Напоминание

Технологическая карта урока по теме "Алгоритмы и исполнители"


Автор: Димитренко Виктория Николаевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Алтайского государственного педагогического университета
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Технологическая карта урока по теме "Алгоритмы и исполнители"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по теме

«Алгоритмы и исполнители» по УМК Босовой Л.Л. для 8 класса. Данный урок

использует

алгоритм

взаимодействия

учителя

и

учащихся

при

формирующем

оценивании.

Метод

формирующего оценивания – дискуссия, техника формирующего оценивания – метод «Пять пальцев».

Рисунок 1

Алгоритм взаимодействия учителя и учащихся для формирующего оценивания

1 этап. Планирование образовательных результатов учащихся по теме.

Планируемые результаты:

личностные: алгоритмическое мышление необходимое для профессиональной деятельности в современном

обществе;

метапредметные: развитие понимания смысла понятия «алгоритм» и «исполнитель» и широты сферы их

применения;

предметные: формирование понимания смысла понятия «алгоритм» и «исполнитель».

2 этап. Планирование образовательных результатов деятельности учащихся.

Учащиеся должны:

уметь анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств

алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд

исполнителя».

3 этап. Распознавание задач на уроке и отражение конкретных действий учащихся на уроке.

Цель урока: изучить понятия «алгоритм», «исполнитель» и выделить разновидности исполнителей и свойства

алгоритма.

Задачи урока:

образовательные:

сформировать понятие алгоритма и понятие исполнителя алгоритмов, рассмотреть различные виды

исполнителей и свойства алгоритма;

воспитательные: формировать навыки самостоятельности, умение слушать и вести диалог и дискуссию;

развивающие: развитие алгоритмического и логического мышления, познавательного интереса.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения занятия: беседа.

Методы обучения: дискуссия.

Оборудование урока: проектор, компьютер учителя.

Ход урока:

1.

Организационный момент – 1 мин.

2.

Изучение нового материала – 15 мин.

3.

Подготовительный этап – 3 мин.

4.

Дискуссия – 10 мин.

5.

Подведение итогов дискуссии – 5 мин.

6.

Метод пяти пальцев – 3 мин.

7.

Сравнение и анализ оценок с предыдущими результатами – 2 мин.

8.

Домашнее задание – 1 мин.

Таблица 1 – Технологическая карта урока по теме «Алгоритмы и исполнители»

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1

2

3

4

5

6

Организационный этап

Организация

учащихся

на

уроке

З д р а в с т в у й т е ,

д е т и !

Присаживайтесь!

Кто

сегодня

дежурный

по

классу?

Скажи,

п о ж а л у й с т а ,

к т о

с е г о д н я

отсутствует

по

уважительной

п р и ч и н е ,

а

к т о

п о

неуважительной причине?

Приветствуют

учителя.

Дежурный

отвечает

кто

отсутствует

и

п о

к а к о й

причине.

Г о т о в я т с я

к

уроку

Продолжение таблицы 2

Изучени

е нового

материал

а

Изучение

понятие

алгоритма

и

исполнителя

Сегодня

на

уроке

мы

с

вами

начинаем

новую

главу,

которая

н а з ы в а е т с я

« О с н о в ы

а л г о р и т м и з а ц и и » .

Т е м а

Задают

вопросы

учителю

Записывают

тему урока

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

Изучение нового материала

Алгоритм

это

о п и с а н и е

последовательности

шагов

в

решении задачи, приводящих от

исходных данных к требуемому

результату.

Сейчас мы рассмотрим примеры

алгоритмов.

А

вы

в

повседневной

жизни

сталкиваетесь

с

алгоритмами?

Приведите пример.

Алгоритм

должен

же

кто-то

выполнять. Как вы думаете кто

может выполнять заданный нами

алгоритм?

Верно,

но

одним

с л о в о м

э т о

н а з ы в а е т с я

«исполнитель».

Приводят

примеры

алгоритмов

из

повседневной

жизни.

В а р им

к а ш у,

готовим

с у п ,

е д е м

д о

определенной

улицы,

садим

растения.

Машина,

человек,

животное,

робот.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

Изучени

е нового

материал

а

Запишите, что такое исполнитель

алгоритма.

З н а ком я т с я

с

понятием

«исполнитель»

Задают вопрос

учителю

Записывают

понятие

«исполнитель»

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

Изучени

е нового

материал

а

А теперь мы с вами рассмотрим

свойства,

которыми

обладает

алгоритм.

Изучают свойства

алгоритма:

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

Изучен

ие

нового

матери

ала

(Приложение А)

Массовость

4 этап. Определение критериев оценивания

деятельности учащихся на уроке

Подготовительный этап

Подготовка к

дискуссии

и

определение

её критериев

С е й ч а с

м ы

с

ва м и

буд е м

проводить дискуссию, в которой

вам нужно высказать свою точку

зрения

своим

одноклассникам,

объяснить

свою

позицию

и

попытаться

убедить

в

своей

правильности рассуждения своих

оппонентов.

Критерии

оценивания

нашей

дискуссии такие:

Оценка

«5»

ставится,

е сли

учащийся умеет аргументировать

свою

точку

зрения

и

приводит

примеры из повседневной жизни,

полно стью

раскрыт

см ысл

в ы с к а з ы в а н и я ,

в л а д е е т

терминологией.

З н а к о м я т с я

с

критериями

оценивания

Задают

вопросы

учителю

по

организации

дискуссии.

Слушают

внимательно

инструкцию

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

4 этап. Определение критериев оценивания деятельности учащихся

на уроке

Подготовительный этап

Оценка «4» ставится, если ответ

удовлетворяет критериям оценки

«5»,

но

имеются

пробелы

в

знаниях.

Оценка

«3»

ставится,

е сли

учащийся неполно раскрыл свою

мысль,

но

показано

общее

понимание

вопро с а; имелись

затруднения

или

допущены

ошибки в определении понятий,

использовании

терминологии,

исправленные после нескольких

наводящих вопросов.

Оценка

«2»

ставится,

е сли

и м е л и с ь

з а т р у д н е н и я или

д о п у щ е н ы

о ш и б к и

в

о п р е д е л е н и и

п о н я т и й ,

использовании

терминологии,

исправленные после нескольких

наводящих вопросов, которые не

исправлены

после

наводящих

вопросов.

К о н е ч н о ,

о ц е н к у

б у д у т

выставлены в журнал.

А

о ц е н к и

будут

выставляться

в журнал?

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

Дискуссия

Проверить

владения

знаниями

понятия

алгоритма и

исполнител

я

Как

известно,

что

появилось

м н о г о

р а з л и ч н ы х

н о в ы х

алгоритмов.

На прошлом занятии вам, в виде

домашнего задания, нужно было

ознакомиться

с

нейроновыми

с е т я м и

и

г е н е т и ч е с к и м и

алгоритмами,

а

точнее

с

их

особенностями, возможностями.

Как вы думаете, нейроновые сети

или

генетические

алгоритмы

имеют перспективы в будущем?

Почему?

Овладевают

з н а н и я м и

п о

нейронным

сетям

и

ге н е т и ч е с к и м

алгоритмам.

Задают

вопросы

друг

другу

Высказывают

с в о ю

т о ч к у

зрения

У ч а с т в у ю т

в

дискуссии,

спорят.

5 этап. Оценивание

образовательной

деятельности учащихся в

Выставлени

е

оценок

в

соответстви

и

с

критериями

Сейчас

вы

с

соседом

по

парте

будете

оценивать

друг

друга

в

соответствии

с

критериями.

После

того,

как

оценки

будут

выставлены,

вы

мне

говорите

какую оценку поставили своему

соседу

и

поясняете

почему

и м е н н о

т а ку ю

о ц е н ку

в ы

поставили.

Развивают

с п о с о б н о с т и

к

взаимооцениванию

Поясняют

почему

именно

такую

оценку

поставили

Выставляют

оценку

соседу

по парте

строгом соответствии с

критериями

Подведение итогов

работы

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

6 этап. Осуществление обратной связи

Метод «Пяти пальцев»

Определить

насколько

учащиеся

умеют

анализирова

т ь

с в о ю

работу

Я предлагаю пройти вам метод

«Пять пальцев» для того, чтобы

о п р е д е л и т ь

н а с к о л ь к о

продуктивен для вас был данный

урок. Сейчас я вам раздам листок

с

методом,

вы

внимательно

прочит аете

и

ответите

н а

вопросы.

Да,

прямо

на

листочке

пишите

свои ответы.

М

( м и з и н е ц )

мыслительный

процесс.

Какие

знания, опыт получил?

Б

( б е з ы м я н н ы й )

близость

цели.

Что

я

сегодня

делал и чего достиг?

У

(указательный)

состояние

духа.

Какое

было

сегодня мое настроение?

Б

( б о л ь ш о й )

бодрость.

Каким

было

мое

физическое состояние сегодня?

Определяют

к а к и е

з н а н и я

получили,

чего

д о с т и г л и

з а

сегодняшний

у р о к ,

с в о ё

н а с т р о е н и е

и

физическое

состояние

Задают

вопросы

учителю:

А

отвечать

на

листочке?

Выполняют

метод

«Пяти

пальцев»

н а

листочках.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7 этап. Сравнение полученных образовательных результатов

учащихся с предыдущим уровнем достижений данных

учеников

Сравнить

и

проанализи

ровать

свои

результаты

с

ц е л ь ю

выявления

скорости

достижения

образовател

ьных целей

На прошлом занятии мы с вами

писали самостоятельную работу,

результаты

которой

были

вам

озвучены еще на прошлом уроке.

Проанализируйте

свои

д ве

работы, прошлую и дискуссию и

сравните оценки.

Р е з у л ь т а т ы

з а

п р о ш л у ю

самостоятельную работу:

ученика

Оценка

1

«4»

2

«3»

3

«4»

4

«5»

5

«2»

6

«5»

7

«5»

8

«3»

9

«5»

10

«2»

11

«4»

12

«4»

13

«5»

Учатся

анализировать

свои работы

Кратко

отвечают

анализ,

проведенный

и м и

п о

работам

8 этап. Определение места учащегося на пути достижения

поставленной цели

Сравнение оценок и анализ работы с предыдущими

результатами

Окончание таблицы 2

1

2

3

4

5

6

9 этап. Корректировка образовательного

маршрута учащегося

Домашнее задание

Развитие

потребност

и

в

самообразо

в а н и и

и

саморазвит

ии

Записываем

домашнее

задание,

которое разбито по уровням:

1

уровень

(кто

справился

на

отлично): п. 2.1 изучить

2

уровень

(кто

справился

на

хо р о ш о ) :

п .

2 . 1

и з у ч и т ь ,

составить графическую схемы по

теме «Свойства алгоритма»

3уровень

(кто

справился

на

у д о в л е т в о р и т е л ь н о

и

неудовлетворительно):

п.

2.1

изучить,

придумать

задачу

и

описать

в

ней

все

свойства

алгоритма.

Спасибо

всем

за

урок!

Все

свободны. До свидания!

Определяют

к

какому

уровню

относятся

Записывают

домашнее

з а д а н и е

в

дневник



В раздел образования