Напоминание

"Дорогами сказок"


Автор: Королева Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "Дорогами сказок"
Раздел: начальное образование





Назад




Ход занятия.

У: -Здравствуйте, ребята!

У: -Вы смелые?

У: -Вы умелые?

У: -А сказки вы любите?

У: - Вы их знаете?

У:

«Сказки

это

корабли

мысли,

странствующие

по

волнам

времени

и

бережно

несущие

свой

драгоценный

груз

от

поколения

к

поколению».

(Френсис Бэкон)

Знакомимся мы со сказками по-разному: сначала их рассказывают

родители,

мы

с

удовольствием

смотрим

сказки

по

телевизору,

а

позже,

научившись читать, зачитываемся ими сами

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Ведь в каждом доме есть книги и среди них обязательно найдутся сказки.

Дом без книги – день без солнца.

Сказки любят все, и даже взрослые. Сегодня мы пройдем по дорогам

сказок, побываем у сказки в гостях и проверим, как хорошо вы знаете их

героев!

Добро пожаловать в этот волшебный мир чудес и превращений! (звучит

музыка)

Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать ее не шутка!

Чтобы сказка от начала

Словно реченька журчала,

Чтоб в середке весь народ

От нее разинул рот,

Чтоб никто – ни стар, ни мал –

Под конец не задремал

И всегда ее узнал!!!

У: - Вы хотите поиграть? Чтобы сказки отгадать и героев всех узнать?

Д :-Хотим!

У: -Итак, начали! Вы уже получили жетончики, войдя в кабинет: красные и

синие?

Д: -Да!

У: -У кого красные – 1 команда, синие -2.

У: -Для начала придумайте себе названия команд. Желательно сказочное!

Придумали?

У: -Молодцы!

Игра «Дорогами сказок!»

У: -За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Перед вами

игровое поле, ходы по нему по принципу игры морского боя!

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

2

3

4

5

У: -Первой ходит команда, которая правильно и быстро ответит на вопрос:

«Какой кашей лиса угощала журавля в русской народной сказке «Лиса и

журавль»:

А) манной;

Б) овсяной;

В) гречневой;

Г) перловой.

Вопросы к игре:

Переход хода

Спой песенку Колобка

Отгадай загадку.

С буквами шагает в школу деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы в полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

Отгадай загадку.

Кто-то за кого-то ухватился крепко.

Ох! Никак не вытянуть, ох, - засела крепко!

Победит упрямицу дружный общий труд!

Кто засел там крепко? Может это … (Репка)

Блиц – вопросы

У: -Если команда ответила только на один вопрос правильно – 1 балл, два

правильных ответа – 2 балла

1.

На солнечной поляне стоит зеленый дом,

А в доме том зеленом живет веселый … (Гном)

2.

«Красная девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжело,

слезы льет бедняжка» (Снегурочка)

Отгадай загадку.

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала

Вот какая девочка, как она мала!

Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку! (Дюймовочка)

Отгадай загадку.

Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной мальчик-луковка знаком.

Он просто и недлинно зовется … (Чиполинно)

Блиц – вопросы

У: -Если команда ответила только на один вопрос правильно – 1 балл, два

правильных ответа – 2 балла

1.

Вдруг

из

маминой

из

спальни,

кривоногий

и

хромой,

выбегает

умывальник и качает головой. Кто это? (Мойдодыр)

2.

Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Наф-наф,

Нуф-нуф)

Отгадай загадку.

Он дружок зверям, а детям - он живое существо,

Но таких на белом свете больше нет ни одного,

Потому что он не птица, не тигренок, не лисица,

Не котенок не щенок, не волчонок, не сурок …

Эта милая мордашка, что зовется … (Чебурашка)

Переход хода

Волшебные слова

У: - Какие слова произносят в сказках, чтобы произошло волшебство?

Д: - Волшебные.

У:

-

А

из

каких

сказок

эти

волшебные

слова?

Отвечае

быстро,

по

поднятой руке.

«Крекс, фекс, пекс» - («Золотой ключик»)

«Сивка-Бурка, вещая каурка, встань пере до мной, как лист перед

травой » - («Сивка-Бурка»)

«По

щучьему

велению,

по

моему

хотению»

-

(«По

щучьему

велению»)

Из какой сказки слова:

«Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях …»?

(«Гуси - лебеди»)

Музыкальная пауза, необходимо узнать песню.

У:

-После

прослушивания

небольшого

отрывка,

нужно

угадать

название

песни, либо какой герой ее исполняет.

Из какой сказки слова:

«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы …»

(«Кот, лиса и петух»)

Ответь на вопрос.

У: -В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина строение в котором проживали

старик со старухой до появления золотой рыбки, называлось:

1.

Землянка

2.

Сарай

3.

Изба

4.

Терем

Из какой сказки слова:

«По щучьему велению, по моему хотению – ступайте, ведра, сами домой

…» («По щучьему велению»)

Взять 2-3 куклы и показать небольшую сценку из сказки

- Переход хода

Ответь на вопрос.

У: - В сказках часто встречается выражение: «Ложись спать …», а дальше?

(..утро вечера мудренее)

- «Что такое? Кто такой?»

У: - Догадайся, о чём (о ком) идёт речь.

Маленькая, волшебная, невидимая.

Сладкоежка, сочинитель, голова набита опилками.

Старинная, волшебная, жилище для джинна

Озорной, в меру упитанный, в самом расцвете сил.

Ответы: Шапка-невидимка , Винни-Пух, лампа, Карлсон.

Из какой сказки строки:

«Как услышите гром да стук, не пугайтесь, это в своей коробчонке к вам

спешу … » («Царевна - лягушка»)

Узнай мультфильм по фрагменту песни

У: -Сейчас вы просмотрите небольшой отрывок и вам нужно будет отгадать,

из какой он сказки.(«Бременские музыканты»)

В какую сказку вы попали:

Тили, тили, тили бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом! («Кошкин дом»)

В какой русской народной сказке есть такие слова:

«Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке …»?

(«Маша и медведь»)

«Угадай-ка!»

У: -По данным словам угадай название сказки.

1. Снег, разбойница, ворона, зеркало, роза, дружба.

2.Апельсины, уши, крокодил, телефонная будка, зоопарк.

Ответы: «Снежная королева», «Чебурашка»

Ответь на вопрос

В какой сказке А.С. Пушкина встречается цифра 33? («Сказка о царе

Салтане …»)

Ответь на вопрос

Какие сказочные чудеса покоряют время и пространство? (ковер-

самолет, сапоги-скороходы)

- -«Что же он сказал?»

У: -Перед тобой четверостишие, в котором сказочный герой говорит совсем

не те слова, что в сказке, из которой он родом. Твоя задача - вспомнить, что

он

говорил

на

самом

деле,

а

также

догадаться,

какому

произведению

принадлежат две последние строчки.

Алёнушка с Иванушкой у ямки стоит,

Алёнушка Иванушке вот что говорит:

- Как выскочу, как выпрыгну,

Пойдут клочки по закаулочкам.

Ответы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Заюшкина избушка»

- «Угадай-ка!»

У: -По данным словам угадай название сказки.

1.Воздушный шарик, пчёлы, мёд, кролик, поросёнок, ослик.

2. Лампа, джинн, перстень, злой волшебник, подземелье.

__________________________________________________________________

Ответы: «Винни-пух и все, все, все», «Сказка об Алладине»

5Б-«Что же он сказал?»

У: -Перед тобой четверостишие, в котором сказочный герой говорит

совсем

не

те

слова,

что

в

сказке,

из

которой

он

родом.

Твоя

задача -

вспомнить,

что

он

говорил

на

самом

деле,

а

также

догадаться,

какому

произведению принадлежат две последние строчки.

Емеля волшебную щуку поймал,

Щуке волшебной он приказал:

Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

— Не садись на пенёк,

Нё ешь пирожок.

Ответы: «По щучьему веленью»,

«Маша и медведь»

-«Путаница».

У: -Переставь местами буквы так, чтобы получились имена сказочных

героев.

1. РНГСЕУОАКЧ

1. ОЛКАЯШКП

2. йДМОРЫДО

2. ОУАЗКШЛ

Ответы: Снегурочка, Шапокляк, Мойдодыр, Золушка.

- «Узнай героя».

У: -Имена сказочных героев я нарочно «переврала». Попробуй узнать,

кого имела я в виду.

1

Замарашка.

Говорящее бревно.

Лилипут с пропеллером.

Непонимайка.

Черви-Пух.

2

.Миллиметровочка

Рыльчик.

Полоскин.

Скелетон.

Шаробок.

Ответы:

1

Золушка,

Буратино,

Карлсон,

Незнайка,

Винни-Пух.

2 Дюймовочка, Мойдодыр, Матроскин, Кощей, Колобок.

5Д- «Что такое? Кто такой?»

У: - Догадайся, о чём (о ком) идёт речь.

Волшебная, водоплавающая, исполняющая желания.

Маленькая, хрустальная, потерянная.

Актриса, воспитанная, голубоволосая.

Женский головной убор, красный, бархатный.

Ответы: 1. Карлсон, , Винни-Пух, лампа.

2 Золотая рыбка, туфелька, Мальвина, шапочка.

- «Расшифруй имя сказочного героя» «Ребус»

У: -Задания для команд одинаковые,

поэтому – будет выиграет тот, кто

первым справится. (см.приложение)

-«Найди героев сказки репка»

У: -Задание дается обеим командам, но сначала отвечает та команда,

которой

оно

выпало

это.

Если

она

не

справляется,

свои

силы

может

попробовать и вторая команда.(см.приложение)

У:-Сейчас мы с вами подведем промежуточные результаты и продолжим.

Результаты еще могут измениться! Вперед!!!

Викторина для команд. (Все задания для 2 команд)

1.

Угадай

из

каких

сказок

предметы. (задания

для

каждой

команды

см.приложение)

2.

Какая

это

сказка?

(узнать

по

иллюстрации,

по

две

для

каждой

команды) (см.приложение)

3. Загадки из сундучка.

У:-

Капитаны

каждой

команды

по

очереди

подходят

к

сундуку

и

вынимают

записку,

возвращаются

к

своим

командам

и

обсуждаете

ответ.

Какими словами обычно начинаются сказки? (жили-были)

Как

позвать

Сивку-Бурку?

(Сивка-Бурка,

вещая

каурка

встань

пере до мной как лист перед травой )

Какое мужское имя чаще всего дают героям сказок? (Иван)

Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

Кто в сказке вместо удочки использовал хвост? (Волк)

Кому принадлежат эти слова: «Через много испытаний провела

меня судьба: огонь и воду прошел я, и скажу вам главное – не

потерять мужества, держаться стойко, и тогда все удары судьбы

можно выдержать достойно. Для меня многое значат слова: долг

и честь.» («Стойкий оловянный солдатик»)

4. «Составь пару»

У:- На одной части карточки написан один герой, вам надо вспомнить

другого и написать

o

Кай - ? ( Герда)

o

Золушка - ? ( Принц)

o

Пьеро - ? ( Мальвина)

o

Лиса Алиса - ? ( кот Базилио)

5. Разгадайте кроссворды (см.приложение)

6.«Сказки путаницы»

У: -Назовите две

сказки из которых эти отрывки. Балл получит та

команда, которая угадает обе сказки.

- Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель. »

- Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой помчался.

«Братец мой любимый,

Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!»

- В тот же день царевна злая,

Доброй вести ожидая,

В тайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» -

Говорит она ему.

- Пошел старик к синему морю;

(Неспокойно синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу»

1.

«Узнай сказку по цитатам»

У: - вам предлагается по цитате, словам из сказки, угадать ее. Кто

быстрее, тот и получает балл.

- «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

«Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно»

«Об оброке век мы не слыхали, не было чертям такой печали»

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»

«В синем небе звезды блещут. В синем море волны плещут.»

«Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.»

(«Сказка о царе Салтане …»)

- «Вкруг ее стоит грозная стража, на плечах топорики держат .»

«Впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани.»

«Старик

не

осмелился

перечить,

не

дерзнул

поперек

слова

молвить»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

- «Год прошел, как сон пустой, царь женился на другой.»

«Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. »

«Только месяц показался, он за ним с мольбой погнался. »

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

У: -Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Вы молодцы, много

сказок знаете! На нашем занятии не может быть проигравших, ведь мы с

самого детства мы встречаемся со сказками и поэтому, вы все являетесь

«Знатоками сказок», чему послужит, полученные вами медали. (образец см.

в приложении)

Цели:

Развитие внимания, образного мышления, памяти;

Расширение знаний о богатстве устного народного творчества;

Развитие ориентации в пространстве, зрительной, смысловой памяти,

воображения

Формировать умение узнавать сказки А.С. Пушкина по отрывкам из

них, различать действующих лиц той или иной сказки.

Оборудование:

Цветные карандаши у детей;

Красные и синие жетончики – по количеству ребят в классе;

Аудио записи с различными звуками;

2-3 куклы – герои из сказок;

Иллюстрации различных сказок;

Звукозапись сказок.

Конспект внеклассного занятия для 1-2 класса

Тема: «Дорогами сказок»

Выполнила:

Королева Ирина Сергеевна

приложение

1.

Ответ: «Гуси-лебеди»

1.

Ответ: «Морозко»

2.

Ответ: Н. Носов «Живая шляпа»

2

Ответ: Г.-Х. Андерсен «Кот в сапогах»

Для 1 команды

Ответы: «Кот в сапогах», «Спящая царевна», «Аленький цветочек», «Сказка о

мертвой царевне и семи богатырях», «Ковер – самолет», «Гуси- лебеди».

Для 2 команды

Ответы: А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…», «Сказка о золотой рыбке»

Ответ: Самоделкин.

Кроссворд для 1 команды

Ответы:1-ряба,2-яга, 3-птица, 4-дурачок, 5-лягушка, 6-лебеди, 7-самолет, 8-

самобранка, 9-скороходы, 10-бурка

Кроссворд для 2 команды

Ответы: 1-муха, 2-баба, 3-Василиса, 4-бурка, 5-горыныч, 6-лягушка, 7-кощей,

8-чудо, 9-конек, 10-Варвара. Выделенное слово - Ховрошечка

«Найди героев сказки репка»

Ответы: мышка, кошка, репка, бабка, дед, внучка, Жучка.

«Разгадай ребус»

Список используемой литературы

1.

Внеклассные мероприятия / Л.Н. Яровая. М.: «Вако», 2004.

2.

Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника /

Сост. Л.В. Ковинько. М., 1997.

3.

Казыханов В. С. Уроки нравственности: Пособие для учителей, классных

руководителей,

воспитателей

детских

садов

и

с т уде нтов

педагогических учебных заведений. Набережные Челны: издательство

«Творчество», 2000.

4.

Как сделать отдых детей незабываемым праздником. / авт.-сост. А.П.

Гузенко и др. волгоград: Учитель, 2007.

5.

Гин А. А. задачки сказки от кота Потряскина: Для детей младшего

школьного возраста. М.: Вита-Пресс, 2002.

6.

Кирнос

Д.И.

индивидуальность

и

творческое

мышление.

М.:

Просвещение, 1992.

7.

Классные часы с психологом. 1-4 класса / авт.-сост. : Ю.В. Груздева, Н.А.

Богачкина.- м.: Издательство «Глобус», 2009.

8.

Чтение

с

увлечением.

1

класс,

2

класс.

Интегрированный

образовательный курс. Рабочая тетрадь. М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.-

М.: Планета, 2019.

9.

Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-

2 классы / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.- М.: ВАКО, 2010.

10.

Веселые

литературные

кроссворды

для

начальной

школы

/

Д.В.

Пикалова, Е.Д. Мелехова.- Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.



В раздел образования