Автор: Дудышева Татьяна Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "Академический лицей"
Населённый пункт: Республика Карелия г.Петрозаводск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Географический моноквест "Путешествие пиратов Карибского моря"
Раздел: среднее образование
Учитель географии МОУ «Академический лицей» г. Петрозаводск
Дудышева Т. В.
Тема: Путешествие пиратов Карибского моря
Направленность: географический моноквест ( на основе технологической карты
образовательного квеста (по Е. А. Игумновой, И. В. Радецкой)
Цели:
Образовательные
Закрепление (для обучающихся 5-6 кл.), повторение (для обучающихся 7-11
кл.) понятий «физико-географическое положение», «стороны горизонта», «компас
полушария», «экватор», «параллели», «нулевой и 180 меридианы», «масштаб»,
«широта», «долгота», «географические координаты», «водные ресурсы», «острова»,
«полуострова», «море», «пролив», «залив»;
развитие навыков работы с картами полушарий и тематическими картами атласа,
определения координат объектов и объектов по координатам, применения легенды,
измерения расстояний на глобусе и карте мира;
закрепление
/повторение
знаний
по
разделу
«Виды
изображений
поверхности
Земли».
Развивающие
развитие умений находить нужную информацию в тематических школьных картах,
в атласах, интереса, любознательности к изучению географии;
выявление учеников, интересующихся предметом;
формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими для применения
полученных знаний в жизни, работать и принимать решения в команде.
Воспитательные
формирование толерантного отношения друг к другу;
развитие волевых и лидерских качеств учащихся.
Планируемые результаты (смогут):
Предметные
называть основные определения понятий;
определять координаты точек на карте полушарий мира и по координатам находить
физико-географические объекты, читать легенду карты, рассчитывать расстояние
между объектами.
Регулятивные
самостоятельно определять, ставить и формулировать для себя новые задачи в
познавательной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные
определять понятия, создавать обобщения;
устанавливать аналогии, классифицировать;
устанавливать причинно-следственные связи;
определять возможные источники необходимых сведений;
производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные
осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
понимать
позицию
другого,
различать
в
его
речи
мнение
(точку
зрения),
доказательство (аргументы), факты.
уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми
иных позиций.
Личностные
Будут сформированы:
навыки самоанализа и самокоррекции учебной деятельности при консультации и
помощи учителя;
ответственное отношение к учёбе;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
интерес к предмету и устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма
выполненных действий.
Продолжительность: 45 - 60 минут
Возраст учащихся, целевая группа: 5-11 классы, на усмотрение учителя до 10 человек
или весь класс ( разделить на мини-команды), ученик- ведущий, ученики- туземцы,
учитель-капитан Джек Воробей.
Легенда: В Атлантическом океане, к одному небольшому острову, причалил корабль
«Чёрная Жемчужина», который держал курс на остров Тортуга. На корабле находилась
команда пиратов. Это были авантюристы-путешественники, которые исследовали новые
земли и искали приключения под командованием отважного пирата Джека Воробья.
Корабль причалил к острову для пополнения провизии. Остров оказался обитаемым.
Туземцы неожиданно похитили капитана. Без Джека Воробья команда не сможет отчалить
от берегов острова и продолжить путешествие. Как же спасти капитана «Чёрной
жемчужины» и отправиться в дальнейшее плавание до Тортуги?
Квест -герои:
o
капитан «Чёрной Жемчужины» Джек Воробей-учитель географии или ученик;
o
команда пиратов- группа учеников;
o
туземцы -2 ученика.
Основное задание/основная идея:
Спасти из плена капитана «Чёрной Жемчужины» Джека Воробья, преодолев препятствия
на острове, и продолжить путешествие до Тортуги.
Сюжет и продвижение по нему:
Команда «Черной Жемчужины» причалила к острову (один из этажей школы) в
Атлантическом океане для пополнения провизии.
Вступление
Ведущий ученик на входе этажа, где будет проходить игра, приветствует участников,
кратко знакомит с историей пиратства, вручает правила с маршрутным листом.
Ведущий:
Ребята, знаете ли вы, кто такие пираты? Когда появились первые пираты? Чем они
занимались, почему их боялись?
История пиратства чаще ассоциируется с периодом великих географических открытий.
Слово «пират» в переводе с греческого языка означает “испытатель”, первые упоминания
о пиратах появились примерно в III -IV вв до н.э. При развитии кораблестроения и
морской торговли в морях появились корабли пиратов. Пиратами называли морских
разбойников, которые незаконно захватывали корабли, грабили и топили гражданские,
военные суда.
Наверно, вы встречали такие названия как флибустьер, буканьер, корсар, каперы?
Флибустьеры и буканьеры грабили американские и испанские суда. Корсарами называли
наёмных пиратов, которые нападали на вражеские суда. А каперы захватывали частные
суда, но для этого им было необходимо разрешение государства.
Какой образ пирата чаще всего встречается в литературе, мультфильмах, фильмах?
Каким вы себе представляете пирата?
Да,
чаще
пиратами
мы
представляем
неопрятных
разбойников
с
бутылкой
рома,
предводителя пиратов одноглазым и одноногим, с одной серьгой в ухе. О приключениях
пиратов, награбленных богатствах и кладах написано немало книг, снято много фильмов,
мультфильмов.
Можете привести примеры литературных произведений, мультфильмов и фильмов с
сюжетами о пиратстве?
У пиратов были свои законы, правила и символика. Одним из ярких примеров является
пиратский флаг «Веселый Роджер» с изображением черепа и костей. Этот флаг пираты
поднимали перед нападением на суда, а в море выходили под разными флагами. Пиратство
во все века считалось преступлением, а борьба против пиратов актуальна и в наши дни.
Ребята, вы играете сегодня в образе пиратов - путешественников, исследователей,
искателей приключений, но с мирными целями, т.е. не будете нападать на суда, грабить
и топить их! Ваша цель – совершить путешествие до острова Тортю или Тортуга,
который с XVII в. являлся главным центром пиратства в Карибском море. На этом
острове вы сможете продать весь товар, собранный с разных островов и получить
приличное вознаграждение.
Игра проходит в течение 60 минут в два этапа. Вы получаете маршрутный лист
с заданиями для прохождения игры. В конце вас ждет приятный сюрприз!
Желаем успехов!
Маршрутный лист для игроков
(оформление на усмотрение учителя)
Вы - морские авантюристы, искатели приключений и кладов,
исследователи новых земель и под командованием знаменитого пирата
Джека Воробья совершаете путешествие в просторах Атлантического
океана.
Капитан Джек Воробей набрал отличную команду смелых и отважных
моряков.
Пройдите этапы игры и получите приз!
Ваш корабль «Чёрная Жемчужина» (запятая не нужна) держит курс на
о.Тортуга в Атлантическом океане. Для пополнения провизии корабль
причалил к одному небольшому острову, который оказался обитаемым.
Туземцы неожиданно похитили вашего капитана. Без Джека Воробья вы
не сможете отчалить от берегов острова и продолжить путешествие.
Во время похищения Джеку Воробью незаметно удалось разбросать
несколько предметов, по которым ваша команда сможет отыскать его
местоположение. Возникает проблема: как спасти Джека и самим не
угодить в руки туземцев?
Только верность капитану, смелость, дружба, честь и отвага помогут
спасти Джека Воробья! Но берегитесь туземцев! Они неожиданно
могут напасть, и тогда вам предстоит серьёзное испытание. Удачи!
Ход игры:
Чтобы спасти Джека Воробья и вернуться на «Черную Жемчужину» (кабинет
географии №_, где будет проходить второй этап игры), необходимо на острове (в
коридоре на этаже) найти 12 предметов, имеющих отношение к географическим
наукам, за 5 минут.
Определите науки, к которым относятся эти предметы и запишите в блокнот.
Будьте осторожны! Туземцы следят за вами! Если вас возьмут в плен, вам
предстоит пройти серьезное испытание. Следите за временем. Все предметы,
которые вы найдете, помогут спасти Джека. Ведь вы сможете отдать их
туземцам как плату за выкуп.
В одном из кабинетов, когда учениками найдены 11 предметов, происходит
встреча с туземцами, которые держат в плену Джека Воробья. Для того, чтобы
освободить капитана, ученикам предстоит ответить на вопросы туземцев и
отдать выкуп- 12 географических предметов.
Если вам удалось найти все предметы, вы смогли освободить капитана, отдав за
него выкуп туземцам, можете вернуться на «Чёрную Жемчужину» и отправиться в
плавание до Тортуги (кабинет географии №_).
На борту «Чёрной жемчужины» находится карта путешествия по просторам
Атлантического океана. Найдите ее.
Поздравляем! Вы нашли карту - это настольная игра. Займите места возле
игрового стола. Ваш капитан будет помогать в прохождении игры, если
возникнут затруднения.
Необходимо пройти несколько заданий по настольной игре с кубиками и фишками.
На этом этапе игры команда набирает очки –монеты « пиастры»
Цель игры: доплыть до острова Тортуга и набрать максимальное количество игровых
монет за правильные ответы.
Правила игры
В книге «Пиратский кодекс» запишите не менее 5 правил поведения во время игры
и старайтесь соблюдать их. За нарушение правил игроки теряют «пиастры».
Игроки ходят по очереди. Определите очерёдность хода.
С помощью броска кубика определите количество шагов, на которое можно
передвинуть фишку по игровому полю.
При попадании фишки на игровое поле с вопросом команда отвечает на него. За
каждый правильный ответ команда получает количество «пиастров», указанных в
вопросе.
Если кубик выпал на значение «ход назад», вы можете продолжить игру,
«заплатив» одной монетой.
Если кубик выпал на значение «ход вперед», пройдите по стрелочке.
Игра считается завершенной при достижении острова Тортуга.
Команда подсчитывает количество заработанных монет.
Ресурсы:
Оформление доски на усмотрение учителя. Можно нарисовать мелом остров Тортуга,
развесить рисунки кораблей, картинки с пиратами и т.д.
Книга «Пиратский кодекс», шариковые ручки или фломастеры, блокнот для
записей.
Игровое поле настольной игры с заданиями, кубики, фишки, «пиастры».
Атласы с физическими картами полушарий мира, школьная карта полушарий мира
на доске.
Музыкальный фон из фильма «Пираты Карибского моря».
Грамоты для награждения участников команды.
Фотоаппарат, видеокамера.
Итог квеста, образовательный продукт и рефлексия:
Создание правил поведения в книге «Пиратский кодекс».
Самооценка, рефлексия.
Сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу… я почувствовал, что…
я научился…
я приобрел…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Оформление настольной игры:
Цель: изготовление настольной игры для географического моноквеста.
Задачи:
-вызвать интерес и желание организовать моноквест для обучающихся;
-развивать творческое воображение.
Материалы:
-листы А3 альбома для эскизов – 8 шт.;
-ножницы;
-скотч;
- клей-карандаш;
- листы для печати фА4 по количеству заданий для игры;
- распечатки с картинками пиратов, географических карт, кораблей (можно наклейки) для
вырезания и оформления;
- джутовый шнур;
-губка для посуды;
- пленка или широкий поднос;
-термопистолет с клеевыми карандашами;
- печать;
- маркеры, фломастеры или черная гелевая ручка;
-растворимый кофе/ чай
- линейка с геометрическими фигурами(круг);
- штампы для скрапбукинга;
- акриловые краски металлик (чёрная, бронза, золото….).
Основа настольной игры
склеить 8 листов для эскизов скотчем, перевернуть;
листы А4 для эффекта «состаривания» смять с целью придания складок, аккуратно
увлажнить с помощью губки для посуды на пленке или подносе заваркой чая или
растворимым кофе, высушить (можно использовать бумагу для эскизов А4);
на готовых листах А4 оформить (распечатать или написать под трафарет, от руки
фломастером, гелевой ручкой или пером с тушью) задания для игры;
украсить печатями с помощью штампов для скрапбукинга по фантазии (цветочные
мотивы, географические объекты, корабли….);
добавить печать клеевым пистолетом: в нужном месте приложить небольшую
джутовую веревочку, залить с помощью термопистолета.
разместить заготовки с заданиями на основе из 8 листов и приклеить (листы можно
сложить в конверты, завернуть трубочкой….)
между заданиями нарисовать кружки и пунктиры- маршрут следования «Чёрной
Жемчужины»;
выбрать несколько кружков для «хода вперед - назад», нарисовать стрелочки-
переходы хода на несколько кружков вперед - назад;
Подготовить фишки для игроков и кубик.
.