Автор: Димитренко Виктория Николаевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Алтайского государственного педагогического университета
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Технологическая карта урока по теме "Алгоритмы и исполнители"
Раздел: среднее образование
Урок по теме
«Алгоритмы и исполнители» по УМК Босовой Л.Л. для 8 класса. Данный урок
использует
алгоритм
взаимодействия
учителя
и
учащихся
при
формирующем
оценивании.
Метод
формирующего оценивания – дискуссия, техника формирующего оценивания – метод «Пять пальцев».
Рисунок 1
–
Алгоритм взаимодействия учителя и учащихся для формирующего оценивания
1 этап. Планирование образовательных результатов учащихся по теме.
Планируемые результаты:
личностные: алгоритмическое мышление необходимое для профессиональной деятельности в современном
обществе;
метапредметные: развитие понимания смысла понятия «алгоритм» и «исполнитель» и широты сферы их
применения;
предметные: формирование понимания смысла понятия «алгоритм» и «исполнитель».
2 этап. Планирование образовательных результатов деятельности учащихся.
Учащиеся должны:
уметь анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств
алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд
исполнителя».
3 этап. Распознавание задач на уроке и отражение конкретных действий учащихся на уроке.
Цель урока: изучить понятия «алгоритм», «исполнитель» и выделить разновидности исполнителей и свойства
алгоритма.
Задачи урока:
образовательные:
сформировать понятие алгоритма и понятие исполнителя алгоритмов, рассмотреть различные виды
исполнителей и свойства алгоритма;
воспитательные: формировать навыки самостоятельности, умение слушать и вести диалог и дискуссию;
развивающие: развитие алгоритмического и логического мышления, познавательного интереса.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения занятия: беседа.
Методы обучения: дискуссия.
Оборудование урока: проектор, компьютер учителя.
Ход урока:
1.
Организационный момент – 1 мин.
2.
Изучение нового материала – 15 мин.
3.
Подготовительный этап – 3 мин.
4.
Дискуссия – 10 мин.
5.
Подведение итогов дискуссии – 5 мин.
6.
Метод пяти пальцев – 3 мин.
7.
Сравнение и анализ оценок с предыдущими результатами – 2 мин.
8.
Домашнее задание – 1 мин.
Таблица 1 – Технологическая карта урока по теме «Алгоритмы и исполнители»
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1
2
3
4
5
6
Организационный этап
Организация
учащихся
на
уроке
З д р а в с т в у й т е ,
д е т и !
Присаживайтесь!
Кто
сегодня
дежурный
по
классу?
Скажи,
п о ж а л у й с т а ,
к т о
с е г о д н я
отсутствует
по
уважительной
п р и ч и н е ,
а
к т о
п о
неуважительной причине?
Приветствуют
учителя.
Дежурный
отвечает
кто
отсутствует
и
п о
к а к о й
причине.
Г о т о в я т с я
к
уроку
Продолжение таблицы 2
Изучени
е нового
материал
а
Изучение
понятие
алгоритма
и
исполнителя
Сегодня
на
уроке
мы
с
вами
начинаем
новую
главу,
которая
н а з ы в а е т с я
« О с н о в ы
а л г о р и т м и з а ц и и » .
Т е м а
Задают
вопросы
учителю
Записывают
тему урока
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
6
Изучение нового материала
Алгоритм
–
это
о п и с а н и е
последовательности
шагов
в
решении задачи, приводящих от
исходных данных к требуемому
результату.
Сейчас мы рассмотрим примеры
алгоритмов.
А
вы
в
повседневной
жизни
сталкиваетесь
с
алгоритмами?
Приведите пример.
Алгоритм
должен
же
кто-то
выполнять. Как вы думаете кто
может выполнять заданный нами
алгоритм?
Верно,
но
одним
с л о в о м
э т о
н а з ы в а е т с я
«исполнитель».
Приводят
примеры
алгоритмов
из
повседневной
жизни.
В а р им
к а ш у,
готовим
с у п ,
е д е м
д о
определенной
улицы,
садим
растения.
Машина,
человек,
животное,
робот.
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
6
Изучени
е нового
материал
а
Запишите, что такое исполнитель
алгоритма.
З н а ком я т с я
с
понятием
«исполнитель»
Задают вопрос
учителю
Записывают
понятие
«исполнитель»
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
6
Изучени
е нового
материал
а
А теперь мы с вами рассмотрим
свойства,
которыми
обладает
алгоритм.
Изучают свойства
алгоритма:
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
6
Изучен
ие
нового
матери
ала
(Приложение А)
Массовость
4 этап. Определение критериев оценивания
деятельности учащихся на уроке
Подготовительный этап
Подготовка к
дискуссии
и
определение
её критериев
С е й ч а с
м ы
с
ва м и
буд е м
проводить дискуссию, в которой
вам нужно высказать свою точку
зрения
своим
одноклассникам,
объяснить
свою
позицию
и
попытаться
убедить
в
своей
правильности рассуждения своих
оппонентов.
Критерии
оценивания
нашей
дискуссии такие:
Оценка
«5»
ставится,
е сли
учащийся умеет аргументировать
свою
точку
зрения
и
приводит
примеры из повседневной жизни,
полно стью
раскрыт
см ысл
в ы с к а з ы в а н и я ,
в л а д е е т
терминологией.
З н а к о м я т с я
с
критериями
оценивания
Задают
вопросы
учителю
по
организации
дискуссии.
Слушают
внимательно
инструкцию
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
6
4 этап. Определение критериев оценивания деятельности учащихся
на уроке
Подготовительный этап
Оценка «4» ставится, если ответ
удовлетворяет критериям оценки
«5»,
но
имеются
пробелы
в
знаниях.
Оценка
«3»
ставится,
е сли
учащийся неполно раскрыл свою
мысль,
но
показано
общее
понимание
вопро с а; имелись
затруднения
или
допущены
ошибки в определении понятий,
использовании
терминологии,
исправленные после нескольких
наводящих вопросов.
Оценка
«2»
ставится,
е сли
и м е л и с ь
з а т р у д н е н и я или
д о п у щ е н ы
о ш и б к и
в
о п р е д е л е н и и
п о н я т и й ,
использовании
терминологии,
исправленные после нескольких
наводящих вопросов, которые не
исправлены
после
наводящих
вопросов.
К о н е ч н о ,
о ц е н к у
б у д у т
выставлены в журнал.
А
о ц е н к и
будут
выставляться
в журнал?
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
6
Дискуссия
Проверить
владения
знаниями
понятия
алгоритма и
исполнител
я
Как
известно,
что
появилось
м н о г о
р а з л и ч н ы х
н о в ы х
алгоритмов.
На прошлом занятии вам, в виде
домашнего задания, нужно было
ознакомиться
с
нейроновыми
с е т я м и
и
г е н е т и ч е с к и м и
алгоритмами,
а
точнее
с
их
особенностями, возможностями.
Как вы думаете, нейроновые сети
или
генетические
алгоритмы
имеют перспективы в будущем?
Почему?
Овладевают
з н а н и я м и
п о
нейронным
сетям
и
ге н е т и ч е с к и м
алгоритмам.
Задают
вопросы
друг
другу
Высказывают
с в о ю
т о ч к у
зрения
У ч а с т в у ю т
в
дискуссии,
спорят.
5 этап. Оценивание
образовательной
деятельности учащихся в
Выставлени
е
оценок
в
соответстви
и
с
критериями
Сейчас
вы
с
соседом
по
парте
будете
оценивать
друг
друга
в
соответствии
с
критериями.
После
того,
как
оценки
будут
выставлены,
вы
мне
говорите
какую оценку поставили своему
соседу
и
поясняете
почему
и м е н н о
т а ку ю
о ц е н ку
в ы
поставили.
Развивают
с п о с о б н о с т и
к
взаимооцениванию
Поясняют
почему
именно
такую
оценку
поставили
Выставляют
оценку
соседу
по парте
строгом соответствии с
критериями
Подведение итогов
работы
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
6
6 этап. Осуществление обратной связи
Метод «Пяти пальцев»
Определить
насколько
учащиеся
умеют
анализирова
т ь
с в о ю
работу
Я предлагаю пройти вам метод
«Пять пальцев» для того, чтобы
о п р е д е л и т ь
н а с к о л ь к о
продуктивен для вас был данный
урок. Сейчас я вам раздам листок
с
методом,
вы
внимательно
прочит аете
и
ответите
н а
вопросы.
Да,
прямо
на
листочке
пишите
свои ответы.
М
( м и з и н е ц )
–
мыслительный
процесс.
Какие
знания, опыт получил?
Б
( б е з ы м я н н ы й )
–
близость
цели.
Что
я
сегодня
делал и чего достиг?
У
(указательный)
–
состояние
духа.
Какое
было
сегодня мое настроение?
Б
( б о л ь ш о й )
–
бодрость.
Каким
было
мое
физическое состояние сегодня?
Определяют
к а к и е
з н а н и я
получили,
чего
д о с т и г л и
з а
сегодняшний
у р о к ,
с в о ё
н а с т р о е н и е
и
физическое
состояние
Задают
вопросы
учителю:
А
отвечать
на
листочке?
Выполняют
метод
«Пяти
пальцев»
н а
листочках.
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
6
7 этап. Сравнение полученных образовательных результатов
учащихся с предыдущим уровнем достижений данных
учеников
Сравнить
и
проанализи
ровать
свои
результаты
с
ц е л ь ю
выявления
скорости
достижения
образовател
ьных целей
На прошлом занятии мы с вами
писали самостоятельную работу,
результаты
которой
были
вам
озвучены еще на прошлом уроке.
Проанализируйте
свои
д ве
работы, прошлую и дискуссию и
сравните оценки.
Р е з у л ь т а т ы
з а
п р о ш л у ю
самостоятельную работу:
№
ученика
Оценка
1
«4»
2
«3»
3
«4»
4
«5»
5
«2»
6
«5»
7
«5»
8
«3»
9
«5»
10
«2»
11
«4»
12
«4»
13
«5»
Учатся
анализировать
свои работы
Кратко
отвечают
анализ,
проведенный
и м и
п о
работам
8 этап. Определение места учащегося на пути достижения
поставленной цели
Сравнение оценок и анализ работы с предыдущими
результатами
Окончание таблицы 2
1
2
3
4
5
6
9 этап. Корректировка образовательного
маршрута учащегося
Домашнее задание
Развитие
потребност
и
в
самообразо
в а н и и
и
саморазвит
ии
Записываем
домашнее
задание,
которое разбито по уровням:
1
уровень
(кто
справился
на
отлично): п. 2.1 изучить
2
уровень
(кто
справился
на
хо р о ш о ) :
п .
2 . 1
и з у ч и т ь ,
составить графическую схемы по
теме «Свойства алгоритма»
3уровень
(кто
справился
на
у д о в л е т в о р и т е л ь н о
и
неудовлетворительно):
п.
2.1
изучить,
придумать
задачу
и
описать
в
ней
все
свойства
алгоритма.
Спасибо
всем
за
урок!
Все
свободны. До свидания!
Определяют
к
какому
уровню
относятся
Записывают
домашнее
з а д а н и е
в
дневник