Автор: Яценко Людмила Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2070
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль проектных технологий в начальном образовании"
Раздел: начальное образование
Роль проектных технологий в начальном образовании
Современное общество делает заказ на выпускника начальной школы,
развитие
которого
осуществляется
в
процессе
его
самостоятельной
поисковой
деятельности
при
взаимодействии
с
учителем,
классом,
с
его
окружением.
Новые
жизненные
условия,
очень
быстрый
темп
развития
общества, обилие информации, современные информационные технологии,
требования ФГОС выдвигают свои условия к формированию подрастающего
поколения:
оно
должно
быть
не
только
знающим,
умелым,
мыслящим,
инициативным
и
самостоятельным.
Ребенок
должен
стать
личностью,
уважающей ценности семьи и общества, любящей своё Отечество, хранящей
традиции
своих
предков.
Он
должен
адекватно
ориентироваться
в
современном
конфликтном,
динамично
меняющемся
мире,
свободно
выбирать
собственную
жизненную
позицию
и
уважать
мнения
других.
Ученик должен знать, как безопасно вести себя в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
При введении Федеральных государственных стандартов образования
второго
поколения
проектно-исследовательская
деятельность
учащихся
обеспечивает формирование универсальных учебных действий, направлена
на
воспитание
духовно-нравственной,
трудолюбивой,
самостоятельной
личности. Такие качества личности характерны для ученика развивающегося
современного общества.
Современные дети — далеко не чистый лист бумаги, на который можно
нанести
знания.
В
постоянно
развивающемся
мире
к
детям
из
разных
источников поступает большое количество информации. И не учитывать это
нельзя. Но очень часто многообразие полученной информации не может
привести к системности знаний. Перед учителем встает задача - научить
детей правильно усваивать полученную информацию. Для этого необходимо
научить учащихся следующим умениям:
- умению находить и выделять главное;
- умению находить связи в полученной информации;
- умению структурировать информацию.
Кроме этого необходимо научить учащихся поиску информации по
поставленной цели, поисковой деятельности. В результате появляется новая
для
образования
проблема,
которая
заключается
в
подготовке
ученика,
умеющего
находить
и
использовать
необходимую
для
него
информацию,
учитывая ее обилие; ученика, умеющего усваивать данную информацию в
виде
новых
знаний.
В
этом
случае
речь
идет
о
формировании
информационной компетенции у учащихся.
Проектная деятельность в начальной школе имеет свои особенности,
как
считает
М.В.
Романовская,
–
маленькие
дети
способны
выполнять
проекты,
отличающиеся
несложностью,
простотой.
Ученик
должен
представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее
решения. Среди видов проектов, применяемых в начальной школе можно
назвать:
Проекты-наблюдения.
Проекты-рассказы.
Экскурсионные проекты.
Конструктивные проекты.
Проекты игр (спектакли, концерты и т.п.).
Проектная
деятельность
обучающихся
–
это
совместная
учебно-
познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение
общего результата.
Педагог должен учить учащихся не просто запоминать полученные
знания, но и применять их на практике. В современном обществе ценностью
становится коммуникативная компетентность. В результате возникает ряд
проблем у педагога: определение выработки необходимых умений у учеников
для их формирования (результативного общения учащегося с ровесниками, с
техникой,
с
Интернет -
ресурсами,
информационным
полем
и
др.).
В
частности,
как
научить
ученика
сформулировать
вопросы
для
поиска
информации и для общения? В современных условиях педагогу необходимы
новые методы для организации процесса обучения, взаимоотношения между
учеником и учителем по - новому.
Поиск инновационных средств подводит педагогов к пониманию того,
что необходимы игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные,
групповые, рефлексивные и другие методы и формы обучения. Эти средства
частично
были
разработаны
и
использовались
в
разной
степени
для
улучшения
ситуации
в
образовании.
Главным
отличием
в
поиске
новых
условий
является
изменение
понимания
целей,
задач
образования.
Результатом
этого
является
новое
понимание
способов
и
возможностей
применения этих средств.
В
любом
проекте
главная
педагогическая
цель - это формирование
различных основных, ключевых компетенций. В современной педагогике под
такими
компетенциями
понимаются
комплексные
свойства
личности,
которые включают связанные между собой знания, умения, навыки, а также
готовность применить их в необходимой ситуации.
Приведем пример некоторых общеучебных умений и навыков, которые
формируются в процессе работы над проектом:
1. Рефлексивные умения:
- умение, позволяющее ребенку осмыслить, понять задачу, для решения
которой имеющийся запас знаний недостаточен;
-
умение,
которое
отвечает
на
вопрос:
чему
же
еще
необходимо
научиться для достижения поставленной задачи?
2. Поисковые умения (исследовательские):
- умение, позволяющее самостоятельно выявлять способ действия, при
котором привлекаются знания из различных областей;
-
умение,
которое
позволяет
самостоятельно
найти
недостающую
информацию в информационном поле;
- умение общения с педагогом, консультантом по вопросу о получении
недостающей информации;
-
умение
нахождения
нескольких
способов
решения
поставленной
проблемы;
- умение, позволяющее выдвигать свои гипотезы, предположения;
3. Умения и навыки сотрудничества в работе:
- умения, которые предполагают коллективные планирования;
- умение контактировать, взаимодействовать с любым партнером;
- умение оказывать помощь в группе в момент решения общих задач;
- навыки, которые направлены на деловое партнерское общение;
- умение выявлять и исправлять ошибки, найденные в работе других
участников группы.
4. Менеджерские умения и навыки:
- умение, необходимое для проектирования процесса работы (изделия);
- умение, необходимое для планирования своей деятельности, ресурсов,
времени;
- умение правильно принимать решения, прогнозируя их последствия;
-
навыки,
необходимые
для
самоанализа
деятельности
(ход,
промежуточные результаты).
5. Коммуникативные умения:
- умение, необходимое для ведения беседы;
- умение, которое помогает отстаивать собственную точку зрения;
- умение идти на компромисс;
6. Умения и навыки, необходимые в работе с презентацией:
- навыки монологической речи;
- умение держаться уверенно во время выступления;
- умения артистические;
При осуществлении проекта следует выделить следующие этапы:
1-й этап — этап погружения в проект. Этот этап очень важен для
получения ожидаемых результатов. На данном этапе педагог пробуждает
интерес к теме проекта у учащихся, очерчивая проблемное поле, расставляя
наиболее значимые акценты, предлагая тот или иной способ рассмотрения
выбранной темы, формулирование проблемы проекта.
2-й этап — этап организации деятельности учащихся. На данном этапе
необходимо организовать деятельность учеников. При групповом проекте
необходимо организовать учащихся в группы, помочь в определении целей и
задач
отдельно
для
каждой
группы.
Если
появляется
необходимость,
то
определить роль каждого ученика в группе. На этом же этапе проходит
планирование работы, необходимое для решения задачи проекта.
3-й этап — этап осуществления деятельности учащихся. Роль учителя
на
данном
этапе
минимальна.
Дети
работают
самостоятельно.
Степень
самостоятельности, безусловно, зависит от их подготовленности.
4-й этап — этап презентации. Он является завершением проделанной
работы,
необходимой
для
демонстрации
своих
результатов.
Сюда
можно
отнести
рисунки,
плакаты,
слайд-шоу,
видеоролики,
газеты,
костюмы,
макеты, сценарии и многое другое.
Таким
образом,
проект
—
это
метод
обучения,
это
творческая
деятельность, основой которой является развитие познавательных творческих
способностей
учащихся.
Его
можно
использовать
при
изучении
любого
предмета. Можно применять как на уроках, так и во внеурочной работе.
Проект
ориентирован
на
достижение
целей
самими
учащимися.
Он
формирует огромное количество умений и навыков, развивает творческую
деятельность учащихся.
Проект
является
одной
из
форм
организации
учебного
процесса,
внеурочной
деятельности.
Полноценный
проект
«не
может
вписаться»
в
уроки.
Проектная
деятельность
направлена
на
овладение
нравственными
нормами. Будущее современной школы — в регулировке альтернатив. А
именно проектная деятельность может быть альтернативой классно-урочному
обучению.
Проектные
технологии
на
сегодняшний
день
прочно
вошли
в
учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.
Проектная
деятельность
учащихся
начальной
школы
способствует
разностороннему
развитию,
обучению,
развитию
творческих
способностей
и
активности
учащихся,
формированию
проектного
мировоззрения
и
мышления,
формированию познавательных мотивов учения – учащиеся видят конечный
результат
своей
деятельности,
который
возвеличивает
их
в
собственных
глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения
и личностные качества.