Автор: Корниенко Анастасия Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Керчи Республики Крым
Населённый пункт: Республика Крым,город Керчь
Наименование материала: методическая работа
Тема: Хореографическая деятельность как фактор развития творческой личности.
Раздел: дополнительное образование
Хореографическая деятельность как фактор развития творческой
личности.
Введение:
Развитие творческих способностей детей и молодежи, обогащения
их духовного мира, формирование современного мировоззрения, выявление
их дарований, обогащения их потенциала является одним из приоритетных
направлений, указанный в Национальной доктрине развития образования в
XXI веке, концепции внешкольного образования и воспитания. В этих
документах указано, что одной из основных задач дополнительного
образования является поиск, развитие и поддержка способных, одаренных и
талантливых воспитанников, учащихся и слушателей. Среди многих видов
искусств хореография имеет наибольший потенциал в развитии творческих
способностей детей, потому что искусство танца является синкретическим и
впитывает в себя изобразительное искусство, драматургию, музыку. Поэтому
хореография в нашей стране приобретает все большую популярность,
становится одним из самых действенных факторов формирования
гармонично развитой, духовно богатой личности. Танцевальная деятельность
способствует и улучшению физического развития, формированию интереса к
двигательной деятельности. Обозначенная цель работы ставит перед нами
необходимость решения следующих задач: раскрыть содержание понятий
«творчество» и «творческие способности» в современной психологии и
педагогике; проанализировать роль хореографического искусства в
творческом развитии личности; определить методы повышения творческой
активности на занятиях по хореографии.
В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение
творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность
личности, направленная на создание новых материальных или духовных
ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к
характеру деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не
только в результативной стороне, но и в самом процессе.
Творческие способности в хореографической деятельности.
Проблема развития творческих способностей подростков многогранна.
Рассматривая хореографию как средство творческого развития школьников
нужно указать на ее синтетические возможности. Основой хореографии
является танец как форма организации танцевальных движений. Среди всех
искусств, в единстве с которыми развивается танец, ему наиболее близка
музыка по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям
развития. Музыкально-ритмическое движение является средством развития
эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию
пространственных и временных ориентировок.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое
искусство, обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и
физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у подростка
будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя
детское творчество. Танец, являясь источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «я», вовлекает в круг социальной
жизни, раскрывает внутренний мир и личные черты характера. Танец – это
музыкально-пластическое искусство, в котором большую роль играют
хореографические движения, их различные комбинации и публичные
выступления. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь
в художественных образах. Танцевальное искусство подразумевает развитие
чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса
ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность. Это
необходимо для наилучшего исполнения хореографических постановок или
танцевальных этюдов и дает возможность исполнителям больше
задумываться о выразительности художественного образа, а не о самих
движениях. Занятия танцем прививают основы этикета и грамотной манеры
поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве, что
необходимо в процессе творчества. В танцевальных формах происходит то
или иное высвобождение личностной энергии, источником, который
являются переживания и эмоции педагога и исполнителя. Следует отметить,
что творческие способности в хореографической деятельности включают
художественное восприятие образов, артистизм, индивидуальное своеобразие
замыслов и поиск новых средств его сценического воплощения.
Педагог хореографического класса постоянно занимается эстетическим
воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к
художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого
воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре,
народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира,
общения. Достижение физического совершенства должно стать важной
частью воспитания на уроках хореографии.
Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-
физиологические и психологические особенности характера того или иного
возрастного периода.
Роль хореографии в творческом развитии детей
Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит
хореографическому искусству. Танец таит в себе огромное богатство для
успешного художественного воспитания, сочетает не только эмоциональную
сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, но и
раскрывает и развивает духовные силы, воспитывает художественный вкус и
любовь к прекрасному. Природа танца, его корни лежат в потребности
человека выразить пластически свои чувства. Это своего рода способ
познания мира, он учит чувствовать, мыслить, развивает в детях чувство
прекрасного, требует от них упорства, настойчивости, воспитывает волю,
укрепляет здоровье. Сама культура танца, определяющая стиль танцевальных
отношений, общения и поведения, прививает ребенку особый образ жизни.
Занятия хореографией дают ребенку возможность самореализации и
самоутверждения, способствуют развитию его творческой индивидуальности.
На занятиях происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка
на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного,
физического и интеллектуального развития, они помогают усвоить основные
музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память,
чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над
движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус
детей, развиваются их творческие способности. Вместе с тем, ритмические
упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют
двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом,
укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания,
кровообращения. Занятия хореографией повышают настроение учащихся.
Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения
энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует
повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.
Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренируют мозг,
подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку
являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности,
игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. На
занятиях по хореографии детям предлагаются посильные задания,
вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу.
Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но
каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми
навыками и способами выполнения заданий того или иного рода
освобождают их внимание и силы для творческой деятельности. Овладев
техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует
самостоятельно, придумывает плясовые движения, играет, перевоплощаясь в
музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки,
выраженным в ней настроением. Творческие способности детей развиваются
на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений,
овладения навыками двигаться под музыку. Таким образом, музыкально -
ритмическое движение является средством развития эмоциональной
отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того,
музыкально-ритмические движения способствуют развитию
пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие
игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке,
на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного
выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Для активизации творчества ребенка ключевым является образно-игровой
метод проведения занятий. На занятиях используются упражнения,
позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться; «выплеснуть»
эмоции; пофантазировать по мотиву музыкальных произведений
(пластически); проявить себя в игре.
Создание образа – это выражение самобытности ребенка в заданной
педагогом теме, или не ограниченный какими бы то ни было условностями
«полет» детской фантазии. Таким образом, танец является богатейшим
источником эстетических впечатлений ребенка, основой развития его
творческих возможностей.
Справедливо отметить, что в многочисленных танцевальных кружках, в
настоящее время, занимается много детей. Проводятся фестивали и
конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных,
хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают
хореографические отделения в школах искусств, открываются
хореографические школы, причем не только в крупных городах.
Процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию
творческих способностей детей. Но при этом, он является и сложным
процессом, строящим обучение в несколько этапов.
Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца,
несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также
народного танца. В основу данного этапа обучения необходимо положить
игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным
компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой
или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на
почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.
Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение
изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического
развития и ритмического воспитания ребенка), освоение репертуара
историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение
народных танцев, знакомство с современными танцевальными
направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию
актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-
музыкальной импровизации.
Этим этапом можно завершить так называемое обучение для некоторых
категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к
отдельным хореографическим жанрам, выразили желание продолжить свое
образование, могут перейти к третьему этапу обучения.
Третий этап предполагает специализированные занятия для детей,
проявивших определенные способности к танцу. Наиболее вероятной формой
занятий здесь становится студийно-кружковая. Совершенствуя свои знания в
избранном жанре, дети активно осваивают репертуар.
Все педагоги-хореографы в один голос утверждают, что первый этап
обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте.
Обосновывают они это тем, что, во-первых, дети готовы уже физически к
занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами
развития психических процессов и, в-третьих, дошкольный возраст – это
период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее
является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства,
которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения
хореографии.
Заключение
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое
искусство, обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и
физического развития, так как является синкретическим и впитывает в себя
изобразительное искусство, драматургию, музыку. Это в свою очередь
подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие
способности. Синкретичность танцевального искусства подразумевает
развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с
ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу
корпуса, ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность.
Занятия танцем формируют не только правильную осанку, но и прививают
основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают
представление об актерском мастерстве. Последнее же подразумевает
необходимое развитие творчества, так как настоящий актер только тот, кто
работает творчески и с душой.
Теоретики хореографической педагогики считают, что привлечение ребенка к
танцевальному искусству важно для его духовного развития, формирования
необходимых моральных качеств и раскрытия творческого потенциала.
Танцевальная деятельность способствует улучшению физического развития,
формированию интереса к двигательной деятельности, а также способствует
психическому развитию ребенка: расширению кругозора, активизации
познавательных процессов, развития произвольного внимания, памяти
(зрительной, слуховой, мышечной), творческого воображения, поэтому
является незаменимым средством целостного формирования ребёнка как
личности.
Именно поэтому хореография в нашей стране приобретает все большую
популярность, становится одним из самых действенных факторов
формирования гармонично развитой, духовно богатой личности.
Список литературы.
1 .Аркина, Н. Е. Анна Павлова / Н.Е. Аркина. - М.: Знание, 2017. - 802 c.
2.Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать». М.,
«Владос». 2003 г.
3.
Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 2001.
4.Танцуем, играем и поём // Молодёжная эстрада, № 1, 2001
5.Я танцевать хочу…»// Молодёжная эстрада, № 1, 2001.