Автор: Бардокина Валентина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №33"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: Конспект занятия по окружающему миру
Тема: "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия в средней группе
Тема: Насекомые
Цель: сформировать у детей представления о насекомых.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде,
образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и
обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему
миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и
экологических представлений.
Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное
отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации насекомых.
Ход занятия
(Дети сидят полукругом на стульях)
Вос- ль: Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
Фантазировать играть
Мы хотим ,всё знать.
Воспитатель:
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(Летом)
Дети какое сейчас время года?
Какие летние месяцы вы знаете? Сколько их?
- Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете, о лесе, о насекомых.
(Рассматриваем картинки о лете).
- Ребята, а вы любите лето?
- За что вы любите лето?
- Почему вам нравится лето? (дети отвечают)
Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные
живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно
шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете
вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны
их отгадать.
Отгадайте загадки:
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья. (коровка).
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса).
Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук).
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок дом его. (муравей)
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас. (комар).
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая. (муха).
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает. (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик ).
Не жужжу когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (жук)
Воспитатель:
Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать:
муху, комара, пчелу?
Ответы детей - Насекомые.
Дети давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
- Ребята, чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы
поиграем в игру «Четвертый лишний»
1.
Заяц, шмель, еж, лиса
2.
пчела, муха, енот, стрекоза
3.
лягушка, комар, жук, бабочка
4. кузнечик, мотылек, шмель, воробей
5. майский жук, муха, белка, оса
6. дятел, муравей, пчела, шмель
- Как вы думаете, где живут насекомые? (У водоемов, в лесу, в саду, и даже в домах – это
мухи, комары, муравьи)
- А где живут некоторые из них? (муравьи в муравейнике, пчелы – в ульях, осы строят
дома похожие на бумажные фонарики, а у бабочки нет дома, для нее дом каждая шелковая
травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего 2
недели и за такое короткое время ей надо узнать целый мир.
Воспитатель: ребята, а как передвигаются насекомые? (ответы детей)
Воспитатель: они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.
Воспитатель: а чем питаются насекомые? (ответы детей)
Воспитатель: Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья,
стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими
плодами, опавшими листьями и хвоей.
Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых.
(Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они
истребляют множество насекомых; кузнечики – они могут с аппетитом закусить
неосторожной бабочкой, мухой).
А есть насекомые, которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной
цветочной пыльцой (пчелы, шмели, бабочки, мухи).
Ребята, как вы думаете, какие это насекомые?
Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи).
Физминутка «Бабочка»
Стоял цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.
Воспитатель: а сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о
некоторых насекомых.
Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей).
Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие
его собственный вес.
- Ребята, а как называются домики у муравьев? Ответы детей - (муравейник).
Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике
муравьиная принцесса.
Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит? Ответы детей
- (комар). Как вы думаете, есть ли у комара уши?
Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие
уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону
свою подружку.
- Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не
горелого… Помните такую присказку?
А какого цвета это насекомое? Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или
оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают,
что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их. Рассматривание картинок
с насекомыми.
Воспитатель: как вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не
будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не
обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
Воспитатель: Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых. Я хочу
вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми.
Итог занятия.