Напоминание

"Воспитание доброты в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского"


Автор: Ревтова Любовь Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №11" г.Калуги
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе
Тема: "Воспитание доброты в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока «Воспитание доброты в рассказе В.Распутина «Уроки французского».

Цели:

- проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть

духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;

- продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения;

-

развивать

коммуникативные

навыки

и

сценические

умения

учащихся,

их

творческие

способности;

-подвести

учащихся

к

более

глубокому

пониманию

понятий

доброта,

гуманизм,

отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

Задачи:

-обобщить изученный материал по произведению В.Распутина «Уроки французского»;

-

совершенствовать

навыки

работы

с

художественным

текстом:

выделять

главное,

аргументировать высказывание, делать выводы;

- эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста на основании сравнения мира их

собственных ценностей и духовного мира героев;

- формировать навыки самообразовательной деятельности, а также творческого подхода в

трактовке и оценке образов рассказа;

- способствовать развитию личностной и коммуникативной компетентностей.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

знать

содержание

прочитанного

произведения;

уметь

воспринимать

и

анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию.

Метапредметные:

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

Регулятивные:

развитие

навыков

самостоятельно

оценивать

и

принимать

решения,

определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развитие навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых

действий и мыслительных процессов;

Коммуникативные: развитие

умений

участвовать

в

дискуссии:

ясно,

точно

и

логично

излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Формы организации учебной деятельности:

- работа в группах;

- индивидуальная работа;

- фронтальная работа.

Методы и приемы:

- метод проблемного обучения ;

- частично-поисковый метод.

Оборудование:

- текст произведения;

- выставка книг, посвященных доброте;

- рисунки детей, иллюстрации к произведению В.Распутина «Уроки французского»;

- плакаты :

1.Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

И. Романов.

2.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу, и тело.

Пословицы.

Ход урока.

I. Организационный этап. Звучит песня «Дорогою добра».

II Операционно-исполнительный этап.

Слово учителя. Вы прослушали песню. О чем, как вы думаете, пойдет речь на уроке? Как

можно сформулировать тему? (выслушивание ответов). Сегодняшний урок можно назвать

уроком Доброты. Доброта - это главное понятие, о котором мы будем говорить. Также мы

продемонстрируем навык монологической речи, покажем умение доказывать свою точку

зрения, продолжим развитие наших творческих способностей. А самое главное - мы должны

понять, как В.Г.Распутин своим рассказом воспитывает в нас доброту. Поговорим о том, что

же надо сделать, чтобы развить в себе это качество. Запишите тему урока.

Главный герой произведения пришел к нам в гости.

( творческий пересказ истории школьника от 1 лица до сцены с игрой). После пересказа

учитель задает вопросы к ученику:

-Какова была цель игры, в которой ты решил участвовать?

-Тебя заинтересовала игра на деньги?

( ответы ученика)

Вопрос к классу:

-Почему наш герой решился на этот шаг?

( ответы учащихся)

Но случилось то, что должно было случиться. « Было больно и неприятно. А главное -

обидно! Но потом все еще больше осложнилось».

( сценка , где учительница входит в класс и видит, что «сегодня среди нас есть раненые»)

-Какая основная черта характера учительницы раскрывается в этом эпизоде?

-Почему Лидия Михайловна решила заниматься отдельно?

-Зачем она прислала посылку?

Итак,

мы

знаем,

что

вскоре

(после

дополнительных

занятий)

у

мальчика

изменилось

отношение к французскому языку.

-Как это характеризует героя?

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

-Педагогично ли она поступила

?

-Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы учащихся)

-Помогла ли она своим поступком?

(сценка, когда во время игры входит директор)

-Как вы думаете, прав директор школы или нет?

-Какая серьезная проблемная ситуация проявляется в этой сцене?

Выбор межу разумом и сердцем. И его должен сделать Василий Андреевич. Он не смог

разобраться в ситуации, так как корни не были на поверхности. Смысл игры для Лидии

Михайловны

был

высоконравственным.

Учительница

поняла,

что

помощь

мальчик

не

примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Так она добилась,

что мальчик стал выигрывать и смог покупать себе молоко.

-Остался ли в памяти нашего героя образ Лидии Михайловны?

-Отразилась ли встреча с этим человеком на его последующей жизни?

-Какие нравственные уроки (уроки доброты) преподает своему ученику Лидия Михайловна?

(учащиеся записывают 2-3 предложения в тетрадь и зачитывают).

Физкультминутка.

III .Рефлексивно -оценочный этап.

Слово учителя. Этот рассказ является автобиографическим. В жизни Валентина Распутина

его учительница Анастасия Прокопьевна Копылова смогла дать ему урок отзывчивости на

чужую беду, урок доброты. И он остался навсегда остался в памяти писателя : Валентин

Григорьевич своими произведениями дает правильные жизненные ориентиры.

-Подумайте, из чего складывается доброта в человеческой душе? (работа над схемой,

ученики подходят к

доске и пишут слова, из которых складывается понятие «доброта»,

потом переносят в тетрадь)

милосердие

-

сострадание-

добросердечность-

отзывчивость-

гуманность-

доброта

человеколюбие-

бескорыстие

-

сочувствие

-

сопереживание-

бескорыстие-

сочувствие

-

сопереживание-

-А как воспитывать доброту в наших душах?

( ответы учащихся)

Надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в

то же время не задевать его гордость. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку,

то жизнь станет светлее и чище.

Вывод: Лидия Михайловна помогла главному герою в трудной жизненной

ситуации, не

отвернулась, не прошла мимо. Это учитель с большой буквы, который в свое сердце впустил

чужую

боль.

Семена

доброты

упали

на

благодатную

почву

и

впоследствии

проросли.

Маленький измученный мальчик вырос и стал знаменитым писателем. Я хочу пожелать вам

быть добрыми, понимающими, отзывчивыми людьми.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы

.

Может быть, тогда вы сами подарите кому-нибудь урок понимания и человечности. Я буду

рада, если этот урок стал небольшим лучиком тепла и доброты.

Исполняется песня «Если добрый ты!»

IV .Задание на дом:

-напишите мини-сочинение «Как можно воспитать в себе доброту?»

-расскажите, какой добрый поступок вы совершали.

V.Рефлексия.



В раздел образования