Напоминание

Критерии оценки результатов освоения программы "Музыка" обучающимися 1-4 классов.


Автор: Томсон Ирина Эдуардовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №66
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Критерии оценки результатов освоения программы "Музыка" обучающимися 1-4 классов.
Раздел: начальное образование





Назад




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«МУЗЫКА» ОБУЧАЮЩИМИСЯ 1 -4 КЛАССОВ.

Для

предмета,

изучающего

музыку

«как

живое

искусство»,

одной

из

первостепенных проблем является пробуждение у школьников интереса к

музыке.

Признавая

данную

проблему

одной

из

фундаментальных

проблем

педагогики,

Д.Б.

Кабалевский

как

создатель

наиболее

прогрессивной

музыкально-педагогической концепции общего образования, опирался вместе

с тем на мнение своих предшественников. Прежде всего, на музыкально-

педагогические воззрения Б.В. Асафьева. За основу Кабалевский взял слова

Асафьева: «...если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения,

то, прежде всего, надо категорически отвести в данном случае вопросы

музыкознания и сказать: музыка - искусство, то есть некое явление в мире,

создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую

изучают».

Кроме того, источником для размышлений Д.Б. Кабалевскому послужили

взгляды В.А. Сухомлинского, труды известных музыкантов-педагогов В.Н.

Шацкой и Н.Л. Гродзенской.

Став

их

последователем,

признавая

значимость

хорового

пения

и

важность

изучения

музыкальной

грамоты,

композитор

поставил

перед

уроками музыки более широкую задачу: «...ввести учащихся в мир большого

музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем

богатстве

ее

форм

и

жанров,

иначе

говоря,

воспитать

в

учащихся

музыкальную культуру как

часть всей их духовной культуры»

В

связи

с

этой

задачей,

определены

критерии

музыкального

развития

обучающихся, по которым учитель может оценить результаты своей

работы

по

курсу

«Музыка»

в

системе

УМК

«Перспективная

начальная

школа».

При

разработке

данных

критериев

опора

на

вводную

статью

Д.Б.

Кабалевского

к

программе,

созданной

под

его

руководством,

«Основные

принципы

и

методы

программы

по

музыке

для

общеобразовательной

школы».

Также

использованы

неопубликованные

материалы

членов

его

авторского

коллектива,

направленные

на

создание

критериальной

базы

программы.

Основой

для

определения

критериев

оценки

результатов

освоения

программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий

требования

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования и рекомендации примерной образовательной

программы по музыке.

Компетентностный подход предполагает:

• проявление знания и понимания школьниками предметной области;

• демонстрацию ими практического и оперативного применения

знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;

• осознание бытийной, ценностной значимости предметных

знаний в социальном контексте.

Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются

в

процессе

личностных,

познавательных

и

коммуникативных

учебных

универсальных действий обучающихся.

Планируемые

результаты

освоения

программы

связаны

с

развитием

интереса

обучающихся

к

музыкальному

искусству,

эмоционально-

нравственного

отклика

на

него,

а

также

с

формированием

музыкальной

грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности

музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:

1.

Степень развития интереса к музыке проявляется в:

• многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр.,

которыми оперируют обучающиеся;

• ценностном

постижении

произведений

искусства,

их

сопоставлении,

многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве;

• устойчивости

интереса

длительности

впечатлений

от

знакомых

произведений,

желании

познакомится

с

новыми

произведе ниями,

потребности в собственном художественном творчестве.

2.

Ст е п е н ь

р а з в и т и я эмоционально-нравственного

отклика на

художественное произведение выявляется через:

• выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность

к сопереживанию;

высказывание самостоятельных взглядов и суждений;

способность к нравственной оценке.

Высокая

степень

устойчивое,

средняя

периодическое,

низкая

-

эпизодическое

проявления

положительных

чувств,

эмоций,

переживаний,

способности

к

сопереживанию,

проявлению

самостоятельных

взглядов

и

суждений, к нравственной оценке.

3. С т е п е н ь

р а з в и т и я музыкальной

грамотности обучающихся

определяется по:

• способности

«с

лету»,

без

предварительной

подготовки,

после

однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении;

• способности

свободно

ориентироваться

в

специфике

музыкального

языка;

• способности

размышлять

о

музыке

-

анализировать,

сравнивать,

обобщать;

• способности ощутить авторский стиль;

способности

отличать

шедевр

от

моды

(развитие

художественного

вкуса).

Всеобщее

музыкальное

воспитание

не

предполагает

одинакового

уровня

музыкального воспитания для всех.

Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием

найти на уроке момент, когда он может показать себя в ответах по

домашнему заданию, в высказываниях об услышанной музыке на уроке.

Таким

образом,

критериальный

подход

к

музыкальному

развитию

обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и

итоговых

результатов

работы

по

музыке

в

каждом

классе,

ибо

данный

процесс

личностно

ориентирован

и

имеет

диалектический

характер

художественного познания мира.

Если в прежней школе существовал приоритет навыков, умений, то в новой

программе

отдается

предпочтение

развитию

творческих

способностей

детей .

В заключении хочу назвать условия, при которых оценка, по моему мнению,

может стимулировать интерес к музыкальным занятиям:

Иметь

всесторонний

характер,

наиболее

полно

отражающий

развитие учащихся в разных видах муз. деятельности.

Выставляться с учетом индивидуальных особенностей уч-ся Быть

объективной.

Ф и кс и р ов ат ь

ус п е х и

в

р а з в и т и и

у м е н и и ,

н а в ы к о в ,

компетентностей уч-ся с недостаточными муз. способностями.

• Иметь эмоционально-положительную направленность.



В раздел образования