Автор: Дедловская Надежда Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: пгт. Могойтуй
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Тематический урок русского языка, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Раздел: начальное образование
Тематический урок русского языка в 4 «а» классе, посвященный 75-летию Победы
в Великой Отечественной войне
Учитель
Дедловская Надежда Петровна
Тема
О том, что дорого и свято… . Наречие как часть речи.
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цель урока
создание условий для формирования у учащихся представлений о
наречии как части речи.
Задачи
Образовательные
(направленные
на
достижение
предметных
результатов обучения):
- познакомиться с новой частью речи - наречием;
- рассмотреть отличительные признаки этой части речи;
Развивающие:
– развивать умение сравнивать, наблюдать и делать выводы;
– развивать умение работать в парах, активность обучающихся,
внимание;
– развивать орфографическую зоркость, мышление, обогащать
словарный запас.
Воспитывающие:
– способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за
нашу Родину, готовность защищать ее.
Формирование УУД
Личностные
-
осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение
чувства любви к родной стране, истории;.
Регулятивные:
-
умение планировать свою деятельность, ставить перед собой
задачи,
делать
выводы,
контролировать
свои
действия,
быть
внимательным;
Познавательные
- формирование умения и навыка вести поиск и обрабатывать
информацию
различных
формах;
развивать
умения
анализировать, сравнивать;
Коммуникативные
- уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь
выслушать
и
помочь
товарищу,
обогащать
связную
речь
посредством наречий.
Используемые
технологии
проблемного обучения, критического мышления,
здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная
Формы обучения
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Методы и приемы
подводящий
диалог,
частично-поисковый,
демонстрационный,
наглядный, практический.
Межпредметная связь
музыка, литература
Ожидаемый результат
учащиеся получат знания о наречии, приобретут умения находить
наречие в тексте по вопросу, употреблять наречия в речи.
Средства урока
интерактивная
доска,
учебник
«Русский
язык»
для
4
класса
начальной школы в 2 ч., авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова,
Т.В.
Некрасова
Москва,
2014
г.,
карточки,
кроссворд,
старые
газеты, чернила, перья.
Продолжительность
урока
45 мин
Ход урока
I.Организационный момент. (Слайд 1).
Проснулось солнце,
Красное от сна.
На влажных почках
Искорки лучатся.
И тишина… Такая тишина,
Что слышно, как лучи в окно стучатся.
- Давайте тишину на уроке нарушать только рабочим разговором, а отгадав кроссворд,
узнаем, чему мы посвятим наш урок.
II. Актуализация знаний.
1. Кроссворд (На доске).
1П
у
н
к
т
у
а
ц
и
я
2О
р
ф
о
г
р
а
ф
и
я
3С
л
о
в
о
о
Б
р
а
з
о
в
а
н
и
е
4М о
р
ф
Е
м
а
5Д
в
о
е
т
о
ч
и
е
6А
л
ф
а
в
и
т
1.
Раздел русского языка о знаках препинания? (Пунктуация).
2.
Как
иначе
можно
назвать
правописание,
то
есть
систему
правил,
которые
устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний? (Орфография).
3.
Как называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование).
4.
Как иначе можно сказать: «Часть слова – это…….» (Морфема).
5.
Вспомните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Какой
знак
ставится
после
слов
автора,
если
они
стоят
перед
словами
говорящего (Двоеточие).
6.
Как назвать буквы, расположенные в определённом, обязательным для всех,
порядке? (Алфавит).
- Прочитайте ключевое слово (ПОБЕДА).
- О чем будем говорить на уроке? (О Победе в Великой Отечественной войне)
2. Беседа
- Расскажите, что вы знаете о празднике, который отмечается 9 Мая. (Рассказы
учащихся)
- (Обобщение ответов детей) 9 Мая 2020 года в 75-й раз прогремит салют
Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и
безмерное мужество народа. Они сражались за то, чтобы мы с вами жили мирно, за
то, чтобы вы в красивых светлых школах получали знания.
- С помощью материала, подобранного на военную тему, мы с вами пополним
свои знания по русскому языку, тему урока определим позже.
(Запись в тетрадях даты проведения урока, слов «Классная работа».)
3.Чистописание
- Сейчас мы с вами проведем минутку чистописания.
- Ребята, как вы думаете, во время Великой Отечественной войны дети учились
в школе? Чем они писали?
(Чтение учителем текстов из воспоминания детей войны – слайды 3,4,5,6,7)
«До войны жизнь была яркая, мы рисовали цветными карандашами, как наши
немцев громят, танки и самолеты, - рассказывает ребёнок Сталинграда, профессор
Владислав
Мамонтов. -
Потом
в
город
пришли
нерисованные
немцы.
Семьи
выгоняли из домов, карандаши, бумага - всё это стало недоступно. Да и не до них
было - выжить бы».
«Учебного года 1942-1943 годов не было, - вспоминает учительница, ребёнок
Сталинграда Лидия Пастухова. - Школы отдали под госпитали, но мы приходили
туда, писали за бойцов письма. Лишь 1 сентября 1943 года, когда ещё шла война,
начались занятия, часто они проходил на дому, в подвалах, времянках».
«Ручка представляла собой палочку, на которую надевалось сменное перо. Его
нужно было макать в чернильницу и писать на бумаге под строго определённым
нажимом и наклоном. Одного обмакивания хватало на 2-4 слова.
«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем,
втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой!
Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали.
Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки,
много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»
- И сейчас, ребята, на минутке чистописания, мы попробуем писать перьями на
старых газетах (чернильница – одна на группу, перо и кусочек старой газеты у
каждого).
- С какого звука начинается слово победа? Дайте характеристику этому звуку. Какой
буквой обозначается этот звук?
- Пропишем: Пп
4. Словарная работа
-Есть ли в слове «победа» орфограмма? (Да, это слово с безударной непроверяемой
гласной «о», словарное слово)
- Запишите это слово.
(На карточках текст)
Отец моей мамы, мой дедушка, был солдатом Великой Отечественной войны. Он
был младшим командиром и погиб как герой в тяжелейших боях под Москвой. Когда
в день Победы в столице нашей Родины гремят залпы праздничного салюта, я с болью
и гордостью думаю о своем дедушке, которого, к сожалению, никогда не видела.
- Прочитайте текст. О чем он?
- Выпишите знакомые словарные слова: отец, солдат, командир.
(Работа над новым словарным словом)
- Отгадайте загадку:
Небо светом озарится.
Загрохочет там и тут.
И над нами заискрится
Яркий, праздничный ….(САЛЮТ)
- Знаете ли вы что такое салют? (Это приветствие выстрелами, ракетами в честь
важного события, фейерверк)
-
Приходилось
ли
вам
видеть
салют?
Где?
Когда? (Слайд
8,
с
музыкальным
сопровождением)
- Как вы думаете, что еще может обозначать слово салют? (привет)
- Произнесите слово с ударение. Мы можем проверить безударную гласную? Какое
это слово? (Словарное)
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную непроверяемую
гласную и запомните написание этого слова.
III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
1. Постановка проблемы.
- Запишите предложение: На празднике громко звучат залпы салюта.
- Какое задание можно выполнить с данным предложением? (Подчеркнуть основу и
обозначить части речи)
- Выполните.
- Поднимите руку, кто разобрал все предложение.
- А теперь, кто засомневался?
- Какой частью речи является слово « громко»?
2. Определение учебной темы и цели урока .
- Кто знает, какая это часть речи? (Наречие)
- Откуда знаете? Что знаете про эту часть речи?
- Какой будет тема урока? (Часть речи – наречие)
- Как можно сформулировать цель нашего урока? (Познакомиться с новой частью
речи – наречие)
IV. Решение учебной задачи
1. Поиск решения учебной задачи (открытие нового знания)
- Составим план изучение данной части речи (учитель пишет на доске)
1. Часть речи – наречие.
2. Отвечает на вопросы ………..
3. Роль ………
4. Изменяемая или неизменяемая ………
- План таблица у каждого из вас, который вы будете заполнять по ходу наших
открытий.
2. Открытие новых знаний (исследование по теме)
- Для открытия новых знаний выполним задание в группах: у вас на карточках даны
тексты - отрывки из произведений о подвигах наших солдат.
- Задание: Прочитайте предложения, найдите в них выделенные слова и попытайтесь
к ним поставить вопросы.
1 группа:
Вскоре
шофёр
притормозил
у
мостика
и
Ленька
швырнул
гранату.
Голиков
бесстрашно преследует врага. В отряде любили юного бойца, а сегодня им были
особенно довольны.
2 группа:
Вечером наши летчики завершили боевой вылет. Они надежно прикрывали наши
части. Впереди в строю летел летчик Александр Горовец.
3 группа:
Сержант
подал незаметно
подал
условный
знак
–
все
прижались
к
земле
или
поползли вперед. Надо было выжить всем смертям назло.
- Запишите выделенные слова вместе с вопросами.
- Проверим выполнение задания (При чтении отрывков проводится беседа по их
содержанию)
1 группа: Когда? Вскоре. Как? Бесстрашно. Когда? Сегодня. Как? Особенно.
2 группа: Когда? Вечером. Как? Надежно. Где? Впереди.
3 группа: Как? Незаметно. Где? Впереди. Как? Назло.
- Первое наше открытие запишем в наш план: отвечает на вопросы Как? Когда? Где?
- Обратимся к учебнику. На какие еще вопросы может отвечать наречие? (Запись в
план)
- Вернемся к предложениям, с которыми работали. Прочтите их без наречий. Что
заметили? Изменились предложения? (Предложения стали не эмоциональными, нет
точности)
- Вывод: какую роль выполняют наречия? (Украшают нашу речь, делают ее более
точной и выразительной). Запись в план – таблицу.
3.
Физминутка. Маршировка
под
песню
«Сегодня
салют»
(Дети
исполняют
и
маршируют. При завершении маршировки, учащиеся жестом показывают салют)
4-ый пункт нашего плана – изменяемая или неизменяемая часть речи?
4. Работа в парах (продолжение исследования по теме урока)
- Обсудите в парах и сделайте вывод
Победил (когда?) давно. Победили (когда?) …….
Вывод: Наречие по числам не изменяется.
Пришла (когда?) вечером. Пришёл (когда?) ……. . Пришло (когда?) …….. .
Вывод: Наречие по родам не изменяется.
Доставил (когда?) рано. Доставляет (когда?) рано. Доставит (когда?) рано.
Вывод: наречие по временам не изменяется.
- Какое исследование вы провели? Какой сделали вывод? Можем ли мы написать
ответ к 4 пункту нашего плана? (Да, неизменяемая часть речи)
Общий вывод: (составление правила, пользуясь планом)
Наречие – неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы Когда? Где?
Как?
V. Первичное закрепление нового материала
1. Самостоятельная работа
Мы много работали коллективно, в группах, парах, а теперь каждый поработает
самостоятельно (задание по рядам).
- Слова разбросаны. Составьте из данных слов предложения. (Слайд 9)
1 ряд: Сегодня ребята поздравляют ветеранов.
2 ряд: Мы всегда будем помнить своих героев.
3 ряд: Наша армия уверенно одержала победу и дошла до Берлина.
-
Подчеркнуть
наречие
и
поставить
к
ним
вопрос.
(Проверка
устно,
беседы
по
содержанию предложений)
VI. Рефлексивно-оценочный этап
1. Что узнали нового сегодня на уроке? Что интересного узнали на уроке?
2. - Ребята, как вы относитесь к ветеранам? (Ответы учащихся)
- Мы должны помнить о боевых заслугах ветеранов, с уважением относиться к ним,
помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.
- Домашнее задание – написать письмо ветерану «Хочу сказать - спасибо»!
- Фронтовые письма… Они были нужны как хлеб
,
как воздух. Большой радостью для
солдат была весточка из дома, а их родные ждали писем из фронта, но только не в
стандартных почтовых конвертах. Радовались солдатским треугольникам.
(Показать образец – слайд 10)
В письмах военной поры до глубины души трогают обращения. В них много
любви, нежности, тепла.
- И вы, ребята письмо напишите на листочках, свернете его в треугольник, и мы ваши
письма обязательно доставим ветеранам.
3. - Как хорошо, что над нами мирное небо. Давайте выпустим в наше небо голубей –
вестников мира на Земле (на доске рисунок – небо). Перед вами два голубя: голубой и
белый. Белый – вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой.
Голубой – вы считаете, что было трудно на уроке, вы старались, но не все у вас
получалось.
(Дети прикрепляют голубей на плакат с изображением неба, звучит
песня Елены Ваенги «Голуби», слайд 11).
- Наш урок я предлагаю закончить минутой молчания – метроном.