Автор: Галина Николаевна Якупова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Красносельский детский сад "Тургай" комбинированного вида
Населённый пункт: РТ Высокогорский район ст. В гора
Наименование материала: Статья
Тема: Ручной труд – в развитии личности ребенка дошкольника в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Ручной труд – в развитии личности ребенка дошкольника в
ДОУ.
В
детском
саду
особый
интерес
представляет
творческая
деятельность,
реализуемая в детском художественном ручном труде, который воспринимается детьми с
удовольствием, как увлекательная игра.
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет
одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших
группах.
В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему
развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от
грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное
эмоциональное
состояние.
Поэтому,
так
важно
включать
в
педагогический
процесс
детского сада художественный ручной труд».
Ручной труд в доу решает следующие задачи:
Развивающие :
1.
Развитие конструктивных, изобразительных, творческих, оформительских у
старших дошкольников;
2.
Развитие трудовых умений и навыков в работе с инструментами;
3.
Развитие внимание, памяти, воображения, речи;
4.
Развитие мелкой моторики рук;
5.
Развитие воображения, зрительного восприятия;
.
Образовательные задачи:
1.
Учить
детей
создавать
замысел,
обдумывать
и
планировать
процесс
деятельности по его воплощению.
2.
Знакомить детей со свойствами различных материалов.
3.
Учить детей разбираться в простейших чертежах и схемах.
4.
Обучать
специальным
трудовым
умениям
и
способам,
пользоваться
простейшими инструментами.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность.
2.
Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.
3.
Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного
материала для своего удовольствия или в подарок друзьм и родным.
В
программе
детского
сада,
ручной
труд
включает
работу с
разнообразными
материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и
предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового
воспитания дошкольников. .
Ручной
труд
предоставляет
детям
возможность
употребить
на
практике
начальные
знания
из
области
рисования,
аппликации,
конструирования,
а
также
использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в
детском
саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и
навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в
себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.
В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает
разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что –
то
не
получается,
стремится
преодолеть
трудности.
У
ребенка
развиваются
оформительские способности.
Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки, формирует интерес
к работе, стремление выполнить работу как можно лучше.
Кроме
того,
ручной
труд
–
важнейшее
средство
формирования
нравственно
–
волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности. Занятия ручным трудом
имеют огромное значение для развития речи дошкольников, развивают коммуникативные
качества детей.
Ручной труд способствует совершенствованию координации движений, гибкости,
точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики.
Можно сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на
общее интеллектуальное развитие ребенка.
На своих занятиях я стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок
своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки.
Я
учу
детей работать с бумагой, природным материалом, тканью, развивая тем самым у них
пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям
педагога.
В процессе работы над изготовлением поделок большое внимание уделяю развитию
устной речи ребенка.
В процессе работы изучаем сказки, поем песни, играем, сочиняем
истории, знакомимся с персонажами русского фольклора.
В работе с детьми я предоставляю им возможность осуществлять свой замысел,
проявлять творчество. Источником замысла детей является окружающая жизнь, где они
черпают содержание для своих работ, развивающая игра.
Я считаю, что работа приведет к успеху, если в нее подключить родителей. В своем
учреждении мы организуем выставки работ из природного материала, бумаги, ткани, в
создании
которых
принимают
участие
родители
со
своими
детьми.
Наша
задача
заинтересовать
родителей,
объяснить
значение
и
значимость
ручного
труда
для
формирования личности ребенка и подготовке его к школе.
Своевременное
обучение
детей
трудовым
умениям
вносит
значительные
изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дошкольники успешнее
претворяют свои замыслы в жизнь.
Таким образом,
ручной труд можно считать одним из важных элементов
содержательного воспитания детей.