Авторы: Гассан Октавия Александровна, Дурашова Наталья Валерьевна
Должность: преподаватель ДШИ
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Всеволожск. Ленинградская область
Наименование материала: проект
Тема: «Женские образы в музыке и живописи»
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «ДШИ им. М. И. Глинки г. Всеволожск»
(структурное подразделение «Южный»)
ТВОРЧЕСКИЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ
изобразительного и музыкального отделений
«Женские образы в музыке и живописи»
Авторы проекта: Гассан О. А., Дурашова Н.В.
Творческая группа:
обучающиеся старших классов изобразительного и музыкального отделений.
г. Всеволожск
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
1.
Описание проекта.
2.
Паспорт проекта.
3.
Цель и задачи проекта.
4.
Обеспечение проекта.
5.
Планируемые результаты.
6.
Продукт проекта.
7.
План мероприятий.
8.
Этапы реализации проекта.
Погружение в проект.
Организация деятельности.
Осуществление деятельности.
Презентация результатов.
9.
Итоги проекта.
10.
Литература и программы, используемые в презентации.
Описание проекта
Эпиграф
«Музыка – сестра живописи»
(Леонардо да Винчи).
В последние годы произошли изменения в практике дополнительного
образования, стали необходимы новые методы и формы обучения, которые
призваны развивать исследовательские навыки обучающиеся, формировать
активную позицию каждого ребенка в рамках сотрудничества и совместного
коллективного творчества. Для этого необходимо вовлечение обучающихся и
преподавателей
различных
отделений
в
совместные
творческие
проекты.
Данный
проект
нужно
рассматривать
как
форму
взаимодействия
обучающихся
на
художественном
отделении
ДШИ
с обучающимися
музыкального
отделения.
Такие
интегрированные
творческие
проекты
направлены
на
развитие
у
детей
коммуникабельности
и
разносторонних
интересов.
Идея этого проекта появилась из-за острой необходимости сделать звучание
классической музыки наглядной и доступной неподготовленному слушателю
и самое главное, чтобы активными участниками проекта стали дети. Нам
хотелось увлечь этой идеей как можно больше обучающихся, сплотить ребят
с разных отделений ДШИ, заинтересовать юных художников и музыкантов
совместной творческой деятельностью.
Интеграция
способствует
созданию
условий
для
выхода
детей
на
продуктивную
творческую
деятельность,
стимулируя
самостоятельность,
познавательную активность, обогащение новой информацией, знакомит со
средствами художественной выразительности в музыки, живописи. Такие
мероприятия развивают творческое мышление, расширяют знания детей об
окружающем мире, формируют яркие, положительные эмоции.
Огромная
роль
в
воспитании
детей
всегда
отводилась
музыке
и
изобразительному
искусству.
Приобщая
детей
к
музыкальному
и
художественному миру, мы способствуем воспитанию у них нравственно-
этических
чувств,
формированию
взглядов,
убеждений
и
духовных
потребностей.
Решающую
роль
в
развитии
личности
играет
любая
творческая деятельность, в т.ч. коллективное слушание музыки, сравнение
произведений
разных
видов
искусства
и
их
средств
выразительности.
У
обучающихся
рождаются
художественно-образные
ассоциации,
которые
побуждают детей к творческому самовыражению. Развитие ассоциативно-
образного
мышления
школьников
совершенствует
“внутренний
слух”
и
“внутреннее зрение” через привлечение образов изобразительного искусства
для расширения их музыкально-слуховых представлений.
Некоторые произведения после разучивания становились «концертными», а
работы - конкурсными. Многие из них стали ярким украшением концертов и
выставок и полюбились слушателям и зрителям.
Подготовка и участие обучающихся в концертах, творческих конкурсах и
выставках дает мощный толчок для максимального развития личности с
учетом интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в
социальной среде. Собранные вместе, выстроенные в определенном
порядке, произведения подготовленные обучающимися могут составить
красивый видеоряд, интересный видеоклип, который как итог проекта
станет памятным подарком для преподавателей родителей и обучающихся.
Вовлекая обучающихся. не только в творческий исполнительский, но и
исследовательский процесс, преподаватели смогут объединить ребят разных
возрастов
в
одну
команду,
что
является
важным
фактором
долгого
существования дружного коллектива ДШИ.
Методический паспорт проекта.
Название проекта: «Женские образы в музыке и в живописи»
Руководители проекта:
Гассан О. А., Дурашова Н.В.
Участники проекта: обучающиеся и преподаватели.
Возраст участников: 11 – 14 лет.
Тип проекта: творческий.
Уровень творчества: исполнительский.
По содержанию: межпредметный.
Продолжительность работы над проектом: учебный год.
Заказчик проекта: МБУДО «ДШИ им. М. И. Глинки г.Всеволожск»
(Структурное подразделение «Южный»).
Адрес: 188645, Всеволожск, ул. Аэропортовская, дом №5
Контактные телефоны: (881370) 40-169, 89117546612.
Место
реализации
проекта:
Учебные
классы,
малый
концертный
зал,
выставочные залы ДШИ («Южный»), концертный зал КДЦ «Южный».
Актуальность проекта: Предлагаемый проект ориентирован на решение
задачи развития творческого потенциала обучающихся музыкального и
художественного отделений, формирует основы музыкально-эстетического и
художественного воспитания, полезен для общего развития и образования
подрастающего поколения. Он был создан для творческого объединения двух
разных отделений через проведение совместных мероприятий.
Цель
проекта-погрузить обучающихся
в
атмосферу
сотворче ства,
объединить обучающихся
разных
отделений
ДШИ, воспитать внимание и
любовь к искусству через изучение связи музыки и живописи.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить обучающихся с жизнью и творчеством художников и
композиторов-классиков
-
расширить
музыкальный
кругозор обучающихся
изобразительного
отделения.
-
сформировать
умение
сравнивать
музыкальное
произведение
с
живописными произведениями
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств
музыкальной и художественной выразительности
Воспитательные:
-
воспитывать
коммуникативность,
артистичность,
творческое
отношение к исполняемым произведениям.
- активизировать познавательную деятельность; укреплять интерес к
классической музыке.
- воспитать эмоциональную отзывчивость.
Развивающие:
- развивать исследовательские, творческие и исполнительские навыки;
- активизировать способность обучающихся работать индивидуально и
в коллективе.
- побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов, развить
ассоциативное мышление
Ресурсное обеспечение проекта:
- аудио-, видеокассеты; CD-диски; телевизор;
-
технические
средства:
музыкальный
центр, DVD-проигрыватель,
ТВ,
компьютер;
- рояль (пианино), синтезатор, аккордеон;
- мольберты, столы, стулья.
Методическое сопровождение проекта:
- иллюстративные материалы (репродукции, фотографии);
- работы из методического фонда школы;
- нотные сборники; Интернет-ресурсы;
-
подборка
стихов,
музыкальных
произведений,
презентаций
по
темам
заданий.
Планируемый результат:
- вовлечение обучающихся в познавательную деятельность;
- объединение обучающихся разных отделений ДШИ;
-
исполнение
ярких
концертных
номеров,
создание
выставочных
и
конкурсных работ;
- мотивация исполнительского роста обучающихся;
-создание условий для
творческой
самореализации
преподавателя
и
обучающихся;
-
создание
видеоклипа
на
основе
творческих
работ
художественного
и
музыкального отделений.
Продукт проекта:
Видео ролик (клип), подготовленный как подарок к концерту на 8 марта.
Выставка работ обучающихся изобразительного отделения.
Школьное совместное мероприятие (концерт) с презентацией.
План мероприятий
Мероприятия
Срок
реализации
Ответственный
Подбор репертуара и
совместное слушание
классической музыки
Сентябрь
2019г.
Преподаватель
Гассан О. А. и
обучающиеся класса.
Совместные экскурсии для
обучающихся
музыкального и
изобразительного
Октябрь 2019 г.
Преподаватель
Дурашова Н.В.
отделения в Эрмитаж и в
Русский музей
Посещение репетиций и
концертов обучающимися
изобразительного
отделения
Ноябрь-
декабрь 2019 г.
Преподаватель
Дурашова Н.В.
Гассан О. А.
Подбор материала и
выполнение презентаций
на тему: «Женские образы
в музыке и живописи»
Ноябрь-
декабрь 2019 г.
Преподаватель
Дурашова Н.В.
и обучающиеся
старших классов
изобразительного
отделения
Разработка эскизов
композиций и выполнение
живописных работ на
темы: «Образ Богородицы»
(обучающиеся 5-го и 6-го
классов), «Аллегория
времени года», «Образ –
ассоциация» (4-го и 7-го
класса)
декабря 2019 –
январь 2020.
Преподаватель
Дурашова Н.В.
и обучающиеся
старших классов
изобразительного
отделения
Монтаж клипа.
Февраль 2020
оформление выставки к 8
марта. Участие в
праздничном концерте в
КДЦ
Февраль – март
2020г
Преподаватели
Дурашова Н.В.
Гассан О. А.
Подведение итогов
проекта. Совместное
мероприятие музыкального
и художественного
отделения (концерт,
презентация, просмотр
клипа)
Март 2020
Преподаватели
Дурашова Н.В.
Гассан О. А.
обучающиеся ДШИ
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
1.
Погружение в проект (подготовительный этап).
Подбор репертуара и совместное слушание классической музыки.
На
занятиях
по
специальности
проходили
прослушивание
и
обсуждение
исполняемых обучающимися
музыкальных
произведений.
Обучающиеся
художественного отделения имели возможность познакомится с творческим
процессом музыкантов, побывать на репетициях. Ребята очень внимательно
слушали педагогов, помогали с выбором репертуара, обсуждали задачи и
некоторые
предложения
по
достижению
конечной
цели,
наметили
этапы
работы над совместным проектом.
Совместные
экскурсии
для обучающихся
музыкального
и
изобразительного
отделения
в
Эрмитаж
и
в
Русский
музей
ещё
больше
сплотили творческий коллектив. Экскурсии помогли расширить кругозор и
пополнить
знания
о
древнерусском
искусстве
и
об
искусстве
эпохи
Возрождения. Уже на данном этапе начался сбор материала для проектной
деятельности. Женские образы в картинах западноевропейского и русского
искусства никого не оставили равнодушным. Иконы Богоматери 12 – 15
веков, картины Боровиковского, мадонны Леонардо и Рафаэля вдохновили
ребят и преподавателей на создание совместного концерта как подарка мамам
к Международному Женскому дню.
Итогом проведенных совместных мероприятий стало:
- повышение мотивации и интереса к занятиям в ДШИ;
- повышение качества домашней подготовки к урокам;
- активизация творческого потенциала обучающихся разных отделений;
- появление новых интересов и новых дружеских отношений между
участниками проекта.
2.
Организация деятельности.
На
данном
этапе
формируются
проектные
группы обучающихся
п о
направлениям:
-выбор
музыкального
материала
(подбор
аудио-,
видеоматериалов
-
произведений
в
интернете,
на
аудиокассетах,
пластинках
и
др.)
для
дальнейшего прослушивания всем коллективом;
-подбор иллюстраций, стихотворений, высказываний;
-подготовка докладов о связи музыки и изобразительного искусства, создание
презентаций на ранее выбранные темы в рамках проекта.
Каждая
группа
занималась
сбором
информации,
обсуждала
и
анализировала её. Художники подбирали материалы по темам «Аллегории
времён
года»,
«Образ
Богоматери»,
«Портрет
(автопортрет)
–
образ»
инструментального
отделения
разучивали
выбранные
руководителями
проекта произведения.
А также подбирали стихи и песни о женщине, матери, о музыке и живописи
добывали научную информацию из различных источников – энциклопедии,
словари, учебники, интернет-ресурс и др.
3. Осуществление деятельности (практический этап).
После обсуждения найденного материала осуществляется самостоятельная
работа обучающихся по проектным заданиям (в группах и индивидуально) –
подготовка
сообщений
и
презентаций
по
намеченным
темам.
Создаются
новые группы по возрасту выбранным темам и заданиям. Обучающиеся
музыкального отделения
формируют небольшие ансамбли, выступают с
разученными пьесами на различных концертных площадках, чтобы обыграть,
вжиться в исполняемые произведения.
На
совместных
занятиях
проходит
прослушивание
и
обсуждение
исполняемых обучающимися
музыкальных
произведений,
в
это
время
художники
выполняют
эскизы,
рисуют
ассоциации,
образы,
которые
возникают у них во время репетиций. обучающиеся музыкального отделения
то же создают рисунки к разучиваемым произведениям.
Участники проекта художественного отделения выполняют на своих
занятиях живописные композиции на темы:
«Образ Богородицы» (обучающиеся 5-го и 6-го классов),
«Аллегория времени года» (обучающиеся 4-го и 7-го класса)
«Портрет (автопортрет) - ассоциация» (обучающиеся 4-го и 7-го класса)
Участники
проекта
музыкального
отделения
исполняют
на
своих
занятиях следующие произведения:
1.
Презентация результатов (заключительный этап).
Достойным завершением проекта стала организация школьной выставки и
совместный концерт на базе школы в Малом зале с показом презентаций и
исполнением
музыкальных
произведений.
Первыми
слушателями
и
зрителями
стали обучающиеся
ДШИ
и
их
родители,
которым
особенно
понравился видеоклип (они смогли увидеть не только своих детей, но и их
работы). Данный видеоролик презентовался мама обучающихся в качестве
памятного подарка к 8 марта.
Показ работ художников и комментарии педагогов во время мероприятия
оживило восприятие исполняемых произведений. Родители и обучающиеся
обоих
отделений
принимали
активное
участие
в
мероприятии,
задавали
вопросы, делились своими впечатлениями и пожеланиями.
ИТОГИ ПРОЕКТА
.
Совместное творчество ещё больше сплотило коллектив ДШИ. В процессе
подготовки
проекта обучающиеся
взяли
на
себя
роль
«исследователей
и
лекторов», с удовольствием выступали не только перед своими сверстниками
и
одногруппниками,
а
так
же
стали
наставниками
для
младших
и
обучающихся другого отделения. Художники консультировали музыкантов по
средствам выразительности в изобразительном искусстве, помогали им в
создании
рисунков.
Музыканты
в
свою
очередь
делились
своими
ассоциациями и просвещали художников в своей сфере.
Кроме того:
повысился интерес участников проекта к музыкальным занятиям и
занятиям живописью;
повысился уровень домашней подготовки детей к занятиям в школе;
усилилась степень любознательности детей, их познавательная
активность, коммуникативность, самостоятельность;
дети более увлеченно стали слушать классическую музыку, произошло
изменение особенностей музыкального восприятия: появление
внимания, умение сосредоточиться, улавливать детали исполнения;
более глубокими и содержательными стали высказывания детей об
эмоциональном и образном содержании музыки;
дети активно участвуют в концертах, конкурсах и выставках;
наблюдается положительная динамика посещаемости школы;
дети получили удовольствие от совместной деятельности со
взрослыми;
приобретение навыков преодоления трудностей;
дети приобрели адекватную самооценку, статус в группе обучающихся;
обогатились знания обучающихся в области искусств;
приобщение родителей к процессу музыкально-эстетического и
художественного воспитания ребенка;
родители становятся активными и заинтересованными участниками
проекта и педагогического процесса;
участвуя в проекте, родители повысили собственную культуру,
появился интерес к классической музыке русской и
западноевропейской живописи;
родители посещают с детьми концерты классической музыки, музеи и
выставки;
для педагогов проект послужил источником новых идей и поиска новых
методов и навыков педагогической и творческой работы с детьми,
укрепил контакт с обучающимися, дал возможность личного
творческого развития.
Сценарий совместного мероприятия художественного и
музыкального отделений к 8 марта
«Женские образы в музыке и в живописи»
3.03.2020
Звучит музыка
Ведущая 1 (преподаватель художественного отделения Дурашова Н.В)
Ведущая 2 (преподаватель на музыкальном отделении Гассан О. А.)
Ведущая 1
И нет конца. И жизнь бездонна.
И бесконечна красота.
Во всех веках жила Мадонна…
Ведущая 2
Такие строки есть в стихотворении Николая Брауна, и не случайно тема
материнства звучит в поэзии и прозе, в живописи и музыке, начиная с
Древнего Мира и заканчивая современным искусством.
Ведущая 1
Тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей
истории его существования. Едва ли найдется художник, который не
пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.
Сегодня мы с вами приподнимем завесу этой тайны, попробуем разглядеть
женские образы в музыке и услышать музыку в живописных работах.
Ведущая 2
Давайте сделаем наш сегодняшний концерт подарком для наших самых
прекрасных родителей, мам, бабушек, сестёр, подруг!
Сравню ли с летним днем твои черты?
Но ты милей, умеренней и краше.
Ломает буря майские цветы,
И так недолговечно лето наше!
. . .
А у тебя не убывает день,
Не увядает солнечное лето.
И смертная тебя не скроет тень, -
Ты будешь вечно жить в строках поэта.
Не только У. Шекспир посвящал женщинам свои сонеты, наш
замечательный дуэт (Лесовина Полина и Саминский Денис) исполнят для
вас Е. Дога «Сонет»
1.
Лесовина Полина - фортепиано и Саминский Денис - синтезатор
Е. Дога «Сонет»
Ведущая 1
И музыка и живопись могут создавать картины. Музыка – с помощью звука,
а живопись – цветом. Вы со мной согласны?
Давайте посмотрим какие ассоциации вызвала эта музыка у ребят с
художественного отделения и какие работы они создали.
Демонстрируется работа Клевцовой Марины обучающейся 7-го класса
«Автопортрет – ассоциация (образ)»
В процессе работы над этой живописной композицией Марина подбирала
материал и подготовила презентацию о связи музыки и живописи, давайте
её посмотрим.
Ведущая 2
А может быть вдохновило её произведение «Белый парус» в исполнении
Деникина Ильи? Давайте послушаем и посмотрим.
2.
Демонстрируется презентация Клевцовой Марины под
аккомпанемент Деникина Ильи (аккордеон) Муз. В.Дмитриев
«Белый парус»
Ведущая 2
Весна, в природе оживленье,
Повсюду царствует любовь.
И мы – такие молодые,
Искрится ум, бушует кровь.
3.
Буркаускас Миша (баян) муз. Ю.Гаврилова «Весенняя зарисовка»
Ведущая 1
А вот какие ассоциации вызвала «Весенняя зарисовка» в исполнении
Буркаускас Миши и обучающейся7-го класса Старковой Насти
Демонстрируется работа Старковой Насти «Весна Джульетты»
Но если весна ассоциируется чаще с юной влюблённой девушкой, то осень – с
красной девицей, в ярком праздничном народном костюме. Так увидела её
Фролова Полина.
Демонстрируется работа Фроловой Полины «Аллегория осени»
В процессе работы над композицией она то же создала презентацию,
давайте посмотрим её все вместе.
4.
Демонстрируется презентация Фроловой Полины
Ведущая 2
Она манит холодной красотой
и кажется такою одинокой
печальной, отрешенной и далёкой,
и непреступной кажется такой.
Ведущая 1
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Вот такой образ русской Зимушки получился у Ушпик Кати
5.
Демонстрируется работа Ушпик Кати «Зимушка»
под аккомпанемент Деникина Ильи и Дёмина Ильи ( аккардеон)
рус.нар.песня «Ах ты душечка, красна девица» в обработке
И.Сперанского
Ведущая 2
Среди разных чудес, что пленят и манят,
Свет далекой звезды или вечность седых пирамид.
Есть одно, на котором всегда остановится взгляд,
Это – женщина, в ней природа все тайны хранит.
6.
Демонстрация под музыку работ художественного отделения
( Жохова Ульяна «Осень», Кривоусова Настя «Волшебница-
Зима», Зайцева Настя «Весна. Автопортрет», Глебова Алёна
«Лето. Автопортрет»)
7.
Ансамбль «Весёлые ребята» (Лесовина Полина, Саминский
Денис,Демин Илья, Деникин Илья) муз. Р.Бажилина «Белоснежка»
Ведущая 1
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с Вами она, если рядом она
Человек, на котором держится дом.
Может быть, тридцать три или семьдесят три-
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чём:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце и в доме светло,
На её доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
( П. Градов)
Ведущая 2
Наш концерт мы посвятили женщинам и закончить его хотим
необыкновенно красивым произведением, актуальным во все времена. Это
произведение наполнено трепетным чувством нежности и любви.
«Аvе, Маria!» – «Радуйся, Мария!»
Ведущая 1
Путь постижения идеала женской красоты и обаяния в своих картинах
проходили художники разных стран и эпох. Если в Западной Европе образ
материнства был связан с культом мадонны, то на Руси – с Богородицей,
которая воспринималась как защитница и покровительница родной земли,
заступница людей перед Богом.
« Первая мать - Пресвятая богородица, вторая мать - сыра
земля» - гласит народная мудрость.
Богородицу называют так же матерью всего человечества, небесной
матерью, заступницей, «богоносной землей», что отражается в
композиции, ее фигура напоминает храм или гору, извечные символы
духовности и святости.
Художник Грабарь икону Богоматери назвал «несравненной ,
чудесной, извечной песнью материнства».
Ведущая 2
Давайте послушаем «Аvе, Маria!»в исполнении нашего дуэта и посмотрим
какие образы создали на эту тему обучающиеся изобразительного
отделения.
8.
Лесовина Полина (фортепиано), Саминский Денис (синтезатор)
«Аvе, Маria!»
Показ работ обучающихся художественного отделения (Старкова
Настя, Разумова Аня, Северинец Даша, Канивец Женя и др.)
Ведущая 2
На основе слияния музыки и живописи появились в 20 в. новые
виды
искусств - это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы),
соответственно и новые профессии, мультипликатор, клипмейкер. Дружба
звука и цвета - дала новые плоды. Предлагаю познакомиться с одной такой
работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живописи.
Ребята, вы сможете увидеть плоды нашей совместной работы в небольшом
видеоклипе. Это ещё один наш сюрприз и подарок нашим дорогим мамам.
9.
Показ видеоролика
Ведущая 1
Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас
всю жизнь! Поздравляем вас, дорогие женщины и дарим на память эти диски.
10. Вручение дисков с видеороликом
Ведущая 2 и Ведущая 1 хором
Милые женщины, добрые, верные!
С новой весной вас, с каплями первыми!
Мирного неба вам, солнца лучистого,
Счастья заветного, самого чистого!