Напоминание

"Проектная деятельность на уроках истории"


Автор: Хафизова Эльвира Закирзяновна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Школа №175"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках истории"
Раздел: среднее образование





Назад




"Проектная деятельность на уроках истории"

Федеральный

образовательный

государственный

стандарт

требует

переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на

развитие

лич но сти

ребенка,его

творч е ских

спо соб но стей

и

самостоятельности мышления. В современных условиях этацель реализуется

с помощью разнообразных технологий.

Очень важно, чтобы учащиеся не просто учили и запоминали то, что им

объясняет учитель, а сами, самостоятельно, могли добывать необходимые

знания, умели адаптироваться в жизненных ситуациях.Главное, чтобы дети с

увлечением открывали для себя новые факты и понятия, а не получали их

готовыми

от

учителя

или

из

учебников.

Ведь

через

процесс

поисков

и

размышлений, ученики каждый раз переживают ощущение, что открыли что-

то

новое

и

неизведанное.

Благодаря

этому,

дети

с т а н о вя т с я

заинтересованными

в

получении

новых

знаний,

и

это

повышает

их

мотивацию к обучению.

Специфика истории, как предмета, требует от учащихся умения работать

с

информацией,

различного

рода

источниками,

до кум е н т а м и ,

уменияоперировать

фактами, устанавливать

причинно–следственные

связи,

умениявысказывать свое мнение в дискуссиях, спорах или даже в простом

общении по вопросам политики и общественной жизни.

Наиболее

эффективным способом

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

и

повышения

мотивации

к

обучению

на

уроках

истории

и

обществознания

является проектный метод.Его использование

предполагает множество форм, в том числе и во внеурочной деятельности.

Учебный

проект

- этосамостоятельно

разработанные

учащимися,

поисковые, исследовательские, графические и другие виды работ с целью

решения определенной проблемы, выполненные под контролем учителя.

Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы

и способности, приучает к ответственности за результат своего труда.

В проектном методе заложен не только образовательный, но и огромный

воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является

универсальным, но он имеет большие преимущества:

Проектное обучение позволяет решить одну из проблем современного

образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик

детей очень сложно увлечь учебой.

Реализуются принципы личностно - ориентированного обучения, когда

учащиеся могут выбрать учебный проект в соответствии со своими

способностями и интересами.

Создавая

проекты,

школьники

учатся

самостоятельно

искать

и

анализировать

информацию,

применять

полученные

ранее

знания,

учатся планировать и принимать решения и тем самым приобретают

опытрешения реальных, жизненных проблем.

Реализуется

принцип

связи

обучения

с

жизнью,

это помогает

школьникам связать то новое, что они узнали, с чем–то знакомым из

реальной жизни.

Исходя из этого, при использовании проектной методикина уроках истории

могут быть достигнуты следующие цели и решены следующие задачи:

1)

Развитие интеллектуальных и исследовательских умений и навыков:

выявление

и

анализ

проблемных

ситуаций,

отбор

необходимого

материала, обобщение материала, умение делать выводы;

2)

Повышение

личной

уверенности

ученика

через

осознание

своих

возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе

выполнения проектного задания;

3)

Развитие умения работать совместно, в коллективе, в сотрудничестве со

сверстниками. Важно умение вести дискуссию, не только высказывать

и

отстаивать

свою

точку

зрения,

но

и

выслушать

другую,

даже

противоположную своей, умение находить компромисс с собеседником;

4)

Воспитание коммуникативности, инициативности, предприимчивости,

самостоятельности учащихся;

5)

Развитие методологических умений: умение работать в библиотеке, на

компьютере,

в

сети

Интернет, навыки

работы

с

текстовыми

и

графическими документами, создание электронных хронологических

таблиц и слайдов, работа с исторической картой;

6)

Помощь в их самоутверждении и адаптации в современном мире;

7)

Повышение интереса к предмету.

Помимо

этого,

используя

этот

метод

на

уроках

истории

и

обществознания,

удается

повысить

творческую

активность

учащихся

на

уроке,

развить

их

логическое

и

критическое

мышление,

расширить

их

кругозор, дети получают опыт работы с большим объемом информации и

опыт проведения презентации.

На своих уроках истории чаще всего использую такие виды проектов,

как творческие, информационные, исследовательские, игровые.

Творческие. Такие

проекты,

обычно,

не

имеют

детально

проработанной

структуры. Они нацелены на результат в жанрах художественного творчества:

газета, эссе, видеофильм, экспедиция, реферат и т.д. Хочется отметить, что

старшеклассники,

чаще

всего,

отдают

предпочтение

краеведению.

Краеведение

даёт

ученикам

шанс

найти

что-то

своё,

родное,

внести

в

изучение темы собственные мысли.

Информационные,

или

ознакомительно-ориентировочные. Эти проекты

строятся

на

изучении

какого-либо

объекта

или

явления

методом

сбора

информации, ее анализа и обобщения фактов. Они могут перерасти в более

крупные проекты. Обязательно требуют презентации или защиты.

Исследовательские. Наибольший

интерес

у

учащихся

вызывают

исследовательские

проекты,

которые

подчинены

логике

исследования

и

имеют

структуру,

приближенную

к

научному

исследованию.Здесь

очень

важна аргументация актуальности темы.

Игровые, или приключенческие. В таких проектах структура почти всегда

остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя

определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть

исторические персонажи или даже выдуманные герои, осложняемые разными

ситуациями.

Еще

можно

выделить проблемно-реферативные

-

творческие

проекты, написанные на основе нескольких литературных источников. В ходе

работы

сопоставляются

данныеиз

разных

источников,

и

на

основе

этого

учащийся представляет собственную трактовку поставленной проблемы.

По составу участников проекты могут бытьразных форм:

индивидуальная

форма

данная

форма

работы

используется

при

выполнении проектов и исследовательских работ индивидуально;

групповая

форма

основана

на

работе

подгрупп

при

выполнении

заданий, ролевых игр;

коллективная форма – данную форму работы можно использовать для

сплочения коллектива всего класса.

На уроках истории работа над проектами в коллективе и в группе дает

возможность учащимся объединиться по интересам, поучаствовать в ролевой

деятельности, воспитывает взаимопомощь и умение работать вместе.

Тип и тема проекта зависит от возраста учащихся. Например, в 5-6-х

классах

могут

быть

такие

проекты:

«Семь

чудес

света»,

«Изобретения

средневековья»,

«Куликовская

битва», «Традиции

Востока»,

«Рыцарский

замок», «Знаменитые греки», «Древний Рим», «Великие личности Древнего

мира», «Искусство Древнего Египта», «Древнейшие виды письменности».

Ребята

с

удовольствием

занимаются

поиском

информации

по

этим

увлекательным темам.

Обучающиеся 7-8-х классов принимают участие по созданию таких

проектов:

«Наполеоновские

войны»,

«Дворцовые

перевороты»,

«Первые

железные

дороги»,

«Противоречивый

Борис

Годунов»,

«Преобразования

Петра I», «Реформаторская деятельность Сперанского» и т.д.

В старших классах вызывают интерес проекты на темы: «Оттепель в

духовной

жизни»,

«Назад

в

СССР»,

«Главные

сражения

Великой

Отечественной

войны»,

«Славянофилы

и

западники»,

«Монархии

и

республики»,

«Первые Романовы»,

«Происхождение слова «Русь», «Загадки

нашей истории»,«Золотой век в русской культуре» и т.д.

Школьники

младшего

и

среднего

звена

в

процессе

работы

над

проектом создают рисунки, таблицы, поделки, презентации и т.п., также с

удовольствием участвуют в игровых проектах, творческой деятельности. Для

ребят старших классов более интересны исследовательские проекты, которые

требуют дополнительных усилий и времени.

Подводя итог, можно сказать, что конечным результатом проектов по

истории и обществознанию могут быть: данные социологического опроса,

исторический журнал, законопроект, ролевая игра, письмо-статья, разные

мультимедийные

продукты,

сравнительно-сопоставительный

анализ,

сценарий

праздника,

видеофильм,

стенгазета,

разработанный

маршрут

экскурсии, справочник, игра, путеводитель и др.

В процессе работы над проектом можно выделить следующие этапы:

1. Подготовка.На

этом

этапе

определяются

темы

и

цели

проекта.

Формируются рабочие группы, если это групповой проект.Возможен обмен

имеющимися

знаниями

по

теме,обсуждение

возникших

идей.

Дети

обсуждают

проект

с

учителем

и

получают

при

необходимости

дополнительную информацию.

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для

исследования может, как ребенок, так и учитель. Тема обязательно должна

быть интересна ученику, если она была навязана, работа не даст должного

результата. В

то

же

время

тема

должна

быть

выполнима,

должна

быть

доступной и соответствовать возрасту детей

.

2.

Планирование

работы

над

проектом.

Определяются

источники

информации, способы сбора и анализа информации, форма проекта, ставятся

задачи, вырабатывается план действий, распределяются обязанности между

членами команды при групповом или коллективном проекте.

3.

Исследование.

Собирается

информация,

выполняются

исследования,

решаются

промежуточные

задачи,

разрабатываются

основные

разделы

проекта.

В

ходе

этого

этапа

изучается

литература

и

материалы

средств

массовой

информации,

школьниками

проводятся

экспресс

опросы,

анкетирование, используются сеть Интернет и собственные знания. Учитель

корректирует подготовленный учащимися материал.

4.

Формулирование

результатов

или

выводов,

этап

обобщения.

Систематизируются

полученные

данные,

анализируется

информация,

делаются выводы, проект полностью оформляется.

5. Презентация полученных результатов. Подготовка доклада, сообщения,

представление

полученных

результатов.

Защита

проекта

может

осуществляться как с помощью презентаций, так и в устной форме.

6.

Оценка

результатов

проектной

деятельности.

Анализ

достигнутых

результатов.

Оцениваются

усилия

учащихся,

их

качество

использования

источников, даются оценки путем коллективного обсуждения и самооценки.

Определяется потенциал продолжения проекта и качество презентации.

Выполнение проектных заданий позволяет учащимся увидеть пользу от

изучения

истории,

тем

самым

повышается

интерес

к

предмету. История

выступает средством познания чего-то нового и интересного. У учащихся

появляется возможность по-новому

посмотреть

на процессы

исторического

развития нашей страны, глубже осмыслить прошлое и настоящее, и возможно

будущее России, сформировать собственные оценки по разным вопросам и

проблемам.

Одним из основных принципов в проектном обученииявляется диалог с

учащимися,

в

ходе

которого

достигается

глубокое

понимание

рассматриваемых тем и проблем.

Наряду

с большими

проектами

существуют

и

мини-проекты.

Они

могут быть в виде творческих домашних заданий или проблемных задач

на уроке.

На

уроках

истории

мини-проекты

могут

быть

использованы

в рамках

программного

материала

практически

на любом

уроке.Мини-

проекты отличаются от больших проектов некоторыми особенностями: они

должны

отвечать

уровню

развития

подростков,

включать

игровой

момент,занимать

лишь

немного

учебного

времени,

иметь

разнообразную

форму.Использование

мини-проектов

также

позволяет

позитивно

мотивировать

школьников

к

обучению

и

создать творческую атмосферу

в классе.

Нельзя не отметить и то, что существует такая проблема, что некоторые

школьники

мало

знают

об

истории

родного

края.

Изучение

материалов

краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в

полном

объеме

охватить

весь

материал

по

родному

краю.

Поэтому

во

внеурочной деятельности необходимоотводить особое место краеведению,

так как это воспитывает патриотизм у детей, прививает им любовь к родному

краю, учащиеся начинают осознавать свое место в обществе. Эти проекты

можно представить на уроках истории, на классных часах, на кружках, на

научно-практических конференциях и конкурсах.

В

рамках

краеведения

можно

работать

над

такими

проектными

работами, как «Гордость моей семьи», «Памяти павших», «История моего

края»,«Слава воинам», «Герои моего края (города)» и т.д., в ходе которых

изучаются судьбы родственников ребят, участников войн. Дети получают

опыт работы с документами, обращаются в архивы, работают с различными

картами, встречаются с ветеранами. Это помогает ощутить сопричастность с

историей своей страны. Многие дети впервые сталкиваются с историей своей

семьи, узнают о подвигах своих дедов и прадедов.

Таким

образом,

проектная

деятельность

позволяет

реализовывать

не только

образовательные

задачи,

стоящие

перед

у ч и т е л е м ,

но и воспитательные. Это технология будущего, она формирует в учениках

умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. Метод проекта

позволяет делать процесс обучения более интересным и увлекательным, а

поэтому и более эффективным.

В

ходе

работы

над

проектами

дети

учатся

проявлять

инициативу,

разрабатывать план достижения намеченных целей, сотрудничать с другими

людьми;повторять

исторические

исследования

ученых,

проверяя

и

сопоставляя

собственные

результаты

с

известными;

соблюдать

научную

честность

-

правильно

цитировать

и

сопоставлятьуже

известные

факты;

владеть

информационными

технологиями.Учащиеся

могут

по-новому

взглянуть

на себя

и на реалии

своей

каждодневной

жизни,

на историю

и культуру своей страны.

Навыки

и

умения,

полученные

в

работе

над

проектами,

помогут

учащимся в дальнейшем успешно справляться с курсовыми и дипломными

работами, уверенно чувствовать себя на различных научных конференциях.

Главное

для

учителя

впроектной

деятельности

-

увлечь

учащихся,

показать им

важность

и

значимость

их

деятельности,

вселить

в

них

уверенность и веру в себя и в свои силы,подготовить ученика к реальному

восприятию мира. В нашей жизни востребованы люди, способные применять

свои способности в любых жизненных ситуациях.

Этот метод и учителям дает возможность творчества, поисков новых

способов сотрудничества и взаимодействия с ребятами.

В заключении необходимо отметить, что проектное обучение не должно

вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение обязательно нужно

использовать, но как дополнение к другим видам обучения.



В раздел образования