы».

Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка»,

«Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр творчества».

Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки»,

«Центр театра», «Центр игры».

«Театр начинается с вешалки», а наша предметно-развивающая среда начинается уже с

приемной,

где

мы

встречаем

наших

малышей.

Яркое

улыбающееся

солнышко,

расположенное на стене, поднимает настроение. Мягкий яркий диванчик, на котором

можно

не

только

посидеть,

но

и

полежать,

создает

уютную

атмосферу.

Здесь

располагаются

индивидуальные

шкафчики.

На

них

написаны

ласковые

имена

детей,

которыми родители называют их дома. В приемной нашли свое место разнообразные

информационные уголки для родителей, а также доска-экспозиция для поделок и рисунков

ребят.

Спокойная зона:

«Центр познания (познавательно-исследовательской деятельности)»

В младшей группе экспериментирование ведётся в основном в играх-занятиях, которые

содержат как исследовательский, так и игровой компоненты и осуществляют постепенный

переход от игр-забав к учебно-познавательной деятельности – они бесценны для развития

такого замечательного качества, как наблюдательность. Центр познания расположен таким

образом, чтобы свет на рабочие столы падал с левой стороны. Удобно расставленные

столы,

учебная

магнитная

доска

полифункциональное

трансформируемое

рабочее

пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для

занятий

продуктивной

деятельностью),

во-вторых

«Лаборатория»

(для

занятий

познавательно-исследовательской деятельностью) и в-третьих — место для свободной

деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного

изменения рабочего пространства – и по конфигурации, и по объему – открывается за счет

разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки

для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Мебель соответствует

росту детей. Столы мобильные, нет острых углов, а значит, такая мебель безопасна для

детей. Главными и любимыми героями этого центра являются герои образовательной

программы – различные сказочные персонажи и животные. С ними дети отправляются в

путешествия – познания, преодолевая все трудности на пути.

«Уголок уединения»

Уголок уединения в группе организуется по ряду причин. Во-первых, ребёнку

необходимо своё личное пространство, где он может остаться со своими мыслями, снять

возбуждение, успокоиться, настроиться эмоционально, отдохнуть и с новыми силами

познавать

окружающий

мир.

В

уголке

уединения

размещены

фотоальбомы

с

фотографиями

членов

семьи

ребёнка,

также

книги,

содержание

которых

определено

возрастом детей.

«Центр книги»

Подборку книг в «Центре книги» делаю по мере изучения тех, или иных произведений.

Знакомя

с

писателями,

выставляю

портреты

писателей,

организую

выставки

его

произведений. В связи с этим тесно сотрудничаю с детской библиотекой и родителями. За

последнее время приобретено много полезной литературы, энциклопедий для маленьких

дошкольников.

«Центр природы»

Наш природный центр служит не только украшением группы, но и местом для

саморазвития дошкольников. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом

детей,

размещены

так,

чтобы

детям

вместе

с

воспитателем

было

удобно

за

ними

ухаживать.

Имеется

всё

необходимое

оборудование:

лейки,

палочки

для

рыхления,

ведерки, совочки, лопатки, пульверизаторы. В уголке расположен календарь природы,

настольные игры, содержание которых соответствуют природной теме, а также детская

художественная литература с красочными, доступными иллюстрациями. В центре во время

игровой деятельности размещается чудное дерево с объемными экспонатами насекомых,

птиц и подземными обитателями, что дает возможность заинтересовать детей природными

явлениями.

Зона средней интенсивности:

«Центр конструирования (конструктивной деятельности)»

В центре «Конструирование» кроме традиционного материала для строительных игр

(большой

пластмассовый

конструктор,

пирамидки,

кубики,

схемы

простых

построек

(мебель, дорожка, заборчик, машина, домик) есть и нестандартный — это обычные губки

для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они

легкие,

устойчивые,

имеют

различную

форму).

Рядом

расположены

мягкие

модули,

которые легко переносятся в любую часть группы, дети с большим удовольствием строят

из него машину, кораблик и др. Содержимое строительного центра позволяет организовать

конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть

строительство на ковре, либо на столе. Для поддержания постоянного интереса детей к

игровому

материалу

размещаю

его

в

различных

местах

групповой

комнаты

рядом

с

игрушками.

«Центр воды и песка»

«Центр воды и песка» в моей группе помогает организовать познавательно-

исследовательскую

деятельность

детей.

Речь

идет

об

игре-экспериментировании

с

различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, я

не

только

знакомлю

детей

со

свойствами

различных

предметов

и

материалов,

но

и

помогаю им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать

мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование

из песка).

«Лаборатория»

Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений

об

окружающей

природе

и

в

целях

развития

их

интеллекта,

я

создала

«Мини

лабораторию».

В процессе проведения несложных опытов, маленькие «Почемучки» превращаются в

любознательных исследователей. Вместе с детьми определяем свойства воды: предлагаю

игры – «Цветная водичка», «Мир в цветном стекле», «Волшебный песок» и др. Для

экспериментальной деятельности было приобретено оборудование, позволяющее в более

доступной форме познакомить малышей с этим видом деятельности: сачки, формочки

различной емкости (для наливания и переливания), лодочки, камешки; для игр с водой

имеются резиновые игрушки — черепахи, крабы, рыбки, лягушки, заводные игрушки.

Дети любят играть с водой — это вызывает у них положительные эмоции.

«Центр социально-эмоционального развития»

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного

развития и воспитания дошкольников. Уже с младшего дошкольного возраста у детей

необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления,

активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками

событий,

разрешать

споры

и

управлять

своим

эмоциональным

состоянием.

Игра

-

самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их

объединяют

общая

цель,

совместные

усилия

к

ее

достижению,

общие

переживания.

Работу по социально-коммуникативному развитию детей через игровые технологии я

начала

с

создания

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

группе

привлечением родителей, как активных участников педагогического процесса). Совместно

с

родителями

изготовили

и

подобрали

дидактические

игры,

направленные

на

ознакомление

с

социальной

действительностью,

с

эмоциональными

состояниями

и

настроениями персонажей. Составлены и систематизированы папки по речевым играм и

заданиям, направленным на социально-коммуникативное развитие детей.

«Центр творчества»

Развитие художественных способностей и интересов в младшем возрасте является

одним из центров эмоционального благополучия ребёнка в группе. В «Центре творчества»

я разместила различные материалы с разнообразными средствами изображения, с целью

формирования у малышей представления об их выразительных возможностях. Кроме этого

разместила материалы для лепки и аппликации. Для центра отведено самое светлое место

в

группе.

Рисование

для

ребенка,

наряду

с

игровой

деятельностью,

имеет

большое

значение потому, что изобразительная деятельность — это неотъемлемая часть процесса

познания окружающего мира.

Зона насыщенного движения:

«Центр двигательной активности»

«Центр двигательной активности» включает в себя оборудование для формирования

навыков детей, для охраны и укрепления здоровья дошкольников, для их физического

развития. В этом центре сконцентрировано оборудование для развития навыков ходьбы,

бега, прыжков, ползанья, метания, катания, равновесия. Также в этой зоне находятся

атрибуты и пособия для организации подвижных игр, и кроме этого оборудование для

закаливания

детей.

Ребёнку

с

высокой

двигательной

активностью

знакомиться

с

окружающим миром проще и интереснее.

«Центр музыки»

«Центр музыки» оборудован в группе с целью создания условий для накопления

детьми

музыкальных

впечатлений,

развития

музыкального

мышления,

памяти,

речи.

Музыкальный центр оснащен музыкальными инструментами, такими, как: металлофон,

бубен,

барабан,

гитара,

колокольчик,

пианино,

саксофон,

балалайка

и

т.д.

Народные

игрушки: шумелки, деревянные ложки, птички-свистульки. Самая любимая у детей –

музыкальная шкатулка с дисками русского народного и фольклорного творчества. Многие

предметы сделаны своими руками, что вызывает больший интерес у детей к музыкальной

деятельности.

Также

в

уголке

присутствуют

дидактические

игры

с

музыкальным

содержанием.

«Центр театра»

Центр «Театра» важнейший объект предметно-развивающей среды, поскольку именно

театрализованная

деятельность

помогает

быстрее

адаптироваться,

сплотить

группу,

объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Воспитание проходит

не от лица взрослого, пока еще не известного человека, а от кукол. Взрослый может

поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие

педагога будет значительно мягче и корректнее.

В театральном центре размещается ширма, маски сказочных персонажей для игр-

драматизаций

и

несколько

видов

театров:

кукольный,

плоскостной,

пальчиковый,

настольный, театр резиновых игрушек, театр игрушек самоделок и волшебный сундучок.

Многие персонажи сделаны своими руками.

«Центр игры»

Сюжетно-ролевая игра –универсальный способ жизнедеятельности ребёнка. В

сюжетно-ролевых играх ребёнок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые

он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра одно из важных средств познания

окружающего

мира

и

является

важным

условием

социального

развития

детей.

Игра

благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя и двигательную активность.

Для своевременного развития игры в группе я создала необходимые условия: оборудовала

игровую зону детской мебелью, внесла различные атрибуты, в том числе атрибуты копии и

их заместители, которые помогут ребёнку использовать накопленный опыт в мире игры.

Функциональное назначение: «Домашняя зона»

Для центра «Домашняя зона» родители приносят свои семейные фотографии. В этом

центре дети в любой момент могут обратить свой взгляд на фотографию своих родителей и

вспомнить маму и папу. Это способствует тому, что малыш не чувствует себя одиноким,

брошенным.

Рассматривая

фотографии,

я

беседую

с

ребятами,

расспрашиваю

их,

активизируя речь детей.

Тематические дидактические уголки: «Кораблик», «Теремок», «Поезд» и пр., Данные

тематические уголки создаю по мере необходимости.

В группе стараюсь обеспечить каждому ребенку личное пространство, то есть

собственного места, где он мог бы хранить свои секреты, любимые домашние игрушки

(индивидуальные сумочки, кармашки на стульчики, кроватки).

Так же в группе имеется игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки,

домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.

В своей группе я стараюсь создавать комфортную предметно-пространственную среду,

соответствующую

возрастным,

гендерным,

индивидуальным

особенностям

детей.

Предметно-пространственная развивающая среда, созданная с чувством любви и заботы к

воспитанникам,

вызовет

у

детей

чувство

радости,

эмоционально-положительного

отношения, обогатит новыми знаниями и впечатлениями, побудит к активной творческой

деятельности.



В раздел образования