Напоминание

Знакомство с куклой в русском национальном костюме.


Автор: Острякова Екатерина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №172"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: конспект
Тема: Знакомство с куклой в русском национальном костюме.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Знакомство с куклой в русском национальном костюме.

Задачи:

1. Обогащать представление детей о народностях, населяющих Кузбасс.

2. Познакомить детей с русским национальным костюмом.

3. Расширить словарный запас детей путем знакомства с новыми словами,

обозначающими русскую национальную одежду.

4. Дать представление о русском орнаменте.

5. Развивать творческие способности, художественный вкус, аккуратность

и самостоятельную работу.

Предварительная работа.

1. Занятие по русскому национальному костюму.

2. Беседа «Народности, населяющие наш Кузбасс»

3. Чтение русской народной сказки «Жихарка»

4. Слушание русской колыбельной песни «Ай, люли, люли, прилетели гули»

5. Изготовление альбома «Костюмы народов Кузбасса»

Ход:

Воспитатель:

Есть край, наш Кузбасский-

Он самый красивый

Среди необъятных просторов России,

Среди неоглядных российских широт,

И самый красивый народ в нем живет!

Воспитатель:

- Да ребята, мы с вами живем в Кузбассе в городе Новокузнецке.

Наш

Кузбасс большой и красивый край,

у нас есть леса, горы, реки, города и

деревни. А ещё у нас в Кузбассе живут люди разных национальностей.

Воспитатель:

-Посмотрите ребята, к нам в гости пришли куклы. (Показывает кукол в

русском, татарском и шорском костюмах). Они представляют свой народ и

одеты

в

свои

национальные

костюмы

и

все

проживают

на

территории

Кузбасса.

Куклы:

1

-Здравствуйте,

ребята!

Мы

одеты

так

необычно,

потому,

что

хотим

познакомить вас с национальными костюмами нашего народа, рассказать вам

сказки нашего народа и угостить вас нашими национальными блюдами.

- Я русская кукла. Меня зовут Маша.

-Я татарская кукла. Меня зовут Василя.

-Я шорская куколка. Меня зовут Анчак.

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите к нам. Мы рады с

вами познакомиться.

- Дети, обратите внимание, во что одета Маша?

Дети: Маша одета в белую рубаху и длинный красный сарафан, на голове

надет кокошник.

Воспитатель:

Основу

русского

костюма

составляла

рубаха.

Она

была

широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой.

Кукла Маша: - Вы заметили, какой интересный узор вышит на моей рубахе?

Он

называется

орнаментом.

В старину

знаки на

вышивке

имели

особое

значение. Например, извилистая или ломанная линия – это знак воды. Он

похож на волны, на реку.

Вода несёт жизнь, радость.

Круг – это знак солнца, оно дарит людям тепло, добро.

Квадрат или ромб – это земля, засеянное поле. Он приносит богатство,

достаток.

Крест берег людей от злых сил.

Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им

счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.

Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Воспитатель: Поверх сорочки надевали сарафан.

Они были шелковыми,

ситцевыми, суконными, парчовыми. Украшали сарафан вышивкой, цветными

полосками,

лентами,

тесьмой,

бахромой. И

обязательно

подвязывались

поясом. На голову надевали платок или кокошник.

В национальной одежде

русских

было

использовано

много

цветов,

она

была

повседневной

и

2

нарядной. Любимым цветом был красный – красивый. Носили и белую

одежду в сочетаниях желтого, зеленого, синего цветов. Каждый цвет в одежде

обозначает что-то свое: красный - благополучие, хорошую жизнь; желтый -

тепло и ласку; синий - радость; черный - богатство.

Такой

яркий

цвет

одежды

выражал

жизнерадостный

характер

русского

народа. Одежда украшалась вышивкой, бисером, блестками, аппликацией.

Кукла: Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди.

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали.

Дети: Лапти.

Кукла Маша: Правильно, но у нас в Сибири мужчины носили сапоги, а

женщины – коты (кожаные галоши), а зимой валенки.

Физминутка

Игра «Весёлая карусель»

Становитесь скорей вокруг карусели, да держитесь крепче за ленточки.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!

Воспитатель: - Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка,

Покажи, что прячешь?

А прячет он пояски и ленточки.

-Дети, вы сегодня познакомились с русскими костюмами. Но и мальчикам и

девочкам, не достает в одежде небольшого, но важного элемента.

Какого элемента не хватает? (поясов и ленточек).

3

- Давайте подойдем к столам. Я предлагаю мальчикам украсить головные

повязки для девочек, а девочка приготовить подарки для мальчиков – пояски.

На столе расположены заготовки для поясков и ленточек, а также

разноцветные детали из бумаги.

- Каждый мастер должен придумать свой неповторимый узор. Аппликацию

из квадратов будете выполнять мозаикой.

Под русскую народную мелодию дети выполняют аппликацию.

Кукла Маша : - Красны девицы, да добры молодцы: делу время – потехе час.

Поскорее выходите и работу покажите.

Дети встают полукругом, в руках изделия. Обмениваются подарками.

Итог:

Воспитатель: - Не дорог подарок, дорога любовь.

Дети надевают пояса и повязки.

Замечательные получились у вас наряды, глаз не отвести!

4



В раздел образования