Напоминание

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с историей, культурой и бытом донских казаков


Автор: Улыбина Галина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Белочка"
Населённый пункт: г.Зверево, Ростовская область.
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с историей, культурой и бытом донских казаков
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №7 «Белочка»

Автор: Улыбина Галина

Алексеевна

воспитатель высшей

категории

г.

Зверево, Ростовской

области

июнь 2020 г.

Проблема патриотического

воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных .

Поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения

в жизни общества, одним из центральных направлений работы с

подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас

возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего донского

народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как казачий род,

родство, родная Донщина, родная страна Россия.

Опыт

работы с

детьми

дошкольног

о возраста

по

ознакомлен

ию с

историей,

культурой,

бытом

донского

казачества.

Возрождение казачества – свершившийся факт. Заслуги казачества перед

Отечеством неоспоримы. Восстанавливается разорванная связь времен,

потомки казаков начали активно интересоваться своей историей, изучать

историко – культурное наследие казачества.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины.

Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда

закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и

формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к

детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как

период становления личности имеет свои потенциальные возможности для

формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство

патриотизма.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4

сказано, что государственная политика основывается на принципах

гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных

особенностей и традиций народов РФ.

В «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ» (до 2025 г) признавая ведущую роль педагога в достижении

целей образования, говорится о привлечении в систему образования

талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять

образовательный процесс, осваивать новые технологии, информационные

системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность.

В ФГОС ДО утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным

нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной

ситуации развития ребенка.

Поэтому, уверена, что данная проблема особенно актуальна не только для

нашего детского сада, но и для общества в целом.

Национально – региональный компонент, на мой взгляд, должен включаться

во все виды и формы детской деятельности. Только так возможно духовно –

нравственное развитие патриотических чувств дошкольников посредством

приобщения их к культуре донского казачества. Дети, знающие историю и

любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины.

Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества,

изучение истории развития родного края, воспитание уважения к

героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному

богатству многих поколений способствует развитию творческой активности

детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей,

которые завещали нам талантливые предки.

Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так

как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет

вместе с детьми в условиях народных традиций, в русле родной культуры, он

имеет больше возможности для формирования этических и эстетических

идеалов.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в

истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить

в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их

сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать

детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

Исходя из вышеизложенного , мной были выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,

воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть

национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они –

часть казачьего народа.

2. Использование всех видов казачьего фольклора (песни, былины, легенды,

сказки и т. д.). В народном творчестве как нигде сохранились особые черты

характера казаков, присущие ему нравственные ценности, представления о

добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Большое место в приобщении детей к культуре казачества занимают

народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками

тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем

эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Знакомить детей с золотыми именами казачества – выдающимися

представителями российского казачества.

Работа направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности,

народности ( уклад жизни, традиции и пр. ), обращения к истокам ( кто мы

такие, какие мы, чем интересны ) .

Данная деятельность основана на формировании эмоционально окрашенного

чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря

созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним

соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей

способствует развитию его духовности – интегрированного свойства

личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений,

чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге

определяет меру его общего развития.

По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые

нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций

невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным

источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию

любви к малой Родине , донской земле.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в

истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить

в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их

сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать

детям то ценное, что создано казачеством за его историю. Поэтому уже в

детском саду необходимо формировать духовно-нравственные качества

личности и патриотический дух дошкольника.

Целью формирования нравственно-патриотических качеств личности у детей

дошкольного возраста через изучение культуры казачества является

повышение уровня развития нравственно-патриотических качеств личности у

детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к

традициям, истории и культуре.

Воспитывать уважение к истории отечества, родного края,

людям, служившим Отчизне верой и правдой.

Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические качества

личности, гражданское достоинство.

Развивать познавательный интерес к народному творчеству казаков, к

родной природе, к окружающему миру.

Формировать у дошкольников интерес к образцам казачьего

декоративно – прикладного искусства, художественным промыслам.

Воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам,

где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю.

Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням,

танцам.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс

длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Для

приобщения воспитанников, педагогов и родителей к культурно-

историческим ценностям региона была разработана

система ,основные задачи которой:

1.Духовное обогащение через приобщение к культуре казаков путем

построения такой системы, которая бы обеспечила условия плодотворной

работы и развития личности детей, родителей, каждого работника,

направленную на реализацию всех сторон личности, выявление одаренности

и отвечающую многообразию жизненных интересов и ребенка, и взрослого.

Воспитание у детей и взрослых национального самосознания, ощущение

причастности к формации своего народ.

2.Воспитание толерантности на основе уважения к разным культурам.

3.-Создание системы планирования на основе народного календаря для всех

возрастных групп с учетом преемственности между возрастными группами и

сотворчества педагогов и специалистов, интеграции учебно-воспитательного

процесса.

4.Овладение различными формами казачьей игровой культуры как системой

социокультурной преемственности; освоение методов, приемов, форм

народной педагогики.

5.Взаимодействия педагогов и специалистов, творческого взаимодействия

детей и взрослых в ритме годового круга календарных казачьих праздников.

6.Создание системы работы продуктивных форм работы с родителями и

вовлечение родителей в педагогический процесс.

Работа, в данном направлении, проходит в непосредственно образовательной

деятельности и в специально организованных сферах нерегламентированной

жизнедеятельности ребенка в процессе игр, наблюдений, экскурсий,

непосредственного общения, в бытовой, самостоятельно-художественной

деятельности, в содержании праздников и развлечений.

Непосредственная образовательная деятельность включает в себя

познавательное, речевое, художественно-эстетическое , физическое развитие,

чтение художественной литературы.

Свою работу с детьми я построила на их эмоциональности. Знакомить детей

с бытом и традициями станицы я начала через казачьи сказки. Ведь именно

сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми

путями, может помочь ребенку узнать мир. Для этой цели в группе собрана

картотека донских сказок : сборник «Биссеринка», «Донские добрые сказки»,

«Сказки донских казаков», «Сказки Тихого Дона».

Для расширения

представлений о многообразии народного творчества я использую чтение

сказок, легенд, стихов о знаменитых казаках, о героических подвигах, о

народных казачьих промыслах.

В пословицах и поговорках оцениваются

различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки,

восхваляются положительные качества.

Для развития воображения, любознательности, фантазии, творческих

способностей, технических умений и навыков, воспитание чувства

патриотизма и гордость за свой народ в рамках НОД я знакомлю

воспитанников с историей , культурой, бытом, традициями донского

казачества , с образцами декоративно-прикладного искусства казачества и

переношу эти знания в продуктивную деятельность.

Так были разработаны и проведены занятия : «Коврик для Петушка»,

«Откуда, казаче?- С Дону!», «Как донские казаки», «Варенички я варила»,

«Предметы казачьего быта», «О чём говорит казачий язык» и мн.др..Был

разработан и реализован долгосрочный проект «Мы- донские казаки».

С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в группе

был создан макет казачьего подворья, как источник приобщения детей к

сокровищам истории, культуры и искусства казачества. Дети с удовольствием

знакомятся с особенностями казачьего жилища, казачьего подворья, изучают

незнакомые предметы быта, казачьей одеждой. В группе созданы

фотоальбомы «Казачья станица», «Все о жизни донских казаков»,

«Памятники казакам Тихого Дона», «Целебные травы донской земли».

В детском саду действует мини-музей, в организацию которого тоже внесла

свою лепту- пополнила домашней казачьей утварью : старинной стиральной

доской, самоваром, коромыслом. В музее дети могут познакомиться с

укладом семейного быта казака, с жизнью, традициями и обычаями казаков.

Предметы в музее подобраны по следующим принципам:

- каждый предмет знакомит с историей жизни народа;

- предметы различны по назначению, использованию;

- любой предмет оригинальный, привлекательный, красивый.

В музее расположены старинные вещи: вышитые рушники, старинные

полотенца, чугунный утюг, чугунок, кувшины. Самовар с глиняной утварью,

рядом прялка, на полу лежат самотканые дорожки, которые ткали наши

бабушки.

Музей с удовольствием посещают дети, где не только можно рассмотреть

предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной

казачьей культуры.

С целью обобщения и систематизации представлений детей о традициях

казачества организовывала беседы: «Наши корни», «Традиции моей семьи»,

«Казачьему роду нема переводу», « Казачьи заповеди», «Как казачат

воспитывали», образовательные ситуации «Верный друг казака - конь»,

«Казачьи посиделки», «Путешествие в казачий курень».

Например, при проведении образовательной ситуации «Путешествие в

казачий курень» дети смогли закрепить представления о быте и укладе

казаков, о семейных отношениях, нравственных ценностях казаков.

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного,

нравственного и эстетического воспитания детей. С помощью дидактических

игр «Казачий курень», «Жилище казака», «Казачья семья», «Традиции

казаков», «Быт казаков», «Опиши, я отгадаю», «Казачий сундук» не только

передаю определённые представления о культуре казачества, но и создаю

условия для переноса этих представлений в самостоятельные, творческие

игры.

Большую роль в решении задач по данной проблеме отвожу подвижным

казачьим играм. Мной собрана картотека, которая включает в себя более

сотни подвижных казачьих игр.

В совместной деятельности чаще всего используются следующие

подвижные игры: «Казаки - разбойники», «Всадники», «Удалой казачок»,

«Вытолкни из круга», хороводные игры «Заря - зарница», «Золотые ворота»,

«А мы просо сеяли», «Гончары», «Иголка, нитка, узелок», «Вей, веночек,

завевай», «Плетень».

При чем, многие игры имеют несколько вариантов, в зависимости от возраста

детей. С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим

обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, знакомятся с жизнью

казаков.

Игры развивают у детей чувство коллективизм, чувство симпатии друг к

другу, сострадание, дети учатся радоваться успехам других.

Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без

народного фольклора, без народных праздников, которые включают в себя –

песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Цель их –

развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты,

уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной

природе, честности, любви к Родине . Незабываемое впечатление в душах

детей оставляют праздники такие, как «Покровская ярмарка», «День Матери-

казачки», «Как казака в армию провожали», «Масленица», «Казачьи

посиделки». Очень ярко и трогательно проходят обрядовые и православные

праздники: «Сорок Святых- прилет птиц», «Светлое Христово Воскресенье»,

«Как на Ивана-Купала», «День памяти святых Петра и Февроньи», «Праздник

березки- Троица», «Яблочный Спас», «Покрова».

Очень важно взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья

играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Именно поэтому работу

по ознакомлению дошкольников с родным краем проводят в тесном

сотрудничестве и с согласия родителей. Наши родители являются

постоянными участникам всех наших дел. Они с удовольствием участвуют в

праздниках, таких как : «Лучшая казачка», «Масленица», « Пришла Коляда»

и мн. др.( играют роли, помогают в изготовлении атрибутов).

Очень часто организовываем тематические выставки совместных работ

родителей и детей. ( «Что нам донская осень принесла?», «Золотые руки

мамочки моей», « Пасхальный сувенир», «Яблочное чудо»- к Яблочному

Спасу».

С особым энтузиазмом семьи создали стенгазеты, посвященные семейным

традициям, праздникам.

Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети,

стараются поддержать их во всех начинаниях, вовлекая в данный процесс

бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии,

предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями –

родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать

возможность познакомиться с ними и другим детям.

Работа с родителями укрепила семейные связи, появились общие семейные

увлечения, что благоприятно сказывалось на духовно - нравственном

воспитании детей.

Казаки – народ верующий, казачий девиз так и звучит: «Служу Православной

Вере, Дону и Отечеству». И когда как не в детстве прививать ребенку

духовную веру. С согласия родителей, детям читаю Библию для малышей,

учим молитвы. С детьми и родителями являемся прихожанами нашего

городского храма Николая Чудотворца, принимаем участие в Литургиях и

Святых Причастиях. Настоятель храма Димитрий Дяур- частый гость и

участник православных праздников в группе и ДОУ.

Доброй традицией стали встречи дошкольников с представителями местного

казачества. Представители Общественной Организации «Зверевский Казачий

Круг» являются не просто гостями, а постоянными участниками наших

мероприятий и праздников. В группе, с согласия родителей, имеется казачий

наставник, который часто приходит к детям, знакомит с оружием казака,

знакомит с военными обрядами, принимает участие в организации

праздников. Учит маленьких казачат держать шашку, сбивать ориентиры

нагайкой. Ребята с удовольствием с ним общаются и с нетерпением ждут

новой встречи.

Большую роль в развитии казачьей культуры у детей играет связь с

Социумом. В городе есть краеведческий библиотека- музей Донского

казачества, где представлены предметы быта

донских казаков, одежда,

оружие и мн.др.. Во время экскурсий, работники музея знакомят ребят с теми

или иными событиями, а маленькие казачата демонстрируют свои знания.

Мы принимаем участие в мероприятиях, проводимых в музее. Так являемся

постоянными участниками «Библио-ночи», «Сыны Донской земли-

М.А.Шолохов, А.П.Чехов», «Бессмертный полк Дона» и др. Неоднократно

награждены Дипломами и Благодарственными письмами.

Мои воспитанники –постоянные участники муниципальных, региональных

мероприятий, проводимых в городе: «Этнический фестиваль народов Дона»,

фольклорный фестиваль «Подсолнух», фольклорный фестиваль «А по Дону

песня льётся», фестиваль, приуроченный ко Дню народного единства «Мы

едины», «Пою тебе, моя Россия», «Парад Победы» и др.

Так же являюсь руководителем вокального коллектива «Лазоревый цвет»,

состоящий из педагогов нашего детского сада, который несет казачью

народную культуру в массы и является постоянным участником праздников,

проходивших в городе.

Таким образом, проводимая мною работа помогает обогатить знания детей о

прошлом и настоящем родного донского края, воспитывает чувство любви и

гордости за людей, которые в нём живут, побуждает детей проявлять

естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по

ознакомлению с родной землей, родной культурой не только формирует

любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в

духе патриотизма.

А совместная деятельность стала основой в формировании гражданина,

Человека с большой буквы, патриота Родины.



В раздел образования