Автор: Музалева Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Приморский край г. Партизанск с.Углекаменск
Наименование материала: проект
Тема: Трудные звуки
Раздел: дошкольное образование
Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя
по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста
«МОИ ЗВУКИ – МОИ ДРУЗЬЯ»
Музалева Оксана Владимировна, учитель-логопед
Юткина Елена Анатольевна, воспитатель старшей группы
МБДОУ «Детский сад №7»ПГО
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К
обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не
только
определённым
объёмом
знаний,
умений
и
навыков,
а
ещё
и грамотной
фразой
и
лексически
развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет
важную
функцию
в
подготовке
детей
к
школе.
Исследования
ряда
психологов,
педагогов,
лингвистов
(Д.Б.Эльконина,
А.Р.Лурия,
Д.Н.Богоявленского,
Ф.А.Сохина,
А.Г.Тамбовцевой,
Г.А.Тумаковой
и
др.)
подтверждают,
что
элементарное
осознание
фонетических
особенностей
звучащего
слова
влияет
на
общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Необходимыми
предпосылками
для
обучения
грамоте
дошкольника
являются:
сформированное
фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие
элементарных навыков звукового анализа.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых зву-
ков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем дан-
ного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору
слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится
возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-
синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от
других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной
речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении,
возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их
названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи,
а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие
проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные
отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.
Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и
воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и
фонетически чистой речью.
Цель нашего проекта:
Показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового
детского сада - в течение всего дня.
Проект рассчитан на один год, в нём участвуют дети 5-6 лет.
Задачи проекта:
1. Изучение воспитателями специальной логопедической литературы и консультирование логопедом
деятельности воспитателей.
2. Составление перспективного планирования по совместной организации работы
3. Совместное консультирование родителей, чьи дети имеют нарушения в звукопроизношении.
4. Формирование правильного речевого дыхания у детей.
5. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.
6. Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих
силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.
7. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.
8. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование
навыков звуко-слогового анализа, синтеза.
9. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.
Направления работы:
Ø Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на
логопункте детского сада.
Ø Воспитатели - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.
Ø Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.
Ø Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.
Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и
нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он
руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым
содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Этапы реализации проекта:
I
этап:
Утро – приём детей, (индивидуальная работа)
В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:
· Выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях
(по рекомендациям учителя-логопеда);
· Отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной
воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
· Выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);
· Отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет
(по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);
· Автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках,
скороговорках, стихах);
Дети играют:
· В дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-
грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического
восприятия и навыков звукового анализа).
II
этап:
Зарядка
На утренней гимнастике проводится:
· Дыхательная гимнастика;
· Различные голосовые разминки.
Используются:
· Элементы артикуляционной гимнастики (движения языка могут идти параллельно с движениями рук,
ног, туловища)
III
этап:
НОД (занятия)
Во время занятий воспитатель включает:
· Физкультминутки с различными логоритмическими моделями и упражнениями;
· Физкультминутки с пальчиковыми играми;
· Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Активно идёт работа по:
· Отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает
произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).
V
этап:
Прогулка.
В течение прогулки проводятся:
· Различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;
· Логоритмические игры;
· Индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация
поставленных звуков в речи ребёнка);
· Подвижные речевые игры.
Игра: «Дуем, дуем на листочек». Игра:«Ты лети, мой лепесток, через
запад на восток…»
V
этап:
Гигиенические процедуры
Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:
· Самомассажи кистей и пальцев рук, (нетрадиционно – мылом, полотенцами);
· Артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).
Самомассаж кистей и пальцев рук полотенцем
Самомассаж кистей и пальцев рук мылом
VI
этап:
После сна
После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:
· Дыхательную гимнастику;
· Пальчиковые игры;
· Игры с «Весёлым язычком».
V
этап:
Вечер (индивидуальная работа)
Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми аналогичную индивидуальную работу, что и в
утренний отрезок времени:
· Отрабатываются артикуляционные уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);
· Отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого
дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
· Проводится мимическая гимнастика;
· Отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;
· Автоматизируются звуки (на различных этапах работы – по рекомендации логопеда).
· Дети играют в дидактические речевые игры.
Данный проект рассчитан на 1 год. В нём участвуют 10 детей, посещавшие занятия логопеда в прошлом году
и посещающие логопедические занятия в этом учебном году (2014-2015 уч.г.г.). В общих речевых,
дыхательных и артикуляционных упражнениях и играх участвуют все дети группы.
Результатом данной работы стало:
1. Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к
речи;
2. Все дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного
звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили
ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по
отношению к ним.
4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения,
что немаловажно при совместной работе.
Список использованной литературы
1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и
организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-
пресс, 2001.
2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.
– М., 1992.
6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
8. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста. М.: Просвещение, 1963.
9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
10. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М.,
1978.
11. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя
страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001).
12. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для
детей с ФФН. – М., 1998.
14. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.
15. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред.
Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
17. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
18. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.
19. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.
20. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
21. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
22. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.
23. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового
анализа. – СПб., 1998.
24. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
25. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
26. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
27. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
29. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. –
М., 1999.
30. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
31. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
32. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
33. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.