Автор: Левачкова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №141" Советского района
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чередование согласных в корне слова"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка 3 класс
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Чередование согласных звуков в корне слова»
Основная цель:
1) сформировать представление о понятии «чередование
согласных в корне», умение находить эти
согласные;
2) тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.
3)формирование умения составлять план.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:
анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Эталон однокоренных слов.
Ход урока:
1.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы;
2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;
3) определить содержательные рамки урока: чередование согласных звуков в корне слова.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске «рассыпавшаяся» пословица - под вода камень не лежачий течет.
-Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её.
-Как вы понимаете её смысл? (Под лежачий камень вода не течет.)
-Какое
отношение
данная
пословица
имеет
к
нашему
уроку?
(
Мы
должны
предпринимать
определенные действия, чтобы получить знания).
-Какие два шага мы выполняем, для открытия необходимых нам знаний?
-Какой настрой вам понадобится на уроке? (положительный.)
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию;
3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение;
4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация представлений об однокоренных словах.
- Для минутки чистописания я выбрала эту пословицу. Запишите ее в тетрадях по чистописанию.
-Подчеркните знакомые орфограммы. (Фронтальная работа с комментированием)
-Подберите к прилагательному лежачий однокоренные слова.
-Вспомните существенные признаки однокоренных слов (Имеют общее смысловое значение, написание
корня совпадает).
Каким эталоном вы воспользовались? (Эталоном однокоренных слов)
-Какая цепочка слов у вас получилась?
Один учащийся записывает слова на доске без комментирования, остальные учащиеся работают в
тетрадях. Проверка организуется фронтально. В случае выявления ошибок проводится коррекционная
работа.
Среди группы слов найдите однокоренные слова слову год. Выделите корень.
Годик, погода, пригодится, негодный, година, годовой, новогдний.
Проверка проводится фронтально с комментированием.
В данных словах выдели корень.
Свет, свеча, освещение.
– Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Понятие однокоренных слов, умение выделять корень в
словах)
- Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие).
Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам известно, а что нет)
4) Задание для пробного действия.
Подчеркни чередующиеся согласные в словах свет, свеча, освещение.
- Кто смог выполнить задание?
- Что вы не смогли сделать?
Я не могу утверждать, что выделил эти согласные правильно.
-Почему у вас возникло затруднение?
Я не знаю правила чередования согласных в корне слов.
- Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).
Организация учебного процесса на этапе 3:
-Какое задание выполняли? (Подчеркивали чередующиеся согласные)
- Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? ( Раньше все корни были одинаковые)
- Почему возникло затруднение? ( Мы не знаем понятия чередующиеся согласные)
- Значит, чему вы должны научиться, поставьте перед собой цель. (Мы должны узнать правило
чередования согласных.
- Назовите тему урока. (Чередующиеся согласные в корне слов.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) учащиеся ставят цель проекта: определить понятие чередующиеся согласные в корне слова;
2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
3) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
5)формировать умения составлять план для достижения учебной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Прежде, чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель).
- Сформулируйте цель своей деятельности. (Составить план нахождения чередующихся согласных в
корне).
- Уточните тему урока. Проверьте, правильно ли вы сформулировали её вначале.
- Что вам может помочь в достижении цели? (Понятие однокоренные слова.)
- Давайте составим план преодоления затруднения: (пункты плана «рассыпаны» на доске, внимательно
прочитайте их, проанализируйте и восстановите план.)
Сделать вывод.
Дополнить эталон.
Рассмотреть имеющийся эталон.
Проанализировать данные корни слов.
5 . Реализация построенного проекта.
Цель:
1)
организовать
коммуникативное
взаимодействие
с
целью
реализации
построенного
проекта,
направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать согласование способов и фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с
помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Открывать новый способ вы будите в группах. Но сначала давайте вспомним основные правила
работы в группе: «Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен
высказаться».
На работу в группах отводится 5 минут.
- Представьте свои результаты. Объясните свои действия. (У доски отвечают по одному представителю
от группы).
- Обобщая результаты, учитель фиксирует на доске алгоритм
- Выполните в группах первый и второй пункты плана.
-Какие результаты получились? (Все слова однокоренные, но написание их разное)
-Какие шаги осталось выполнить? Сделать вывод, дополнить эталон.
-Что вы наблюдаете? Звуки заменяются/чередуются.
-Значит, как мы можем назвать такие звуки?
-Что мы наблюдаем в корне слов? (Чередование согласных звуков.)
- Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (В учебнике посмотреть.)
Откройте учебник на стр.33.Прочитайте правило. Верно ли ваше рассуждение?
-Что вам позволяет делать новое знание? (Находить чередующиеся согласные в корне слов.
Образовывать новые однокоренные слова.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Задания выполняются с комментированием способов действий в громкой речи
1)Фронтальная работа:
Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу.
Сады, сажать, рассада…..
Река, речка, речной….
2) Работа в парах:
Пух, пуховый…
Друг, дружок…
7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять чередующиеся согласные
Организация учебного процесса на этапе 7:
Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные.
Снег,снежок, снегирь.
- Проверьте свою работу по эталону для самопроверки.
- У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, обведите её
зелёной ручкой.
- Почему в этом месте вы допустили ошибку? Над чем надо поработать?
- У кого получился такой же ответ, как на доске – поставьте себе «+».
- Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) повторить правило чередования согласных в корне слова;
2) тренировать орфографическую зоркость.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Прочитайте текст.
По узкой тропинке
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
-О чем говорится в тексте?
-Как автор назвал семейку?
-Почему именно войско?
-Как шагает эта семейка?
-Что значит шагать гуськом?
-Найдите знакомые вам орфограммы. Объясните их.
-Укажите однокоренные слова, выделите корень.
-Подготовьтесь писать текст по памяти.
-Проверьте вашу работу, открыв учебник на стр.34
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;
3)
зафиксировать
неразрешенные
затруднения,
если
они
есть,
как
направления
будущей
учебной
деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель мы ставили перед собой сегодня ? Достигли вы цели ? Докажите.
- Давайте вернемся к шагам учебной деятельности.
- Кому не удалось сегодня самому сделать открытие?
-Какова ваша цель?
- Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.
-Какую вы поставите цель перед собой?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя лестницу успеха.
Домашнее задание: повторить правило о чередовании согласных, выполнить упр.45.