Автор: Улыбина Галина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Белочка"
Населённый пункт: г.Зверево, Ростовская область.
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с историей, культурой и бытом донских казаков
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №7 «Белочка»
Автор: Улыбина Галина
Алексеевна
воспитатель высшей
категории
г.
Зверево, Ростовской
области
июнь 2020 г.
Проблема патриотического
воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных .
Поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения
в жизни общества, одним из центральных направлений работы с
подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас
возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего донского
народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как казачий род,
родство, родная Донщина, родная страна Россия.
Опыт
работы с
детьми
дошкольног
о возраста
по
ознакомлен
ию с
историей,
культурой,
бытом
донского
казачества.
Возрождение казачества – свершившийся факт. Заслуги казачества перед
Отечеством неоспоримы. Восстанавливается разорванная связь времен,
потомки казаков начали активно интересоваться своей историей, изучать
историко – культурное наследие казачества.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда
закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и
формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к
детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как
период становления личности имеет свои потенциальные возможности для
формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство
патриотизма.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4
сказано, что государственная политика основывается на принципах
гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных
особенностей и традиций народов РФ.
В «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ» (до 2025 г) признавая ведущую роль педагога в достижении
целей образования, говорится о привлечении в систему образования
талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять
образовательный процесс, осваивать новые технологии, информационные
системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность.
В ФГОС ДО утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной
ситуации развития ребенка.
Поэтому, уверена, что данная проблема особенно актуальна не только для
нашего детского сада, но и для общества в целом.
Национально – региональный компонент, на мой взгляд, должен включаться
во все виды и формы детской деятельности. Только так возможно духовно –
нравственное развитие патриотических чувств дошкольников посредством
приобщения их к культуре донского казачества. Дети, знающие историю и
любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины.
Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества,
изучение истории развития родного края, воспитание уважения к
героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному
богатству многих поколений способствует развитию творческой активности
детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей,
которые завещали нам талантливые предки.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так
как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет
вместе с детьми в условиях народных традиций, в русле родной культуры, он
имеет больше возможности для формирования этических и эстетических
идеалов.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в
истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить
в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их
сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать
детям то ценное, что создано казачеством за его историю.
Исходя из вышеизложенного , мной были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть
национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они –
часть казачьего народа.
2. Использование всех видов казачьего фольклора (песни, былины, легенды,
сказки и т. д.). В народном творчестве как нигде сохранились особые черты
характера казаков, присущие ему нравственные ценности, представления о
добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Большое место в приобщении детей к культуре казачества занимают
народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками
тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем
эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Знакомить детей с золотыми именами казачества – выдающимися
представителями российского казачества.
Работа направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности,
народности ( уклад жизни, традиции и пр. ), обращения к истокам ( кто мы
такие, какие мы, чем интересны ) .
Данная деятельность основана на формировании эмоционально окрашенного
чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря
созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним
соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало.
Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей
способствует развитию его духовности – интегрированного свойства
личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений,
чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге
определяет меру его общего развития.
По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые
нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций
невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным
источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию
любви к малой Родине , донской земле.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в
истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить
в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их
сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать
детям то ценное, что создано казачеством за его историю. Поэтому уже в
детском саду необходимо формировать духовно-нравственные качества
личности и патриотический дух дошкольника.
Целью формирования нравственно-патриотических качеств личности у детей
дошкольного возраста через изучение культуры казачества является
повышение уровня развития нравственно-патриотических качеств личности у
детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к
традициям, истории и культуре.
Воспитывать уважение к истории отечества, родного края,
людям, служившим Отчизне верой и правдой.
Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические качества
личности, гражданское достоинство.
Развивать познавательный интерес к народному творчеству казаков, к
родной природе, к окружающему миру.
Формировать у дошкольников интерес к образцам казачьего
декоративно – прикладного искусства, художественным промыслам.
Воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам,
где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю.
Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням,
танцам.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс
длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Для
приобщения воспитанников, педагогов и родителей к культурно-
историческим ценностям региона была разработана
система ,основные задачи которой:
1.Духовное обогащение через приобщение к культуре казаков путем
построения такой системы, которая бы обеспечила условия плодотворной
работы и развития личности детей, родителей, каждого работника,
направленную на реализацию всех сторон личности, выявление одаренности
и отвечающую многообразию жизненных интересов и ребенка, и взрослого.
Воспитание у детей и взрослых национального самосознания, ощущение
причастности к формации своего народ.
2.Воспитание толерантности на основе уважения к разным культурам.
3.-Создание системы планирования на основе народного календаря для всех
возрастных групп с учетом преемственности между возрастными группами и
сотворчества педагогов и специалистов, интеграции учебно-воспитательного
процесса.
4.Овладение различными формами казачьей игровой культуры как системой
социокультурной преемственности; освоение методов, приемов, форм
народной педагогики.
5.Взаимодействия педагогов и специалистов, творческого взаимодействия
детей и взрослых в ритме годового круга календарных казачьих праздников.
6.Создание системы работы продуктивных форм работы с родителями и
вовлечение родителей в педагогический процесс.
Работа, в данном направлении, проходит в непосредственно образовательной
деятельности и в специально организованных сферах нерегламентированной
жизнедеятельности ребенка в процессе игр, наблюдений, экскурсий,
непосредственного общения, в бытовой, самостоятельно-художественной
деятельности, в содержании праздников и развлечений.
Непосредственная образовательная деятельность включает в себя
познавательное, речевое, художественно-эстетическое , физическое развитие,
чтение художественной литературы.
Свою работу с детьми я построила на их эмоциональности. Знакомить детей
с бытом и традициями станицы я начала через казачьи сказки. Ведь именно
сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми
путями, может помочь ребенку узнать мир. Для этой цели в группе собрана
картотека донских сказок : сборник «Биссеринка», «Донские добрые сказки»,
«Сказки донских казаков», «Сказки Тихого Дона».
Для расширения
представлений о многообразии народного творчества я использую чтение
сказок, легенд, стихов о знаменитых казаках, о героических подвигах, о
народных казачьих промыслах.
В пословицах и поговорках оцениваются
различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки,
восхваляются положительные качества.
Для развития воображения, любознательности, фантазии, творческих
способностей, технических умений и навыков, воспитание чувства
патриотизма и гордость за свой народ в рамках НОД я знакомлю
воспитанников с историей , культурой, бытом, традициями донского
казачества , с образцами декоративно-прикладного искусства казачества и
переношу эти знания в продуктивную деятельность.
Так были разработаны и проведены занятия : «Коврик для Петушка»,
«Откуда, казаче?- С Дону!», «Как донские казаки», «Варенички я варила»,
«Предметы казачьего быта», «О чём говорит казачий язык» и мн.др..Был
разработан и реализован долгосрочный проект «Мы- донские казаки».
С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в группе
был создан макет казачьего подворья, как источник приобщения детей к
сокровищам истории, культуры и искусства казачества. Дети с удовольствием
знакомятся с особенностями казачьего жилища, казачьего подворья, изучают
незнакомые предметы быта, казачьей одеждой. В группе созданы
фотоальбомы «Казачья станица», «Все о жизни донских казаков»,
«Памятники казакам Тихого Дона», «Целебные травы донской земли».
В детском саду действует мини-музей, в организацию которого тоже внесла
свою лепту- пополнила домашней казачьей утварью : старинной стиральной
доской, самоваром, коромыслом. В музее дети могут познакомиться с
укладом семейного быта казака, с жизнью, традициями и обычаями казаков.
Предметы в музее подобраны по следующим принципам:
- каждый предмет знакомит с историей жизни народа;
- предметы различны по назначению, использованию;
- любой предмет оригинальный, привлекательный, красивый.
В музее расположены старинные вещи: вышитые рушники, старинные
полотенца, чугунный утюг, чугунок, кувшины. Самовар с глиняной утварью,
рядом прялка, на полу лежат самотканые дорожки, которые ткали наши
бабушки.
Музей с удовольствием посещают дети, где не только можно рассмотреть
предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной
казачьей культуры.
С целью обобщения и систематизации представлений детей о традициях
казачества организовывала беседы: «Наши корни», «Традиции моей семьи»,
«Казачьему роду нема переводу», « Казачьи заповеди», «Как казачат
воспитывали», образовательные ситуации «Верный друг казака - конь»,
«Казачьи посиделки», «Путешествие в казачий курень».
Например, при проведении образовательной ситуации «Путешествие в
казачий курень» дети смогли закрепить представления о быте и укладе
казаков, о семейных отношениях, нравственных ценностях казаков.
Дидактические игры представляют большие возможности для умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей. С помощью дидактических
игр «Казачий курень», «Жилище казака», «Казачья семья», «Традиции
казаков», «Быт казаков», «Опиши, я отгадаю», «Казачий сундук» не только
передаю определённые представления о культуре казачества, но и создаю
условия для переноса этих представлений в самостоятельные, творческие
игры.
Большую роль в решении задач по данной проблеме отвожу подвижным
казачьим играм. Мной собрана картотека, которая включает в себя более
сотни подвижных казачьих игр.
В совместной деятельности чаще всего используются следующие
подвижные игры: «Казаки - разбойники», «Всадники», «Удалой казачок»,
«Вытолкни из круга», хороводные игры «Заря - зарница», «Золотые ворота»,
«А мы просо сеяли», «Гончары», «Иголка, нитка, узелок», «Вей, веночек,
завевай», «Плетень».
При чем, многие игры имеют несколько вариантов, в зависимости от возраста
детей. С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим
обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, знакомятся с жизнью
казаков.
Игры развивают у детей чувство коллективизм, чувство симпатии друг к
другу, сострадание, дети учатся радоваться успехам других.
Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без
народного фольклора, без народных праздников, которые включают в себя –
песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Цель их –
развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты,
уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной
природе, честности, любви к Родине . Незабываемое впечатление в душах
детей оставляют праздники такие, как «Покровская ярмарка», «День Матери-
казачки», «Как казака в армию провожали», «Масленица», «Казачьи
посиделки». Очень ярко и трогательно проходят обрядовые и православные
праздники: «Сорок Святых- прилет птиц», «Светлое Христово Воскресенье»,
«Как на Ивана-Купала», «День памяти святых Петра и Февроньи», «Праздник
березки- Троица», «Яблочный Спас», «Покрова».
Очень важно взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья
играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Именно поэтому работу
по ознакомлению дошкольников с родным краем проводят в тесном
сотрудничестве и с согласия родителей. Наши родители являются
постоянными участникам всех наших дел. Они с удовольствием участвуют в
праздниках, таких как : «Лучшая казачка», «Масленица», « Пришла Коляда»
и мн. др.( играют роли, помогают в изготовлении атрибутов).
Очень часто организовываем тематические выставки совместных работ
родителей и детей. ( «Что нам донская осень принесла?», «Золотые руки
мамочки моей», « Пасхальный сувенир», «Яблочное чудо»- к Яблочному
Спасу».
С особым энтузиазмом семьи создали стенгазеты, посвященные семейным
традициям, праздникам.
Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети,
стараются поддержать их во всех начинаниях, вовлекая в данный процесс
бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии,
предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями –
родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать
возможность познакомиться с ними и другим детям.
Работа с родителями укрепила семейные связи, появились общие семейные
увлечения, что благоприятно сказывалось на духовно - нравственном
воспитании детей.
Казаки – народ верующий, казачий девиз так и звучит: «Служу Православной
Вере, Дону и Отечеству». И когда как не в детстве прививать ребенку
духовную веру. С согласия родителей, детям читаю Библию для малышей,
учим молитвы. С детьми и родителями являемся прихожанами нашего
городского храма Николая Чудотворца, принимаем участие в Литургиях и
Святых Причастиях. Настоятель храма Димитрий Дяур- частый гость и
участник православных праздников в группе и ДОУ.
Доброй традицией стали встречи дошкольников с представителями местного
казачества. Представители Общественной Организации «Зверевский Казачий
Круг» являются не просто гостями, а постоянными участниками наших
мероприятий и праздников. В группе, с согласия родителей, имеется казачий
наставник, который часто приходит к детям, знакомит с оружием казака,
знакомит с военными обрядами, принимает участие в организации
праздников. Учит маленьких казачат держать шашку, сбивать ориентиры
нагайкой. Ребята с удовольствием с ним общаются и с нетерпением ждут
новой встречи.
Большую роль в развитии казачьей культуры у детей играет связь с
Социумом. В городе есть краеведческий библиотека- музей Донского
казачества, где представлены предметы быта
донских казаков, одежда,
оружие и мн.др.. Во время экскурсий, работники музея знакомят ребят с теми
или иными событиями, а маленькие казачата демонстрируют свои знания.
Мы принимаем участие в мероприятиях, проводимых в музее. Так являемся
постоянными участниками «Библио-ночи», «Сыны Донской земли-
М.А.Шолохов, А.П.Чехов», «Бессмертный полк Дона» и др. Неоднократно
награждены Дипломами и Благодарственными письмами.
Мои воспитанники –постоянные участники муниципальных, региональных
мероприятий, проводимых в городе: «Этнический фестиваль народов Дона»,
фольклорный фестиваль «Подсолнух», фольклорный фестиваль «А по Дону
песня льётся», фестиваль, приуроченный ко Дню народного единства «Мы
едины», «Пою тебе, моя Россия», «Парад Победы» и др.
Так же являюсь руководителем вокального коллектива «Лазоревый цвет»,
состоящий из педагогов нашего детского сада, который несет казачью
народную культуру в массы и является постоянным участником праздников,
проходивших в городе.
Таким образом, проводимая мною работа помогает обогатить знания детей о
прошлом и настоящем родного донского края, воспитывает чувство любви и
гордости за людей, которые в нём живут, побуждает детей проявлять
естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по
ознакомлению с родной землей, родной культурой не только формирует
любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в
духе патриотизма.
А совместная деятельность стала основой в формировании гражданина,
Человека с большой буквы, патриота Родины.