Автор: Ревтова Любовь Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №11" г.Калуги
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе
Тема: "Воспитание доброты в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского"
Раздел: среднее образование
Тема урока «Воспитание доброты в рассказе В.Распутина «Уроки французского».
Цели:
- проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть
духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;
- продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения;
-
развивать
коммуникативные
навыки
и
сценические
умения
учащихся,
их
творческие
способности;
-подвести
учащихся
к
более
глубокому
пониманию
понятий
доброта,
гуманизм,
отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
Задачи:
-обобщить изученный материал по произведению В.Распутина «Уроки французского»;
-
совершенствовать
навыки
работы
с
художественным
текстом:
выделять
главное,
аргументировать высказывание, делать выводы;
- эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста на основании сравнения мира их
собственных ценностей и духовного мира героев;
- формировать навыки самообразовательной деятельности, а также творческого подхода в
трактовке и оценке образов рассказа;
- способствовать развитию личностной и коммуникативной компетентностей.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
знать
содержание
прочитанного
произведения;
уметь
воспринимать
и
анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию.
Метапредметные:
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные:
развитие
навыков
самостоятельно
оценивать
и
принимать
решения,
определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Познавательные: развитие навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов;
Коммуникативные: развитие
умений
участвовать
в
дискуссии:
ясно,
точно
и
логично
излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.
Формы организации учебной деятельности:
- работа в группах;
- индивидуальная работа;
- фронтальная работа.
Методы и приемы:
- метод проблемного обучения ;
- частично-поисковый метод.
Оборудование:
- текст произведения;
- выставка книг, посвященных доброте;
- рисунки детей, иллюстрации к произведению В.Распутина «Уроки французского»;
- плакаты :
1.Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов.
2.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу, и тело.
Пословицы.
Ход урока.
I. Организационный этап. Звучит песня «Дорогою добра».
II Операционно-исполнительный этап.
Слово учителя. Вы прослушали песню. О чем, как вы думаете, пойдет речь на уроке? Как
можно сформулировать тему? (выслушивание ответов). Сегодняшний урок можно назвать
уроком Доброты. Доброта - это главное понятие, о котором мы будем говорить. Также мы
продемонстрируем навык монологической речи, покажем умение доказывать свою точку
зрения, продолжим развитие наших творческих способностей. А самое главное - мы должны
понять, как В.Г.Распутин своим рассказом воспитывает в нас доброту. Поговорим о том, что
же надо сделать, чтобы развить в себе это качество. Запишите тему урока.
Главный герой произведения пришел к нам в гости.
( творческий пересказ истории школьника от 1 лица до сцены с игрой). После пересказа
учитель задает вопросы к ученику:
-Какова была цель игры, в которой ты решил участвовать?
-Тебя заинтересовала игра на деньги?
( ответы ученика)
Вопрос к классу:
-Почему наш герой решился на этот шаг?
( ответы учащихся)
Но случилось то, что должно было случиться. « Было больно и неприятно. А главное -
обидно! Но потом все еще больше осложнилось».
( сценка , где учительница входит в класс и видит, что «сегодня среди нас есть раненые»)
-Какая основная черта характера учительницы раскрывается в этом эпизоде?
-Почему Лидия Михайловна решила заниматься отдельно?
-Зачем она прислала посылку?
Итак,
мы
знаем,
что
вскоре
(после
дополнительных
занятий)
у
мальчика
изменилось
отношение к французскому языку.
-Как это характеризует героя?
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
-Педагогично ли она поступила
?
-Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы учащихся)
-Помогла ли она своим поступком?
(сценка, когда во время игры входит директор)
-Как вы думаете, прав директор школы или нет?
-Какая серьезная проблемная ситуация проявляется в этой сцене?
Выбор межу разумом и сердцем. И его должен сделать Василий Андреевич. Он не смог
разобраться в ситуации, так как корни не были на поверхности. Смысл игры для Лидии
Михайловны
был
высоконравственным.
Учительница
поняла,
что
помощь
мальчик
не
примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Так она добилась,
что мальчик стал выигрывать и смог покупать себе молоко.
-Остался ли в памяти нашего героя образ Лидии Михайловны?
-Отразилась ли встреча с этим человеком на его последующей жизни?
-Какие нравственные уроки (уроки доброты) преподает своему ученику Лидия Михайловна?
(учащиеся записывают 2-3 предложения в тетрадь и зачитывают).
Физкультминутка.
III .Рефлексивно -оценочный этап.
Слово учителя. Этот рассказ является автобиографическим. В жизни Валентина Распутина
его учительница Анастасия Прокопьевна Копылова смогла дать ему урок отзывчивости на
чужую беду, урок доброты. И он остался навсегда остался в памяти писателя : Валентин
Григорьевич своими произведениями дает правильные жизненные ориентиры.
-Подумайте, из чего складывается доброта в человеческой душе? (работа над схемой,
ученики подходят к
доске и пишут слова, из которых складывается понятие «доброта»,
потом переносят в тетрадь)
милосердие
-
сострадание-
добросердечность-
отзывчивость-
гуманность-
доброта
человеколюбие-
бескорыстие
-
сочувствие
-
сопереживание-
бескорыстие-
сочувствие
-
сопереживание-
-А как воспитывать доброту в наших душах?
( ответы учащихся)
Надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в
то же время не задевать его гордость. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку,
то жизнь станет светлее и чище.
Вывод: Лидия Михайловна помогла главному герою в трудной жизненной
ситуации, не
отвернулась, не прошла мимо. Это учитель с большой буквы, который в свое сердце впустил
чужую
боль.
Семена
доброты
упали
на
благодатную
почву
и
впоследствии
проросли.
Маленький измученный мальчик вырос и стал знаменитым писателем. Я хочу пожелать вам
быть добрыми, понимающими, отзывчивыми людьми.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы
.
Может быть, тогда вы сами подарите кому-нибудь урок понимания и человечности. Я буду
рада, если этот урок стал небольшим лучиком тепла и доброты.
Исполняется песня «Если добрый ты!»
IV .Задание на дом:
-напишите мини-сочинение «Как можно воспитать в себе доброту?»
-расскажите, какой добрый поступок вы совершали.
V.Рефлексия.