Автор: Цитцер Валерий Викторович
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ДШИ №11
Населённый пункт: п.Металлострой, Колпинский р-н, Санкт-Петербург
Наименование материала: Оркестрово- тембральное звучание фортепиано на уроках в детской музыкальной школе
Тема: Красочная игра на фортепиано уже в 1 классе
Раздел: дополнительное образование
В.В.Цитцер
Оркестрово-тембральное звучание фортепиано
на уроках в детской музыкальной школе
1.Прикосновение к фортепиано. Туше.
Для пианистов является очевидным, что все намерения, музыкантские
устремления, образные представления, интонационные желания, одним
словом, любые тембральные идеи должны сводиться к двигательным
закономерностям - к туше пианиста.
Разумеется, существует много аспектов пианизма, способствующие
тембральному звучанию, такие как штрихи, динамика, агогика, педализация и
др., но сейчас хочется поговорить об аспектах, которые рассматриваются
реже.
Проблема кажется тем более трудной, когда мы осознаём, что речь идёт о
начальном обучении детей в музыкальной школе.
Формирование туше маленького пианиста должно начинаться с
представления о дне клавиши. Здесь хорошо помогают ассоциации с ходьбой.
Тем более что к началу обучения игре на фортепиано у детей уже есть опыт
ходьбы по различным поверхностям: по твёрдому асфальту, по мягкой траве,
по вязкому песку и т.д.
Яркое же воображение юных музыкантов позволяет сюда прибавить и
воображаемые «поверхности» по которым можно ходить: по вате, по иголкам,
даже по облаку и т.д.
Всё это даёт нам довольно большой арсенал различного туше, которым
можно пользоваться для создания разнообразного тембрального звучания
фортепиано.
В формировании туше участвуют не только дно клавиши, но и палец
пианиста. Различное положение пальца на клавише позволяет играть,
начиная от кончика пальца у самого ногтя (чем мы пользуемся в игре
стаккато или чётким сухим легато, например, в этюдах) до игры «мякотью»
подушечки для создания влажного, поющего легато.
К тому же палец может играть с разной высоты, чем мы пользуемся не
только для динамической разницы звучания, но и прибавлению к звучанию
призвуков.
2.Верхние и нижние призвуки.
Йожев Гат в своей книге «Техника фортепианной игры» пишет: « В
пальцевой технике приходится применять довольно часто эффект призвуков.
Чем больше он должен быть, тем более высоко поднимаются пальцы перед
ударом. Для игры же без призвуков нужно ударять непосредственно с
клавиши. Таким образом, очень важно, чтобы мы умели регулировать высоту
удара…
Звук несётся тем лучше, чем меньше призвуков ему сопутствует. Звук без
призвуков кажется более звонким, более полным; слишком сильные для
данной звучности призвуки совсем снимают эту звонкость. Мы должны
добиться, чтобы пропорции призвуков в звуке определялись нами, и
прибавление или сокращение призвуков было всегда преднамеренным».
Таким образом, от положения пальца (более закругленный или более
вытянутый) и от высоты удара пальца мы можем формировать различное
тембральное звучание.
Йожев Гат говорит о двух видах призвуков: верхние призвуки (удар пальца о
поверхность клавиши) и нижние призвуки (удар самой клавиши о дно).
При этом шумы добавляемые к звуку получаются разными: в первом случае
это звук шлепка, во втором – жёсткость.
И тот и другой эффект можно с успехом использовать для создания
различных оркестровых тембров.
3.Основные группы оркестровых тембров в фортепианной игре.
В фортепианной игре можно выделить следующие группы оркестровых
тембров: струнная группа;
медные духовые инструменты;
деревянные духовые.
Отдельно можно выделить «клавирные тембры»:
клавесин и орган.
Звучание инструментов струнной группы характеризуется достаточно
однородным звучанием в различных регистрах (как у одного инструмента,
так и между разными инструментами группы: скрипки, альта, виолончели,
контрабаса).
Основная характеристика звучания струнных это певучесть, кантиленность,
близкая к пению, а также гибкость и тонкость фразировки.
С точки зрения фортепианного туше это означает отсутствие каких-либо
призвуков: шлепков, удара клавиши о дно. Наоборот играть нужно прямо с
поверхности клавиши мягкой подушечкой вытянутого пальца (что позволяет
избежать верхних призвуков - шлепков), а также погружать палец на вязкое,
мягкое дно, подобно хождению по песку (избегаем нижних призвуков).
Разумеется, для певучести на фортепиано важнейшую роль играет
фразировка и гибкая работа кисти пианиста.
Самым характерным и ярким тембром медной духовой группы в
фортепианной игре является звучание трубы.
Звук трубы характеризуется силой, сочностью, яркостью, некоторой
резкостью.
Появление звука на трубе происходит с сильной атакой, при этом звук
рождается четким и собранным.
Какие возможности у пианиста для воспроизведения подобного тембра на
фортепиано: верхних призвуков мы должны избежать, иначе атака звука будет
«рыхлой», «размазанной». А вот некоторая доза нижних призвуков придаст
звуку и атаку и жесткость. Дно, по которому будет ступать палец, должно
быть твёрдое, как «асфальт» (такие визуальные образы будут понятны и
самым маленьким пианистам). Таким образом, замах пальца для создания
подобного тембра должен быть невысоким, а удар кончика пальца (ближе к
ногтю) быстрым и сильным.
Из тембров деревянно-духовых инструментов на фортепиано чаще всего
подражают флейте.
Звучание флейты достаточно мягкое и нежное. К тому же часть воздушного
столба во время игры на инструменте разбивается о входное отверстие и к
звуку примешиваются призвуки напоминающие «шум ветра». Благодаря
этому, атака звука становится размытой.
На фортепиано есть возможности, которые возволяют создать похожий
тембр: это использование верхних призвуков (некоторое «пошлёпывание»
пальца по клавише) в сочетании с игрой вытянутыми пальцами мягкими
подушечками по мягкому дну клавиши (игра «по вате», «по пуху»), что
придаст звуку нежность.
Хорошим примером может быть пьеса «Пастушок» С.Майкапара.
Уже в самой фактуре композиции автор старался создать «шипящие»
призвуки дудочки (инструмент близкий по звучанию к флейте) путем
дублирования мелодии в самом верхнем регистре фортепиано.
Если проведение мелодии в первой октаве сделать основным звучанием, а
дублирование её в верхнем регистре использовать как призвук, да ещё
сыгранную мягкими вытянутыми пальцами слегка «пришлёпывая»
(использование верхнего призвука), можно создать тембрально интересную
звуковую картинку, напоминающую звучание дудочки.
4.Клавесин, орган.
Клавесин и орган, также как и само фортепиано относятся к группе
инструментов под общим названием клавирные инструменты.
Но тембральное звучание, как и принцип рождения звука у этих
инструментов, всё же сильно отличается.
Звук клавесина рождается благодаря щипковому механизму инструмента.
Отсюда очевидно, что основным штрихом при воссоздании тембрального
образа клавесина в фортепианной игре будет стаккато. Атака звука при этом
должна быть четкая и максимальная. Следовательно, верхних призвуков не
должно быть, а дно клавиши, по которому ступает палец пианиста, должно
быть твёрдым и небольшим по площади.
Проще всего это представить как игру острыми иголками по твёрдому дну
клавиши с небольшой высоты (помним о необходимости убрать верхние
призвуки).
Но одного этого ощущения и навыка недостаточно для создания образа
клавесина в фортепианной игре.
Клавесин, в отличие от фортепиано, не имеет того динамического
разнообразия, а следовательно разнообразия тембрального.
И. Браудо в своей книге «Об органной и клавирной музыке» пишет:
«…при исполнении клавесинной музыки на современном фортепиано
следует передавать не физическое свойство звука и клавишных
возможностей, но закономерности, лежащие в основе клавесинного
искусства. И если закономерности постоянного тембро-динамического лада
являются действительно существенными в клавесинной и органной игре, то
их осуществление на современном фортепиано можно считать опорным
принципом исполнения старинной музыки в целом».
Другими словами, тембр звучания клавесина (как и органа) вписан заранее на
стадии производства инструмента и дальше уже меняться не может. Причём,
тембр этот не одинаков во всём диапазоне клавесина (органа), а меняется от
более «матового» и «тусклого» тембра в басах к всё более яркому и звонкому
верхнему регистру инструмента. Образуя некоторое подобие динамики с
помощью индивидуально окрашеного звука каждой ступени. Вверх-
крещендо, вниз диминуэндо. И так всегда, без изменений.
Таким образом, если мы хотим воссоздать закономерности тембро-
динамического лада клавесина (или органа), нам необходимо ограничить
динамические возможности фортепиано. Звучание закономерностей
клавесина есть внутри фортепиано. Клавесин вписан в фортепиано.
Что касается органа, то если тембро-динамические закономерности похожи
на клавесинные, то сами тембры звучания другие. Общим свойством тембро-
динамического лада органа и клависина является заданность тембрового
крещендо от низкого регистра к верхнему, от матого звука к яркому.
Благодаря же устройству органа основным штрихом в игре становится легато
- глубокое, мягкое, с участием всей руки и корпуса. Призвуки как верхние,
так и нижние должны быть исключены. Пальцы мягко «шагают» по вязкому
«песку».
В небольшой статье трудно в мельчайших подробностях раскрыть все
возможности оркестрово-тембрального мышления в фортепианной игре,
здесь скорее показаны некоторые принципы подхода.
Но ясно, что начиная с первых классов обучения, необходимо развивать
тембральное слышание юных музыкантов и показывать закономерности и
способы реализации красочных звуковых представлений в фортепианной
игре.
Литература:
1.Уолтер Пистон.Оркестровка.Москва.Советский композитор.1990
2.Йозеф Гат.Техника фортепианной игры.
3.И.Браудо. Об органной и клавирной музыке.Ленинград.Музыка.1976