Напоминание

Трудные звуки


Автор: Музалева Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Приморский край г. Партизанск с.Углекаменск
Наименование материала: проект
Тема: Трудные звуки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя

по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста

«МОИ ЗВУКИ – МОИ ДРУЗЬЯ»

Музалева Оксана Владимировна, учитель-логопед

Юткина Елена Анатольевна, воспитатель старшей группы

МБДОУ «Детский сад №7»ПГО

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К

обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не

только

определённым

объёмом

знаний,

умений

и

навыков,

а

ещё

и грамотной

фразой

и

лексически

развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет

важную

функцию

в

подготовке

детей

к

школе.

Исследования

ряда

психологов,

педагогов,

лингвистов

(Д.Б.Эльконина,

А.Р.Лурия,

Д.Н.Богоявленского,

Ф.А.Сохина,

А.Г.Тамбовцевой,

Г.А.Тумаковой

и

др.)

подтверждают,

что

элементарное

осознание

фонетических

особенностей

звучащего

слова

влияет

на

общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Необходимыми

предпосылками

для

обучения

грамоте

дошкольника

являются:

сформированное

фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие

элементарных навыков звукового анализа.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых зву-

ков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем дан-

ного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору

слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится

возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-

синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от

других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной

речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении,

возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их

названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи,

а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие

проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные

отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и

воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и

фонетически чистой речью.

Цель нашего проекта:

Показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми,

имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового

детского сада - в течение всего дня.

Проект рассчитан на один год, в нём участвуют дети 5-6 лет.

Задачи проекта:

1. Изучение воспитателями специальной логопедической литературы и консультирование логопедом

деятельности воспитателей.

2. Составление перспективного планирования по совместной организации работы

3. Совместное консультирование родителей, чьи дети имеют нарушения в звукопроизношении.

4. Формирование правильного речевого дыхания у детей.

5. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.

6. Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих

силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.

7. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.

8. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование

навыков звуко-слогового анализа, синтеза.

9. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.

Направления работы:

Ø Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на

логопункте детского сада.

Ø Воспитатели - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.

Ø Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.

Ø Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.

Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и

нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он

руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым

содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Этапы реализации проекта:

I

этап:

Утро – приём детей, (индивидуальная работа)

В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:

· Выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях

(по рекомендациям учителя-логопеда);

· Отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной

воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

· Выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);

· Отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет

(по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);

· Автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках,

скороговорках, стихах);

Дети играют:

· В дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-

грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического

восприятия и навыков звукового анализа).

II

этап:

Зарядка

На утренней гимнастике проводится:

· Дыхательная гимнастика;

· Различные голосовые разминки.

Используются:

· Элементы артикуляционной гимнастики (движения языка могут идти параллельно с движениями рук,

ног, туловища)

III

этап:

НОД (занятия)

Во время занятий воспитатель включает:

· Физкультминутки с различными логоритмическими моделями и упражнениями;

· Физкультминутки с пальчиковыми играми;

· Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Активно идёт работа по:

· Отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает

произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).

V

этап:

Прогулка.

В течение прогулки проводятся:

· Различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;

· Логоритмические игры;

· Индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация

поставленных звуков в речи ребёнка);

· Подвижные речевые игры.

Игра: «Дуем, дуем на листочек». Игра:«Ты лети, мой лепесток, через

запад на восток…»

V

этап:

Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:

· Самомассажи кистей и пальцев рук, (нетрадиционно – мылом, полотенцами);

· Артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).

Самомассаж кистей и пальцев рук полотенцем

Самомассаж кистей и пальцев рук мылом

VI

этап:

После сна

После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:

· Дыхательную гимнастику;

· Пальчиковые игры;

· Игры с «Весёлым язычком».

V

этап:

Вечер (индивидуальная работа)

Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми аналогичную индивидуальную работу, что и в

утренний отрезок времени:

· Отрабатываются артикуляционные уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);

· Отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого

дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

· Проводится мимическая гимнастика;

· Отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;

· Автоматизируются звуки (на различных этапах работы – по рекомендации логопеда).

· Дети играют в дидактические речевые игры.

Данный проект рассчитан на 1 год. В нём участвуют 10 детей, посещавшие занятия логопеда в прошлом году

и посещающие логопедические занятия в этом учебном году (2014-2015 уч.г.г.). В общих речевых,

дыхательных и артикуляционных упражнениях и играх участвуют все дети группы.

Результатом данной работы стало:

1. Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к

речи;

2. Все дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного

звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;

3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили

ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по

отношению к ним.

4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения,

что немаловажно при совместной работе.

Список использованной литературы

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и

организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-

пресс, 2001.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.

– М., 1992.

6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

8. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного

возраста. М.: Просвещение, 1963.

9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

10. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М.,

1978.

11. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя

страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001).

12. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у

детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для

детей с ФФН. – М., 1998.

14. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.

15. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред.

Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

17. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

18. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

19. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.

20. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

21. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

22. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.

23. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового

анализа. – СПб., 1998.

24. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.

25. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

26. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

27. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

29. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. –

М., 1999.

30. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

31. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.

32. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

33. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.



В раздел образования