Автор: Байбулатова Лайла Османовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 24 "Жар-птица"
Населённый пункт: МО, Ленинский район, с/п Булатниковское, дер. Лопатино
Наименование материала: Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Тема: Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.
Раздел: дошкольное образование
Методическая
разработка
для
воспитателей
дошкольных
учреждений
.
Программа
по
развитию
интеллектуальных
и
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
посредством
игровой
деятельности
с
развивающими
играми
В.
Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Пояснительная записка:
М н о ю
п р е д с т а в л е н
о п ы т
р а б о т ы
п о
р а з в и т и ю
интеллектуальных
и
творческих
способностей
детей
дошкольного возраста посредством игровой деятельности с
развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З.
Дьенеша, Х. Кюизенера.
Дошкольный
возраст
–
период
активного
развития
познавательной
деятельности.
В
это
время
происходит
становление первых форм абстракции, обобщения и простых
умозаключений,
переход
от
практического
мышления
к
логическому,
развитие
произвольности
восприятия,
внимания,
памяти,
воображения.
Поэтому
одной
из
актуальных
проблем
дошкольной
педагогики
является
эффективное
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей дошкольников. Использование развивающих
игр
в
педагогическом
процессе
позволяет
перестроить
образовательную
деятельность:
перейти
от
привычных
занятий с детьми к познавательной игровой деятельности,
организованной взрослым или самостоятельной. Они важны
и
интересны
для
детей,
разнообразны
по
содержанию,
очень
динамичны
и
включают
излюбленные
детьми
манипуляции
с
игровым
материалом,
который
способен
удовлетворить ребенка в моторной активности, движении,
помогает
детям
использовать
счет,
контролирует
правильность выполнения действий. Принципы, заложенные
в
основу
этих
игр
-
интерес
-
познание
-
творчество
-
становятся
максимально
действенными.
Значимость
развивающих
игр
для
развития
дошкольников,
их
многообразие
и
возрастная
адекватность
позволяет
использовать
их
для
решения
указанной
проблемы
-
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста.
С
учетом
актуальности
проблемы
организации
образовательного
процесса
таким
образом,
чтобы
ребенок
играл,
развивался
и
обучался
о д н о в р е м е н н о ,
б ы л а
р а з р а б о т а н а
п р о г р а м м а
интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет, работа
проводилась
в
три
последовательных
этапа:
средняя,
старшая и подготовительная группы.
Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и
творческих
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста через систему развивающих игр.
Задачи:
•
Создать
условия
для
развития
интеллектуальных
и
творческих способностей детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
• Формировать у дошкольников с помощью развивающих
игр
мыслительные
действия:
анализ,
синтез,
обобщение,
классификация, абстрагирование.
•
Формировать
умения
обдумывать
и
планировать
свои
действия,
осуществлять
решение
в
соответствии
с
заданными правилами, проверять результат своих действий.
•
Развитие
речи,
умения
аргументировать
св о и
высказывания, строить простейшие умозаключения.
•
Укреплять
интерес
к
играм,
требующим
умственного
напряжения,
интеллектуального
усилия,
желание
и
потребность узнавать новое.
•
Воспитывать
навыки
элементарного
самоконтроля
и
саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями
сверстников и взрослого.
• Формировать представление о математических понятиях:
углубление представлений о множестве, числе, величине,
форме,
пространстве
и
времени;
закрепление
умений
и
навыков
в
счете,
вычислениях,
измерениях;
закрепление
детьми математической терминологии.
При составлении программы использовались следующие
игровые технологии:
1.
Игровая
технология
интеллектуально-творческого
развития
детей
3-7
лет
Т.
Г.
Харько
и
В.
В.
Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой
форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию
определенного сюжета с использованием развивающих игр
Воскобовича.
2.
Технология
Б.
П.
Никитина
«Ступеньки
творчества»,
которая
предполагает
развитие
творческих
способностей
детей с помощью развивающих игр Никитина.
3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на
раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления
детей к усвоению математики.
Организация непосредственной образовательной
деятельности.
Программа
рассчитана
на
образовательную
деятельность
детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет.
Продолжительность
каждого
занятия
с
учетом
возраста
детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет
20-25
минут.
Занятия
проводятся
1
раз
в
неделю.
Деятельность носит развивающий характер и, как правило,
проходит
в
игровой
форме,
с
интересным
содержанием,
творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Данная
методическая
разработка
поможет
педагогам
п л а н о м е р н о
и
п о с л е д о в а т е л ь н о
и с п о л ь з о в а т ь
предложенный материал для развития интеллектуальных и
творческих способностей у детей 5-7 лет.
Она
может
быть
полезна
воспитателям
дошкольных
учреждений и педагогам дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ,
о б о р у д о в а н н о й
в
с о о т в е т с т в и и
с
с а н и т а р н о -
эпидемиологическими
нормами.
На
каждого
ребенка
необходим
комплект
всех,
используемых
в
работе
развивающих игр и дидактических пособий к ним.
Результативность
освоения
программы
отслеживается
в
начале
и
в
конце
учебного
года
в
ходе
диагностики
познавательных процессов, которая проводится педагогом-
психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить
об
изменениях
в
развитии
дошкольников
в
каждый
возрастной
период.
Все
результаты
заносятся
в
сводную
таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов
позволяет
оценить
уровень
усвоения
программного
материала на каждом этапе реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
1.
Образовательная
область
«Познание»:
Развитие
психических
процессов
у
детей:
внимания,
памяти,
мышления,
воображения,
речи.
Расширение
кругозора
детей, сенсорное развитие.
2.
Образовательная
область
«Коммуникация»:
развитие
коммуникативных навыков в процессе свободного общения
педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей,
умение
понятно
и
социально-приемлемыми
способами
выражать свои чувства, желания и мнения.
3.
Образовательная
область
«Чтение
художественной
литературы»:
чтение,
разучивание
и
обсуждение
художественных
произведений
в
ходе
предварительной
работы.
4. Образовательная область «Художественное творчество»:
Развитие продуктивной деятельности детей.
5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к
общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и
взрослыми, объективное оценивание своих возможностей,
способность преодолевать трудности.
6.
Образовательная
область
«Музыка»:
приобщение
к
звукам природы и музыки через аудиозаписи.
7.
Образовательная
область
«Труд»:
в о сп и та н и е
уважительного,
ценностного
отношения
к
собственному
труду и труду других людей.
8.
Образовательная
область
«Здоровье»:
формирование
правильной осанки при выполнении работы, формирование
желания
заботиться
о
своём
здоровье,
выполнение
разминок и физкультминуток.
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия,
осуществлять
решение
в
соответствии
с
заданными
правилами,
проверять
результат
своих
действий,
аргументировать
свои
высказывания,
строить
простейшие
умозаключения.
2.
У
детей
будут
сформированы
основные
мыслительные
действия:
анализ,
синтез,
обобщение,
классификация,
абстрагирование.
3.
Появятся
навыки
элементарного
самоконтроля
и
саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети
научатся
согласовывать
свои
действия
с
действиями
сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: о
множестве,
числе,
величине,
форме,
пространстве
и
времени, математической терминологии.