Автор: Королева Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: "Дорогами сказок"
Раздел: начальное образование
Ход занятия.
У: -Здравствуйте, ребята!
У: -Вы смелые?
У: -Вы умелые?
У: -А сказки вы любите?
У: - Вы их знаете?
У:
«Сказки
–
это
корабли
мысли,
странствующие
по
волнам
времени
и
бережно
несущие
свой
драгоценный
груз
от
поколения
к
поколению».
(Френсис Бэкон)
Знакомимся мы со сказками по-разному: сначала их рассказывают
родители,
мы
с
удовольствием
смотрим
сказки
по
телевизору,
а
позже,
научившись читать, зачитываемся ими сами
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Ведь в каждом доме есть книги и среди них обязательно найдутся сказки.
Дом без книги – день без солнца.
Сказки любят все, и даже взрослые. Сегодня мы пройдем по дорогам
сказок, побываем у сказки в гостях и проверим, как хорошо вы знаете их
героев!
Добро пожаловать в этот волшебный мир чудес и превращений! (звучит
музыка)
Сказка, сказка, прибаутка!
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала
Словно реченька журчала,
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал –
Под конец не задремал
И всегда ее узнал!!!
У: - Вы хотите поиграть? Чтобы сказки отгадать и героев всех узнать?
Д :-Хотим!
У: -Итак, начали! Вы уже получили жетончики, войдя в кабинет: красные и
синие?
Д: -Да!
У: -У кого красные – 1 команда, синие -2.
У: -Для начала придумайте себе названия команд. Желательно сказочное!
Придумали?
У: -Молодцы!
Игра «Дорогами сказок!»
У: -За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Перед вами
игровое поле, ходы по нему по принципу игры морского боя!
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
2
3
4
5
У: -Первой ходит команда, которая правильно и быстро ответит на вопрос:
«Какой кашей лиса угощала журавля в русской народной сказке «Лиса и
журавль»:
А) манной;
Б) овсяной;
В) гречневой;
Г) перловой.
Вопросы к игре:
1А – Переход хода
1Б – Спой песенку Колобка
1В – Отгадай загадку.
С буквами шагает в школу деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы в полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)
1Г – Отгадай загадку.
Кто-то за кого-то ухватился крепко.
Ох! Никак не вытянуть, ох, - засела крепко!
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел там крепко? Может это … (Репка)
1Д – Блиц – вопросы
У: -Если команда ответила только на один вопрос правильно – 1 балл, два
правильных ответа – 2 балла
1.
На солнечной поляне стоит зеленый дом,
А в доме том зеленом живет веселый … (Гном)
2.
«Красная девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжело,
слезы льет бедняжка» (Снегурочка)
1Е – Отгадай загадку.
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку! (Дюймовочка)
1Ж – Отгадай загадку.
Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной мальчик-луковка знаком.
Он просто и недлинно зовется … (Чиполинно)
2А – Блиц – вопросы
У: -Если команда ответила только на один вопрос правильно – 1 балл, два
правильных ответа – 2 балла
1.
Вдруг
из
маминой
из
спальни,
кривоногий
и
хромой,
выбегает
умывальник и качает головой. Кто это? (Мойдодыр)
2.
Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Наф-наф,
Нуф-нуф)
2Б – Отгадай загадку.
Он дружок зверям, а детям - он живое существо,
Но таких на белом свете больше нет ни одного,
Потому что он не птица, не тигренок, не лисица,
Не котенок не щенок, не волчонок, не сурок …
Эта милая мордашка, что зовется … (Чебурашка)
2В – Переход хода
2Г – Волшебные слова
У: - Какие слова произносят в сказках, чтобы произошло волшебство?
Д: - Волшебные.
У:
-
А
из
каких
сказок
эти
волшебные
слова?
Отвечае
быстро,
по
поднятой руке.
«Крекс, фекс, пекс» - («Золотой ключик»)
«Сивка-Бурка, вещая каурка, встань пере до мной, как лист перед
травой » - («Сивка-Бурка»)
«По
щучьему
велению,
по
моему
хотению»
-
(«По
щучьему
велению»)
2Д – Из какой сказки слова:
«Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях …»?
(«Гуси - лебеди»)
2Е – Музыкальная пауза, необходимо узнать песню.
У:
-После
прослушивания
небольшого
отрывка,
нужно
угадать
название
песни, либо какой герой ее исполняет.
2Ж – Из какой сказки слова:
«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы …»
(«Кот, лиса и петух»)
3А – Ответь на вопрос.
У: -В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина строение в котором проживали
старик со старухой до появления золотой рыбки, называлось:
1.
Землянка
2.
Сарай
3.
Изба
4.
Терем
3Б – Из какой сказки слова:
«По щучьему велению, по моему хотению – ступайте, ведра, сами домой
…» («По щучьему велению»)
3В – Взять 2-3 куклы и показать небольшую сценку из сказки
3Г - Переход хода
3Д – Ответь на вопрос.
У: - В сказках часто встречается выражение: «Ложись спать …», а дальше?
(..утро вечера мудренее)
3Е – - «Что такое? Кто такой?»
У: - Догадайся, о чём (о ком) идёт речь.
Маленькая, волшебная, невидимая.
Сладкоежка, сочинитель, голова набита опилками.
Старинная, волшебная, жилище для джинна
Озорной, в меру упитанный, в самом расцвете сил.
Ответы: Шапка-невидимка , Винни-Пух, лампа, Карлсон.
3Ж– Из какой сказки строки:
«Как услышите гром да стук, не пугайтесь, это в своей коробчонке к вам
спешу … » («Царевна - лягушка»)
4А – Узнай мультфильм по фрагменту песни
У: -Сейчас вы просмотрите небольшой отрывок и вам нужно будет отгадать,
из какой он сказки.(«Бременские музыканты»)
4Б – В какую сказку вы попали:
Тили, тили, тили бом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом! («Кошкин дом»)
4В – В какой русской народной сказке есть такие слова:
«Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке …»?
(«Маша и медведь»)
4Г – «Угадай-ка!»
У: -По данным словам угадай название сказки.
1. Снег, разбойница, ворона, зеркало, роза, дружба.
2.Апельсины, уши, крокодил, телефонная будка, зоопарк.
Ответы: «Снежная королева», «Чебурашка»
4Д – Ответь на вопрос
В какой сказке А.С. Пушкина встречается цифра 33? («Сказка о царе
Салтане …»)
4Е – Ответь на вопрос
Какие сказочные чудеса покоряют время и пространство? (ковер-
самолет, сапоги-скороходы)
4Ж- -«Что же он сказал?»
У: -Перед тобой четверостишие, в котором сказочный герой говорит совсем
не те слова, что в сказке, из которой он родом. Твоя задача - вспомнить, что
он
говорил
на
самом
деле,
а
также
догадаться,
какому
произведению
принадлежат две последние строчки.
Алёнушка с Иванушкой у ямки стоит,
Алёнушка Иванушке вот что говорит:
- Как выскочу, как выпрыгну,
Пойдут клочки по закаулочкам.
Ответы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Заюшкина избушка»
5А- «Угадай-ка!»
У: -По данным словам угадай название сказки.
1.Воздушный шарик, пчёлы, мёд, кролик, поросёнок, ослик.
2. Лампа, джинн, перстень, злой волшебник, подземелье.
__________________________________________________________________
Ответы: «Винни-пух и все, все, все», «Сказка об Алладине»
5Б-«Что же он сказал?»
У: -Перед тобой четверостишие, в котором сказочный герой говорит
совсем
не
те
слова,
что
в
сказке,
из
которой
он
родом.
Твоя
задача -
вспомнить,
что
он
говорил
на
самом
деле,
а
также
догадаться,
какому
произведению принадлежат две последние строчки.
Емеля волшебную щуку поймал,
Щуке волшебной он приказал:
Выгляни в окошко, дам тебе горошка.
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
— Не садись на пенёк,
Нё ешь пирожок.
Ответы: «По щучьему веленью»,
«Маша и медведь»
5В-«Путаница».
У: -Переставь местами буквы так, чтобы получились имена сказочных
героев.
1. РНГСЕУОАКЧ
1. ОЛКАЯШКП
2. йДМОРЫДО
2. ОУАЗКШЛ
Ответы: Снегурочка, Шапокляк, Мойдодыр, Золушка.
5Г- «Узнай героя».
У: -Имена сказочных героев я нарочно «переврала». Попробуй узнать,
кого имела я в виду.
1
Замарашка.
Говорящее бревно.
Лилипут с пропеллером.
Непонимайка.
Черви-Пух.
2
.Миллиметровочка
Рыльчик.
Полоскин.
Скелетон.
Шаробок.
Ответы:
1
Золушка,
Буратино,
Карлсон,
Незнайка,
Винни-Пух.
2 Дюймовочка, Мойдодыр, Матроскин, Кощей, Колобок.
5Д- «Что такое? Кто такой?»
У: - Догадайся, о чём (о ком) идёт речь.
Волшебная, водоплавающая, исполняющая желания.
Маленькая, хрустальная, потерянная.
Актриса, воспитанная, голубоволосая.
Женский головной убор, красный, бархатный.
Ответы: 1. Карлсон, , Винни-Пух, лампа.
2 Золотая рыбка, туфелька, Мальвина, шапочка.
5Е- «Расшифруй имя сказочного героя» «Ребус»
У: -Задания для команд одинаковые,
поэтому – будет выиграет тот, кто
первым справится. (см.приложение)
5Ж-«Найди героев сказки репка»
У: -Задание дается обеим командам, но сначала отвечает та команда,
которой
оно
выпало
это.
Если
она
не
справляется,
свои
силы
может
попробовать и вторая команда.(см.приложение)
У:-Сейчас мы с вами подведем промежуточные результаты и продолжим.
Результаты еще могут измениться! Вперед!!!
Викторина для команд. (Все задания для 2 команд)
1.
Угадай
из
каких
сказок
предметы. (задания
для
каждой
команды
см.приложение)
2.
Какая
это
сказка?
(узнать
по
иллюстрации,
по
две
для
каждой
команды) (см.приложение)
3. Загадки из сундучка.
У:-
Капитаны
каждой
команды
по
очереди
подходят
к
сундуку
и
вынимают
записку,
возвращаются
к
своим
командам
и
обсуждаете
ответ.
Какими словами обычно начинаются сказки? (жили-были)
Как
позвать
Сивку-Бурку?
(Сивка-Бурка,
вещая
каурка
встань
пере до мной как лист перед травой )
Какое мужское имя чаще всего дают героям сказок? (Иван)
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
Кто в сказке вместо удочки использовал хвост? (Волк)
Кому принадлежат эти слова: «Через много испытаний провела
меня судьба: огонь и воду прошел я, и скажу вам главное – не
потерять мужества, держаться стойко, и тогда все удары судьбы
можно выдержать достойно. Для меня многое значат слова: долг
и честь.» («Стойкий оловянный солдатик»)
4. «Составь пару»
У:- На одной части карточки написан один герой, вам надо вспомнить
другого и написать
o
Кай - ? ( Герда)
o
Золушка - ? ( Принц)
o
Пьеро - ? ( Мальвина)
o
Лиса Алиса - ? ( кот Базилио)
5. Разгадайте кроссворды (см.приложение)
6.«Сказки путаницы»
У: -Назовите две
сказки из которых эти отрывки. Балл получит та
команда, которая угадает обе сказки.
- Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель. »
- Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой помчался.
«Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!»
- В тот же день царевна злая,
Доброй вести ожидая,
В тайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
- Пошел старик к синему морю;
(Неспокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу»
1.
«Узнай сказку по цитатам»
У: - вам предлагается по цитате, словам из сказки, угадать ее. Кто
быстрее, тот и получает балл.
- «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
«Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно»
«Об оброке век мы не слыхали, не было чертям такой печали»
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»
«В синем небе звезды блещут. В синем море волны плещут.»
«Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.»
(«Сказка о царе Салтане …»)
- «Вкруг ее стоит грозная стража, на плечах топорики держат .»
«Впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани.»
«Старик
не
осмелился
перечить,
не
дерзнул
поперек
слова
молвить»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
- «Год прошел, как сон пустой, царь женился на другой.»
«Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. »
«Только месяц показался, он за ним с мольбой погнался. »
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
У: -Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Вы молодцы, много
сказок знаете! На нашем занятии не может быть проигравших, ведь мы с
самого детства мы встречаемся со сказками и поэтому, вы все являетесь
«Знатоками сказок», чему послужит, полученные вами медали. (образец см.
в приложении)
Цели:
Развитие внимания, образного мышления, памяти;
Расширение знаний о богатстве устного народного творчества;
Развитие ориентации в пространстве, зрительной, смысловой памяти,
воображения
Формировать умение узнавать сказки А.С. Пушкина по отрывкам из
них, различать действующих лиц той или иной сказки.
Оборудование:
Цветные карандаши у детей;
Красные и синие жетончики – по количеству ребят в классе;
Аудио записи с различными звуками;
2-3 куклы – герои из сказок;
Иллюстрации различных сказок;
Звукозапись сказок.
Конспект внеклассного занятия для 1-2 класса
Тема: «Дорогами сказок»
Выполнила:
Королева Ирина Сергеевна
приложение
1.
Ответ: «Гуси-лебеди»
1.
Ответ: «Морозко»
2.
Ответ: Н. Носов «Живая шляпа»
2
Ответ: Г.-Х. Андерсен «Кот в сапогах»
Для 1 команды
Ответы: «Кот в сапогах», «Спящая царевна», «Аленький цветочек», «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях», «Ковер – самолет», «Гуси- лебеди».
Для 2 команды
Ответы: А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…», «Сказка о золотой рыбке»
Ответ: Самоделкин.
Кроссворд для 1 команды
Ответы:1-ряба,2-яга, 3-птица, 4-дурачок, 5-лягушка, 6-лебеди, 7-самолет, 8-
самобранка, 9-скороходы, 10-бурка
Кроссворд для 2 команды
Ответы: 1-муха, 2-баба, 3-Василиса, 4-бурка, 5-горыныч, 6-лягушка, 7-кощей,
8-чудо, 9-конек, 10-Варвара. Выделенное слово - Ховрошечка
«Найди героев сказки репка»
Ответы: мышка, кошка, репка, бабка, дед, внучка, Жучка.
«Разгадай ребус»
Список используемой литературы
1.
Внеклассные мероприятия / Л.Н. Яровая. М.: «Вако», 2004.
2.
Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника /
Сост. Л.В. Ковинько. М., 1997.
3.
Казыханов В. С. Уроки нравственности: Пособие для учителей, классных
руководителей,
воспитателей
детских
садов
и
с т уде нтов
педагогических учебных заведений. Набережные Челны: издательство
«Творчество», 2000.
4.
Как сделать отдых детей незабываемым праздником. / авт.-сост. А.П.
Гузенко и др. волгоград: Учитель, 2007.
5.
Гин А. А. задачки сказки от кота Потряскина: Для детей младшего
школьного возраста. М.: Вита-Пресс, 2002.
6.
Кирнос
Д.И.
индивидуальность
и
творческое
мышление.
М.:
Просвещение, 1992.
7.
Классные часы с психологом. 1-4 класса / авт.-сост. : Ю.В. Груздева, Н.А.
Богачкина.- м.: Издательство «Глобус», 2009.
8.
Чтение
с
увлечением.
1
класс,
2
класс.
Интегрированный
образовательный курс. Рабочая тетрадь. М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.-
М.: Планета, 2019.
9.
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-
2 классы / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.- М.: ВАКО, 2010.
10.
Веселые
литературные
кроссворды
для
начальной
школы
/
Д.В.
Пикалова, Е.Д. Мелехова.- Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.