Автор: Петрова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 42 Пушкинский район
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему
«Экспериментируем вместе»
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Дошкольники
–
прирожденные
исследователи. И
тому
подтверждение
–
и х
любознательность,
постоянное
стремление
к
эксперименту,
желание
самостоятельно
находить
решение
в
проблемной
ситуации.
3адача
взрослого
–
не
пресекать
эту
д е я т е л ь н о с т ь ,
а
н а о б о р о т ,
а к т и в н о
п о м о г а т ь .
Эта
деятельность
зарождается
в
раннем
детстве.
К
старшему
дошкольному
возрасту познавательно-исследовательская
деятельность
вычленяется
в
особую
деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением
понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-
либо сфере жизни.
Познавательно-
исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется
в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального
исследования
вопросов,
задаваемых
взрослому
(почему,
зачем,
как?) Для
исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям
старшего дошкольного возраста типы исследования:
опыты
(экспериментирование)
—
освоение
причинно-следственных
связей
и
отношений
(Состояние
и
превращение
вещества.
Движение
воздуха,
воды.
Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.);
коллекционирование
(классификационная
работа)
—
освоение
родовидовых
отношений (Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений.
Виды транспорта. Виды профессий);
путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (Стороны
света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели. Части света,
их природные и культурные «метки» - символы);
путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (Прошлое и
настоящее
человечества
(историческое
время)
в
«метках»
материальной
цивилизации
(например,
Египет
—
пирамиды).
История
ж и л и щ а
и
благоустройства.)
Главное достоинство применения исследовательской деятельности заключается в том, что
в процессе исследования:
-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к.
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения.
- У ребенка развивается речь;
- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций;
- Формируется самостоятельность;
-
Развивается
эмоциональная
сфера
ребёнка,
творческие
способности,
формируются
трудовые навыки.
У старших дошкольников исследовательская деятельность должна стать нормой жизни. Её
надо
рассматривать
не
как
самоцель
и
развлечение,
а
как
наиболее
успешный
путь
ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития
мыслительных процессов.
Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отклонения, но и
на скрытые от непосредственного восприятия причин станет основой для формирования
у детей полноценных знаний при дальнейшем обучении в школе.
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные
задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может
помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод
наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и
обучения.
Детское
экспериментирование
–
это
один
из
ведущих
видов
деятельности
дошкольника.
Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек
охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто
р а с п р о с т р а н е н а
о ш и б ка
–
о г р а н и ч е н и я
н а
п у т и
д е т с ко го
п о з н а н и я .
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется
больших
усилий,
только
желание,
немного
фантазии
и
конечно,
некоторые
научные
знания.
Л ю б о е
м е с т о
в
к в а р т и р е
м о ж е т
с т а т ь
м е с т о м
д л я
э к с п е р и м е н т а .
Ванная комната - во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах
воды,
мыла,
о
растворимости
веществ.
Например:
что
быстрее
растворится
морская
соль,
пена
для
ванны,
хвойный
экстракт,
кусочки
мыла
и
т. п .
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду.
Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками.
Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые
губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети
положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду
в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь
воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят
на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы
не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это
определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт
р е б е н к у
-
е м у
б у д е т
и н т е р е с н о .
Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном
яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая
масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
Руководствуя исследовательской деятельностью детей, мы добьёмся того, чтобы ребенок
получил
первоначальные
знания
о
физических
явлениях,
технических
устройствах
и
свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и
научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.
Цель
экспериментирования
–
вести
детей
вверх
ступень
за
ступенью
в
познании
о к р у ж а ю щ е г о
м и р а .
Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и
н а х о д и т ь
о т в е т ы
н а
в о з н и к а ю щ и е
в о п р о с ы .
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в
сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом
обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,
основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей,
закономерностей.
ПОМНИТЕ! ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ
ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ
-
БЕЗОПАСНОСТЬ
ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Ч Е Г О
Н Е Л Ь З Я
и
Ч Т О
Н У Ж Н О
Д Е Л А Т Ь
для
поддержания
интереса
детей
к
познавательному
экспериментированию
Не
следует
отмахиваться
от
желаний
ребенка,
даже
если
они
вам
кажутся
импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее
качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не
может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность
ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельно сти ребенка.
Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду
деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью,
а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к
поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если
поступок
сопровождается
положительными
эмоциями
ребенка,
инициативностью
и
изобретательностью
и
при
этом
не
преследуется
цель
навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях,
любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять
возможность
ребенку
действовать
с
разными
предметами
и
материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив,
связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и
приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните,
почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С
раннего
детства
побуждайте
малыша
доводить
начатое
дело
до
конца,
эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.
«Плавающая льдинка»
Материалы: кусочек льда, стакан с водой, растительное масло.
Процесс: Налейте в стакан воду и опустите в нее кусочек льда, лёд будет плавать на
поверхности. Сверху налейте растительное масло, лед не сможет подняться, он будет
между водой и маслом.
Итоги: лед имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло.
« Ц в е т ы
л о т о с а »
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша
закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в
таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит
потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
« Т а н ц у ю щ а я
ф о л ь г а »
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень
узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите
е е
в п л о т н у ю
к
о т р е з к а м .
Полоски
начнут
"танцевать".
Это
притягиваются
друг
к
другу
положительные
и
отрицательные электрические заряды.
« В у л к а н
н а
с т о л е »
Волшебница мама может все, даже сделать настоящий вулкан! Возьмите «волшебную
п а л о ч к у » ,
п р о и з н е с и т е
з а к л и н а н и е ,
и
« и з в е р ж е н и е »
н а ч н е т с я .
Вот простой рецепт колдовства: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем
для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в
блюдечко
и
лейте
уксус
прямо
из
бутылки.
Пойдет
бурная
реакция
нейтрализации,
содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не
наклоняться!). Для большего эффекта можно вылепить из пластилина «вулкан» (конус с
отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В
какой-то
момент
пена
начнет
выплескиваться
из
«вулкана»
–
зрелище
просто
фантастическое!
Этот
опыт
наглядно
показывает
взаимодействие
щелочи
с
кислотой,
реакцию
нейтрализации. Подготавливая и осуществляя эксперимент, можно рассказать ребенку о
существовании кислотной и щелочной среды.
« У т о п и
и
с ъ е ш ь »
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет
п л а в ат ь .
И
д а ж е
е с л и
оч е н ь
п о с т а р ат ь с я ,
у т о п и т ь
е го
н е
уд а с т с я .
Очистите
второй
апельсин
и
положите
его
в
воду.
Апельсин
у т о н ул .
Как
же
так?
Два
одинаковых
апельсина,
но
один
утонул,
а
второй
плавает?
Объясните
ребенку:
"В
апельсиновой
кожуре
есть
много
пузырьков
воздуха.
Они
выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что
тяжелее воды, которую вытесняет".
« С о л я н ы е
ч у д е с а »
Вы уже выращивали со своим малышом кристаллы? Это совсем не сложно, но займет
несколько
дней.
Приготовьте
перенасыщенный
раствор
соли
(такой,
в
котором
при
добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку,
скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке
появятся кристаллы. Можете поэкспериментировать и опустить в соляной раствор не
проволочку, а шерстяную нить. Результат будет тот же, но кристаллы распределятся иначе.
Особо
увлеченным
рекомендую
сделать
проволочные
поделки,
например
елочку
или
паука, и также поместить их в раствор соли. При растворении поваренной соли в воде
кажется, что соль полностью исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на
мельчайшие
кусочки,
невидимые
глазу.
Но
при
определенных
условиях
они
могут
собраться вместе и снова стать видимыми. Да не просто видимыми, а создать причудливые
структуры. Когда мы делаем перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой
соли
больше,
чем
она
может
"принять",
то
излишки
соли
тут
же
начинают
снова
собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде:
пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому когда мы
опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы
соли.
« Д е л а е м
о б л а к о »
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень
несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх,
станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя
о
б
л
а
к
о
.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого
воздуха.
А
откуда
же
берется
дождь?
Оказывается,
капли,
нагревшись
на
земле,
поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя
облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в
в и д е
д о ж д я .
« П о д в о д н а я
л о д к а
и з
в и н о г р а д а »
Возьмите
стакан
со
свежей
газированной
водой
или
лимонадом
и
бросьте
в
нее
виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут
садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так
м н о г о ,
ч т о
в и н о г р а д и н к а
в с п л ы в е т .
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь
опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет
продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и
поднимается
настоящая
лодка.
А
у
рыбы
есть
плавательный
пузырь.
Когда
ей
надо
погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет
вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается,
и
р ы б а
в с п л ы в а е т .
" В о л ш е б н ы е
з е р к а л а "
и л и
1 ?
3 ?
5 ?
Поставьте
два
зеркала
под
углом
больше
чем
90°.
В
угол
положите
одно
яблоко.
Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если
постепенно
уменьшать
угол
между
зеркалами,
то
количество
яблок
начинает
увеличиваться.
Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя
режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.
« Л е т а ю щ и й
ш а р и к »
В пластиковую бутылку через воронку насыпаем соду (мы насыпали 2 ст. ложки) и
наливаем туда же немного столового уксуса (на глаз). Многим знаком этот опыт: так
обычно показывают детям вулкан - в результате бурной химической реакции получается
много пены, которая "убегает" из сосуда. Но в этот раз нас интересует не пена (это одна
лишь видимость), а то, что получается в ходе этой реакции - углекислый газ. Он невидим.
Но мы можем поймать его, если сразу же натянем на горлышко бутылки воздушный
шарик. Тогда можно будет увидеть, как выделяющийся углекислый газ надувает шар.
« П о д в о д н а я
л о д к а
и з
я й ц а »
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой
в о д о й
и
о п у с т и т е
в
н е е
с ы р о е
я й ц о .
О н о
у т о н е т .
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л
воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая
в о д а
т я ж е л е е ,
п о э т о м у
и
п л а в а т ь
в
м о р е
л е г ч е ,
ч е м
в
р е к е .
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из
обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни
всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
«Куда делся запах?»
М а т е р и а л ы :
к у к у р у з н ы е
п а л о ч к и ,
б а н к а
с
з а п а х о м
о д е к о л о н а .
Процесс: Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее капнуть
одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Итоги:
Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое
вещество кукурузных палочек.
Почему?
Т а к о е
п о г л о щ е н и е
ц в е т а
и л и
з а п а х а
н а з ы в а ю т
а д с о р б ц и е й .
«Мыльные пузыри»
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и
размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку.
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему?
Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую
гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
«Спрятанная картина»
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным
прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с
цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего
пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.