Автор: Качур Анастасия Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 2
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: сатья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО
Раздел: дошкольное образование
А.А. Качур
музыкальный руководитель
МАДОУ д/с № 2 г. Белгород, Россия
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО
Я
влюблена
в
музыку
как
в
искусство,
люблю
петь,
играть
на
фортепьяно, знаю, как передать свою увлечённость музыкой детям. Мне
нравится
воплощать
свои
мысли,
творческие
идеи,
накопленный
опыт,
общаясь с детьми. Не секрет, что главным мотивом в моей профессиональной
деятельности
является
возможность
творческой
самореализации,
а
также
общение с самым дорогим, нежным, бесценным, что есть в мире – это дети.
Основной принцип в моей работе с детьми – развивать и обучать, радуя,
создавать атмосферу праздника от общения с музыкой. Каждое занятие строю
на ожидании ребёнком волшебства, на удивлении и восхищении – именно это
представляется мне самым важным для развития у детей эмоциональной
отзывчивости на музыку, для привития им интереса и любви к слушанию
различных музыкальных произведений, к пению, танцам.
Безусловно, главная цель в моей работе – порадовать детей, обогатить
их жизненный опыт яркими впечатлениями, предоставить им возможность
выразить
себя
в
различных
видах
музыкальной
деятельности.
Создаю
радостную
и
спокойную
атмосферу
при
подготовке,
и
при
проведении
утренника.
Каждый день на работе я должна быть эмоциональна, артистична,
выразительна. Без этих качеств даже самое грамотное с методической точки
зрения занятие пользы не принесёт. Музыкальный руководитель – это не
просто «руководитель», а «музыкальный», то есть педагог, осуществляющий
музыкальное
развитие
ребёнка,
обеспечивающий
интеграцию
всех
видов
деятельности
с
музыкой,
консультирующий
по
важным
вопросам
музыкальной
педагогики
воспитателей
и
родителей,
организующий
развивающую музыкальную среду в детском саду и дома.
Музыка
–
«язык
чувств».
Она
волнует,
создаёт
определённое
настроение и тем самым вызывает ответные мысли, заставляет думать. Мой
подход
к
организации
музыкального
воспитания
в
детском
саду
соответствует современным требованиям педагогической науки и опирается
на ФГОС ДО. Опыт работы показал, что наиболее успешно и плодотворно
проходят
занятия,
где
используются
инсценировки
песен,
разыгрывание
сценок,
предлагаются
небольшие
творческие
задания.
Поняла,
что
использование
музыкально-игровых
приёмов
даёт
преимущество
для
музыкального
развития
детей,
а
также
позволяет
решать
многие
педагогические
задачи.
Стала
интересоваться
литературой
по
театрализованной
деятельности
в
детском
саду.
Познакомилась
с
рекомендациями
таких
авторов,
как
Радынова
О.П.,
Артамонова
О.В.,
Буренина А.И. Очень понравилась программа «Театр-творчество-дети» Н.Ф.
Сорокиной Л.Г. Миланович. В данной программе ставится цель – развивать
музыкальные
и
творческие
способности
детей,
средствами
театрального
искусства, учитывая возможности каждого ребёнка. Работу по знакомству
детей с элементами театра я начинаю с первой младшей группы. Малыши
смотрят
сказки-инсценировки,
кукольные
спектакли,
которые
показывают
воспитатели и старшие ребята, - это их очень радует. На занятии я часто
использую кукол – би- ба-бо. Первоначально дети заворожено рассматривают
движущуюся игрушку, не все решаются подойти поближе и обнять зайку, но
любопытство
и
увлекательность
событий
манят
детей
на
музыкальные
занятия.
Зайка
становится
желанным
другом
и
по
его
просьбе
малыши
активно подпевают песенки, с удовольствием учат музыкально-ритмические
движения. Уходя с занятия, все ласково прощаются с ним и поют зайке «до
свидания».
К
средней
группе
задания
становятся
сложнее.
Знакомлю
детей
с
элементами
образных
выразительных
средств
(интонации,
мимике
и
пантомиме). Некоторые дети уже могут исполнять на утреннике небольшие
индивидуальные роли. В таких сказках как «Колобок», «Репка». Дети хорошо
знакомы с этими сказками с раннего детства, но теперь они принимают
определённую
роль
на
себя
и
для
них
это
ново
и
позитивно,
то
есть
ответственно.
К старшей группе ребята уже знакомы с разными видами театра, все
хотят участвовать в постановках сказок. Я понимаю, что умению творить,
самостоятельно
искать
–
надо
обучать.
Творческие
проявления
детей
в
театрализованной
деятельности,
являются
важным
показателем
музыкального
развития.
Ребёнок
начинает
импровизировать,
создавать
«свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое
восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет
необходимыми двигательными навыками. Для оздоровительной работы на
музыка льных
занятиях
обязательным
счит аю
и с п о л ь з о в а н и е
здоровьесберегающих
технологий:
игр-распевок,
которые
поднимают
настроение,
задают
позитивный
тон
к
восприятию
окружающего
мира,
улучшают
эмоциональный
климат,
подготавливают
голос
к
пению,
дыхательную
гимнастику,
которая
развивает
не
только
певческие
способности,
но
и
правильную
осанку,
артикуляционную
гимнастику,
оздоровительные
игры
и
упражнения,
которые
способствуют
тренировке
мышц речевого аппарата; музыкотерапию, упражнения для тренировки мышц
тела.
Музыкально-игровые приёмы я использую, реализуя работу по системе
немецкого педагога и музыканта Карла Орфа. Музыкально-педагогическая
система Карла Орфа основана на триединстве музыки, движения и речи в
процессе воспитания личности. Подход Карла Орфа, безусловно, интересен и
продуктивен, в чём мы смогли убедиться, организовав экспериментальную
работу на базе логопедической группы. Совместная деятельность детей и
педагога становится интересной и динамичной, ребенок становится - творцом
звуков окружающего мира и музыки. Используя систему К. Орфа в процессе
организации детской деятельности, дети разного возраста одинаково активно
включаются в коллективное творчество, организуют игры с использованием
музыкальных инструментов, изготовленных руками детьми, привлекающих
своим чудесным звучанием к музыкальной деятельности, а также танцуют
легкие детские танцы, превращают стихи в музыкальные пьесы, сочиняют
музыку к сказкам и рассказам, сами делают шумовые инструменты и играют
в детском оркестре.
Главная философская идея в моей работе — приобщить детей к радости
творчества, привить им на всю жизнь способность и стремление получать
удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус,
потребность в эстетическом наслаждении. Я уверена, что музыка, как самое
духовное
и
тонкое
искусство,
способна
зажечь
в
душе
каждого
ребенка
потребность в красоте и доброте, стремление к познанию и творчеству.