Напоминание

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.


Автор: Байбулатова Лайла Османовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 24 "Жар-птица"
Населённый пункт: МО, Ленинский район, с/п Булатниковское, дер. Лопатино
Наименование материала: Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Тема: Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая

разработка

для

воспитателей

дошкольных

учреждений

.

Программа

по

развитию

интеллектуальных

и

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста

посредством

игровой

деятельности

с

развивающими

играми

В.

Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Пояснительная записка:

М н о ю

п р е д с т а в л е н

о п ы т

р а б о т ы

п о

р а з в и т и ю

интеллектуальных

и

творческих

способностей

детей

дошкольного возраста посредством игровой деятельности с

развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З.

Дьенеша, Х. Кюизенера.

Дошкольный

возраст

период

активного

развития

познавательной

деятельности.

В

это

время

происходит

становление первых форм абстракции, обобщения и простых

умозаключений,

переход

от

практического

мышления

к

логическому,

развитие

произвольности

восприятия,

внимания,

памяти,

воображения.

Поэтому

одной

из

актуальных

проблем

дошкольной

педагогики

является

эффективное

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей дошкольников. Использование развивающих

игр

в

педагогическом

процессе

позволяет

перестроить

образовательную

деятельность:

перейти

от

привычных

занятий с детьми к познавательной игровой деятельности,

организованной взрослым или самостоятельной. Они важны

и

интересны

для

детей,

разнообразны

по

содержанию,

очень

динамичны

и

включают

излюбленные

детьми

манипуляции

с

игровым

материалом,

который

способен

удовлетворить ребенка в моторной активности, движении,

помогает

детям

использовать

счет,

контролирует

правильность выполнения действий. Принципы, заложенные

в

основу

этих

игр

-

интерес

-

познание

-

творчество

-

становятся

максимально

действенными.

Значимость

развивающих

игр

для

развития

дошкольников,

их

многообразие

и

возрастная

адекватность

позволяет

использовать

их

для

решения

указанной

проблемы

-

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста.

С

учетом

актуальности

проблемы

организации

образовательного

процесса

таким

образом,

чтобы

ребенок

играл,

развивался

и

обучался

о д н о в р е м е н н о ,

б ы л а

р а з р а б о т а н а

п р о г р а м м а

интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет, работа

проводилась

в

три

последовательных

этапа:

средняя,

старшая и подготовительная группы.

Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и

творческих

способностей

детей

старшего

дошкольного

возраста через систему развивающих игр.

Задачи:

Создать

условия

для

развития

интеллектуальных

и

творческих способностей детей с учетом их возрастных и

индивидуальных особенностей.

• Формировать у дошкольников с помощью развивающих

игр

мыслительные

действия:

анализ,

синтез,

обобщение,

классификация, абстрагирование.

Формировать

умения

обдумывать

и

планировать

свои

действия,

осуществлять

решение

в

соответствии

с

заданными правилами, проверять результат своих действий.

Развитие

речи,

умения

аргументировать

св о и

высказывания, строить простейшие умозаключения.

Укреплять

интерес

к

играм,

требующим

умственного

напряжения,

интеллектуального

усилия,

желание

и

потребность узнавать новое.

Воспитывать

навыки

элементарного

самоконтроля

и

саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями

сверстников и взрослого.

• Формировать представление о математических понятиях:

углубление представлений о множестве, числе, величине,

форме,

пространстве

и

времени;

закрепление

умений

и

навыков

в

счете,

вычислениях,

измерениях;

закрепление

детьми математической терминологии.

При составлении программы использовались следующие

игровые технологии:

1.

Игровая

технология

интеллектуально-творческого

развития

детей

3-7

лет

Т.

Г.

Харько

и

В.

В.

Воскобовича

«Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой

форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию

определенного сюжета с использованием развивающих игр

Воскобовича.

2.

Технология

Б.

П.

Никитина

«Ступеньки

творчества»,

которая

предполагает

развитие

творческих

способностей

детей с помощью развивающих игр Никитина.

3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на

раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления

детей к усвоению математики.

Организация непосредственной образовательной

деятельности.

Программа

рассчитана

на

образовательную

деятельность

детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет.

Продолжительность

каждого

занятия

с

учетом

возраста

детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет

20-25

минут.

Занятия

проводятся

1

раз

в

неделю.

Деятельность носит развивающий характер и, как правило,

проходит

в

игровой

форме,

с

интересным

содержанием,

творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Данная

методическая

разработка

поможет

педагогам

п л а н о м е р н о

и

п о с л е д о в а т е л ь н о

и с п о л ь з о в а т ь

предложенный материал для развития интеллектуальных и

творческих способностей у детей 5-7 лет.

Она

может

быть

полезна

воспитателям

дошкольных

учреждений и педагогам дополнительного образования.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ,

о б о р у д о в а н н о й

в

с о о т в е т с т в и и

с

с а н и т а р н о -

эпидемиологическими

нормами.

На

каждого

ребенка

необходим

комплект

всех,

используемых

в

работе

развивающих игр и дидактических пособий к ним.

Результативность

освоения

программы

отслеживается

в

начале

и

в

конце

учебного

года

в

ходе

диагностики

познавательных процессов, которая проводится педагогом-

психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить

об

изменениях

в

развитии

дошкольников

в

каждый

возрастной

период.

Все

результаты

заносятся

в

сводную

таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов

позволяет

оценить

уровень

усвоения

программного

материала на каждом этапе реализации программы.

Интеграция образовательных областей:

1.

Образовательная

область

«Познание»:

Развитие

психических

процессов

у

детей:

внимания,

памяти,

мышления,

воображения,

речи.

Расширение

кругозора

детей, сенсорное развитие.

2.

Образовательная

область

«Коммуникация»:

развитие

коммуникативных навыков в процессе свободного общения

педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей,

умение

понятно

и

социально-приемлемыми

способами

выражать свои чувства, желания и мнения.

3.

Образовательная

область

«Чтение

художественной

литературы»:

чтение,

разучивание

и

обсуждение

художественных

произведений

в

ходе

предварительной

работы.

4. Образовательная область «Художественное творчество»:

Развитие продуктивной деятельности детей.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к

общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и

взрослыми, объективное оценивание своих возможностей,

способность преодолевать трудности.

6.

Образовательная

область

«Музыка»:

приобщение

к

звукам природы и музыки через аудиозаписи.

7.

Образовательная

область

«Труд»:

в о сп и та н и е

уважительного,

ценностного

отношения

к

собственному

труду и труду других людей.

8.

Образовательная

область

«Здоровье»:

формирование

правильной осанки при выполнении работы, формирование

желания

заботиться

о

своём

здоровье,

выполнение

разминок и физкультминуток.

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия,

осуществлять

решение

в

соответствии

с

заданными

правилами,

проверять

результат

своих

действий,

аргументировать

свои

высказывания,

строить

простейшие

умозаключения.

2.

У

детей

будут

сформированы

основные

мыслительные

действия:

анализ,

синтез,

обобщение,

классификация,

абстрагирование.

3.

Появятся

навыки

элементарного

самоконтроля

и

саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети

научатся

согласовывать

свои

действия

с

действиями

сверстников и взрослого.

4. Расширится представление о математических понятиях: о

множестве,

числе,

величине,

форме,

пространстве

и

времени, математической терминологии.



В раздел образования