Автор: Евстратенко Ольга Александровна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ55 Радость
Населённый пункт: город Лесосибирск
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Учим Чипполино грамоте"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по формированию грамматического строя
речи в подготовительной группе МБДОУ №55 «Радость».
учитель- логопед: Евстратенко О. А.
Тема: Учим Чипполино грамоте.
Программное
содержание:
включить
детей
в
работу
занятия,
способствовать созданию положительного настроя, раскрепощение детей,
проявлению своего «Я», способствовать формированию грамматического
строя речи, связному и чистому высказыванию, развитию воображения и
творческой фантазии, развивать словотворчество, закрепить умения:
1. Употреблять в речи предлоги: на, под, с, за, у и т. д.
2. Употребление уменьшительно-ласкательной формы.
3.
Согласовывать
количественные
числительные 1 ,
2 ,
4 в
именительном и винительном падежах существительных.
4.
Совершенствовать
навыки
словообразования.
Учить
детей
образовывать относительные прилагательные и включать их в предложение.
5. использовать слова-антонимы. Учить подбирать к предмету
как можно большее количество определений. Включать слова-признаки.
Расширить и активизировать словарь детей.
Оборудование:
Игрушка
Чипполино,
два
сундука
с
предметами:
яблоко, апельсин, 8 конвертов с разрезанными картинками животных, 2
листа с силуэтами животных, по 2 платочка.
Ход занятия:
1. - Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове,
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
Щеки, нос и две ноздри.
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой.
- Чем мы видим?
Чем мы слышим?
Чем мы топаем?
Чем мы хлопаем?
Что мы надуваем?
Что мы хмурим?
- Что у нас по одному?
Сколько у двух человек?
Что по два у человека?
Сколько у двух?
2. Пальчиковая гимнастика.
-
Возьмите
по
два
платочка
в
руки.
Что
вы
взяли?
По
сколько
платочков у вас в руках? Сколько у двух? У всех?
- Почему мы называем это платочком? А большой – платок?
3. Дидактическое упражнение «Большой и маленький».
Задание: образуйте новое слово, чтобы в нем появился звук – ч – .
Кольцо –
Ведро –
Окно –
Шкаф –
Книга –
Лиса –
Заяц –
Рука –
Сапог –
Карман –
Кулак –
-
А
теперь
соберите
платочки
в
кулачки.
Что
вы
сделали
с
платочками? Какими они стали?
(мятые,
скомканные,
неопрятные,
некрасивые,
сморщенные,
неприятные, мягкие)
- Чем можно разгладить?
4. – К нам в гости пришел Чипполино. Он принес нам конверты и
спрятал их в группе. Хотите узнать, что он принес? Найдите конверты в
группе и расскажите мне, где вы их нашли. (на столе, под столом, за
ширмой, на стуле и т. д.)
- Чипполино не смог их собрать, давайте ему поможем. Кого же
пригласил к нам в гости Чипполино? (животных диких и домашних)
- Расскажите о своем животном.
- Где он живет?
Чем питается?
Чем защищается?
Какую пользу приносит?
Кто его детеныши?
(рассказы детей)
5. – А теперь поиграем за столами. Мне нужно две команды.
Дикие Домашние
- Чипполино принес письмо из страны Выдумляндия с портретами
невиданных зверей.
(на
картинке
скомбинированы
части
тела
различных
животных:
слоновий хобот, куринные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная
грива, заячьи уши и т. д.)
- Чьи части тела вы узнали?
6. Конкурс чтецов.
- Вспомните стихи, скороговорки, потешки. Читать громко, четко, с
выражением.
6. Игра «Доскажи словечко»
Ворона каркает, а сорока…………
Сова летает, а кролик…………….
Рыба плавает, а змея………………
Петух кукарекает, а курица……………
У коровы теленок, а у лошади……..
Белка живет в дупле, а медведь………….
У бегемота рог, а у слона………………….
Собака лает, а свинья………………..
7. Назови одним словом.
Назови одним словом.
Стол из дерева –
Кувшин из глины –
Плащ из кожи –
Суп из курицы –
Ваза из хрусталя –
Дом из соломы –
8. «Скажи наоборот»
Далеко –
Высоко –
Глубоко –
Улетать –
Ярко –
Грустно –
Темно –
Упасть –
9. «Конкурс эрудитов»
1. Кого больше зайцев или заячьих хвостов?
2. Чего больше петушиных гребешков или петухов?
3. Чьих лап больше – куриных или кошачьих?
4. Слоновьих ушей или слонов?
10. Чипполино принес 2 волшебных сундучка.
Сундучек, сундучек,
Приоткрой-ка свой бочок.
(как можно попросить сундучек, чтобы узнать что в нем – открыть,
отворить, распахнуть)
Дети получают сундучек, узнают, что в нем и загадывают другой
команде.
«Угадай, чтол у нас»
(рассказ – описание)
Чипполино.
- У меня тоже есть сюрприз, угадайте, 1 звук – л
Последний – к, всего звука (лук)
11. Итог.