Напоминание

"Чередование согласных в корне слова"


Автор: Левачкова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №141" Советского района
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чередование согласных в корне слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка 3 класс

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Чередование согласных звуков в корне слова»

Основная цель:

1) сформировать представление о понятии «чередование

согласных в корне», умение находить эти

согласные;

2) тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.

3)формирование умения составлять план.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Эталон однокоренных слов.

Ход урока:

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

3) определить содержательные рамки урока: чередование согласных звуков в корне слова.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске «рассыпавшаяся» пословица - под вода камень не лежачий течет.

-Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её.

-Как вы понимаете её смысл? (Под лежачий камень вода не течет.)

-Какое

отношение

данная

пословица

имеет

к

нашему

уроку?

(

Мы

должны

предпринимать

определенные действия, чтобы получить знания).

-Какие два шага мы выполняем, для открытия необходимых нам знаний?

-Какой настрой вам понадобится на уроке? (положительный.)

-Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию;

3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация представлений об однокоренных словах.

- Для минутки чистописания я выбрала эту пословицу. Запишите ее в тетрадях по чистописанию.

-Подчеркните знакомые орфограммы. (Фронтальная работа с комментированием)

-Подберите к прилагательному лежачий однокоренные слова.

-Вспомните существенные признаки однокоренных слов (Имеют общее смысловое значение, написание

корня совпадает).

Каким эталоном вы воспользовались? (Эталоном однокоренных слов)

-Какая цепочка слов у вас получилась?

Один учащийся записывает слова на доске без комментирования, остальные учащиеся работают в

тетрадях. Проверка организуется фронтально. В случае выявления ошибок проводится коррекционная

работа.

Среди группы слов найдите однокоренные слова слову год. Выделите корень.

Годик, погода, пригодится, негодный, година, годовой, новогдний.

Проверка проводится фронтально с комментированием.

В данных словах выдели корень.

Свет, свеча, освещение.

– Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Понятие однокоренных слов, умение выделять корень в

словах)

- Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие).

Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам известно, а что нет)

4) Задание для пробного действия.

Подчеркни чередующиеся согласные в словах свет, свеча, освещение.

- Кто смог выполнить задание?

- Что вы не смогли сделать?

Я не могу утверждать, что выделил эти согласные правильно.

-Почему у вас возникло затруднение?

Я не знаю правила чередования согласных в корне слов.

- Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

Организация учебного процесса на этапе 3:

-Какое задание выполняли? (Подчеркивали чередующиеся согласные)

- Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? ( Раньше все корни были одинаковые)

- Почему возникло затруднение? ( Мы не знаем понятия чередующиеся согласные)

- Значит, чему вы должны научиться, поставьте перед собой цель. (Мы должны узнать правило

чередования согласных.

- Назовите тему урока. (Чередующиеся согласные в корне слов.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) учащиеся ставят цель проекта: определить понятие чередующиеся согласные в корне слова;

2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

3) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

5)формировать умения составлять план для достижения учебной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Прежде, чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель).

- Сформулируйте цель своей деятельности. (Составить план нахождения чередующихся согласных в

корне).

- Уточните тему урока. Проверьте, правильно ли вы сформулировали её вначале.

- Что вам может помочь в достижении цели? (Понятие однокоренные слова.)

- Давайте составим план преодоления затруднения: (пункты плана «рассыпаны» на доске, внимательно

прочитайте их, проанализируйте и восстановите план.)

Сделать вывод.

Дополнить эталон.

Рассмотреть имеющийся эталон.

Проанализировать данные корни слов.

5 . Реализация построенного проекта.

Цель:

1)

организовать

коммуникативное

взаимодействие

с

целью

реализации

построенного

проекта,

направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать согласование способов и фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с

помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Открывать новый способ вы будите в группах. Но сначала давайте вспомним основные правила

работы в группе: «Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен

высказаться».

На работу в группах отводится 5 минут.

- Представьте свои результаты. Объясните свои действия. (У доски отвечают по одному представителю

от группы).

- Обобщая результаты, учитель фиксирует на доске алгоритм

- Выполните в группах первый и второй пункты плана.

-Какие результаты получились? (Все слова однокоренные, но написание их разное)

-Какие шаги осталось выполнить? Сделать вывод, дополнить эталон.

-Что вы наблюдаете? Звуки заменяются/чередуются.

-Значит, как мы можем назвать такие звуки?

-Что мы наблюдаем в корне слов? (Чередование согласных звуков.)

- Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (В учебнике посмотреть.)

Откройте учебник на стр.33.Прочитайте правило. Верно ли ваше рассуждение?

-Что вам позволяет делать новое знание? (Находить чередующиеся согласные в корне слов.

Образовывать новые однокоренные слова.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Задания выполняются с комментированием способов действий в громкой речи

1)Фронтальная работа:

Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу.

Сады, сажать, рассада…..

Река, речка, речной….

2) Работа в парах:

Пух, пуховый…

Друг, дружок…

7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять чередующиеся согласные

Организация учебного процесса на этапе 7:

Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные.

Снег,снежок, снегирь.

- Проверьте свою работу по эталону для самопроверки.

- У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, обведите её

зелёной ручкой.

- Почему в этом месте вы допустили ошибку? Над чем надо поработать?

- У кого получился такой же ответ, как на доске – поставьте себе «+».

- Молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) повторить правило чередования согласных в корне слова;

2) тренировать орфографическую зоркость.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Прочитайте текст.

По узкой тропинке

Гусиным шажком

Гусиное войско

Шагает гуськом.

-О чем говорится в тексте?

-Как автор назвал семейку?

-Почему именно войско?

-Как шагает эта семейка?

-Что значит шагать гуськом?

-Найдите знакомые вам орфограммы. Объясните их.

-Укажите однокоренные слова, выделите корень.

-Подготовьтесь писать текст по памяти.

-Проверьте вашу работу, открыв учебник на стр.34

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;

3)

зафиксировать

неразрешенные

затруднения,

если

они

есть,

как

направления

будущей

учебной

деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Какую цель мы ставили перед собой сегодня ? Достигли вы цели ? Докажите.

- Давайте вернемся к шагам учебной деятельности.

- Кому не удалось сегодня самому сделать открытие?

-Какова ваша цель?

- Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.

-Какую вы поставите цель перед собой?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя лестницу успеха.

Домашнее задание: повторить правило о чередовании согласных, выполнить упр.45.



В раздел образования