Напоминание

Ручной труд – в развитии личности ребенка дошкольника в ДОУ


Автор: Галина Николаевна Якупова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Красносельский детский сад "Тургай" комбинированного вида
Населённый пункт: РТ Высокогорский район ст. В гора
Наименование материала: Статья
Тема: Ручной труд – в развитии личности ребенка дошкольника в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ручной труд – в развитии личности ребенка дошкольника в

ДОУ.

В

детском

саду

особый

интерес

представляет

творческая

деятельность,

реализуемая в детском художественном ручном труде, который воспринимается детьми с

удовольствием, как увлекательная игра.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет

одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших

группах.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему

развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от

грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное

эмоциональное

состояние.

Поэтому,

так

важно

включать

в

педагогический

процесс

детского сада художественный ручной труд».

Ручной труд в доу решает следующие задачи:

Развивающие :

1.

Развитие конструктивных, изобразительных, творческих, оформительских у

старших дошкольников;

2.

Развитие трудовых умений и навыков в работе с инструментами;

3.

Развитие внимание, памяти, воображения, речи;

4.

Развитие мелкой моторики рук;

5.

Развитие воображения, зрительного восприятия;

.

Образовательные задачи:

1.

Учить

детей

создавать

замысел,

обдумывать

и

планировать

процесс

деятельности по его воплощению.

2.

Знакомить детей со свойствами различных материалов.

3.

Учить детей разбираться в простейших чертежах и схемах.

4.

Обучать

специальным

трудовым

умениям

и

способам,

пользоваться

простейшими инструментами.

Воспитательные задачи:

1.

Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность.

2.

Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

3.

Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного

материала для своего удовольствия или в подарок друзьм и родным.

В

программе

детского

сада,

ручной

труд

включает

работу с

разнообразными

материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и

предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового

воспитания дошкольников. .

Ручной

труд

предоставляет

детям

возможность

употребить

на

практике

начальные

знания

из

области

рисования,

аппликации,

конструирования,

а

также

использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в

детском

саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и

навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в

себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает

разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что –

то

не

получается,

стремится

преодолеть

трудности.

У

ребенка

развиваются

оформительские способности.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки, формирует интерес

к работе, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме

того,

ручной

труд

важнейшее

средство

формирования

нравственно

волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности. Занятия ручным трудом

имеют огромное значение для развития речи дошкольников, развивают коммуникативные

качества детей.

Ручной труд способствует совершенствованию координации движений, гибкости,

точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики.

Можно сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на

общее интеллектуальное развитие ребенка.

На своих занятиях я стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок

своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки.

Я

учу

детей работать с бумагой, природным материалом, тканью, развивая тем самым у них

пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям

педагога.

В процессе работы над изготовлением поделок большое внимание уделяю развитию

устной речи ребенка.

В процессе работы изучаем сказки, поем песни, играем, сочиняем

истории, знакомимся с персонажами русского фольклора.

В работе с детьми я предоставляю им возможность осуществлять свой замысел,

проявлять творчество. Источником замысла детей является окружающая жизнь, где они

черпают содержание для своих работ, развивающая игра.

Я считаю, что работа приведет к успеху, если в нее подключить родителей. В своем

учреждении мы организуем выставки работ из природного материала, бумаги, ткани, в

создании

которых

принимают

участие

родители

со

своими

детьми.

Наша

задача

заинтересовать

родителей,

объяснить

значение

и

значимость

ручного

труда

для

формирования личности ребенка и подготовке его к школе.

Своевременное

обучение

детей

трудовым

умениям

вносит

значительные

изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дошкольники успешнее

претворяют свои замыслы в жизнь.

Таким образом,

ручной труд можно считать одним из важных элементов

содержательного воспитания детей.



В раздел образования