Напоминание

"День птиц"


Автор: Синютина Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " СШ №134 имени Героя Советского Союза Микуцкого Б.А."
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "День птиц"
Раздел: начальное образование





Назад




День птиц

Конкурсная программа, посвящённая Международному дню птиц. Он ежегодно

отмечается 1 апреля.

С и н ю т и н а

В а л е н т и н а

Николаевна – учитель начальных

классов МАОУ «СШ №134 имени

г е р о я

С о в е т с к о г о

С о ю з а

Микуцкого Б.А»,

г.Красноярск,

2020г

Цели:

- экологическое воспитание

учащихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний, эрудиции

Ведущие – учитель и 4 помощника.

Помощники ведут программу, задают вопросы, следят за ответами, раздают

жетоны.

Оборудование:

- жетоны в виде птиц;

- изображения различных птиц;

- записи голосов птиц.

В игре участвуют две команды.

Историческая справка

Ведущий. Уже больше века орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля

Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была

подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в

1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция

была прервана, а в 1996 году возобновлена.

1-й помощник. С этого времени ежегодно Союз охраны птиц проводит акцию

«Птица

года»,

цель

которого

заключается

в

сохранении

видового

разнообразия

и

численности диких птиц. Каждый год «правит бал»лишь один представитель пернатых.

Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель.

2-й

помощник.

Нынче

«птицей

года»

стала горлица обыкновенная.

3-й

помощник.

Международному

дню

птиц посвящена наша игра. Сегодня мы

выясним,

что

знаем

о

наших

пернатых

собратьях,

выявим

знатоков

птичьего

мира. Для этого класс разделится на две

команды.

Ведущий. Живя среди природы, умножая из поколения в поколение знания о ней,

наши

предки

смотрели

вокруг

глазами

природы и наделяли всех и вся образами

природы. Покопавшись в памяти, можно

в с п ом н и т ь

о б

я з ы ч е с ко й

в е р е ,

о

поклонении

людей

солнцу,

животным

и

растениям,

о

беспредельной

любви

к

Матери Природе, ее почитании. И сразу же

приходит

на

ум

множество

русских

фамилий, связанных с миром животных, в

том

числе

птиц:

Скворцов,

Петухов,

Воробьёв, Галкин и др.

4-й помощник. Ребята, вы получили предварительное задание: придумать название

для своей команды, произошедшее от названия птицы и немного рассказать об этой

птице, а также сделать эмблемы для каждого участника с изображением этой птицы.

Итак, слушаем вас!

Представление

команд.

Защита

названий

команд

(например,

«Грачата»,

«Совята» и т.п.) Домашнее задание – рассказ о «птице 2019» года – горлице

обыкновенной. Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Разминка»

Ведущий. Команда, первой назвавшая правильный ответ, зарабатывает жетон.

Может и разбиться,

Может и свариться,

А захочет – в птицу

Может превратиться. (яйцо)

«Гуль-гуль-гуль», - мани к себе их,

Дай зерна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь….(голубей).

1 помощник.

Белый голубь – символ мира –

Пролетит сквозь дым и тьму.

В Будапеште и Каире,

В Пакистане и Алжире

Люди рады все ему.

Пароход идет по Волге

Над водой дымок повис,

И по всей речной дороге

За кормою – стая птиц.

Наблюдают пассажиры

Их стремительный полет.

Эти птицы окружили

Белоснежный пароход.

То над мачтой пролетают,

То садятся на волну…

Погоди, когда поймаю

Подарю тебе одну (чайки)

2-ой помощник.

Как- то вышел я с ружьишком на охоту

И заметил: кто-то бродит по болоту.

Вижу: ноги- настоящие ходули!-

В воду темную болотную шагнули.

А потом , как эти птицы полетели,

Им вослед и вы бы тоже поглядели.

Не сороки, не вороны, не синицы.

Вы не знаете, какие это птицы? ( журавли)

Журавли ведь это были на болоте-

Вот кого я нынче видел на охоте.

Эта птица не простая:

Днем его не встретишь ты,

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днем любой его обидит:

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам,

Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы,

И глаза его сверкают

Как зеленые шары. (филин)

«Он умом богат» -

Это в шутку говорят.

А на самом деле он

Не особенно умен.

Тем лишь только и приметен,

Что окраской разноцветен,

Напускает важный вид,

Что услышит – повторит. (попугай)

Что за домик на березе

С круглой дырочкой в доске?

Есть такие и в колхозе,

Есть и в городе Москве.

Готовят дом для птицы-друга,

Когда летит она к нам с юга.

(скворец)

В камышах она живет,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! – и нет одной квакушки.

(цапля)

Не за морем птица эта –

Возле нас с тобой живет.

Дом потише выбирает

И гнездо на крыше вьет.

(аист)

Подведение итогов конкурса.

Викторина

3

помощник

.

Поразмыслим

не

спеша,

один

вопрос-три

ответа.

Найди

правильный!

Поочередно

помощники

задают

командам

вопросы

и

зачитывают

три

варианта ответов. На обдумывание дается 20 секунд.

Вопросы:

1.

Для чего дятел «барабанит»?

- клюв чистит;

- кому-то что-то сообщает;

- музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с

вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый

дятел

наигрывает

на

сухом

сучке,,

сообщая

другим

птицам,

что

это

его

территория, он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки:

«Пожалуйста,

прилетай,

здесь

будет

наш

дом,

здесь

мы

выведем

наших

птенцов»).

2.

Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

- дятел имеет крохотный мозг;

- голова на амортизаторах;

- череп сверхкрепкий.

(Вы

видели

здоровенные

дыры

на

деревьях?

Это

дятлы

добывают

себе

пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова

не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть-и то больно. А дятлу и

не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между

клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы

стоят – пружинистая хрящевая ткань.)

3.

Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха;

- освобождается от паразитов;

- разыскивает пищу.

совсем

не

из-за

страха,

как

принято

считать,

а

с

санитарно-

профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в

горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с

головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает

песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны).

4.

Сколько перьев у птиц?

- не пересчитать;

- более тысячи;

- более десяти тысяч.

(И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество

перьве разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их

часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки

их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

5.

Какие птицы самые быстрокрылые?

- соколы и ястребы;

- ласточки и стрижи;

- утки и чайки

(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая…» - поется в одной песне. И как

правильно

поется!

Действительно,

самыми

быстрокрылыми

среди

птиц

считаются

ласточки

и

стрижи:

скорость

их

полета

может

достигать

150

километров в час.)

6.

Почему

у

журавля

всегда

рождается

только один птенец?

- журавль откладывает всего одно яйцо;

- сильный птенец убивает слабого;

-

птенец,

вылупипившийся

первым,

выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но

п т е н е ц

у

н и х

о с т а е т с я

о д и н .

Вылупившиеся птенцы тут же начинают

жестокую

драку,

пока

один

не

убьет,

а

родители

стоят

рядом

и

спокойно

наблюдают за этим действом.)

7.

Какая птица является чемпионом по нырянию?

- утка

- гагара

- пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и

Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из

батискафа

на

глубине

80

метров.

Королевский

же

пингвин

житель

Антарктиды – ныряет до 200 метров.)

8.

А кто из птиц лучший танцор?

- павлин;

- гусь;

- журавль.

(«Радостным

журавлиным

криком

оглашаются

болота.

Впереди

постройка

гнезда, летние родительские заботы, а пока…танцы. Вышагивают, приседают

друг перед другом, взмахивая крыльями.

По-особому переступают тонкие

ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные

шеи. Это особый танец – танец весны». Так описал танцы журавлей Николай

Иванович Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует).

Подведение итогов конкурса

Конкурс «Живые синонимы»

4-й помощник. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе,

используя названия птиц. Итак, продолжите…

Задние 1-й команде:

1.

Могучий, как…(орел).

2.

Вольный, как…(птица).

3.

Мудрый, как…(ворон).

4.

Вороватый, как…(сорока).

5.

Важный или спокойный, как…(гусь).

6.

Важный или надутый, как…(индюк).

7.

Верность…(лебединая).

8.

Любовь и нежность…(голубиная).

9.

Ярко, вызывающе одетый, как…(павлин).

10.Длинноногий, как…(журавль).

11.Большеглазый, как…(филин).

12.Желторотый, как…(птенец, цыпленок).

Задание 2 команде

:

1.

Взгляд хищный, как у…(ястреба).

2.

Взгляд зоркий, как у…(сокола).

3.

Нос с горбинкой, или…(орлиный).

4.

Нос приплюснутый,или…(утиный).

5.

Шея красивая,или…(лебединая).

6.

Выступать величаво, как «пава», или…(павлин).

7.

Плыть (идти плавно)…(лебедушкой).

8.

Болтать или трещать, как…(сорока).

9.

Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).

10.Ворковать, как…(голубь).

11.Накаркать (накликать беду),как…(ворона).

12.Долбить (говорить одно и то же), как…(дятел).

Подведение итогов конкурса.

Конкурс капитанов «Веришь-не веришь»

1-й помощник. А этот конкурс – для капитанов. Я буду задавать вам вопросы,

вы же должны отвечать только «Да» или «Нет».

Вопросы капитану 1-ой команды:

1.

Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)?

(Да).

2.

Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление – щиток

из перьев, которое называется седло? (Нет).

3.

Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет).

Вопросы капитану 2-ой команды

:

1.

Верите ли вы, что самая маленькая птица в мире – это королек? (Нет).

2.

Верите ли вы, что у птиц память отсутсвует? (Нет).

3.

Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да).

За каждый правильный ответ капитаны получают жетоны. Подведение

итогов конкурса.

Конкурс «Кто как поет?»

Команды поочередно отвечают на поставленный вопрос «Кто как поет?»

- голубь – (воркует),

- глухарь – (токует),

- утка – (крякает),

-филин – (ухает),

- гусь – (гогочет).

- ворона ( каркает)

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Лесная грамота»

Каждая команда должна назвать несколько «лесных пословиц и поговорок» о

птицах (или собрать из двух частей). Выигрывает та команда, которая назовет

(соберет) больше пословиц и поговорок.

1.

Громче всех сойка кричит, да редко права бывает.

2.

Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьев.

3.

Раззадорился воробей, так и кота не боится.

4.

Невидный соловей, да слышный.

5.

Дятлу без носа, как волку без ног.

6.

Любит тетерев тетеревятника, как перепелка перепелятника.

Подведение итогов конкурса.

Конкурс актерского мастерства

2-й помощник. Ребята, вы не забыли, что 1 апреля еще и День смеха. Вот сейчас

мы и посмеёмся!

Капитаны тянут карточки с заданием изобразить:

- пение кукушки (для одной команды);

- крик петуха (для другой команды).

Задание выполняет один игрок. Подведение итогов.

Музыкальный конкурс

3-й помощник. А сейчас вы будете узнавать птиц по голосу.

Помощники

включают

фонограммы

пения

различных

птиц

(соловей,

кукушка, жаворонок, голубь). Жетон получает команда, которая первой

правильно назовет «певца».

Подведение

итогов

игры.

Пока

команды

подсчитывают

жетоны,

звучит

песня

«Аист

на

крыше»

(музыка

Д.Тухманова,

слова

А.Поперечного).

Награждение

победителей

и

наиболее

активных

игроков

( г р а м о т ы ,

п р и з ы

с

изображение птиц).

Ведущий

.

Н а ш

п р а з д н и к

х о т е л о с ь

б ы

з а к о н ч и т ь

стихотворением

«Про сьба»

Н.А.Заболоцкого.

Ра н е н а я

п т и ц а

в

ру к и

н е

давалась,

Р а н е н а я

п т и ц а

п т и ц е й

оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавлй вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.

Люби-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люи-человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!!

Использованная литература:

1.

Газета для педагогов начальной школы

«

Педсовет

»,

№6, 2002г.

2.

Газета для педагогов начальной школы «Педсовет», №1, 2005г.



В раздел образования