Автор: Шабанова Надежда Николаевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №142
Населённый пункт: г.Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Дети с самого раннего возраста
пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве.
Существует множество приёмов, с помощью которых, можно создавать оригинальные работы,
даже не имея художественных навыков. Нетрадиционные техники изобразительного искусства,
применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть
карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через
рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью
подручных средств. Термин - «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,
инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными,
широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.
Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность,
работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям,
учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в
изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления,
но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Применяя и
комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать,
самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился
выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную
мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом
рисования. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не
допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и
непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование нетрадиционным способом –
это увлекательная и завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает
детей. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте
каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением
открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее
детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его
потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее
близких и доступных видов рисования с детьми в детском саду является изобразительная,
художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в
собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое,
необычное. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания
маленьких шедевров.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих
техник позволяет детям чувствовать себя раскованние, смелее, непосредственнее. Эти техники
развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Я считаю, что не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к
тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. считаю
важным активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности
при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть творческие игры. Перед
тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это
и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с чтения, рассматривания, наблюдения
явления или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования,
обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей. В дальнейшем
планирую продолжить работу над нетрадиционными техниками рисования. Так как на основе
проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески
всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического
восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой
замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Я убеждена, что нельзя
останавливаться на достигнутых результатах, ведь только творческий педагог может сформировать
творческую личность. В своей работе я пользуюсь, и буду продолжать пользоваться простым
правилом – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны
мы, взрослые.