Автор: Ванян Арина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия 87 имени Героя Советского Союза Емельяна Герасименко
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Эффективная работа над словарными словами на уроках русского языка.
Раздел: начальное образование
Эффективная работа над
словарными словами на
уроках русского языка.
Выполнила:
Ванян Арина Владимировна
учитель начальных классов
МОУ гимназия 87
имени Героя Советского Союза
Емельяна Герасименко
Цели работы над словарными словами
•
развитие памяти у младших
школьников;
•
развитие познавательного интереса к
урокам русского языка;
•
формирование орфографической
зоркости;
•
использование нетрадиционных
методов, приёмов словарной работы на
уроках русского языка в начальной
школе.
Задачи:
расширить словарный запас младших
школьников;
развивать у учащихся познавательную
активность, творческое мышление,
самостоятельность, интеллектуальность,
а также коммуникативные умения (при
работе в паре, группе);
повысить мотивацию к изучению
словарных слов, к их безошибочному
написанию;
Открытый урок :
«Слово о словах»
Целью данного урока является
развитие интереса взрослых и детей к
родному языку, внимательного
отношения к слову.
Открытый урок представлен в форме
урока-исследования.
Универсальные учебные действия:
•
личностные:
развитие чувства сопричастности своей
Родине, народу и истории, воспитание гордости за них
развитие познавательных интересов;
•
познавательные:
формирование познавательной
цели, осознанное построение речевого высказывания в
устной форме, использование словарей для поиска
информации по заданной теме;
•
коммуникативные:
умение работать в группе,
планирование сотрудничества, умение выражать свою
позицию в соответствии с нормами русского языка;
•
регулятивные:
умение принимать и сохранять
учебную задачу, планировать свои действия, прилагать
волевые усилия для достижения конечного результата.
Оборудование для учителя
Макет «паспорта» слова, скан-копия
страниц паспорта.
Оборудование для учеников
Толковые словари, этимологические
словари, макет «паспорта» слова, листы
формата А5,цветные ручки и
карандаши.
Ход урока:
1.
Мобилизующий этап
2.
Формулирование учащимися темы и
цели урока
3.
Погружение в тему
урока(содержание паспорта слова)
4.
Групповая творческая работа
(составление паспорта слова)
5.
Презентация паспорта слова
6.
Итог урока. Рефлексия
1.Мобилизующий этап
Составьте слово
« ра –ли - ту – те - ра»
Ассоциация со словом «литература»
-имена существительные
-имена прилагательные
-глаголы
-наречия
2.Формулирование учащимися темы и
цели урока
Вставьте в половицы пропущенные
слова.
…не воробей, вылетит - не поймаешь.
…пуще стрелы разит .
Тема: Слово о…
Цель:
-учиться находить информацию о …
-учиться точно употреблять слова в
устной и письменной …
3.Погружение в тему урока:
•
инсценировка русской народной
сказки «Каша из топора»
•
работа с текстом (найти словарные
слова)
3.Содержание паспорта слова:
•
Имя
•
Пол
•
Место рождения
•
Место жительства
•
Дети
•
Воинская обязанность
•
Фотография
•
(рисунок к слову)
•
( в литературных произведениях)
•
(однокоренные слова)
•
(ассоциативный ряд)
•
(толкование)
•
(этимология)
•
(морфологические признаки)
3.Содержание паспорта слова:
•
Имя (толкование)
•
Пол(морфологические признаки)
•
Место рождения (этимология)
•
Место жительства( в
литературных произведениях)
•
Дети (однокоренные слова)
•
Воинская обязанность
(ассоциативный ряд)
•
Фотография(рисунок к слову)
3.Содержание паспорта слова:
•
Имя (в форме загадок, ребусов)
Кланяется, кланяется,
Придет домой- растянется.
3.Содержание паспорта слова:
•
Пол(морфологические признаки)
Часть речи слова топор — имя существительное
Начальная форма: топор (именительный падеж
единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное,
неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж,
единственное число.
Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения,
смотрите по контексту.
3.Содержание паспорта слова:
•
Пол(морфологические признаки;
звуковой анализ слова)
3.Содержание паспорта слова
•
Место рождения
•
(этимология)
3.Содержание паспорта слова
•
Место жительства(в
литературных произведениях)
3.Содержание паспорта слова:
Дети (однокоренные слова)
3.Содержание паспорта слова:
•
Воинская обязанность
(ассоциативный ряд)
Со словом «топор» ассоциируются
слова
дрова рубить дерево лес
инструмент дровосек колоть
острый каша
3.Содержание паспорта слова:
•
Фотография(рисунок)
4.Групповая творческая работа
(составление паспорта слова)
4.Групповая творческая работа
(составление паспорта слова)
Приём
«Словарный пазл»
Солдат
– от итальянского слова
«сольдо» - название монеты и «жалование». Человек, получивший «сольдо», т. е.
жалование, называется
сольдато.
С –спасибо Д- дорога
О –обед Е-
Л – лопата Р- работа
Д – деревня Е-
А -адрес В -весело
Т- товарищ Н- народ
Я- язык
«Энциклопедия одного
слова»
Лексическое значение слова
Слова-родственники
Слова-друзья
Слова-враги
Слово в русском фольклоре
Слово в моём творчестве.
Слово в рисунках.
4.Групповая творческая работа
(составление паспорта слова)
Метод проектов
«Энциклопедия одного слова»
4.Групповая творческая работа
Метод проектов
Метод зрительных
ассоциаций
у
ч
у ч Е н и к
н
и
е
Изобразить
словарное слово,
объединенное с
ассоциативным
образом (рисунок
и/или пересечение
слов через
сомнительную
орфограмму).