Автор: Сухопутова Юлия Анатольевнв
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№18"Сказка"
Населённый пункт: Углич
Наименование материала: Артикуляционная гимнастика.
Тема: Артикуляционная гимнастика в старшей и подготовительной группах.
Раздел: дошкольное образование
Артикуляционная гимнастика в старшей и подготовительной группах.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых и определенной
целью подобранных упражнений, способных укреплению мышц
артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости,
дифференцированных движений артикуляционных органов.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений
органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звука.
Необходимо отметить:
1.
точность и правильность движений.
2.
плавность.
3.
объем движений.
4.
темы выполнения.
5.
устойчивость.
6.
переключаемость с одного движения на другое.
7.
симметричность.
8.
наличие лишних движений.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
Проводится перед завтраком 3-5 минут, включает одно новое упражнение и
2-3 старых. Должно быть не более 4-ох упражнений, дети могут выполнять
сидя или стоя, но обязательно перед зеркалом, воспитатель сидит лицом к
детям, чтобы наблюдать за детьми. Лучше проводить в игровой форме,
количество: от 1 до 5 раз, 6-8 раз, и до 10.
Методика выполнения артикуляционной гимнастики.
1.
Рассказ о предстоящем упражнении.
2.
Показ педагогом движения.
3.
Выполнение ребенком упражнения перед зеркалом.
4.
Проверка правильности и указание на ошибки.
5.
Выполнение упражнений без зеркала.
Подбирая упражнение необходимо соблюдать правила фонетики, которые
необходимы для того или иного звука.
В образовании звуков играют роль следующие органы артикуляции.
1.
Губы.
2.
Нижняя челюсть.
3.
Мягкое небо.
4.
Язык.
1.
Губы могут:
-обножать верхние и нижние зубы[ш],[с][з][ц][л];
-вытягиваться в трубочку[ у];
- округляться [о ];
-выдвигаться в перед [ж], [ ш], [ ц],[ ч];
-нижняя губа более подвижна [б ],[в ],[м],[ ф],[ в];
Упражнения:
Статические (неподвижные)
«Зайчик» нижняя губа поднимается, верхние зубы обнажаются.
«Заборчик».
«Бублик».
«Хоботок».
Динамические.
«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Вращение хоботка».
2.
Нижняя челюсть.
Может опускаться и подниматься.
[а],[о]
«Кормление птенцов».
3.
Мягкое небо. Может опускаться и подниматься.
При звуках [м][ м'][ н][ н'] мягкое небо опускается.
При других звуках поднимается.
Упражнения.
Покашливание при открытом рте в одном ритме на листок 2-3 раза.
Раскрывание рта вдыхание воздуха.
Позевать с открытым ртом. Язык должен быть на нижней губе.
Подуть на цветок.
«Меткий стрелок»- сплевывать с языка начиная с горошины и до
маленького зернышка.
4.
Язык.
Для кончика языка :
-может опускаться [з],[ с ];
- подниматься [ж],[ ч],[ ц ] и сонорные ;
- дрожать [р ];
-прижиматься к альвиолам[ л].
Опуская переднюю часть языка можно формировать переднюю часть
спинки языка. Передняя часть спинки языка может подниматься вверх и
образовывать шипящие звуки. В артикуляционную гимнастику включают
упражнения, которые помогают отрабатывать нижние и верхние
положения языка.
Для нижнего положения языка:
Статические упражнения
«Птенчики».
Динамические
«Почистить зубки»
Влево, вправо, вверх, вниз.
Для верхнего положения языка :
«Чашечка»
«Грибок»
«Гармошка»
«Вкусное варенье»
«Маляр»
«Качель»
Средняя часть спинки языка:
Она более ограничена в своих движениях, без продвижения передней
или задней части языка средняя часть спинки языка может только
подниматься к твердому небу (й или мягкие согласные).
«Киска сердится»
«Катушка».
Боковые края языка:
-прижиматься к внутренней поверхности боковых зубов и не
пропускать в бок воздушную струю [у], [ э], свистящие, шипящие.
-опускаться и пропускать воздушную струю по бокам [л] .
-сужаться и при этом не будут касаться зубов [у], [ о].
Задняя часть языка. Может подниматься и смыкаться с небом [ к],[ г]
или образовывать щель [х].
Упражнения.
«Пароход гудит» звук[ ы ].
«Прятки»
Речевая моторика коррегируется с опорой на сохранные анализаторы:
1.
Зрение(зеркало)
2.
Слух(повторение)
3.
Тактильных ощущений(ощупывание артикуляционной позы).
Составила воспитатель логопедической
группы: Сухопутова Юлия Анатольевна,
МДОУ№18 «Сказка», Углич.