Напоминание

Красочная игра на фортепиано уже в 1 классе


Автор: Цитцер Валерий Викторович
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ДШИ №11
Населённый пункт: п.Металлострой, Колпинский р-н, Санкт-Петербург
Наименование материала: Оркестрово- тембральное звучание фортепиано на уроках в детской музыкальной школе
Тема: Красочная игра на фортепиано уже в 1 классе
Раздел: дополнительное образование





Назад




В.В.Цитцер

Оркестрово-тембральное звучание фортепиано

на уроках в детской музыкальной школе

1.Прикосновение к фортепиано. Туше.

Для пианистов является очевидным, что все намерения, музыкантские

устремления, образные представления, интонационные желания, одним

словом, любые тембральные идеи должны сводиться к двигательным

закономерностям - к туше пианиста.

Разумеется, существует много аспектов пианизма, способствующие

тембральному звучанию, такие как штрихи, динамика, агогика, педализация и

др., но сейчас хочется поговорить об аспектах, которые рассматриваются

реже.

Проблема кажется тем более трудной, когда мы осознаём, что речь идёт о

начальном обучении детей в музыкальной школе.

Формирование туше маленького пианиста должно начинаться с

представления о дне клавиши. Здесь хорошо помогают ассоциации с ходьбой.

Тем более что к началу обучения игре на фортепиано у детей уже есть опыт

ходьбы по различным поверхностям: по твёрдому асфальту, по мягкой траве,

по вязкому песку и т.д.

Яркое же воображение юных музыкантов позволяет сюда прибавить и

воображаемые «поверхности» по которым можно ходить: по вате, по иголкам,

даже по облаку и т.д.

Всё это даёт нам довольно большой арсенал различного туше, которым

можно пользоваться для создания разнообразного тембрального звучания

фортепиано.

В формировании туше участвуют не только дно клавиши, но и палец

пианиста. Различное положение пальца на клавише позволяет играть,

начиная от кончика пальца у самого ногтя (чем мы пользуемся в игре

стаккато или чётким сухим легато, например, в этюдах) до игры «мякотью»

подушечки для создания влажного, поющего легато.

К тому же палец может играть с разной высоты, чем мы пользуемся не

только для динамической разницы звучания, но и прибавлению к звучанию

призвуков.

2.Верхние и нижние призвуки.

Йожев Гат в своей книге «Техника фортепианной игры» пишет: « В

пальцевой технике приходится применять довольно часто эффект призвуков.

Чем больше он должен быть, тем более высоко поднимаются пальцы перед

ударом. Для игры же без призвуков нужно ударять непосредственно с

клавиши. Таким образом, очень важно, чтобы мы умели регулировать высоту

удара…

Звук несётся тем лучше, чем меньше призвуков ему сопутствует. Звук без

призвуков кажется более звонким, более полным; слишком сильные для

данной звучности призвуки совсем снимают эту звонкость. Мы должны

добиться, чтобы пропорции призвуков в звуке определялись нами, и

прибавление или сокращение призвуков было всегда преднамеренным».

Таким образом, от положения пальца (более закругленный или более

вытянутый) и от высоты удара пальца мы можем формировать различное

тембральное звучание.

Йожев Гат говорит о двух видах призвуков: верхние призвуки (удар пальца о

поверхность клавиши) и нижние призвуки (удар самой клавиши о дно).

При этом шумы добавляемые к звуку получаются разными: в первом случае

это звук шлепка, во втором – жёсткость.

И тот и другой эффект можно с успехом использовать для создания

различных оркестровых тембров.

3.Основные группы оркестровых тембров в фортепианной игре.

В фортепианной игре можно выделить следующие группы оркестровых

тембров: струнная группа;

медные духовые инструменты;

деревянные духовые.

Отдельно можно выделить «клавирные тембры»:

клавесин и орган.

Звучание инструментов струнной группы характеризуется достаточно

однородным звучанием в различных регистрах (как у одного инструмента,

так и между разными инструментами группы: скрипки, альта, виолончели,

контрабаса).

Основная характеристика звучания струнных это певучесть, кантиленность,

близкая к пению, а также гибкость и тонкость фразировки.

С точки зрения фортепианного туше это означает отсутствие каких-либо

призвуков: шлепков, удара клавиши о дно. Наоборот играть нужно прямо с

поверхности клавиши мягкой подушечкой вытянутого пальца (что позволяет

избежать верхних призвуков - шлепков), а также погружать палец на вязкое,

мягкое дно, подобно хождению по песку (избегаем нижних призвуков).

Разумеется, для певучести на фортепиано важнейшую роль играет

фразировка и гибкая работа кисти пианиста.

Самым характерным и ярким тембром медной духовой группы в

фортепианной игре является звучание трубы.

Звук трубы характеризуется силой, сочностью, яркостью, некоторой

резкостью.

Появление звука на трубе происходит с сильной атакой, при этом звук

рождается четким и собранным.

Какие возможности у пианиста для воспроизведения подобного тембра на

фортепиано: верхних призвуков мы должны избежать, иначе атака звука будет

«рыхлой», «размазанной». А вот некоторая доза нижних призвуков придаст

звуку и атаку и жесткость. Дно, по которому будет ступать палец, должно

быть твёрдое, как «асфальт» (такие визуальные образы будут понятны и

самым маленьким пианистам). Таким образом, замах пальца для создания

подобного тембра должен быть невысоким, а удар кончика пальца (ближе к

ногтю) быстрым и сильным.

Из тембров деревянно-духовых инструментов на фортепиано чаще всего

подражают флейте.

Звучание флейты достаточно мягкое и нежное. К тому же часть воздушного

столба во время игры на инструменте разбивается о входное отверстие и к

звуку примешиваются призвуки напоминающие «шум ветра». Благодаря

этому, атака звука становится размытой.

На фортепиано есть возможности, которые возволяют создать похожий

тембр: это использование верхних призвуков (некоторое «пошлёпывание»

пальца по клавише) в сочетании с игрой вытянутыми пальцами мягкими

подушечками по мягкому дну клавиши (игра «по вате», «по пуху»), что

придаст звуку нежность.

Хорошим примером может быть пьеса «Пастушок» С.Майкапара.

Уже в самой фактуре композиции автор старался создать «шипящие»

призвуки дудочки (инструмент близкий по звучанию к флейте) путем

дублирования мелодии в самом верхнем регистре фортепиано.

Если проведение мелодии в первой октаве сделать основным звучанием, а

дублирование её в верхнем регистре использовать как призвук, да ещё

сыгранную мягкими вытянутыми пальцами слегка «пришлёпывая»

(использование верхнего призвука), можно создать тембрально интересную

звуковую картинку, напоминающую звучание дудочки.

4.Клавесин, орган.

Клавесин и орган, также как и само фортепиано относятся к группе

инструментов под общим названием клавирные инструменты.

Но тембральное звучание, как и принцип рождения звука у этих

инструментов, всё же сильно отличается.

Звук клавесина рождается благодаря щипковому механизму инструмента.

Отсюда очевидно, что основным штрихом при воссоздании тембрального

образа клавесина в фортепианной игре будет стаккато. Атака звука при этом

должна быть четкая и максимальная. Следовательно, верхних призвуков не

должно быть, а дно клавиши, по которому ступает палец пианиста, должно

быть твёрдым и небольшим по площади.

Проще всего это представить как игру острыми иголками по твёрдому дну

клавиши с небольшой высоты (помним о необходимости убрать верхние

призвуки).

Но одного этого ощущения и навыка недостаточно для создания образа

клавесина в фортепианной игре.

Клавесин, в отличие от фортепиано, не имеет того динамического

разнообразия, а следовательно разнообразия тембрального.

И. Браудо в своей книге «Об органной и клавирной музыке» пишет:

«…при исполнении клавесинной музыки на современном фортепиано

следует передавать не физическое свойство звука и клавишных

возможностей, но закономерности, лежащие в основе клавесинного

искусства. И если закономерности постоянного тембро-динамического лада

являются действительно существенными в клавесинной и органной игре, то

их осуществление на современном фортепиано можно считать опорным

принципом исполнения старинной музыки в целом».

Другими словами, тембр звучания клавесина (как и органа) вписан заранее на

стадии производства инструмента и дальше уже меняться не может. Причём,

тембр этот не одинаков во всём диапазоне клавесина (органа), а меняется от

более «матового» и «тусклого» тембра в басах к всё более яркому и звонкому

верхнему регистру инструмента. Образуя некоторое подобие динамики с

помощью индивидуально окрашеного звука каждой ступени. Вверх-

крещендо, вниз диминуэндо. И так всегда, без изменений.

Таким образом, если мы хотим воссоздать закономерности тембро-

динамического лада клавесина (или органа), нам необходимо ограничить

динамические возможности фортепиано. Звучание закономерностей

клавесина есть внутри фортепиано. Клавесин вписан в фортепиано.

Что касается органа, то если тембро-динамические закономерности похожи

на клавесинные, то сами тембры звучания другие. Общим свойством тембро-

динамического лада органа и клависина является заданность тембрового

крещендо от низкого регистра к верхнему, от матого звука к яркому.

Благодаря же устройству органа основным штрихом в игре становится легато

- глубокое, мягкое, с участием всей руки и корпуса. Призвуки как верхние,

так и нижние должны быть исключены. Пальцы мягко «шагают» по вязкому

«песку».

В небольшой статье трудно в мельчайших подробностях раскрыть все

возможности оркестрово-тембрального мышления в фортепианной игре,

здесь скорее показаны некоторые принципы подхода.

Но ясно, что начиная с первых классов обучения, необходимо развивать

тембральное слышание юных музыкантов и показывать закономерности и

способы реализации красочных звуковых представлений в фортепианной

игре.

Литература:

1.Уолтер Пистон.Оркестровка.Москва.Советский композитор.1990

2.Йозеф Гат.Техника фортепианной игры.

3.И.Браудо. Об органной и клавирной музыке.Ленинград.Музыка.1976



В раздел образования