Напоминание

"Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классах"


Автор: Загидова Барият Магомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6" имени Героя России Омарова М.О.
Населённый пункт: РД, г. Каспийск
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классах"
Раздел: среднее образование





Назад




Загидова Барият Магомедовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ№6» г. Каспийска РД.

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы

в 5 классе.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и

учесть при этом новые требования ФГОС?

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную

интеллектуальную деятельность);

2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме

«вспомнить → узнать → научиться»);

3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует

возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой

учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно;

4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;

6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он

узнал и чему научился на уроке).

Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и

литературы в условиях введения ФГОС:

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность

учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сам

нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять

учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам

нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять

учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам

нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять

учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление

учащихся, настроение детей)

в центре внимания урока — дети

Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и

литературы.

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая

подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее

применения в реальной жизни.

От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед

классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)

К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих

учеников

Ученик - живой участник образовательного процесса.

Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:

Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание

должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм,

закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке

может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной

цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема

должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее

разрешение привело к задуманному результату.

Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована,

начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается

самостоятельная работа учащихся.

Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-

первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила,

алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи

учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники

получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы,

в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки

нового знания.

Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется

основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается

самостоятельная работа учащихся.

Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-

первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила,

алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи

учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие

источники получения учениками необходимых новых сведений для

решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа,

вывода, формулировки нового знания.

Создание проблемных ситуаций

1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом

НАПИШИТЕ?

2) НАПИСАТЬ – I спряжения

3) НАПИШЕТЕ – будущее время

4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба

5) определить морфемный состав форм глагола:

напи´ш - ЕТЕ

напиш – и´- ТЕ

2. Работа с текстом.

Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения

произведения.

Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас

возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения

произведения.

Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас

возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Инсерт (чтение с пометами)

Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками

отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям,

что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать

более подробно. Маркировка производится с помощью специальных

значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Кластер

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько

различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает

большее количество информации, чем при обычной письменной работе,

помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых

блоков.

Синквейн

Один из приемов активизации познавательной активности учащихся

на уроке.

Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в

соответствии с определенными правилами.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в

стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема

синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное

Синквейн (пять строк)

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой

синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

А вот какие синквейны составили ученики 7 класса о героях повести Н. В.

Гоголя «Тарас Бульба»:

Тарас Бульба

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье

Герой!

Андрий

Красивый и слабый,

Храбрится, влюбляется, предаёт.

Нельзя уважать таких людей.

Предатель.

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского

языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что

она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все

нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы

знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных

способностей

Кроме

традиционных

видов

работы

по

развитию

речи

(выразительное

чтение

текста,

определение

основной

мысли,

сочинения,

изложения),

в

учебнике

предлагаются

и

другие

виды

работы:

работа

с

разными

видами

словарей;

редактирование

текста;

текстоведческий

анализ

текста

(тема,

основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).

Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена

на формирование всех видов речевой деятельности.

Учебник отвечает новым тенденциям в преподавании школьного курса

русского

языка

и

полностью

соответствует

нормам

и

требованиям,

предъявляемым

к

современной

учебной

книге.

Этот

учебник

отражает

образовательные потребности современной школы.



В раздел образования