Напоминание

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ "Спортивное ориентирование это здорово!"


Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ "Спортивное ориентирование это здорово!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕМА: Спортивное ориентирование это здорово!

Продолжительность – 2 часа

Общеобразовательная программа

«Спортивное ориентирование»

Автор: Ефанова Надежда Николаевна,

педагог дополнительного

образования МУДО ЦТЭК

г. Георгиевск 2020 год

Подробный конспект образовательного мероприятия (занятия) в технологии модерации и АМО

Организационная информация

Автор/ы

урока/занятия/мероприятия

(ФИО)

Ефанова Надежда Николаевна.

Предмет

Программа дополнительного образования «Спортивное ориентирование»

Класс,

профиль класса/ коллектив/

группа, количество человек

5 - 6 класс, 14 человек.

Продолжительность

урока/мероприятия

45 минут.

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

«Спортивное ориентирование это здорово! »

Автор учебника, по которому ведётся

обучение (если имеется)

Классификация

урока/занятия

в

с и с т е м е

о б р а з о в а т е л ь н ы х

мероприятий

(тип,

взаимосвязь

с

п р е д ы д у щ и м

и

п о с л е д у ю щ и м

уроками/занятиями)

Вводное

занятие

по

ознакомлению

с

программой

"Спортивное

ориентирование".

Занятие

ознакомления с новым материалом.

Тип занятия: комбинированный, интегрированное занятие в форме беседы и учебных соревнований

с элементами проблемного занятия и здоровьесберегающих технологий. Занятие формирования

новых знаний, умений, навыков и их практического применения.

Психолого – педагогическая

характеристика особенностей класса

/коллектива/группы

Обучающиеся группы 1-го года обучения в количестве 14 человек. Возраст обучающихся 12-14

лет. Это дети, которые пришли на первое занятие объединения «Спортивное ориентирование»

Центра туризма, экологии и краеведения. Они не знакомы

друг с другом и педагогом. Малая

группа -

относительно устойчивая, небольшая

по численности (2 человека), члены

которой

находятся

в непосредственном взаимодействии друг с другом. В условиях занятия

группа

представляет

собой

объединение

учащихся

с

целью

решения

конкретно-познавательных,

коммуникативно-развивающих и нравственно-познавательных задач.

Цель урока/ занятия/ мероприятия

Познакомить учащихся с таким видом спорта как спортивное ориентирование, и его неотъемлемых

компонентов - туризм и краеведение.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Образовательные: дать учащимся общее представление о спортивном ориентировании, туризме,

краеведении, расширение знаний об окружающем мире.

Познакомить с конкретными примерами по выбору профессии.

Развивающие: сформировать умения и навыки практического характера, способствовать самостоятельному

выполнению заданий, развить умение применять самостоятельные решения при создании проблемной

ситуации.

Воспитательные: Воспитание патриотизма посредством занятия спортом, краеведением, содействовать

развитию коммуникативных навыков, формирование интереса к занятию спортивным ориентированием.

Знания,

умения,

навыки

и

качества,

которые

актуализируют/приобретут/закрепят/д

р. ученики/коллектив в ходе урока /

занятия/ мероприятия

Такая активная форма занятия поможет наиболее полно усвоить учебный материал, запомнить его

и, что самое важное, затем с успехом применить полученные знания,

у м е н и я и навыки в

реальной

жизненной с и т у а ц и и .

В

ходе з а н я т и я обучаемые приобретут и закрепят навыки

работы с картой и усвоят основы ориентирования, ответственность за правильный подбор личных

вещей для похода. Работа в коллективе и группах, взаимовыручка и умение правильно себя

оценить, оценить работу каждого в группе.

Необходимое оборудование, материа-

лы и другие условия для качествен-

ного проведения урока

Линейки, карандаши, ластики, бумага (лист А4), карточки участника,

схема

кабинета

-

по

числу

участников.

Карты, призмы, компасы, рюкзак (с вещами для похода), фотографии, таблица условных знаков.

Этап урока

/занятия/мероприятия

Название метода

Подробное описание АМО по установленной

схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские

товары и др.), которые понадобятся для

успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Примечание (что важно знать или учитывать

педагогу при использовании данного метода)

- Продолжительность

Технология проведения. Описание действий

участников образовательного процесса.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Организационный

момент.

Метод,

направленный на

настрой

участников

группы на

коммуникативное

взаимодействие

«Имя моё... ».

Цель:

создать

благоприятную

психологическую

обстановку для приветствия и знакомства

Необходимые материалы: большой лист

бумаги (формат А-3), цветные маркеры,

бумажный скотч.

Предварительная

подготовка:

на

листе

бумаги

начертить столы за которыми сидят дети и педагог

Оценка

результата:

упражнение

способствует

заострению

внимания

на

каждом

участнике

группы,

активному

участию

обучающихся,

доброжелательному отношению

друг к другу и быстрому знакомству.

Примечание:

В

т е ч е н и и

з а н я т и я

м о ж н о

использовать информацию с этого листа и детям и

педагогу, чтобы называть всех по именам.

Продолжительность: 3 минуты.

Педагог

приветствует

обучающихся.

На

сегодняшнем занятии мы познакомимся с видом

спорта

-

спортивное

ориентирование,

и

его

неотъемлемых ко м п о н е н т о в

-

т у р и з м

и

краеведение.

Но прежде чем приступить к теме занятия, мы с

вами выполним упражнение - настрой на работу

в группе и на быстрое знакомство.

Предлагаю детям написать своё имя так, как бы

они хотели, чтобы их называли друзья. Я первая

подхожу к доске, пишу своё имя и проговариваю

в с л у х : «Меня

зовут

Надежда

Николаевна».

Затем

обучающиеся

по

очереди

пишут

на

л и с т е бумаги,

прикрепленном

на

классной

доске, свои имена.

Вхождение или

погружение в тему

Активизация

познавательной

деятельности.

Мотивация к

учебной

деятельности.

Метод,

Цель:

дать

учащимся

общее

представление

о

спортивном ориентировании, туризме, краеведении,

расширение знаний об окружающем мире.

Необходимые материалы: компас, карта, призма.

Оценка

результата: активность

участия в

диалоге,

интерес

у

обучающихся,

обилие

ассоциаций.

Педагог: с

кажите, пожалуйста, кто знаком с та-

ким видом спорта, как спортивное ориенти-рова-

ние? Что вы о нем можете сказать?

(дети отвечают)

Да, спортивное ориентирование - это вид спорта,

в

котором

участники

при

помощи спортивной

карты

и компаса

должны

найти контрольные

пункты

(КП),

расположенные

на местности.

(демонстра-ция

наглядного

материала:

Формирование

ожиданий обучающихся

Этап актуализации

и пробного

учебного действия.

Готовность к

осозна-нию

материала.

Метод,

направленны

й на

Цель:

выяснить

ожидания

и

опасения

участников занятия.

Оценка результата:

активность участия в диало-

ге.

Продолжительность: 3 минуты.

Хотели бы вы уже сегодня попробовать свои силы

в умении ориентироваться?

Ребята, какого результата вы ждете от сегодняш-

него занятия, есть моменты, которые вам

неизвестны и я могу вам многое пояснить.

(дети отвечают).

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивная лекция

Систематизация

знаний. Этап

самостоятельной

работы с

самопроверкой.

Метод,

направленный на

формирование

навыков

самостоятельной

творческой работы

по теме занятия в

рамках лекции

«Я - картограф ».

Цель: сформировать умения и навыки практического и

творческого характера, способствовать самостоятель-

ному выполнению заданий.

Необходимые

материалы:

таблица

условных

знаков, линейки, карандаши, ластики, бумага (лист А4)

- по числу участников.

Предварительная подготовка: подготовить табли-

цу

условных

знаков,

до

занятия

разложить

на

парты канцтовары.

Оценка

результата:

активность

участия,

усвоение информации.

Примечание:

Индивидуа льная

работ а,

п о

необходимости оказывается помощь детям.

Продолжительность: 10 минут.

Беседа

раскрывает

такие

понятия

как компас,

карта, контрольный пункт.

Компас служит того, чтобы вы всегда знали где

север. Это необходимо для сопоставления карты с

местностью.

Направление

на

север

показывает

красная стрелка.

А что же такое карта?

(дети

отвечают)

Исходя

из

ответов,

даю

определение:

Карта

-

уменьшенный

чертеж

той

или

иной

местности, увиденной сверху, с высоты птичьего

полета. Составлять карты это целая наука.

Сейчас мы с вами начертим самую простую карту

- это будет схема класса. Для того, чтобы читать

книги

вы

выучили

буквы.

Для

того,

чтобы

рисовать и читать карту у ориентировщиков есть

своя «азбука», она называется «Условные знаки».

На

доске

вы

видите

условные

обозначения

предметов

в

нашем

кабинете.

Используя

их,

начертим

схему

класса.

Начинаем

с

формы

кабинета, а дальше нанесите на схему: столы,

шкафы, окна, двери. Стулья не чертим.

Вопросы есть?

(выполняют чертеж схемы кабинета).

Проработка содержания

темы

Актуализация

опорных знаний

обобщение. Этап

самостоятельной

работы с

самопроверкой.

Метод,

направленный на

развитие

коммуникативных

Цель:

работа по закреплению и практическому

применению

нового

материала,

возможность

подвигаться во время занятия, переключить свое

внимание, снять мышечное напряжение.

Необходимые

материалы:

таблица

условных

знаков, схема класса (по числу участников), карточки

участника (по числу участников), карандаши.

Предварительная

подготовка:

вычертить

схему

класса и нанести на нее дистанции со сквозной

нумерацией контрольных пунктов.

Контрольные

пункты

(призмы

или

конусы

с

Отлично, у всех очень хорошо получается, но

доведете свои работы до совершенства дома по

памяти.

Так

же

вы

можете

нарисовать

карту

своего дома или квартиры, и устроить для своей

семьи

соревнования

по

спортивному

ориенти-

рованию. А как это сделать мы сейчас с вами

узнаем.

У меня в руках схема класса.

- Обратите

внимание

на

то,

что

на

схеме

начерчены

кружки

красного

цвета

-

это

контрольные пункты, мы их называем КП. Они

пронумерованы.

Именно

в

этом

порядке

вы

Эмоциональн

ая разминка

Словесный

метод

образно-

эмоционального

восприятия.

Метод

Цель: эмоциональная разрядка учащихся,

снять

у с т а л о с т ь

п о с л е

п р од е л а н н о й

р а б о т ы ,

расслабиться.

Н е о б х о д и м ы е

м а т е р и а л ы :

статья

«Ориентирование пахнет природой».

Оценка

результата:

положительный

настрой,

Все карточки сданы, все участники соревнований

занимают свои места, подводим итоги: как вы уже

догадались,

при

правильном

прохождении

дистанции должны получиться слова - зачитываю

слова с карточек.

- Молодцы! Все (не все) справились с заданием.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Проработка содержания темы

Постановка

проблемы.

Метод наглядно -

демонстрационный

и проблемно -

поисковый

«Нужное - не

нужное».

Цель:

развивать умение принимать самостоятельные

решения при создании проблемной ситуации.

Необходимые материалы: рюкзак (с вещами для

похода),

Предварительная подготовка: подготовить рюкзак

со

множеством

необходимых

и

не

нужных

в

походе вещей.

Оценка результата: Обучающиеся самостоятельно

оценивают свою деятельность на занятии.

Примечание: если есть возможность в помещении

или

на

местности

можно

провести

подвижную

игру

с

мячом «Нужное

-

не

нужное» по типу

«Съедобное - не съедобное».

Продолжительность: 10 минут.

Очень

часто

мы

выезжаем

на

многодневные

соревнования, преодолеваем большие расстояния

и

живем

в

полевых

условиях.

По этому

ориентировщики

должны

обладать умениями и

навыками походной жизни. И все начинается с

того, что нужно собрать рюкзак, не забыв ничего

важного и не взяв ничего лишнего.

(обращаю внимание ребят на рюкзак).

- Что-то он у меня тяжелый получился. Давайте

вместе проверим правильно ли я собралась. (до-

стаю из рюкзака предметы показываю детям, а они

определяют нужно или нет).

- Так, лишнее мы убрали, но меня не покидает

ощущение, что я что-то забыла, поможете мне?

(дети

отвечают, я записываю

на доске «ЗАБЫ-

ТЫЕ ВЕЩИ»).

- Спасибо вам, ребята, что помогли мне собрать

рюкзак.

-Теперь с этим рюкзаком можно и в поход идти.

Мальчишки

и

девчонки,

которым

полюбилась

походная жизнь: жить в палатках, сидеть у костра,

готовить еду на костре, продолжают ходить по

родному краю. Привлекает возможность увидеть

много интересных и красивых мест. Посмотрите

фотографии, которые сделали мои ученики. Это

наши

родные

места

-

Ставрополье, Кавказские

минеральные

воды.

Так

же

ребят а

п од

впечатлением от увиденного рисуют, пишут стихи,

очерки. А сколько эмоций можно найти в каждой

строке

походной

летописи.

Ребята проводят

настоящие исследования по краеведенью, т.е. по

изучению

природы,

культуры,

истории

своей

малой родины.(показываю фотографии видовые и

деревьев-гигантов, которые мы нашли во время

Подведение итогов

Рефлексия.

Закрепление

изученного

материала.

Метод постановки

проблемы

«И я хочу

профессию».

Цель:

познакомить с конкретными примерами по

выбору

профессии,

воспитание

патриотизма

посредством

занятия

спортом,

краеведением,

формирование интереса к занятию спортивным

ориентированием.

Необходимые материалы: фотографии.

Предварительная

подготовка:

п р и г о т о в и т ь

подборку

фотографий

по

темам

занятия:

«Природа», «Профессии», «Спорт».

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами узнали как

полезно и интересно заниматься ориентированием.

Это и соревнования, и походы, и изучение родного

края.

- А как вы думаете, в каких профессиях могут при-

годиться навыки ориентирования? (дети отвечают).

- Правильно,

ориентирование

нам

может

приго-

диться при поисково-спасательных работах.

- Так же должны хорошо ориентироваться и знать

Домашнее задание

Доработка

начатого

задания на занятиях.

Д о р а б о т ат ь

с хе м у

к л а с с а

и

п р о в е с т и

соревнования для одноклассников.

Аналитическая информация

Обоснование

целесообразности

использования технологии

АМО для достижения цели

и выполнения задач урока

/занятия (содействие раскры-

тию темы и освоению

содержания урока / занятия);

Технология АМО полностью содействует раскрытию темы и освоению содержания занятия, поскольку позволяет

организовать самостоятельное добывание знаний учащимися на занятии, что и соответствует деятельностному

подходу.

Технология АМО нацелена на:

включение всех членов группы в работу, создание положительной мотивации к работе. Снятие физического

и эмоционального напряжения, поддержание хорошей рабочей формы всех участников группы в течение

всего занятия. Совместное участие педагога и обучаемых в решении проблем. Промежуточный контроль и

коррекцию выполняемой работы;

формирование информационной компетентности обучаемых;

воспитательный процесс: работа в команде, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому

мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные уста-

новки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества;

развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков: способность принимать ре -

шения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, лидерские умения и качества, уме-

ние работать в команде и др.;

повышение мотивации обучающихся: значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его

результатов;

развитие творческого потенциала учащихся;

обучение рефлексии – осмыслению новых знаний, умений, качеств и ценностей, критическому анализу ин -

формации, а также самооценку себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой ра-

боты.

Ожидаемые/полученные

результаты урока/занятия

Самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Обучающиеся

будут учиться оказывать взаимопомощь при работе в группах, будут совершенствовать навык

поиска специальной информации. Основной акцент делается на культуре активного отдыха и здорового образа

жизни, потребности в регулярных занятиях спортом.

Анализ степени

реализации принципов

современного образования

Данное занятие имеет достаточно высокую степень эффективности, т.к. благодаря применению активных методов

обучения на занятии, удалось создать атмосферу доверия, открытого общения, обучение позволило воспитанникам

на

личностном

уровне

осмыслить

тему

занятия.

Были

созданы

условия

для

активной

практической

и

интеллектуальной деятельности обучающихся, для осмысления результатов деятельности каждым участником

занятия.

В ходе занятия полностью реализуются принципы современного образования: духовно-нравственного развития,

компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения.

Какие новые и

дополнительные

образовательные эффекты

планируется достичь за счет

использования технологии

АМО

Технология

АМО

позволяет

провести

на

занятии

рефлексию,

которая

поможет

ученикам

увидеть

свои

достижения, и интерес, проявленный к теме занятия, ставит проблему выбора дела по интересу и, возможно, для

будущей профессии. Кроме этого, данная технология позволяет лучше усваивать знания в легкой игровой форме.

Методическая ценность

урока/занятия

Данная

разработка

может

применяться

учителями

и

педагогами

дополнительного

образования

не

только

спортивных, но и других направлений, в летних оздоровительных лагерях. Можно использовать родителям для

активного отдыха с детьми.

Дополнительная информация

Указание приложений к

уроку/занятию:

(презентации, дидактические

материалы, раздаточный

материал). С помощью

какого программного

обеспечения они созданы.

1.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Таблица условных знаков.

2.

ПРИЛОЖЕНИЯ

№2

9.

Схемы

кабинета

с

нанесенной

дистанцией

(шесть

различных

дистанций

-

ключевые

слова «СПОРТ», «СТАРТ»,

«СЕВЕР», «КАРТА », «ТРОПА»,

«ПЕРЕКАТ»).

Схемы

выполнены с использованием программы Microsoft Office Word 2007 (Вкладка Вставка Фигуры).

3.

ПРИЛОЖЕНИЕ №10. Карточки участников.

4.

ПРИЛОЖЕНИЯ №11. Списки необходимых, не нужных и забытых вещей для похода.

Использованная

Источники:

литература, источники

информации (с указанием

активных ссылок).

Карта туристская (М 1: 200000). – Георгиевск, Георгиевский район, Картинформ, 2003.

Литература:

Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М.: ФиС, 1983 г.

Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1990 г.;

Куприна Л.Е.Азбука туриста-эколога. – М.:, 1991 г.;

Примечания автора/ов

Занятия требует длительной и кропотливой подготовки:

вычертить схему класса;

спланировать пять дистанций и нанести их на схемы;

подготовить таблицу с условными знаками;

на призмы наклеить буквы для запланированных ключевых слов;

упаковать рюкзак с необходимыми и "лишними" вещами для похода;

сделать подборку фотографий.

Дистанции можно усложнить, поставив «лишние» КП или спланировать дистанции из большего количества

пунктов (длинные слова или фразы).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

Изображение

Описание

СТАРТ

КОНТРОЛЬНЫЙ ПУНКТ

ФИНИШ

ДВЕРЬ

МЕБЕЛЬ

РАСТЕНИЕ

ПОДОКОННИК

БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ПРИЛОЖЕНИЕ №3

СХЕМА КАБИНЕТА ПОСТАНОВКА КОНТРОЛЬНЫХ ПУНКТОВ(ОБЩАЯ)

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ДИСТАНЦИЯ №1(КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО «СПОРТ») ДИСТАНЦИЯ №2(КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО «КАРТА»)

ПРИЛОЖЕНИЕ №6 ПРИЛОЖЕНИЕ №7

ДИСТАНЦИЯ №3(КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО «СТАРТ») ДИСТАНЦИЯ №4(КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО «ТРОПА»)

ПРИЛОЖЕНИЕ №8 ПРИЛОЖЕНИЕ №9

ДИСТАНЦИЯ №5(КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО «СЕВЕР») ДИСТАНЦИЯ №6(КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО «ПЕРЕКАТ»)

ДИСТАНЦИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №10

КАРТОЧКА УЧАСТНИКА

ФАМИЛИЯ, ИМЯ________________________________________________ ДИСТАНЦИЯ №______

1.

2.

3.

4.

5.

КАРТОЧКА УЧАСТНИКА

ФАМИЛИЯ, ИМЯ________________________________________________ ДИСТАНЦИЯ №______

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ №11

Список личных вещей для похода

НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ

НЕ НУЖНЫЕ

ВЕЩИ

ЗАБЫТЫЕ ВЕЩИ

Коврик

Миска (керамика)

Палатка

Спальник

Стакан (стекло)

Вещи запасные

Миска (железо)

Вилка

Котелок

Ложка

Вазочка для цветов

Спички

Кружка (пластик)

Фотография в рамке

Продукты питания

Мыло

Кубок

Нож

Паста зубная

Щетка зубная

Компас

Расческа

Скотч

Полотенце

Книга

Дождевик

Аптечка

Карты спортивные

Фотоаппарат

Фонарик



В раздел образования