Напоминание

"Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста"


Автор: Петрова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 42 Пушкинский район
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему

«Экспериментируем вместе»

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Дошкольники

прирожденные

исследователи. И

тому

подтверждение

и х

любознательность,

постоянное

стремление

к

эксперименту,

желание

самостоятельно

находить

решение

в

проблемной

ситуации.

3адача

взрослого

не

пресекать

эту

д е я т е л ь н о с т ь ,

а

н а о б о р о т ,

а к т и в н о

п о м о г а т ь .

Эта

деятельность

зарождается

в

раннем

детстве.

К

старшему

дошкольному

возрасту познавательно-исследовательская

деятельность

вычленяется

в

особую

деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением

понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-

либо сфере жизни.

Познавательно-

исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется

в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального

исследования

вопросов,

задаваемых

взрослому

(почему,

зачем,

как?) Для

исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям

старшего дошкольного возраста типы исследования:

опыты

(экспериментирование)

освоение

причинно-следственных

связей

и

отношений

(Состояние

и

превращение

вещества.

Движение

воздуха,

воды.

Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.);

коллекционирование

(классификационная

работа)

освоение

родовидовых

отношений (Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений.

Виды транспорта. Виды профессий);

путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (Стороны

света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света,

их природные и культурные «метки» - символы);

путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (Прошлое и

настоящее

человечества

(историческое

время)

в

«метках»

материальной

цивилизации

(например,

Египет

пирамиды).

История

ж и л и щ а

и

благоустройства.)

Главное достоинство применения исследовательской деятельности заключается в том, что

в процессе исследования:

-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

-Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к.

постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и

классификации, обобщения.

- У ребенка развивается речь;

- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций;

- Формируется самостоятельность;

-

Развивается

эмоциональная

сфера

ребёнка,

творческие

способности,

формируются

трудовые навыки.

У старших дошкольников исследовательская деятельность должна стать нормой жизни. Её

надо

рассматривать

не

как

самоцель

и

развлечение,

а

как

наиболее

успешный

путь

ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития

мыслительных процессов.

Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отклонения, но и

на скрытые от непосредственного восприятия причин станет основой для формирования

у детей полноценных знаний при дальнейшем обучении в школе.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные

задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может

помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод

наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и

обучения.

Детское

экспериментирование

это

один

из

ведущих

видов

деятельности

дошкольника.

Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек

охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто

р а с п р о с т р а н е н а

о ш и б ка

о г р а н и ч е н и я

н а

п у т и

д е т с ко го

п о з н а н и я .

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется

больших

усилий,

только

желание,

немного

фантазии

и

конечно,

некоторые

научные

знания.

Л ю б о е

м е с т о

в

к в а р т и р е

м о ж е т

с т а т ь

м е с т о м

д л я

э к с п е р и м е н т а .

Ванная комната - во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах

воды,

мыла,

о

растворимости

веществ.

Например:

что

быстрее

растворится

морская

соль,

пена

для

ванны,

хвойный

экстракт,

кусочки

мыла

и

т. п .

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду.

Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками.

Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые

губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети

положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду

в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь

воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят

на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы

не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это

определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт

р е б е н к у

-

е м у

б у д е т

и н т е р е с н о .

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном

яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая

масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Руководствуя исследовательской деятельностью детей, мы добьёмся того, чтобы ребенок

получил

первоначальные

знания

о

физических

явлениях,

технических

устройствах

и

свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и

научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.

Цель

экспериментирования

вести

детей

вверх

ступень

за

ступенью

в

познании

о к р у ж а ю щ е г о

м и р а .

Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и

н а х о д и т ь

о т в е т ы

н а

в о з н и к а ю щ и е

в о п р о с ы .

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в

сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом

обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,

основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей,

закономерностей.

ПОМНИТЕ! ПРИ

ПРОВЕДЕНИИ

ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ

-

БЕЗОПАСНОСТЬ

ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Ч Е Г О

Н Е Л Ь З Я

и

Ч Т О

Н У Ж Н О

Д Е Л А Т Ь

для

поддержания

интереса

детей

к

познавательному

экспериментированию

Не

следует

отмахиваться

от

желаний

ребенка,

даже

если

они

вам

кажутся

импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее

качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не

может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность

ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельно сти ребенка.

Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду

деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью,

а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к

поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если

поступок

сопровождается

положительными

эмоциями

ребенка,

инициативностью

и

изобретательностью

и

при

этом

не

преследуется

цель

навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях,

любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять

возможность

ребенку

действовать

с

разными

предметами

и

материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив,

связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и

приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните,

почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С

раннего

детства

побуждайте

малыша

доводить

начатое

дело

до

конца,

эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.

«Плавающая льдинка»

Материалы: кусочек льда, стакан с водой, растительное масло.

Процесс: Налейте в стакан воду и опустите в нее кусочек льда, лёд будет плавать на

поверхности. Сверху налейте растительное масло, лед не сможет подняться, он будет

между водой и маслом.

Итоги: лед имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло.

« Ц в е т ы

л о т о с а »

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша

закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в

таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит

потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

« Т а н ц у ю щ а я

ф о л ь г а »

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень

узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите

е е

в п л о т н у ю

к

о т р е з к а м .

Полоски

начнут

"танцевать".

Это

притягиваются

друг

к

другу

положительные

и

отрицательные электрические заряды.

« В у л к а н

н а

с т о л е »

Волшебница мама может все, даже сделать настоящий вулкан! Возьмите «волшебную

п а л о ч к у » ,

п р о и з н е с и т е

з а к л и н а н и е ,

и

« и з в е р ж е н и е »

н а ч н е т с я .

Вот простой рецепт колдовства: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем

для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в

блюдечко

и

лейте

уксус

прямо

из

бутылки.

Пойдет

бурная

реакция

нейтрализации,

содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не

наклоняться!). Для большего эффекта можно вылепить из пластилина «вулкан» (конус с

отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В

какой-то

момент

пена

начнет

выплескиваться

из

«вулкана»

зрелище

просто

фантастическое!

Этот

опыт

наглядно

показывает

взаимодействие

щелочи

с

кислотой,

реакцию

нейтрализации. Подготавливая и осуществляя эксперимент, можно рассказать ребенку о

существовании кислотной и щелочной среды.

« У т о п и

и

с ъ е ш ь »

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет

п л а в ат ь .

И

д а ж е

е с л и

оч е н ь

п о с т а р ат ь с я ,

у т о п и т ь

е го

н е

уд а с т с я .

Очистите

второй

апельсин

и

положите

его

в

воду.

Апельсин

у т о н ул .

Как

же

так?

Два

одинаковых

апельсина,

но

один

утонул,

а

второй

плавает?

Объясните

ребенку:

апельсиновой

кожуре

есть

много

пузырьков

воздуха.

Они

выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что

тяжелее воды, которую вытесняет".

« С о л я н ы е

ч у д е с а »

Вы уже выращивали со своим малышом кристаллы? Это совсем не сложно, но займет

несколько

дней.

Приготовьте

перенасыщенный

раствор

соли

(такой,

в

котором

при

добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку,

скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке

появятся кристаллы. Можете поэкспериментировать и опустить в соляной раствор не

проволочку, а шерстяную нить. Результат будет тот же, но кристаллы распределятся иначе.

Особо

увлеченным

рекомендую

сделать

проволочные

поделки,

например

елочку

или

паука, и также поместить их в раствор соли. При растворении поваренной соли в воде

кажется, что соль полностью исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на

мельчайшие

кусочки,

невидимые

глазу.

Но

при

определенных

условиях

они

могут

собраться вместе и снова стать видимыми. Да не просто видимыми, а создать причудливые

структуры. Когда мы делаем перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой

соли

больше,

чем

она

может

"принять",

то

излишки

соли

тут

же

начинают

снова

собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде:

пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому когда мы

опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы

соли.

« Д е л а е м

о б л а к о »

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень

несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх,

станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя

о

б

л

а

к

о

.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого

воздуха.

А

откуда

же

берется

дождь?

Оказывается,

капли,

нагревшись

на

земле,

поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя

облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в

в и д е

д о ж д я .

« П о д в о д н а я

л о д к а

и з

в и н о г р а д а »

Возьмите

стакан

со

свежей

газированной

водой

или

лимонадом

и

бросьте

в

нее

виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут

садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так

м н о г о ,

ч т о

в и н о г р а д и н к а

в с п л ы в е т .

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь

опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет

продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и

поднимается

настоящая

лодка.

А

у

рыбы

есть

плавательный

пузырь.

Когда

ей

надо

погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет

вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается,

и

р ы б а

в с п л ы в а е т .

" В о л ш е б н ы е

з е р к а л а "

и л и

1 ?

3 ?

5 ?

Поставьте

два

зеркала

под

углом

больше

чем

90°.

В

угол

положите

одно

яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если

постепенно

уменьшать

угол

между

зеркалами,

то

количество

яблок

начинает

увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя

режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

« Л е т а ю щ и й

ш а р и к »

В пластиковую бутылку через воронку насыпаем соду (мы насыпали 2 ст. ложки) и

наливаем туда же немного столового уксуса (на глаз). Многим знаком этот опыт: так

обычно показывают детям вулкан - в результате бурной химической реакции получается

много пены, которая "убегает" из сосуда. Но в этот раз нас интересует не пена (это одна

лишь видимость), а то, что получается в ходе этой реакции - углекислый газ. Он невидим.

Но мы можем поймать его, если сразу же натянем на горлышко бутылки воздушный

шарик. Тогда можно будет увидеть, как выделяющийся углекислый газ надувает шар.

« П о д в о д н а я

л о д к а

и з

я й ц а »

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой

в о д о й

и

о п у с т и т е

в

н е е

с ы р о е

я й ц о .

О н о

у т о н е т .

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л

воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая

в о д а

т я ж е л е е ,

п о э т о м у

и

п л а в а т ь

в

м о р е

л е г ч е ,

ч е м

в

р е к е .

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из

обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни

всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

«Куда делся запах?»

М а т е р и а л ы :

к у к у р у з н ы е

п а л о ч к и ,

б а н к а

с

з а п а х о м

о д е к о л о н а .

Процесс: Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее капнуть

одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Итоги:

Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое

вещество кукурузных палочек.

Почему?

Т а к о е

п о г л о щ е н и е

ц в е т а

и л и

з а п а х а

н а з ы в а ю т

а д с о р б ц и е й .

«Мыльные пузыри»

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и

размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку.

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?

Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую

гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Спрятанная картина»

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным

прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с

цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего

пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.



В раздел образования