Напоминание

Приобщение дошкольников к театрализации


Автор: Селезнева Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/сад №25 "Снегурочка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение дошкольников к театрализации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театр

это

волшебный

мир,

в

котором

ребенок

радуетсяиграя,

а

играя, познает окружающее…

О.П. Радынова.

Дошкольный

возраст

-

наиболее

целесообразный

период

для

развития

детей

в

театрализованной деятельности, которая способствует раскрытию личности ребенка, его

индивидуальности, творческого потенциала.

Театрализованная

деятельность

является

неисчерпаемым

источником

развития

чувств,

переживаний,

эмоциональных

открытий

ребенка,

приобщает

его

к

духовным

ценностям, побуждает к развитию таких качеств личности, как честность, справедливость,

смелость, доброжелательность, стремление совершать добрые поступки. Формирует свое

собственное отношение к добру и злу, умение сочувствовать персонажам, сопереживать

разыгрываемые события. Все свои впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется

воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли,

старается подражать своему герою и получает от этого огромное наслаждение.

Театрализация

является

средством

самовыражения

и

самореализации

ребенка,

помогает преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе.

Театрализованные

игры

позволяют

решать

многие

педагогические

задачи,

касающиеся формирования выразительности речи, умения общаться с другими людьми,

отстаивать

свою

точку

зрения,

а

также

интеллектуального,

коммуникативного,

художественно

-

эстетического

воспитания,

развития

музыкальных

и

творческих

способностей.

Эмоциональное

воздействие

произведений

театрального

искусства

стимулирует

усвоение

языка,

вызывает

желание

делиться

впечатлениями,

что

и

способствует развитию речи ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик

персонажей,

собственных

высказываний,

активизируется

словарь

ребёнка,

совершенствуется

звуковая

культура

речи,

её

интонационный

строй,

улучшается

диалогическая речь, её грамматический строй.

В дошкольном возрасте театрализованные игры представляют собой разыгрывание в

лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Герои литературных произведений

становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.

Ежегодно в нашем детском саду, в марте, проводится неделя театрализации, в

которой участвуют все возрастные группы. Развитие театрализованной деятельности и

накопление эмоционально - чувственного опыта у детей — длительный процесс, поэтому

подготовка к инсценировке произведения происходит в течение всего учебного года.

Для полноценного осуществления работы с детьми по театрализации я ставлю перед

собой цель:

Сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее

яркими

впечатлениями,

интересными

делами,

радостью

творчества.

Чтобы

навыки,

полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной

жизни.

Для реализации поставленной цели, перед собой ставлю следующие задачи:

1. Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности, создать условия

для развития творческих способностей детей.

2. Развивать умение перевоплощаться, импровизировать средствами мимики,

движений и интонации, брать на себя роль.

3. Учить детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении,

размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга

4. Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами

деятельности.

В группе оборудован центр театральной деятельности, в котором я предоставила

детям театры различныхвидов: на фланелеграфе сказки К.Чуковского «Федорино горе»,

«Муха-цокотуха»,

«Путаница»;

теневой

театр:

«Теремок»,

«Заюшкина

избушка»;

пальчиковый,

перчаточный

и

Би-ба-бо,

героями

разных

сказок

и

стихотворений.

В

зависимости от изучения литературного произведения, материал в центре театрализации

периодически обновляется. Есть ширма. Вместе с детьми мы ставим мини спектакли, что

дает

мне

возможность

вызвать

у

детей

интерес

к

понравившемуся

произведению,

закрепить

диалоги

персонажей,

привить

любовь

к

русскому

языку.

Мини

спектакли

помогают

мне

развивать

творческое

воображение

детей,

способствуют

развитию

самостоятельной игры ребенка.

При знакомстве с новым произведением, учу детей внимательно слушать, стараюсь

читать

или

рассказывать

не

громко

и

выразительно,

ведь

главные

условия,

это

эмоциональное

отношение

взрослого

ко

всему

происходящему,

искренность

и

неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Далее

предоставляю

детям

возможность

высказаться,

проявить

эмоциональную

активность,

самостоятельно дать оценку персонажам произведения, если ребенок затрудняется, задаю

наводящие вопросы. Чтобы помочь ребенку ярче раскрыть качества героя, предлагаю

«украсить»

ответ

интонацией,

движениями,

голосом,

характерными

для

персонажа.

Стеснительного, не уверенного в себе ребенка, стараюсь приободрить, уверить, что у него

все получится, стоит лишь попробовать.

Далее это произведение отображается в каждом виде образовательной деятельности

и режимных моментах. На занятиях по изобразительной деятельности вместе с детьми

изготавливаем афишу для спектакля, рисуем по сказке, лепим сказку, как бы моделируя ее.

На занятиях по математике можно закрепить прямой и порядковый счет: сколько героев

участвует в этой сказке, какой по счету под грибок спрятался воробей и т.д.

Для того чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной

деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Работая

над

дикцией

ребенка,

всегда

использую

чистоговорки,

скороговорки,

различные игры.

Развивая

наблюдательность,

образное

мышление,

память

и

фантазию

детей,

предлагаю закончить любую сказку или рассказ на свое усмотрение:

- что могло случиться с колобком, если бы лиса его не съела?

- что произойдет далее, если героям сказки не удалось помочь деду вытащить репку?

Для

развития

творческой

активности

и

игровых

умений

использую

средства

театральной выразительности: мимики, жеста, движения, интонации.

Мимикой, мы учим детей по выражению лица определять настроение человека, его

внутренние чувства, а затем с помощью мимики изобразить это эмоциональное состояние

или реакцию на воображаемое событие (съел что-то кислое, испугался, удивился и т.п.)

С помощью жестов и движений, учим детей показывать состояние или ощущение

человека: жарко, холодно, усталость, боль, радость и т.д. Следующие упражнения могут

включать уже несколько действий: ребенок танцует, делает зарядку, рисует, собирает букет

цветов и т.д.

Чтобы добиться выразительности и естественности, работаем над интонацией. Для

этого предлагаю ребенку произнести отдельные слова или предложения с различной

интонацией: восклицание, вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.

Так же можно использовать тренинги и упражнения, которые развивают навыки

театрально - игровой деятельности, такие как «Расцветает цветок», « Светит солнышко»,

«Грустный гном», «Важный петух», «Ленивый кот» и другие.

Разыгрывая

небольшие

отрывки

из

сказки

или

рассказа,

я

предлагаю

детям,

используя средства выразительности, подчеркнуть особенности какой - либо ситуации.

Очень запомнился мне «дед», из сказки «Маша и медведь». Ситуация – дед должен

удивиться, когда у ворот его дома, из короба, появится Машенька. Всплеснув руками, с

удивлением на лице, «дед» воскликнул: глазам не верю, внученька!

При

обучении

детей

средствам

речевой

выразительности,

использую

артикуляционную гимнастику: «Лошадка», «Заводим мотор», «Чистим зубки» и т.д.

Работая

над

сценарием,

стараюсь

организовать

деятельность

детей

так,

чтобы

каждый ребенок мог проявить себя в роли. Если главных героев по сценарию не много, то

остальных детей можно задействовать в эпизодических ролях, например бабочки и жучки,

которые периодически исполняют песни и танцы, деревце, речка, главное увлекательно

рассказать о важности и необходимости этих персонажей.

Большое значение уделяется подбору музыкального сопровождения, дети должны

слышать музыку, чувствовать ее. Яркие музыкальные образы помогают детям найти

соответствующее пластическое решение, двигаться превращаясь в какой - либо персонаж,

меняя

походку,

позы,

жесты.

Поэтому

вся

подготовительная

работа

идет

в

тесном

сотрудничестве

с

музыкальным

руководителем:

работа

над

сценарием,

репетиции,

изготовление декораций и т.д.

Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:

1. Знакомлю детей с новым произведением.

2. Провожу беседы по его содержанию (обязательно извлечь нравственный урок)

3. Пересказываем произведение по ролям.

4. Совместно с детьми обсуждаем кандидатуры на роли персонажей.

5. Работа с артистами над выразительностью речи, игровыми движениями,

интонацией, мимики.

6. Создание декораций, костюмов, бутафории, афиши, программок, билетов.

7. Индивидуальная работа по ролям с музыкальным сопровождением.

8. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

9. Генеральная репетиция в костюмах.

10.Показ для зрителей.

Поскольку воспитательный процесс подразумевает совместную работу воспитателя и

родителей, в родительском уголке размещаю папки - передвижки с консультациями по

изучению художественной литературы, советы и рекомендации. Для развития у детей

памяти, мышления, выразительности речи, подбираю интересные по содержанию игры и

упражнения. Все костюмерные работы для спектакля продумывают и готовят родители.

Подводя итог своей работы, могу сказать, что у детей повысился интерес к

литературе,

народным

сказкам,

фольклору.

Усовершенствовалась

диалогическая

и

монологическая речь, а также ее выразительность, пополнился словарный запас. Дети с

большим удовольствием отображают литературных героев в изобразительной, свободной

игровой деятельности, стали более активными и раскрепощенными. Повысился интерес к

театрализованной игре, ребята могут самостоятельно организовать небольшую игру -

инсценировку и продемонстрировать ее сверстникам.

Список литературы:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва, 2003.

2. Балакирева Т.Эмоции и дети // Дошкольное воспитание, 2005. – № 1

3. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок. – Москва: ACT Астрель, 2005.

4. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в

театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок–М., 1972

5. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Уч. метод.

пособие. – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

6. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред.

С.Л.Новоселовой , 1989.

7. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». –

Москва: АРКТИ, 2004.

8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – Москва:

Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

9. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников

и младших школьников. – Москва: ВЛАДОС,

10. Петрова Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. – № 4



В раздел образования