Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «В поход за здоровьем»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного
образования
ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ТЕМА:
«В поход за здоровьем»
Продолжительность – 4 часа
Общеобразовательная программа
«Спортивное ориентирование»
Автор: Ефанова Надежда Николаевна,
педагог дополнительного
образования МУДО ЦТЭК
г. Георгиевск 2020 год
«В поход за здоровьем»
Цель: Вызвать у ребят положительный эмоционально – психологический настрой
и желание вести здоровый образ жизни.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение знаний детей о полезных и вредных привычках.
- закрепить на практике знания основ безопасного поведения на природе.
Развивающие:
- сформировать умения и навыки практического характера для участия в походах
выходного дня.
- развитие физического, творческого, адаптивного и коммуникативного потенциала
личности.
- развитие чувства товарищества и взаимопомощи.
Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к собственному здоровью.
- привитие навыков здорового образа жизни.
Назначение: данная разработка может быть полезна педагогам дополнительного
образования, классным руководителям, учителям физкультуры (ГТО по туризму).
Место проведения: пойменный лес реки Подкумок.
Продолжительность: 4 часа.
Возраст детей: 5 – 7 класс.
Материалы и оборудование:
- компас, флажки (4-х цветов), листы картона с написанными словами и слогами
(мы, за, здо, ро, вый, об, раз, жиз, ни, !), картинки предметные на плотной бумаге
(рюкзак, кеды, палатка, костер, котелок, компас, карта), набор мелких предметов
(ленточки, салфетки, шишки и т.д.) – 7 – 9 штук, набор открыток или фотографий
съедобных и ядовитых плодов, ягод, растений и грибов.
- спички, растопка для костра, вода, котелок, чай, сахар, соль, скатерть/пленка
(1мx3м).
- аптечка, репелленты, фотоаппарат, веревка (диаметр 8-10 мм, 15-20 метров),
карта окрестностей города.
Предварительная работа (за 2 – 3 дня до похода).
Беседа о здоровье.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Так как я работаю в Центре туризма, экологии и
краеведения - я вожу детей на экскурсии, в походы. Получается, что я очень много
хожу пешком. К тому же, у меня нет вредных привычек – и поэтому чувствую себя
2
совершенно здоровым человеком. А Вы много ли ходите? Сколько минут или
часов в день?
Дети отвечают на вопрос.
Педагог: Очевидно, что для сохранения здоровья этого очень мало. Странное это
явление – здоровье. Человек не замечает его, когда оно у него есть, и вспоминает
о
нем
лишь
когда
заболеет.
А
ведь
здоровье
–
это
первая
и
важнейшая
потребность
человека,
его
бесценное
достояние.
Здоровье
помогает
нам
выполнять
наши
планы,
успешно
решать
жизненные
задачи,
преодолевать
трудности.
А бывает как? Человек неправильным образом жизни, пагубными привычками
(курение,
алкоголь,
наркотики,
неправильное
питание,
малоподвижный
образ
жизни) доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о
медицине и здоровом образе жизни. Человек сам творец своего здоровья. С
раннего возраста необходимо много двигаться, закаливаться, заниматься спортом,
правильно питаться и сторониться пагубных привычек.
Одним
из
способов
укрепления
своего
здоровье
является
участие
в
туристическом походе. Поднимите руку, кто хотел бы отправиться в поход по
родному краю?
Ребята, я так и думала, что Вы все захотите в поход. Но предстоит серьезная
подготовка.
Инструктаж по технике безопасности.
Правила дорожного движения в городе.
Обработка одежды репеллентами (от клещей) перед походом в лес.
Движение группы по лесным тропам (интервал 1,5 – 2 метра).
Движение вдоль реки (опасны подмывы берегов).
Правила разведения костра (горючие жидкости запрещены).
Безопасное
нахождение
возле
костра
(прыгать
через
костер,
играть
в
подвижные игры у костра запрещается).
Профилактика травматизма (при порезах, травмах, потертостях, заболеваниях
немедленно обращаться к руководителю).
Ядовитые ягоды и грибы.
Из лагеря без разрешения руководителя не отлучаться.
Важно: Все правила неукоснительно выполняются каждым участником похода.
Охрана природы: зеленые насаждения не ломать, мусор уносить с собой,
костер залить водой.
Экипировка участников похода.
Рюкзак, накидка от дождя, спортивный костюм (закрытый), спортивная обувь
(закрытая), кепка (или спортивная шапка), кружка, ложка, салфетки, вода (0,5
литра), картофель сырой(2 – 3 шт.), хлеб.
Знакомство с районом похода:
Подробная нитка маршрута.
Точки начала и конца маршрута.
Границы полигона.
3
Места привалов и бивуака.
Опасные места.
Экскурсионные объекты.
Определяется место и время сбора в день похода.
Место сбора должно быть известно всем участникам похода.
Время сбора определяется очень точно с интервалом ожидания (5 – 7
минут).
Время возвращения (± 30 минут). После похода дети возвращаются сразу
домой!
Рекомендация: К походу допускаются дети 1 – й и 2 – й групп здоровья (группы
здоровья
могут
знать
классный
руководитель,
учитель
физкультуры
или
медицинская сестра в школе). К походу не допускаются дети освобожденные от
физкультуры после болезни.
План - конспект занятия на тему «В поход за здоровьем».
Сбор участников.
Обработка одежды репеллентами.
Проверка экипировки каждого участника похода.
Напоминать детям правила техники безопасности по мере необходимости.
Педагог: Доброе утро, ребята! Вот и настало удивительное время похода. Все
готовы? Тогда в путь! Отправляемся в поход – нас с тобой дорога ждет!
Начало движения по маршруту (25 минут).
Привал № 1. (10 минут).
Педагог: Ребята, Вы не раз слышали словосочетание «Здоровый образ жизни».
Как Вы думаете, что это значит? Что должен делать человек, чтобы про его образ
жизни можно было сказать «здоровый»?
Дети отвечают на вопросы (делает утреннюю гимнастику, закаляется солнцем,
воздухом и водой, играет в подвижные и спортивные игры, занимается в секциях
по различным видам спорта, участвует в спортивных соревнованиях, не имеет
вредных привычек).
Продолжение движения по маршруту (25 минут).
Привал № 2. Бивуак (2 часа).
Отдых. Сбор дров. Разжигание костра.
Подвижные игры.
«Найди и запомни»
На
маршруте
длиной
200
метров
на
одинаковом
расстоянии
располагаются
7-9
предметных
картинок
(рюкзак,
кеды,
палатка,
костер, котелок, компас, карта).
4
Задание: участники игры стартуют по одному с интервалом в 3
минуты.
Выигрывает тот, кто преодолеет трассу в кратчайший промежуток
времени и назовет все предметы, изображенные на картинках.
«Следопыты»
Двое игроков удаляются, под наблюдением взрослого, вглубь леса,
оставляя за собой заранее оговоренные мелкие предметы (кубики,
пробки,
шишки,
ленточки
и
т.п,
С
помощью
взрослых
там
они
маскируются.
Задание: оставшимся на поляне детям нужно найти спрятавшихся
товарищей.
Важно! Эта игра проводится на безопасном и закрытом (с четкими
границами) полигоне.
«Перебежки»
По компасу определяются стороны света и обозначаются по краям
поляны
яркими
флажками
разного
цвета
или
предметами
(кепкой,
косынкой, мячом, футболкой и т.п.)
Задание: дети собираются в центре поляны и по сигналу «Восток»,
«Юг» и т.д. игроки должны как можно быстрее достичь обозначенного
места. Игрок, который ошибся, выбывает из игры.
Игра длится до тех пор, пока не останется два самых быстрых и
внимательных.
«Чей прыжок дальше?»
Соревнование проводится между командами (от 2х и более человек).
Задание:
первый
член
команды
прыгает
в
длину
с
места
от
намеченной
линии,
на
его
следы
становится
следующий
игрок
и
прыгает дальше и т.д. Выигрывает команда, длина коллективного
прыжка которой больше.
Организация
переправы
«Маятник» (дети
преодолевают
препятствие с подстраховкой руководителя).
Рекомендация – дайте детям возможность побегать, пошуметь, и повеселиться в
свое удовольствие.
Запекание картошки.
Приготовление походного чая.
«Завтрак на траве».
Беседа «Походная кухня» (проводится после приема пищи).
Педагог: Ребята,
так
как
после
еды
подвижные
игры
и
активное
движение
противопоказаны,
поэтому
устраиваем
с
вами
«переменку
наоборот»
-
т.е.
спокойно посидим и поговорим. Представьте себе, что в наших лесах заблудился
человек. Как вы думаете, найдет ли он в лесу для себя пищу?
5
Дети отвечают на поставленный вопрос (дикие груши и яблоки, кизил, терн,
барбарис, ежевика, земляника, боярышник, физалис, калина, желуди, лесной орех
– лещина, съедобные грибы, рыба в реке).
Важно! Никогда не есть незнакомых ягод и грибов.
Демонстрирую набор открыток или фотографий съедобных и ядовитых плодов,
ягод, растений и грибов.
Педагог: Молодцы!
Вы
очень
хорошо
справились
с
заданием.
И
еще
одна
проблема. Вы все видели как сегодня запекали картошку? А теперь усложним
задачу: у нас очень мало дров или очень мало времени, или очень хочется есть.
Необходимо «изобрести» ускоренный способ запекания картошки.
Дети выдвигают идеи. В результате «рождается» коллективный рецепт
:
в большую жестяную банку или котелок укладывают картошку, засыпают
чистым сухим песком, и разводят вокруг котелка костер. Примерно через 30 –
40 минут картошка готова.
Или: в пустой котелок кладем картофель, переворачиваем котелок кверху дном
на небольшой костерок. Сверху обкладываем дровами и поддерживаем костер
20 минут. Картошка готова! Приятного аппетита!
Педагог: В походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Кулинарные
навыки отдельных туристов, иногда превращаются в увлечение, приятное и
для себя и для товарищей по походам. А вы в походе из каких растений
приготовили бы крепкий, ароматный чай для своих друзей? (Иван-чай; листья
земляники, мята, чабрец, медуница и т.д.).
Сборы
домой: Собрать и упаковать свои вещи, костер залить водой и
заложить
дерном,
привести
в
порядок
место
бивуака
(мусор
уносим
с
собой).
Продолжение движения по маршруту
(желательно планировать маршрут кольцевой) – 30 минут.
Привал №3. – 10 минут.
Педагог:
Восточная
мудрость
гласит:
«Дорога
домой
никогда
не
бывает
длинной». А если мы еще немного дадим отдых ногам, а «поработаем умом»,
то потом очень быстро дойдем домой.
Задание: Из слов и слогов составить одно предложение (раздаю детям, в
произвольном
порядке,
листы
картона
с
написанными
на
них
словами
и
слогами – мы, за, здо, ро, вый, об, раз, жиз, ни, ! ) (см.Приложение).
Дети
составляют предложение «Мы за здоровый образ жизни!».
Делаем постановочную фотографию на память.
Педагог: Вы замечательно справились с заданием, и, я надеюсь, что Вы всю
жизнь будите придерживаться этого лозунга.
Закрепление полученных знаний:
6
Педагог: Ребята, заканчивается наш поход в лес. Вы узнали много нового о себе
– то, что вы можете так много ходить пешком и активно проводить время, укрепляя
свое
здоровье.
А
также
про
окрестности
города.
Ведь
многие
живут
и
не
подозревают
о
том,
что
рядом
–
стоит
только
шагнуть
за
черту
города
–
открываются прекрасные места и удивительные объекты природы. Вот мы сегодня
прошли 7 километров, а теперь задание: Сравните два варианта преодоления
такого расстояния –
1. По городу или стадиону.
2. По лесам и полям.
Какой вариант Вы выбираете? И почему?
Дети отвечают на вопросы (выбираем по лесу – потому что чистый воздух,
красиво, под ногами земля, а не асфальт и т.д).
Педагог: Ребята, я с Вами полностью согласна и поэтому мои пожелания для Вас
такие:
Желаю чаще бывать на природе, любить ее и беречь.
Больше ходить пешком на прогулки, на экскурсии, в походы.
Вести здоровый образ жизни круглый год и всю жизнь.
Всегда помните: ваше здоровье – в ваших руках, а у туристов еще и в ногах
(сегодня вы прошли 7 километров пешком!).
Продолжение движения по маршруту (20 мин.).
Выходим к месту сбора (если не были оговорены другие варианты).
Педагог: Друзья мои, теперь, после успешно пройденного похода, я могу вам
сказать не «До свидания, ребята», а «До новых встреч, юные туристы! И
счастливых Вам дорог!».
Литература
1.
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в
туристском путешествии. – М., 1990 г.;
2.
Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники № 1,2. – М.,
1994 г.;
3.
Куприна Л.Е.Азбука туриста-эколога. – М.:, 1991 г.;
4.
Елисеев
А.В.
Георгиевск.
Географическо-краеведческое
описание
города. - Г., 2005. - 151 с.
7
8
мы
за
2
здо
3
ро
4
вы
5
й
6
об
7
раз
8
9
!
10