Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников"


Автор: Шабанова Надежда Николаевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №142
Населённый пункт: г.Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Дети с самого раннего возраста

пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве.

Существует множество приёмов, с помощью которых, можно создавать оригинальные работы,

даже не имея художественных навыков. Нетрадиционные техники изобразительного искусства,

применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть

карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через

рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью

подручных средств. Термин - «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,

инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными,

широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность,

работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям,

учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в

изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления,

но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной

ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Применяя и

комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать,

самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился

выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную

мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом

рисования. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не

допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование нетрадиционным способом –

это увлекательная и завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает

детей. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте

каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее

детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его

потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее

близких и доступных видов рисования с детьми в детском саду является изобразительная,

художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в

собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое,

необычное. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания

маленьких шедевров.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками

- рисование ладошками

- печать из ниток

- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

- отпечатки-картинки

- печать пластилином

- масляная пастель + акварель

- отпечатки листьев

- рисунки из ладошки

- рисование ватными палочками

- волшебные ниточки

- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

- рисование мыльными пузырями

- рисование мятой бумагой

- рисование солью

- кляксография

- пластилинография

- граттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих

техник позволяет детям чувствовать себя раскованние, смелее, непосредственнее. Эти техники

развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Я считаю, что не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к

тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. считаю

важным активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности

при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть творческие игры. Перед

тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это

и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с чтения, рассматривания, наблюдения

явления или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования,

обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей. В дальнейшем

планирую продолжить работу над нетрадиционными техниками рисования. Так как на основе

проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески

всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического

восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой

замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Я убеждена, что нельзя

останавливаться на достигнутых результатах, ведь только творческий педагог может сформировать

творческую личность. В своей работе я пользуюсь, и буду продолжать пользоваться простым

правилом – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны

мы, взрослые.



В раздел образования