Напоминание

Фольклор в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Некрасова Елена Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 55
Населённый пункт: г Калининграда
Наименование материала: Дидактическая роль малых жанровых форм фольклора на развитие личности ребенка, их влияние на речевое и интеллектуальное развитие детей с ОВЗ
Тема: Фольклор в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая роль малых жанровых форм фольклора

на развитие личности ребенка, их влияние на речевое и

интеллектуальное развитие детей с ОВЗ

Учитель-логопед

МАДОУ города Калининграда

детский сад №55

Некрасова Елена Борисовна

Слово

«фольклор»

в

буквальном

переводе

с

английского

означает

народная мудрость. Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие

и особое отношение к фольклорным текстам. Уникальность малых жанровых

форм фольклора позволяет развивать речь детей, начиная с раннего возраста,

по

двум

направлениям:

совершенствование

понимания

речи

взрослых

и

формирование собственной активной речи.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные

дидактические

возможности. По

мнению

К.

Ушинского,

знакомство

с

народными

произведениями

обогащает

чувства

и

речь

детей,

формирует

отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем

развитии.

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического

творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной

силой и красотой. И конечно, он не может оставить никого равнодушным!

Детский фольклор соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и

живет по своим законам, в соответствии со своим видением природы и

человеческих

отношений. Именно

фольклорные

произведения,

одними

из

первых, учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому;

активно защищать слабых; проявлять заботу, великодушие к природе.

Произведения русского фольклора дают детям уроки на всю жизнь:

уроки

физической

и

нравственной

чистоплотности,

дружбы,

теплоты

в

отношениях,

взаимопомощь.

Любовью

пронизаны

все

колыбельные

песенки, пестушки, потешки.

Фольклор

формирует

у

ребенка

чувство

принадлежности

к

своему

народу,

его

культуре,

чувство

родного

языка.

Он

открывается

тому,

кто

добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это

свойственно

детям.

Поэтому

они

так

трепетно

откликаются

на

поэтику

фольклора.

Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников,

особенно детей, имеющих особые возможности здоровья (далее ОВЗ).

Произведения малых

жанровых

форм

фольклора доступны для

их понимания. К родному языку ребенок привыкает постепенно. Сначала он с

удовольствием

слушает

колыбельную,

которую

напевает

мама;

радуется

любимой песенке-потешке.

Испытывая

затруднения

в понимании смысла

слов,

ребенок

с

ОВЗ внимательно

следит

за

интонацией,

с

которой

они

произносятся, так

как особый

ритм,

сама

музыка

слов облегчает

речевое

восприятие.

Народное

творчество

выполняет

воспитательно-образовательную

функцию, что немаловажно в воспитании детей, у которых с большими

трудностями

формируются

нравственные

категории; кроме

того

малые

формы способствуют развитию памяти: в произведениях устного народного

творчества

встречается

много

повторов,

это

помогает дошкольникам

с

ОВЗ лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание. Богатейшим

материалом,

основой

для

игр,

развивающих

коммуникативные

навыки,

развивающих

речь

во

всех

её

аспектах,

является

русский

народный

фольклор.

Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с

большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова

в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других

людей,

но

сами

затрудняются

говорить,

словарный

запас

их

беден,

наблюдаются

дефекты

звукопроизношения,

по различным

анатомическим

или артикуляторным причинам (недоразвития языка или голосовых связок,

неправильного

расположения

зубов,

прикуса и

пр.) Как

правило, уровень

психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

П е р е с ка з

п р о и з в ед е н и й

( о с о бе н н о

п о в е с т в о в а т е л ь н о г о

характера) п р а к т и ч е с к и

н е в о з м о ж е н

д л я д е т е й

с

ОВЗ, дошкольники испытывают трудности в составлении рассказа по серии

картин;

многим

детям

не

удается

выполнить

задание

на

составление

творческого рассказа, рассказа-описания.

Фольклор, как дидактическое средство, помогает развивать, во-первых,

детей с

О В З эмоционально,

интеллектуально,

н р а в с т в е н н о ,

эстетически, и, во-вторых, воспитывает любовь к родному краю и родному

языку. Это

направление

в

своей

основе

расширяет

опыт

первоначальной

ориентировки детей в окружающем мире и способствует познавательной

деятельности. Произведения

малых

народных

форм обучают,

развивают

ребенка с ОВЗ без утомления, забавляя и развлекая его.

Материал фольклора можно использовать в работе с детьми с ОВЗ во

время оздоровления организма, к а к

л е к с и ч е с к и й

материал при самостоятельном выполнении, например, массажа кистей рук и

ступней,

артикуляционных

упражнений,

а

также

воздействии на

биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Произведения народного

творчества,

особенно

малые

формы,

влияют

на

развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат,

фонематический слух, автоматизацию звуков, давая образцы для составления

описательных и повествовательных рассказов и др.

Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и

положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные

игры, потешки, считалки. Все дети любят показывать «как сорока-ворона

кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки».

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок,

считалок

эффективное

средство

педагогического

воздействия,

хорошее

«лекарство»

против

лени,

трусости,

упрямства,

капризов,

эгоизма. Для

развития речи ребенка с ОВЗ следует шире использовать фольклор во всех

е г о

ф о р м а х .

Д л я

д о ш к о л ь н и к о в

э т о ,

п р е ж д е

в с е г о ,

сказки, заклички, потешки, загадки.

В последние годы возрастает интерес к фольклористике, возрождаются

лучшие

образцы

народной

педагогики.

Нормативными

документами

подтверждается необходимость использования фольклора в развитии речи

детей с раннего дошкольного возраста. Овладение родным языком является

одним

из

самых

важных

приобретений

ребенка

в

дошкольном

детстве.

Именно

дошкольное

детство

особенно

сенситивно

к

усвоению

речи.

В.А.Сухомлинский

считал,

что

сказки,

песенки, потешки,

являются

незаменимым

средством

пробуждения

познавательной

активности,

самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка. С помощью малых

форм фольклора дети с ОВЗ (а у этой категории детей очень часто страдает

просодическая

сторона

речи) учатся

выражать

ту

или

иную

интонацию:

огорчение, нежность и ласку.

Произведения народного

поэтического

творчества

воздействует

на

воображение,

вызывают

душевный

отклик,

пробуждают

чувство

сопричастности

к

происходящему.

Описываемая

ситуация

создается

в

воображении

ребенка

посредством

художественного

слова,

что

особенно

вызывает затруднения у детей с ОВЗ.

В

устном

народном

творчестве,

как

нигде

больше, сохранились

особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,

представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Все

это

мы

можем

увидеть

в

русских

народных

сказках.

Именно

они

являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста

развитию речи.

Народные

песни,

хороводы,

игры

с

пением

также

широко

и с п о л ь з у ю т с я ,

п о с к о л ь к у

п о з в о л я ю т

в к л ю ч а т ь

д е т е й

в

самостоятельную музыкальную,

речевую

и

игровую

деятельность.

В

произведениях

устного

народного

творчества

изобилие

слов-признаков

предметов, слов-действий, образных

сравнений,

множество

синонимов,

антонимов и т.п.

Фольклорные

произведения

содержат

много

красочных

и

ярких

словесных

картинок,

что

позволяет

обогащать

детский

словарный

запас.

Частое

прослушивание

их

помогают

усвоить

новые

формы

слов,

обозначающих

предметы.

Накопление

подобных

речевых

образцов

в

дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям.

Работая

с

детьми с

ОВЗ, важно

организовать

режимные

моменты,

вытекающие

из

объективных

предпосылок детей

дошкольного

возраста.

В этом педагогу м о г у т

п ом оч ь потешки,

прибаутки,

колыбельные

создававшиеся

русским

народом

и

впитавшие

в

себя

всю

его

мудрость,

доброту,

любовью. Их

назначение

разнообразно.

Поэтому

каждый

воспитатель может применить такие произведения на протяжении всего дня в

любом режимном процессе. Использование фольклорных произведений в

работе создает предпосылки для интенсивного развития понимания речи и

расширения практического опыта у детей с ОВЗ. И что особенно важно,

малые фольклорные жанры, помогают не только педагогу в работе, но и его

воспитанникам.

Пословица

краткое

народное

изречение

с

назидательным

содержанием,

народный

афоризм

«Войти

в

пословицу»

стать

общеизвестным благодаря своей характерности. Так, многие строки басен

И.А.Крылова

вошли

в

пословицу.

Поговорка

краткое

устойчивое

выражение,

преимущественно

образное,

не

составляющее,

в

отличие

от

поговорки,

законченного

высказывания

(С.И.Ожегов,

Н.Ю.Шведова,

Толковый словарь русского языка).

Чем отличается пословица от поговорки? В общем случае, пословица

учит

людей,

в

ней

скрыт

глубокий

смысл.

Поговорка

является

метким

замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните:

«делу время, потехе час» — пословица, «час от часу не легче» — поговорка.

Пословицы

и

поговорки

— особый

жанр произведений устного

творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт

человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны

природные

явления. Но

ино сказательно сть

и

а л л е г о р и ч н о с т ь

содержания п о с л о в и ц

и

п о г о в о р о к н е

в с е г д а

понятным дошкольникам, а особенно детям с ОВЗ.

Пословицы

представляют

для педагога интерес

не

только

как

иллюстративный

дидактический

материал

для

развития

речи,

но

и

как

средство

развития

кругозора

детей,

их

нравственного

самосознания.

Это связано с особенностями пословиц, о которых пишет Л. А. Введенская:

«Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его

деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает  и обо

всем

имеет

свое

собственное,

народное

конечное

суждение.

Народная

позиция в пословицах и поговорках всегда четкая, иногда даже категоричная,

часто с иронией: Думай двояко, а делай одинако. Думал, думал – жить нельзя,

пораздумал – можно. Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем».

Особенно значимыми в этом отношении представляются пословицы, в

краткой

афористической

форме

передающие

точку

зрения

народа

на

основные вопросы бытия. В основном пословицы носят наднациональный

характер,

отражают

общие

законы

природы,

в

том

числе

человеческой,

предписывают определенные правила поведения.

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а

затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года,

о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ». К

каждой

пословице

необходимо

пояснение,

что

они

означают,

как

их

понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Особенно сложно дается дошкольникам (в том числе с ОВЗ) понимание

пословиц и поговорок религиозного содержания (Метать бисер перед

свиньями; Начал за здравие, окончил за упокой; Бог не выдаст, свинья не

съест; Страшен сон, да милостив бог; С богом начинай, руками кончай; На

бога надейся, а сам не плошай! Бог-то Бог, да и сам не будь плох! Только

ангелы с неба не просят хлеба

).

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки

в

детских

садах,

содержится

в

работах

педагогов

по

дошкольному

воспитанию

советского

периода

А.М. Леушиной,

А.П.Усовой

и

других

 учёных. А.М. Леушина  совершено справедливо считала пословицы одним из

необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины,

песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди

детей.

Они

раскрывают

детям

богатство

ума

русского

народа,

его

гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир,

быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной

речи».

Детям с ОВЗ пословицы всегда надо давать с пояснениями, предварив

объяснение развернутой словарной работой. Следует предлагать детям самим

подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,

  когда говорят:

«Мастер на все руки!» Естественно,   что до ребёнка–дошкольника доходит

лишь

внешний

смысл

пословицы;

переносный

смысл,

связанный

с

глубокой моралью,

часто

остаётся

ещё

недоступным

даже

старшему

дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки

возить» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин,

загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного

творчества,

способствует

развитию

речи

и

развивает

умение

ясно

формулировать свою мысль.

Пословицы

обладают

большим

дидактическим

и

воспитательным

п о т е н ц и а л а м и

и

м о г у т

у с п е ш н о

и с п о л ь з о в а т ь с я

в

качестве лексического материала

для

работы

по

развитию

речи

и

коммуникативной культуры, особенно у детей с ОВЗ. Кроме того, пословицы,

несомненно,  являются эффективным занимательным языковым материалом,

использование

которого

способно

повысить

интерес

к

русскому

языку,

оказать

воспитательное

воздействие

на

морально-нравственные

качества

личности,

активизировать

познавательную

деятельность,

формировать

уважение к родному языку, культуре и истории России.

Языком фольклора до сознания ребенка с ОВЗ можно донести самые

сложные истины. Фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не

допускает равнодушия, поэтому открывается не каждому, а лишь тому, кто

добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Что,

собственно, и свойственно детям. А вот задача педагога – суметь донести

дидактическое содержание малых форм до сознания и души ребенка, будь то

дошкольник с особыми возможностями здоровья, инвалид или его нормально

развивающийся сверстник.

Теория,

практика

дошкольной

педагогики

подчеркивают

высокие

педагогические возможности русского фольклора.

Малые

формы

фольклора

можно

смело

применять

как

прекрасный

образец различных средств художественной выразительности. Фольклорные

произведения

дают

большую

возможность

обогащения

чувств ребенка с

ОВЗ, его речи,

позволяют

сформировать его правильное

отношение

к

окружающему миру.

Использование

произведений

малых

жанров

русского

народного

фольклора в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как показывает

практика, повышает уровень развития творческого мышления, всесторонне

развивает

ребенка

с

ОВЗ

как

личность,

расширяет

кругозор,

а

также

способствует развитию познавательных способностей и активизации речи.

Литература.

1. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное

воспитание. – 2004. – № 9.

2. Гурович Л., Пирадова В. Открыть перед ребенком мир словесного

искусства// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8.

3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2003.

616 с.

4.

Живая

вода.

Сборник

русских

народных

песен,

сказок,

пословиц /Сост.В.П. Аникина. – М: Детская литература, 1975.

5. Илькова А.

П.

Педагогические

условия

включения

пословиц

и

п о г о в о р о к

в

с и с т е м у

р а з в и в а ю щ е й

р е ч е в о й

р а б о т ы

с

дошкольниками / Приднестр. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. М., 2001. 72 с.

6. Мокиенко В.

М. В

глубь поговорки:

Рассказы

о

происхождении

крылатых

слов

и

образных

выражений. Изд-е 3-е, перераб.

СПб.: Авалон;

Азбука-классика, 2005. 256 с.

7. Никитина

М.А.

Фольклор

в

эстетическом

и

нравственном

воспитании школьников. – Минск, 2002.

8. Соболев А. И. Народные пословицы и поговорки. М., 1961. 420 с.

9. Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки. – М.: Детская

литература, 1988.

10. Усова

А.П.

Русское

народное

творчество

в

детском

саду.

М.:

Просвещение, 1999.

11. Флерина Е.А.

Эстетическое

воспитание

дошкольников.

-

М.:

Мозаика-Синтез 2004. 10.Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А., Основы народного

искусства. – М.: Просвещение, 2014.

Уважаемая Елена Валерьевна!

2020.04.20

Клайпеда



В раздел образования