Напоминание

"Юные пожарные"


Автор: Щукина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д-с №52
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Юные пожарные"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Юные пожарные»

Долгосрочный исследовательский проект

в старшей группе № 7 «Русалочка»

МБДОУ д/с № 52

Подготовили :

воспитатель Щукина Е. А.

Инструктор по физической культуре Наумова И.Н.

VII Всероссийская Ярмарка социально – педагогических инноваций 2020г.

г. Таганрог

Проблема:

Потребность обучения детей правилам пожарной

безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости

детей с огнём. Анализ многих происшествий, связанных с

поведением ребенка во время пожара, показывает, что

малышей отличает пассивно – оборонительная реакция: от

страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы

покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем,

детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как

правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную,

целенаправленную работу по привитию навыков осторожного

обращения с огнём, давать знания о свойствах огня и дыма,

учить правильному поведению в экстремальной ситуации

пожара.

Актуальность:

В связи с требованиями ФГОС ДОУ программа должна реализоваться в

формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в

форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных

условиях – одна из самых актуальных. Подготовить человека к

чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуации, опасных

для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы

знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества,

обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе

формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда

становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с

детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия

для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнём, навыков умелого

обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить

загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Цель проекта :

Создание условий для формирования знаний и умений, необходимых для действий

в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

- уточнять, систематизировать и углублять знания детей о правилах пожарной

безопасности;

- развивать логическое мышление, сообразительность, инициативу при решении

проблемных ситуаций;

- вызвать чувство гордости и уважения к труду людей данной профессии;

- научить выполнять правила пожарной безопасности формировать привычки их

соблюдения;

- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к

соблюдению и выполнению правил пожарной безопасности;

закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами;

закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правильного вызова

пожарной службы по телефону;

- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

- формировать умение реально оценивать возможную опасность;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах;

- способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети старшей группы №7 «Русалочка», родители, воспитатели,

инструктор по физической культуре

ТИП ПРОЕКТА:

информационно - творческий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ:

долгосрочный 6 месяцев (сентябрь - февраль).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА:

1. Составлены дополнительные разработки занятий, игр, досугов,

практических занятий.

2. Выделяют объекты опасности, имеют представления о мерах

предосторожности.

3. Знают не только основные правила пожарной безопасности, но и могут

их сформулировать, объяснить необходимость их применения в

экстремальных ситуациях.

4. Сформированы устойчивые навыки самосохранения, правильное

поведение в чрезвычайной ситуации.

5. Умеют набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с

диспетчером, четко называть свой домашний адрес.

6. Расширились знания о профессии пожарного и средствах

пожаротушения.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный – определение основных направлений реализации

проекта, подборка программно-методического обеспечения.

Обогащение предметно-развивающей среды: подборка дидактических игр,

оформление уголка ППБ, подбор литературы, наглядного материала.

Выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по

теме проекта.

Ознакомление с темой проекта и уточнение представлений детей о ППБ, их

личный опыт. Первичный мониторинг.

Основной – реализация проекта, формирование целостного представления

детей о пожарной безопасности.

Заключительный – проведение досуга совместно с родителями «Школа

юных пожарных»; осуществление педагогического мониторинга и определение

дальнейших форм реализации проекта.

:

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение передового педагогического опыта по проблеме

Создание банка данных по

проблеме

2.

Подбор и анализ наглядно – дидактических пособий,

демонстрационного материала, художественной и научной

литературы, приобретение необходимого оборудования.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

Создать условия

для реализации проекта

«Юный - пожарный».

Подбор программно-

методического обеспечения

3.

Приобретение пособий, новых игр. Создание одежды для

пожарного, подборка атрибутов. Подбор и систематизация нормативных

документов по пожарной безопасности. Оснащение необходимым

информационным материалом по пожарной безопасности для дошкольников.

Обогащение -развивающей

предметно-пространственной среды

4.

Проведение мониторинга знаний и умений детей по правилам пожарной

безопасности.

Анкетирование родителей

Первичный мониторинг

5.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям

Подбор презентаций для просмотра

Подбор материала для проведения опытов и экспериментов с детьми по

пожарной безопасности

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

Разработка и подбор картотеки дидактических игр

Подобрана картотека занятий по пожарной безопасности для детей

дошкольного возраста

Обогащение -развивающей

предметно-пространственной среды

, подборка дидактических игр,

наглядного материала.

5.

Разработка проекта

Определение основных

направлений реализации проекта.

Системы, модели, конспекты

занятий.

I ЭТАП – Подготовительный сроки реализации – с 1 сентября по 1 октября

№ Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1

Ознакомление с художественной литературой.

- С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом».

- Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял».

- Л. Толстой «Пожарные собаки».

- О. Сенатович «Осенний пожар».

- С. Михалков «Дядя Степа».

- К. Чуковский «Путаница».

- Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички».

- С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

- Б. Житков «Пожар».

- Е. Хоринская «Спичка-невеличка».

- С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

- Л. Толстой «Пожар».

- М. Кривич «Где работает огонь».

- Т. Нуждина «Электрическая лампочка».

- Н. Кун «Миф о Прометее».

- Г. Остер «Вредные советы».

- Л. Толстой «Солдат» (басня).

- Г.-Х. Андерсен «Огниво».

Формирование целостного представления у дошкольников о пожарной

безопасности

2

Познавательное развитие:

НОД:

«Пожароопасные предметы»

«Пожар в лесу»

«Пожар»

«Основные правила пожарной безопасности»

«Причины пожара и правила поведения детей во время пожара»

« Наш номер 01»

« Огонь - друг или враг?»

Прививать навыки осторожного обращения с огнем. Рассмотреть и

обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть;

научить детей правильно действовать в таких ситуациях и как их

избежать. Закрепить номер телефона пожарной части – 01. Вызвать

интерес и желание узнать еще новое о работе пожарной службы..

Воспитывать чувство ответственности и осторожности.

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций.

II ЭТАП – Основной, практический

Сроки реализации с 10 октября по 14 февраля

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

3.

Художественное-эстетическое развитие:

-

Организация выставки детского рисунка «Пожар глазами детей»

-

Конструирование «Пожарная машина»

-

Аппликация «Осторожно огонь»

-

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

-

Драматизация сказки «Кошкин дом»

-

Рисование «Пожар глазами детей»

Развить образное представление, наблюдательность, способность

замечать

характерные

особенности

предметов

или

объектов

и

передавать

их

через

продуктивную

деятельность.

Развить

творческие способности детей.

4.

Социально – коммуникативное развитие:

Экскурсия в пожарную часть;

Встреча с пожарным инструктором;

Просмотр спектакля;

Просмотр мультфильмов:

Пожар в квартире;

Смешарики – Тушение электроприборов;

Как это случилось?;

Фиксики – Огнетушитель, МЧС и пожар.

Составление творческих рассказов

«Спичка – невеличка и большой пожар»;

Беседы «Если вдруг случился пожар», «Дым» и «Пожар» – по рассказам

Б. Житкова, «Почему профессия пожарного – героическая профессия?».

Диалоги, рассказы о пожарной безопасности на тему «Что делать, если»;

Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:

если в доме что-то загорелось;

если в квартире много дыма;

если звучит пожарная сирена;

Сюжетно-ролевые игры «Один дома», «Мы - пожарные».

Дидактические игры:

«Отгадай слово», «Доскажи словечко», «Выбери нужное», «Сложи

картинку», «Причина пожара», «С чем можно играть», «Опасные

предметы – источник пожара», «Хорошо - плохо», «Четвёртый лишний»,

«Карточная викторина», «Лото: «Пожарная безопасность».

Обобщить представления об общественном характере труда

взрослых: труд на пользу людей – почетное и нужное дело.

Расширять осведомленность детей в

сферах человеческой деятельности, представления об их

значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и

общества в целом.

Сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Вызвать чувство гордости и уважения к труду людей данной

профессии.

Научить выполнять правила пожарной безопасности

формировать привычки их соблюдения.

Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное

отношение к соблюдению и выполнению правил пожарной

безопасности.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

5.

Речевое развитие:

Составление рассказа по картинкам «Мальчик – спички – пожар -

пожарная машина»;

Составление рассказов по пословицам «Солома с огнем не дружит»,

«Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»;

Беседы:

«Пожары случаются …», «Огонь добрый, огонь злой»; «Эта спичка

невеличка», «Электричество в вашем доме»,

«Огонь - друг, огонь - враг», «Осторожно – электроприборы!», «Кухня –

не место для игр!», «Пожар в квартире», «Детские шалости с огнём»,

«Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой», «Пусть ёлка новогодняя

нам радость принесёт».

Развить свободное общение, связную речь, доказательную речь в

процессе

освоения

основ

пожарной

безопасности

через

ситуативное

общение,

беседы,

рассказывание,

рассуждение,

отгадывание загадок.

6.

Физическое развитие:

Утренняя гимнастика (комплекс) «Мы пожарными растем».

Физкультурный досуг «Школа юного пожарного»

Квест – игра «Поиск средств пожаротушения»

Подвижные игры:

«На пожар», «Смелые пожарные», «После пожара», «Тушим пожар»,

«Костер», «Пожарные учения», «Что нужно при пожаре», «Кто быстрее

оденется», «Верхний этаж», «Разборка брандспойтов», «Тушение

пожара», «Что нужно при пожаре».

Соблюдение двигательной активности через участие детей в

подвижных играх, эстафетах, играх- соревнованиях,

способствующих развитию психофизических качеств,

координации движений, умению ориентироваться в пространстве,

закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных

ситуациях.

7.

Исследовательская деятельность:

«Чем можно потушить огонь?»

«Водой масло не затушить»

«Почему во время пожара происходит взрыв»

«Пожары загрязняют воздух»

Формирование чувства повышенной опасности, исходящей от

огня с помощью экспериментов, познакомить детей с некоторыми

свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы;

воспитывать чувство ответственности, осторожность; давать

правильную оценку предметам и явлениям в процессе

элементарной опытно – экспериментальной деятельности.

III этап – Заключительный

Сроки реализации – 15 февраля – 20 февраля

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Проведение досуга совместно с родителями «Школа юных пожарных»;

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для

реализации проекта.

Вовлечение

родителей

(законных

представителей)

в

воспитательно - образовательный процесс

2.

Осуществление педагогического мониторинга и определение

дальнейших форм реализации проекта.

Выявление уровня сформированности навыков пожарной

безопасности

Физкультурно –

музыкальный досуг

«Школа юного

пожарного»

Тематическая выставка «Пожарные машины»

Инструктором ВДПО г.Таганрога

совместно с поисково-спасательным

подразделением МКУ «Управление

защиты от ЧС» г.Таганрога с

воспитанниками детского сада были

проведены мероприятия пожарно-

профилактической направленности.

Инструктор по противопожарной

профилактике ВДПО г.Таганрога

Мацакян А.Г. провела с

воспитанниками интерактивное

занятие о соблюдении правил

пожарной безопасности.

Конкурс костюмов

«Все профессии важны»

В рамках реализации

проекта был изготовлен

костюм пожарного

Экскурсия в пожарную часть

Спектакль по пожарной безопасности

«Огонь»

«Инсценировка сказки «Кошкин дом»

Рисование

«Пожар

глазами детей»

Пожарная безопасность в

продуктивных видах деятельности

Опыты с детьми по пожарной

безопасности

«Чем можно потушить огонь?»

1. Были подобранны и разработаны , игры, сценарии досугов, конспекты

практических занятий, а так же картотеки по пожарной безопасности: подвижных,

дидактических, сюжетно ролевых игр.

2. Воспитанники научились выделять объекты опасности, имеют представления о

мерах предосторожности.

3. Дети хорошо владеют основными правилами пожарной безопасности и могут

их сформулировать, объяснить необходимость их применения в экстремальных

ситуациях.

4. Сформировались устойчивые навыки самосохранения, правильное поведение в

чрезвычайной ситуации.

5. Воспитанники

набирают номер телефона пожарной части, ведут диалог с

диспетчером, четко называют свой домашний адрес.

6. Расширились знания о профессии пожарного и средствах пожаротушения.

Благодаря проектной деятельности мы смогли осуществить целенаправленную

работу по привитию навыков осторожного обращения с огнём, усвоить знания о

свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации

пожара.

Так как работа велась по всем направлениям во всех видах деятельности.

В ходе реализации проекта были получены

следующие результаты:

в начале проекта

в конце проекта

0

10

20

30

40

50

60

70

80

25

70

10

20

65

10

сформирован

формируется

не сформирован

Мониторинг

выявления уровня сформированности навыков пожарной

безопасности



В раздел образования