Напоминание

"Роль проектных технологий в начальном образовании"


Автор: Яценко Людмила Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2070
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль проектных технологий в начальном образовании"
Раздел: начальное образование





Назад




Роль проектных технологий в начальном образовании

Современное общество делает заказ на выпускника начальной школы,

развитие

которого

осуществляется

в

процессе

его

самостоятельной

поисковой

деятельности

при

взаимодействии

с

учителем,

классом,

с

его

окружением.

Новые

жизненные

условия,

очень

быстрый

темп

развития

общества, обилие информации, современные информационные технологии,

требования ФГОС выдвигают свои условия к формированию подрастающего

поколения:

оно

должно

быть

не

только

знающим,

умелым,

мыслящим,

инициативным

и

самостоятельным.

Ребенок

должен

стать

личностью,

уважающей ценности семьи и общества, любящей своё Отечество, хранящей

традиции

своих

предков.

Он

должен

адекватно

ориентироваться

в

современном

конфликтном,

динамично

меняющемся

мире,

свободно

выбирать

собственную

жизненную

позицию

и

уважать

мнения

других.

Ученик должен знать, как безопасно вести себя в условиях повседневной

жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

При введении Федеральных государственных стандартов образования

второго

поколения

проектно-исследовательская

деятельность

учащихся

обеспечивает формирование универсальных учебных действий, направлена

на

воспитание

духовно-нравственной,

трудолюбивой,

самостоятельной

личности. Такие качества личности характерны для ученика развивающегося

современного общества.

Современные дети — далеко не чистый лист бумаги, на который можно

нанести

знания.

В

постоянно

развивающемся

мире

к

детям

из

разных

источников поступает большое количество информации. И не учитывать это

нельзя. Но очень часто многообразие полученной информации не может

привести к системности знаний. Перед учителем встает задача - научить

детей правильно усваивать полученную информацию. Для этого необходимо

научить учащихся следующим умениям:

- умению находить и выделять главное;

- умению находить связи в полученной информации;

- умению структурировать информацию.

Кроме этого необходимо научить учащихся поиску информации по

поставленной цели, поисковой деятельности. В результате появляется новая

для

образования

проблема,

которая

заключается

в

подготовке

ученика,

умеющего

находить

и

использовать

необходимую

для

него

информацию,

учитывая ее обилие; ученика, умеющего усваивать данную информацию в

виде

новых

знаний.

В

этом

случае

речь

идет

о

формировании

информационной компетенции у учащихся.

Проектная деятельность в начальной школе имеет свои особенности,

как

считает

М.В.

Романовская,

маленькие

дети

способны

выполнять

проекты,

отличающиеся

несложностью,

простотой.

Ученик

должен

представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее

решения. Среди видов проектов, применяемых в начальной школе можно

назвать:



Проекты-наблюдения.



Проекты-рассказы.



Экскурсионные проекты.



Конструктивные проекты.



Проекты игр (спектакли, концерты и т.п.).

Проектная

деятельность

обучающихся

это

совместная

учебно-

познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель,

согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение

общего результата.

Педагог должен учить учащихся не просто запоминать полученные

знания, но и применять их на практике. В современном обществе ценностью

становится коммуникативная компетентность. В результате возникает ряд

проблем у педагога: определение выработки необходимых умений у учеников

для их формирования (результативного общения учащегося с ровесниками, с

техникой,

с

Интернет -

ресурсами,

информационным

полем

и

др.).

В

частности,

как

научить

ученика

сформулировать

вопросы

для

поиска

информации и для общения? В современных условиях педагогу необходимы

новые методы для организации процесса обучения, взаимоотношения между

учеником и учителем по - новому.

Поиск инновационных средств подводит педагогов к пониманию того,

что необходимы игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные,

групповые, рефлексивные и другие методы и формы обучения. Эти средства

частично

были

разработаны

и

использовались

в

разной

степени

для

улучшения

ситуации

в

образовании.

Главным

отличием

в

поиске

новых

условий

является

изменение

понимания

целей,

задач

образования.

Результатом

этого

является

новое

понимание

способов

и

возможностей

применения этих средств.

В

любом

проекте

главная

педагогическая

цель - это формирование

различных основных, ключевых компетенций. В современной педагогике под

такими

компетенциями

понимаются

комплексные

свойства

личности,

которые включают связанные между собой знания, умения, навыки, а также

готовность применить их в необходимой ситуации.

Приведем пример некоторых общеучебных умений и навыков, которые

формируются в процессе работы над проектом:

1. Рефлексивные умения:

- умение, позволяющее ребенку осмыслить, понять задачу, для решения

которой имеющийся запас знаний недостаточен;

-

умение,

которое

отвечает

на

вопрос:

чему

же

еще

необходимо

научиться для достижения поставленной задачи?

2. Поисковые умения (исследовательские):

- умение, позволяющее самостоятельно выявлять способ действия, при

котором привлекаются знания из различных областей;

-

умение,

которое

позволяет

самостоятельно

найти

недостающую

информацию в информационном поле;

- умение общения с педагогом, консультантом по вопросу о получении

недостающей информации;

-

умение

нахождения

нескольких

способов

решения

поставленной

проблемы;

- умение, позволяющее выдвигать свои гипотезы, предположения;

3. Умения и навыки сотрудничества в работе:

- умения, которые предполагают коллективные планирования;

- умение контактировать, взаимодействовать с любым партнером;

- умение оказывать помощь в группе в момент решения общих задач;

- навыки, которые направлены на деловое партнерское общение;

- умение выявлять и исправлять ошибки, найденные в работе других

участников группы.

4. Менеджерские умения и навыки:

- умение, необходимое для проектирования процесса работы (изделия);

- умение, необходимое для планирования своей деятельности, ресурсов,

времени;

- умение правильно принимать решения, прогнозируя их последствия;

-

навыки,

необходимые

для

самоанализа

деятельности

(ход,

промежуточные результаты).

5. Коммуникативные умения:

- умение, необходимое для ведения беседы;

- умение, которое помогает отстаивать собственную точку зрения;

- умение идти на компромисс;

6. Умения и навыки, необходимые в работе с презентацией:

- навыки монологической речи;

- умение держаться уверенно во время выступления;

- умения артистические;

При осуществлении проекта следует выделить следующие этапы:

1-й этап — этап погружения в проект. Этот этап очень важен для

получения ожидаемых результатов. На данном этапе педагог пробуждает

интерес к теме проекта у учащихся, очерчивая проблемное поле, расставляя

наиболее значимые акценты, предлагая тот или иной способ рассмотрения

выбранной темы, формулирование проблемы проекта.

2-й этап — этап организации деятельности учащихся. На данном этапе

необходимо организовать деятельность учеников. При групповом проекте

необходимо организовать учащихся в группы, помочь в определении целей и

задач

отдельно

для

каждой

группы.

Если

появляется

необходимость,

то

определить роль каждого ученика в группе. На этом же этапе проходит

планирование работы, необходимое для решения задачи проекта.

3-й этап — этап осуществления деятельности учащихся. Роль учителя

на

данном

этапе

минимальна.

Дети

работают

самостоятельно.

Степень

самостоятельности, безусловно, зависит от их подготовленности.

4-й этап — этап презентации. Он является завершением проделанной

работы,

необходимой

для

демонстрации

своих

результатов.

Сюда

можно

отнести

рисунки,

плакаты,

слайд-шоу,

видеоролики,

газеты,

костюмы,

макеты, сценарии и многое другое.

Таким

образом,

проект

это

метод

обучения,

это

творческая

деятельность, основой которой является развитие познавательных творческих

способностей

учащихся.

Его

можно

использовать

при

изучении

любого

предмета. Можно применять как на уроках, так и во внеурочной работе.

Проект

ориентирован

на

достижение

целей

самими

учащимися.

Он

формирует огромное количество умений и навыков, развивает творческую

деятельность учащихся.

Проект

является

одной

из

форм

организации

учебного

процесса,

внеурочной

деятельности.

Полноценный

проект

«не

может

вписаться»

в

уроки.

Проектная

деятельность

направлена

на

овладение

нравственными

нормами. Будущее современной школы — в регулировке альтернатив. А

именно проектная деятельность может быть альтернативой классно-урочному

обучению.

Проектные

технологии

на

сегодняшний

день

прочно

вошли

в

учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.

Проектная

деятельность

учащихся

начальной

школы

способствует

разностороннему

развитию,

обучению,

развитию

творческих

способностей

и

активности

учащихся,

формированию

проектного

мировоззрения

и

мышления,

формированию познавательных мотивов учения – учащиеся видят конечный

результат

своей

деятельности,

который

возвеличивает

их

в

собственных

глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения

и личностные качества.



В раздел образования