Напоминание

Артикуляционная гимнастика в старшей и подготовительной группах.


Автор: Сухопутова Юлия Анатольевнв
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№18"Сказка"
Населённый пункт: Углич
Наименование материала: Артикуляционная гимнастика.
Тема: Артикуляционная гимнастика в старшей и подготовительной группах.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Артикуляционная гимнастика в старшей и подготовительной группах.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых и определенной

целью подобранных упражнений, способных укреплению мышц

артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости,

дифференцированных движений артикуляционных органов.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений

органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звука.

Необходимо отметить:

1.

точность и правильность движений.

2.

плавность.

3.

объем движений.

4.

темы выполнения.

5.

устойчивость.

6.

переключаемость с одного движения на другое.

7.

симметричность.

8.

наличие лишних движений.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

Проводится перед завтраком 3-5 минут, включает одно новое упражнение и

2-3 старых. Должно быть не более 4-ох упражнений, дети могут выполнять

сидя или стоя, но обязательно перед зеркалом, воспитатель сидит лицом к

детям, чтобы наблюдать за детьми. Лучше проводить в игровой форме,

количество: от 1 до 5 раз, 6-8 раз, и до 10.

Методика выполнения артикуляционной гимнастики.

1.

Рассказ о предстоящем упражнении.

2.

Показ педагогом движения.

3.

Выполнение ребенком упражнения перед зеркалом.

4.

Проверка правильности и указание на ошибки.

5.

Выполнение упражнений без зеркала.

Подбирая упражнение необходимо соблюдать правила фонетики, которые

необходимы для того или иного звука.

В образовании звуков играют роль следующие органы артикуляции.

1.

Губы.

2.

Нижняя челюсть.

3.

Мягкое небо.

4.

Язык.

1.

Губы могут:

-обножать верхние и нижние зубы[ш],[с][з][ц][л];

-вытягиваться в трубочку[ у];

- округляться [о ];

-выдвигаться в перед [ж], [ ш], [ ц],[ ч];

-нижняя губа более подвижна [б ],[в ],[м],[ ф],[ в];

Упражнения:

Статические (неподвижные)

«Зайчик» нижняя губа поднимается, верхние зубы обнажаются.

«Заборчик».

«Бублик».

«Хоботок».

Динамические.

«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Вращение хоботка».

2.

Нижняя челюсть.

Может опускаться и подниматься.

[а],[о]

«Кормление птенцов».

3.

Мягкое небо. Может опускаться и подниматься.

При звуках [м][ м'][ н][ н'] мягкое небо опускается.

При других звуках поднимается.

Упражнения.

Покашливание при открытом рте в одном ритме на листок 2-3 раза.

Раскрывание рта вдыхание воздуха.

Позевать с открытым ртом. Язык должен быть на нижней губе.

Подуть на цветок.

«Меткий стрелок»- сплевывать с языка начиная с горошины и до

маленького зернышка.

4.

Язык.

Для кончика языка :

-может опускаться [з],[ с ];

- подниматься [ж],[ ч],[ ц ] и сонорные ;

- дрожать [р ];

-прижиматься к альвиолам[ л].

Опуская переднюю часть языка можно формировать переднюю часть

спинки языка. Передняя часть спинки языка может подниматься вверх и

образовывать шипящие звуки. В артикуляционную гимнастику включают

упражнения, которые помогают отрабатывать нижние и верхние

положения языка.

Для нижнего положения языка:

Статические упражнения

«Птенчики».

Динамические

«Почистить зубки»

Влево, вправо, вверх, вниз.

Для верхнего положения языка :

«Чашечка»

«Грибок»

«Гармошка»

«Вкусное варенье»

«Маляр»

«Качель»

Средняя часть спинки языка:

Она более ограничена в своих движениях, без продвижения передней

или задней части языка средняя часть спинки языка может только

подниматься к твердому небу (й или мягкие согласные).

«Киска сердится»

«Катушка».

Боковые края языка:

-прижиматься к внутренней поверхности боковых зубов и не

пропускать в бок воздушную струю [у], [ э], свистящие, шипящие.

-опускаться и пропускать воздушную струю по бокам [л] .

-сужаться и при этом не будут касаться зубов [у], [ о].

Задняя часть языка. Может подниматься и смыкаться с небом [ к],[ г]

или образовывать щель [х].

Упражнения.

«Пароход гудит» звук[ ы ].

«Прятки»

Речевая моторика коррегируется с опорой на сохранные анализаторы:

1.

Зрение(зеркало)

2.

Слух(повторение)

3.

Тактильных ощущений(ощупывание артикуляционной позы).

Составила воспитатель логопедической

группы: Сухопутова Юлия Анатольевна,

МДОУ№18 «Сказка», Углич.



В раздел образования