Напоминание

«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»


Автор: Покусаева Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 МО "Ахтубинский район" (дополнительное образование)
Населённый пункт: п.Верхний Баскунчак,Астраханская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании».

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий

эффективности инновационной деятельности учреждений дополнительного образования.

Слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство,

умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Образовательные технологии классифицируются на основе заложенного в них характера

учебной деятельности. Их выделяют две:

1. Репродуктивная деятельность (традиционная).

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

1) знания обучающимся предлагаются в “готовом” виде;

2) педагог не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) обучающиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают.

2. Продуктивная деятельность направленная на формирование новых знаний

непосредственно самими обучающимися, здесь педагог выступает только как направляющий.

Сущность продуктивной деятельности выражается в следующих характерных

признаках:

1) знания обучающимся не предлагаются в “готовом” виде, их нужно добывать

самостоятельно;

2) педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с

помощью разнообразных средств;

3) обучающиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают

возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации,

анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но

добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для

творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-

ориентированные технологии.

Рассмотрим педагогические технологии на основе личностно-ориентированного

подхода:

1. Личностно-ориентированное обучение. Цель технологии личностно-

ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее

заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе

использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – не

«давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать

совместную познавательную, творческую деятельность каждого обучающегося.

2.Технология индивидуального обучения - такая технология обучения, при которой

индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет

адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным

особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в обучении, вносить

необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно,

контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

1

3.Технология коллективной творческой деятельности широко применяется в

дополнительном образовании.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и

взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке,

осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом

деятельности

детей

является

стремление

к

самовыражению

и

самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.

Конкретных форм КТД великое множество:

-трудовые дела ( атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям);

-познавательные дела( вечер весёлых задач, вечер– путешествие,город весёлых

мастеров, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков);

-художественные дела(концерт – «молния», кукольный театр, литературно-

художественные конкурсы);

-спортивные дела( веселая спартакиада, спартакиада народных игр).

4.Технология «ТРИЗ»

Как

педагогику

творчества

рассматривают технологию

«ТРИЗ»

Теорию

Решения

Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система,

которая

сочетает

познавательную

деятельность

с

методами

активизации

и

развития

мышления,

что

позволяет

ребенку

решать

творческие

и

социальные

задачи

самостоятельно.

Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению

нестандартных

задач

в

различных

областях

деятельности,

обучение

творческой

деятельности.

5.Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация

занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и

активную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит

овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск

новых познавательных ориентиров.

Принципы проблемного обучения:

-самостоятельность обучающихся;

-развивающий характер обучения;

-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний.

6.Игровые технологии. В их основу положена педагогическая игра как основной вид

деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют

готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.

Тематические игры связанны с изучаемым материалом.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с обучающимися различного

возраста, и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности,

что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию

решения в жизни.

7. Технология проектного обучения — технология, при которой не даются готовые знания,

а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является

непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

8. Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью

является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития

психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и

2

отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности

развития, уровень и особенности индивидуума.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения,

идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

9.

Технология

программированного

обучения

возникла

в

начале

50-х

годов,

когда

американский

психолог

Б.

Скиннер

предложил

повысить

эффективность

усвоения

учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля

порций информации.

В

России

эту

технологию

разрабатывал

В.П.

Беспалько,

который

выделил

основные

принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:

линейные

программы

(последовательно

сменяющиеся

небольшие

блоки

информации с контрольными заданиями);

разветвленные

программы

случае

затруднения

обучаемому

предоставляется

дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать

правильный ответ);

адаптивные

программы

(предоставляют

возможность

обучаемому

выбирать

уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);

комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).

Как

разновидность

программированного

обучения

возникли

блочное

и

модульное

обучение.

Блочное

обучение осуществляется

на

основе

гибкой

программы

и

состоит

из

последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы.

Модульное обучение – индивидуализированное самообучение, при котором используется

учебная программа, составленная из модулей.

Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном,

углубленном.

Сущность

модульного

обучения

состоит

в

том,

что

обучающийся

самостоятельно

достигает

конкретных

целей

учебно-познавательной

деятельности

в

процессе работы с модулем.

10.Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

обеспечивают

развитие

природных

способностей

ребенка:

его

ума,

нравственных

и

эстетических

чувств,

потребности

в

деятельности,

овладении

первоначальным

опытом

общения

с

людьми,

природой,

искусством.

Здоровьесберегающая

образовательная

технология - система,

создающая

максимально

возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,

интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Изучив и проанализировав существующие в педагогической науке и практике

современные

педагогические

технологии,

можно

утверждать,

что

в

дополнительном

образовании

разнообразные

личностно-ориентированные

технологии

стали

его

отличительной особенностью. Они направлены на то, чтобы:

разбудить активность детей;

вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

3

подвести эту деятельность к процессу творчества;

опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Так

же,

исследование

использования

современных педагогических

технологий

при

организации

деятельности

учреждения

дополнительного

образования

детей

позволяет

утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности

обучающегося, поскольку способствуют развитию творческих способностей, личностных

новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Именно это и соответствует запросам общества и способствует обеспечению достойного

уровня и совершенствованию качества образования.

4



В раздел образования