Напоминание

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста


Автор: Слуцкина Татьяна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 240
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Презентация
Тема: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческих способностей детей младшего

дошкольного возраста.

Слуцкина Татьяна Геннадьевна

2019г.

Возрастные особенности младшего дошкольного возраста

в художественно-эстетическом воспитании

В возрасте 3-4 лет, ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его

общение становится внеситуативным. Главной особенностью игры, является ее

условность: выполнение одних действий с другими, основным содержанием игры

младшего дошкольного возраста, является действие с игрушками и предметами-

заместителями. Продолжительность игры не большая.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОТЬ ребенка, зависит от его представлений о

предмете. – В этом возрасте они только начинают формироваться.

Графические образы – видны. У одних детей в изображениях отсутствуют

детали, у других рисунки могут быть детализированы. Дети уже могут

использовать ЦВЕТ.

Большим значением для развития мелкой моторики, является ЛЕПКА. Дети

способны под руководством взрослого лепить простые поделки.

Известно, что АППЛИКАЦИЯ оказывает положительное влияние, на развитие

восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие аппликации.

КОНСТРУКТИВНЫЕ действия в этом возрасте ограничены возведением не

сложных построек, по образцу и по замыслу.

Актуальность

Развитие детского творчества

является актуальной проблемой

современной педагогики и

ставит перед системой

образования основную цель

воспитания у подрастающего

поколения - творческого подхода

к преобразованию окружающего

мира, активности и

самостоятельности мышления,

способствующих достижению

положительных изменений в

жизни общества.

Задача:

Одна из задач образовательной области

-«Художественно - эстетическое развитие»

во ФГОС дошкольного образования является

реализация самостоятельной творческой

деятельности детей. Для организации

изобразительной деятельности в ДОУ

необходимо выполнение специальных

условий, использование разнообразных

методов , приемов и форм работы.

Наши задачи как педагогов:

Формировать интерес к занятиям по

изобразительной деятельности;

Вызывать положительный эмоциональный

отклик на красоту природы, произведения

искусства и т.д;

Развивать умение создавать как

индивидуальные, так и коллективные

композиции в работах;

Развивать эстетическое восприятие.

Условия формирования творческих

способностей младших дошкольников:

Организация целенаправленной досуговой деятельности

ребенка в ДОУ;

Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

Деятельность , в процессе которой формируются знания,

способы действия, способности позволяющие ребенку

реализовать свой замысел;

Комплексное и системное использование методов и приемов.

Изобразительная деятельность

Л

е

п

к

а

Ап

п

л

и

к

ац

и

я

Конструирование

Рисование

ВИДЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИДЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-

отдельных

предметов

;

-

сюжетное

;

-

декоративное

.

-

по

образцу

:;

-

по

условиям

;

-

простейшим

чертежам

и

наглядным

схемам

;

-

по

замыслу

.

-

традиционный

;

-

пластилино

-

графия

;

-

Нетрадиционный

- (

из

цветного

теста

,

снега

,

Полимерной

глины

и

шарикового

пластилина

)

-

индивидуальная

-

коллективная

Метод наблюдения:

Лежит

в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет

развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности,

выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития

их творческих способностей.

Традиционные:

- Наглядные

:

Использование натуры, репродукции картин, и другие наглядные пособия;

рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ

детских работ

.

-

Словесные:

Беседа указания воспитателем в начале и в процессе изобразительной

деятельности, использование словесного художественного образа.

- Практические (игровые):

Использование моментов игры в процессе изобразительной

деятельности

относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место

в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать

привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Нетрадиционные способы изображения в

рисовании

Нетрадиционные способы изображения в

рисовании

Рисование

своими руками

(рисование

пальцами и

ладошками)

Рисование

своими руками

(рисование

пальцами и

ладошками)

Тампонирование

Тампонирование

Рисование

расческой,

зубной щеткой

Рисование

расческой,

зубной щеткой

Рисование

солью, крупами,

песком

Рисование

солью, крупами,

песком

Рисование штампами,

Тычковое рисование,

оттиск

Нетрадиционные техники рисования -

Это способы создания нового, оригинального

произведения искусства, в котором гармонирует все: и

цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для

детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

« Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/Василий Аленксандрович Сухомлинский/

Лепка – это…

Развитие речи и ознакомление с окружающим видом;

Развитие фантазии и творчества;

Личностное развитие;

Эстетическое развитие

.

Одним из любимых детьми традиционным видом изобразительного

искусства является

лепка.

Применять для лепки можно мягкий

пластилин, полимерную глину а так же использовать метод работы с

тестом (тестопластики).

Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не

отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков

мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе

фантазию, творческие навыки. На ранних этапах ребенка можно

научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки.

Затем – перейти к более сложным формам; Пластилин, используемый

для работы, должен быть мягким и ярким.

Пластилинография –

– нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается

в

создании

лепной

картины

с

изображением

полуобъёмных

предметов

на

горизонтальной поверхности.

Таким образом, представленные методики развития творческих

способностей младших дошкольников на занятиях по изобразительной

деятельности помогут детям почувствовать себя свободными,

раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами

сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают

ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

Чтобы младший дошкольник испытывал радость творческого созидания,

желание

творить

красивое,

прекрасное,

на

занятиях

для

развития

творческих

способностей

мы

часто

используем нетрадиционные

виды

изобразительной

деятельности:

лепка из цветного теста;

лепка из снега

лепка из шарикового пластилина

А главное,

нетрадиционные техники

изобразительной деятельности

дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

Аппликация

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая

здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания

композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются

крупные формы, затем летали: в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы

второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана)

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки,

координации

движений.

Ребенок

учится

владеть

ножницами.

Правильно

вырезать

формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии

друг от друга.

Занятия

аппликацией

способствуют

развитию

математических

представлений.

Дошкольники

знакомятся

с

названиями

и

признаками

простейших

геометрических

форм, получают представление о пространственном расположении предметов и их

частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания

декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Однако, также как лепка, работа с ножницами

прекрасно шлифует навыки мелкой моторики детей.

Конструирование

В процессе

конструирования

дошкольники приобретают специальные знания, навыки

и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими

объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия,

пропорций

.

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали

(кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, сооружать новые постройки, используя

полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание),

использовать в постройках детали разного цвета.

Вызывать чувство радости при удавшейся

постройке.

Форма организации обучения детскому конструированию:

Конструирование по образцу;

Конструирование по условиям;

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

Конструирование по замыслу

.

Вывод:

Развитие

Творческих способностей у детей играют такую же важную роль,

как и их интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для

ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.

(Лев Семенович Выготский)

Основной закон детского творчества заключается в том ,что ценность его

следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе

такой деятельности.

При всём при этом, - ведущая роль принадлежит,

взрослым – воспитателям и родителям.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования