Автор: Загидова Барият Магомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6" имени Героя России Омарова М.О.
Населённый пункт: РД, г. Каспийск
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классах"
Раздел: среднее образование
Загидова Барият Магомедовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ№6» г. Каспийска РД.
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы
в 5 классе.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и
учесть при этом новые требования ФГОС?
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную
интеллектуальную деятельность);
2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме
«вспомнить → узнать → научиться»);
3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует
возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой
учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно;
4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;
6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он
узнал и чему научился на уроке).
Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и
литературы в условиях введения ФГОС:
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность
учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление
учащихся, настроение детей)
в центре внимания урока — дети
Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и
литературы.
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая
подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее
применения в реальной жизни.
От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед
классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)
К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих
учеников
Ученик - живой участник образовательного процесса.
Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:
Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание
должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм,
закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке
может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной
цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема
должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее
разрешение привело к задуманному результату.
Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована,
начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается
самостоятельная работа учащихся.
Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-
первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила,
алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи
учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники
получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы,
в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки
нового знания.
Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется
основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается
самостоятельная работа учащихся.
Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-
первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила,
алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи
учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие
источники получения учениками необходимых новых сведений для
решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа,
вывода, формулировки нового знания.
Создание проблемных ситуаций
1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом
НАПИШИТЕ?
2) НАПИСАТЬ – I спряжения
3) НАПИШЕТЕ – будущее время
4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба
5) определить морфемный состав форм глагола:
напи´ш - ЕТЕ
напиш – и´- ТЕ
2. Работа с текстом.
Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения
произведения.
Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас
возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения
произведения.
Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас
возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Инсерт (чтение с пометами)
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками
отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям,
что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать
более подробно. Маркировка производится с помощью специальных
значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько
различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает
большее количество информации, чем при обычной письменной работе,
помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых
блоков.
Синквейн
Один из приемов активизации познавательной активности учащихся
на уроке.
Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в
соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в
стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема
синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное
Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой
синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
А вот какие синквейны составили ученики 7 класса о героях повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба»:
Тарас Бульба
Великий, могучий,
Борется, преодолевает, страдает.
Им гордится всё Запорожье
Герой!
Андрий
Красивый и слабый,
Храбрится, влюбляется, предаёт.
Нельзя уважать таких людей.
Предатель.
Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского
языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что
она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все
нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы
знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей
Кроме
традиционных
видов
работы
по
развитию
речи
(выразительное
чтение
текста,
определение
основной
мысли,
сочинения,
изложения),
в
учебнике
предлагаются
и
другие
виды
работы:
работа
с
разными
видами
словарей;
редактирование
текста;
текстоведческий
анализ
текста
(тема,
основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена
на формирование всех видов речевой деятельности.
Учебник отвечает новым тенденциям в преподавании школьного курса
русского
языка
и
полностью
соответствует
нормам
и
требованиям,
предъявляемым
к
современной
учебной
книге.
Этот
учебник
отражает
образовательные потребности современной школы.