Автор: Стрельцова Евгения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования (изо)
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 64
Населённый пункт: город Воронеж,Воронежская область
Наименование материала: Программа по изобразительной деятельности
Тема: "Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию."
Раздел: дошкольное образование
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующая
МБДОУ №64 МБДОУ «Детский сад
ПРОТОКОЛ №1 общеразвивающего вида №64»
от «30» августа 2016 ___________Шпакова Т.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида №64»
Рабочая программа
по художественно –эстетическому развитию.
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Стрельцова Евгения Александровна
педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности
Воронеж 2016 г.
Содержание
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Возрастные особенности детей от 3 до 7 лет
2. Содержательный раздел
2.1 Планируемые результаты освоения программы
2.2 Работа с родителями в ДОУ
3. Организационный раздел
3.1 Учебно-методический план непосредственно-образовательной
деятельности по изобразительному искусству.
3.2 Педагогические наблюдения
3.3 Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста в
художественно-творческой деятельности
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
художественно-эстетическому
воспитанию
-
это
нормативный документ обосновывающий выбор цели, задач, содержания,
методик и технологий, форм организации образовательного процесса для
разностороннего,
творческого
развития
детей
в
изобразительной
деятельности от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования и
с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования
«От
рождения
до
школы»
под
ред.
Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой,
соответствующей
требованиям
ФГОС
дошкольного
образования.
Данная
программа
разработана
в
соответствии
со
следующими
нормативными документами:
Федеральный
Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с
изменениями,
вступившими
в
силу
с
19.05.2013)
"Об
образовании
в
Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013
№
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ
Минобрнауки
России
от
30.08.2013г.
№1014
г.
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
образовательным
программам
дошкольного
образования;
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 №
26 от15.05.2013 г.
Программа основана на личностно-ориентированном, системно-
деятельностном и комплексном подходах, которые являются методологией
ФГОС. Рабочая программа направлена на формирование общей культуры,
развитие инициативы, креативности, творческих способностей, обеспечение
социальной успешности, создание условий личностного развития ребёнка
посредством приобщения к изобразительной деятельности и искусству в
целом.
Художественно-эстетическое
воспитание
занимает
ведущее
место
в
содержании
образовательного
процесса
дошкольного
учреждения.
Необходимость
совершенствования методов
и
средств художественно -
эстетического развития детей дошкольного возраста обусловлена тем, что
именно в дошкольном возрасте дети обладают большим потенциалом
фантазии,
эмоционально-избирательной
памятью,
обострённым
чувственным
восприятием,
неисчерпаемыми
возможностями
в
формировании и совершенствовании уникальных детских способностей.
Художественно
–
эстетическое
направление
детского
развития
позволяет
реализовать комплексный подход в развитии ребёнка, обеспечить работу по
всем пяти направлениям детского развития в соответствии с ФГОС ДО.
Изобразительная деятельность формирует
не только знания, умения и
навыки
рисования,
но
и
формирует
интерес
к
эстетической
стороне
окружающей действительности, способствует удовлетворению потребности
детей
в
самовыражении,
развивает
творческие
способности,
интерес
к
чтению,
музыке,
развивает
коммуникативные,
нравственные
качества,
обогащает речь, мышление дошкольников.
Цель
рабочей
программы
- создание в ДОУ условий
для развития
творческих
способностей,
творческой
самореализации,
широкого
взаимодействия с миром, осуществления культурных практик в разных видах
изобразительной деятельности,
Основные задачи:
развитие продуктивной деятельности детей;
развитие
творческих
способностей
и
средств
самовыражения
личности;
приобщение к изобразительному искусству и воспитание базовой
культуры личности;
использование изобразительной деятельности в качестве средства
сенсорного и эмоционального развития;
формирование целостных представлений об окружающем мире;
формирование предпосылок универсальных учебных действий;
Перечисленные
задачи
решаются
в
процессе
проведения
образовательной
деятельности
по
лепке,
рисованию,
аппликации,
ознакомлению детей с произведениями искусства в различных формах с
использованием дидактических методов и приёмов с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей дошкольников.
Для реализации поставленных задач необходимо:
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности
то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4. Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.
5. Развивать связную речь: описательную, комментирующую стороны речи,
формировать умения обобщать, противопоставлять, рассуждать.
6.
Помогать
детям
в
создании
выразительных
образов,
сохраняя
непосредственность
и
живость
детского
восприятия.
Способствовать
развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы
рисунков.
1.2 Характеристика возрастных особенностей
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о
предмете. В младшем возрасте 3-4 лет они только начинают формироваться.
Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников
в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более
детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут
использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте
имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые
предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети
не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур.
Ребёнок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и
предметного схематичного изображения из 2-3основных частей.
Средняя
группа
является
подготовительным
этапом
в
овладении
основами изобразительной деятельности, его задача – показать детям, что
рисунок,
лепка,
аппликация
–
изображения
предметов,
отражающие
их
свойства,
отношения;
привить
интерес
и
любовь
к
изобразительной
деятельности;
сформировать первичные навыки работы с материалами и
орудиями изобразительной деятельности.
В
старшей
и
подготовительной
группах
переходят
к
предметному
изображению с натуры и по представлению, к формированию собственного
замысла детей, подготавливаются к переходу к сюжетным изображениям, к
формированию творческого подхода к изобразительной деятельности.
Наряду с этим на
протяжении всех лет обучения идет уточнение и
обобщение
восприятия
предметов
и
их
свойств,
формирование
представлений
о
них;
совершенствование
восприятия
произведений
искусства, формирование оценочного отношения к ним; усвоение приемов и
навыков
изобразительной
деятельности;
усвоение
речевого
материала.
Поощряется самостоятельное конструирование, рисование вне занятий.
Основными
методами
работы
являются
создание
игровой
ситуации,
эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к изображаемому
предмету, явлению; показ при формировании навыков и умений; руководство
анализом образца, обследованием предмета, наблюдением за событиями при
формировании
самостоятельной
изобразительной
деятельности
детей;
обобщение результатов обследования, оформление в слове.
1.3 Содержательный раздел
Программно – методическое обеспечение Программы
1.
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Творческий
центр.Москва 2004 год)
2.
Р.М.Чумичова
«Дошкольникам
о
живописи»
(Москва
Просвещение
1992 год) И.А.Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» (Москва. 2000
год)
3.
И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (Москва. 2007 год)
4.
К.В.Тарасова
«Занимаемся
искусством
с
дошкольниками»
(Москва
2011 год)
5.
Г.С.Швайко
«Занятия
по
изобразительной
деятельности»
(Москва
ВЛАДОС 2002 год)
В программу входят следующие разделы:
Цветной мир
Предметный мир
Жанровая живопись. Разнообразие тем.
Наша планета.
Мир народного праздника. (Народные промыслы. Ремёсла. Русский
костюм)
Мир сказки.
Художественные занятия с природным материалом.
(Гербарий, аранжировки из
цветов, композиции).
Раздел
Содержание
1. Цветной мир
Закреплять и обогащать представления детей о цветах и
оттенках окружающих предметов и объектов природы. К
уже известным цветам и оттенкам добавить
новые
(коричневый,
оранжевый,
светло-зеленый);
формировать представление о том, как
можно получить эти цвета. Развивать умение смешивать
краски для получения нужных цветов
и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации
разнообразные цвета,обращать внимание на многоцветие
окружающего мира.
Закреплять
умение
правильно
держать
карандаш,
кисть,
фломастер, цветной мелок;использовать их при создании
изображения.
Формировать
умение
закрашивать
рисунки
кистью,
карандашом,
проводя
линии
и
штрихи
только
в
одном
направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично
наносить
мазки,
штрихи
по
всей
форме,
не
выходя
за
пределы контура; проводить широкие линии всей
кистью,
а
узкие
линии
точки
—
концом
ворса
кисти.
Закреплять умение чисто промывать кисть
перед использованием краски другого цвета. К концу года
формировать умение получать светлые и темные оттенки
цвета, изменяя нажим на карандаш.
2. Предметный мир
Формировать умение правильно передавать расположение
частей сложных предметов
(кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
3. Жанровая живопись.
Разнообразие тем.
Познакомить
детей
с
художественными
жанрами
(натюрморт
,пейзаж,
портрет)
.
Приобщать
детей
к
восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять
выражение эстетических чувств, проявление эмоций при
рассматривании предметов искусства. Формировать умение
понимать содержание произведений искусства.
Побуждать
узнавать
и
называть
предметы
и
явления
п р и р о д ы ,
о к р у ж а ю щ е й
д е й с т в и т е л ь н о с т и
в
художественных образах. .
Закреплять умение различать жанры и виды искусства:
,картина (репродукция), скульптура , здание и соооружение
(архитектура).
Формировать
умение
выделять
и
называть
основные
средства
выразительности
(цвет,форма,
величина)
и
создавать свои художественные образы в изобразительной
деятельности.
4. Наша планета.
Учить
изображать
предметы
и
явления
природы.Учить
способам изображения предметов и явлений окружающего
мира в сюжетном рисунке.
5. Мир народного
праздника.
Приобщать
детей
к
декоративной
деятельности:
учить
украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка,
козлик,
конь
и
др.),
и
разных
предметов
(блюдечко,
рукавички).
Формировать умение создавать декоративные композиции
по
мотивам
дымковских,
филимоиовских
узоров.
Использовать дымковские и филимоновские изделия для
развития
эстетического
восприятия
прекрасного
и
в
качествео
бразцов
для
создания
узоров
в
стиле
этих
росписей (для росписи могут использоваться вылепленные
детьми
игрушки
и
силуэты
игрушек,
вырезанные
из
бумаги).
Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение
выделять элементы Городецкой росписи (бутоны, купавки,
розаны, листья); видеть называть цвета, используемые в
росписи.
Продолжать
знакомить
детей
с
изделиями
народных
промыслов,
закреплять
и
углублять
знания
о
дымковской и филимо-новской игрушках и их росписи;
предлагать создавать изображения по мотивам народной
декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и
элемент ами
композиции,
добиваться
б о л ь ш е го
разнообразия
используемых
элементов.
Продолжать
знакомить с городецкой росписью, ее цветовым ре-
шением, спецификой создания декоративных цветов (как
правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать
для украшения оживки.
Познакомить
с
росписью
Полхов-Майдана.
Включать
городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую
работу детей, помогать осваивать специфику этих видов
росписи.
Знакомить
с
региональн
м
(местным)
декоративным
искусством.
Предлагать детям составлять узоры по мотивам городецкой,
полхов-майданской,
гжельской
росписи:
знакомить
с
характерными
элементами
(бутоны,
цветы,
листья,
травка,усики, завитки, оживки).
Вызывать
желание
создавать
узоры
на
листах
в
форме
народного изделия (поднос,солонка, чашка, розетка и др.).
Для
развития
творчества
в
декоративной
деятельности
учить
использовать
декоративные
ткани.
Предоставлять
детям
бумагу
в
форме
одежды
и
головных
уборов
(кокошник,
платок,
свитер
и
др.),
предметов
быта
(салфетка, полотенце).
Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать
расписывать
бумажные
силуэты
и
объемные
фигуры.
Продолжать
развивать
декоративное
творчество
детей;
умение
создавать
узоры
по
мотивам
народных
росписей,
уже
знакомых
детям
и
новых
(городецкая,
гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и
др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую
гамму народного декоративного искусства определенного
вида. Закреплять умение создавать композиции на листах
бумаги
разной
формы,
силуэтах
предметов
и
игрушек;
расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять
умение
при
составлении
декоративной
композиции
на
основе
того
или
иного
вида
народного
искусства
использовать
характерные
для
него
элементы
узора и цветовую гамму.
6. Мир сказки.
Вызывать
положительный
эмоциональный
отклик
на
прочитанные сказки. Побуждать рисовать иллюстрации к
понравившимся произведениям.
П од в од и т ь
д е т е й
к
созданию
сюжетных
композиций
на
темы
окружающей
жизни
и
на
темы
литературных
произведений
Кого
встретил
Колобок»,
«Два
жадных
медвежонка!»,
«Где
обедал воробей !?» и др.).
Развивать
композиционные
умения,
учить
располагать
изображения в заданной части листа.
Обращать внимание детей на соотношение по величине
разных
предметов
в
сюжете
(дома
большие,
деревья
высокие
и
низкие;
люди
меньше
домов,
но
больше
растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на
рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг
друга
(растущие
перед
домом
деревья
частично
его
загораживают и т. п.).
7. Художественные занятия
по лепке и аппликации.
Продолжать
развивать
интере с
детей
к
л е п к е ,
совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина,
пластической массы).Закреплять приемы лепки. Развивать
интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя
возможности создания разнообразных изображений.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Возраст
Формы
Деятельность
Планируемые
результата
3-4 года
Рисование
Изобразительная
деятельность
ребенка
зависит
от
его представлений о
предмете. В 3-4 года
они только начинают
формироваться.
Графические образы
бедны,
предметны,
с х е м а т и ч н ы .
У
одних дошкольников
в изображении Дети
ритмично
наносят
л и н и и ,
ш т р и х и ,
п я т н а ;
с о з д а ю т
некоторые
обобщенные
образы
(дерево-ствол, ветви;
дом - стены(квадрат)
и
к р ы ш а
(треугольник);
цветок-
серединка
(круг)
и
лепестки),
Д е т и
р и т м и ч н о
н а н о с я т
л и н и и ,
ш т р и х и ,
п я т н а ;
создают
некоторые
обобщенные
образы
(дерево-ствол, ветви;
дом - стены(квадрат)
и
к р ы ш а
(треугольник);
цветок-
серединка
(круг)
и
лепестки),
изображают
игрушки
наоснове
о к р у г л ы х
и
в ы тянуты х
ф о рм
(снеговик,
неваляшка,
зайчик;
познакомились
со
способами
изображений
простых
предметов,
проведение
разных
прямых
линий,
в
изображают
и г р у ш к и
н а
7
отсутствуют
детали,
у
других
рисунки
могут
быть
более
детализированы.
Замысел меняется по
ходу
изображения.
Д е т и
уж е
м о г у т
использовать
цвет.
Большое
значение
д л я
р а з в и т и я
моторики
в
этом
в о з р а с т е
и м е е т
л е п к а .
Р е б е н о к
может вылепить под
руководством
взрослого
простые
предметы. В 3-4 года
из-за недостаточного
развития
м е л к и х
мышц руки, дети не
р а б о т а ю т
с
ножницами,
а п п л и ц и ру ю т
и з
готовых
геометрических
ф и г у р .
Р е б ё н о к
способен
в ы к л а д ы в а т ь
и
наклеивать элементы
декоративного узора
и
п р е д м е т н о г о
схематичного
изображения
из
2-3
основных
разных
направлениях,
п е р е с е к а я ;
с о
способами
создания
предметов
разной
формы ( округлой ,
прямоугольной,
комбинации
разных
ф о р м
и
л и н и й .
Сформированы
умение
подбирать
цвета,
соответствующие
изображаемому
предмету;
создают
и з о б р а ж е н и я
с
использованием
1,2
и несколько цветов.
Лепка
Большое
значение
д л я
р а з в и т и я
моторики
в
этом
в о з р а с т е
и м е е т
л е п к а .
Р е б е н о к
может вылепить под
руководством
взрослого
простые
п р ед ме т ы .
И з - з а
недостаточного
развития
м е л к и х
мышц руки, дети не
р а б о т а ю т
с
ножницами,
а п п л и ц и ру ю т
и з
готовых
Дети познакомились
с о
с в о й с т в а м и
глины,
пластилина,
с о л ё н о г о
т е с т а ;
раскатывают
пластилин
прямыми
и
к р у г о в ы м и
движениями
ладоней, под углом,
соединяют
нескольких частей в
один
образ,
умеют
вдавливать
пластические
материалы.
геометрических
ф и г у р .
Р е б ё н о к
способен
в ы к л а д ы в а т ь
и
наклеивать элементы
декоративного узора
и
п р е д м е т н о г о
схематичного
изображения
из
2-3
основных частей.
4-5 лет
Рисование
Рисунки
становятся
п р е д м е т н ы м
и
детализированным.
В этом возрасте дети
рисуют
предметы
прямоугольной,
овальной
формы,
простые
изображения
ж и в от н ы х .
Д е т и
могут
своевременно
насыщать ворс кисти
краской,
промывать
п о
о к о н ч а н и и
работы. Графическое
изображение
человека
характеризуется
наличием
туловища,
гл а з ,
р т а ,
н о с а ,
в о л о с ,
и н о г д а
одежды и ее деталей
В
р и с о в а н и и :
используют
правильные
формообразующие
д в и ж е н и я
д л я
создания
о б р а з а ,
уверенно
проводят
узкие
и
широкие
л и н и и ,
п о л о с ы
(плашмя
и
концом
к и с т и ) ,
р и с у ю т
кольца, точки, дуги,
мазки,
правильно
закрашивают
рисунки
к и с т ь ю ,
восковым
мелком,
цветным
карандашом,
п р о в о д я т
л и н и и
т о л ь ко
в
о д н о м
н ап р а вл е н и и ,
н е
выходя
за
пределы
контура,
аккуратно
пользуются
художественными
материалами.
Лепка
Л е п я т
п р е д м е т ы
круглой,
овальной,
цилиндрической
формы,
простейших
ж и в о т н ы х ,
р ы б ,
птиц.
Дети
исполь зуют
п р и ё м ы
л е п к и :
о т т я г и в а н и е
и з
ц е л о г о
к у с к а ,
прищипывание,
соединение
частей
сглаживанием
поверхности
пальцами,
п р и ж и м а н и е м
и
примазыванием,
вдавливание
шара,
для получения полой
формы
5-6 лет
Рисование
В
изобразительной
деятельности
ребенок
свободно
может
изображать
предметы
круглой,
овальной,
прямоугольной
формы,
состоящих
из
частей
разной
формы и соединений
р а з н ы х
л и н и й .
Расширяются
предст авления
о
ц в е т е
( з н а ю т
основные
цвета
и
оттенки,
самостоятельно
может
приготовить
розовый
и
голубой
ц в е т ) .
С т а р ш и й
возраст – это возраст
активного
рисования.
Рисунки
могут быть самыми
разнообразными
по
содержанию:
э т о
жизненные
впечатления
детей,
и л л ю с т р а ц и и
к
фильмам
и
книгам,
воображаемые
ситуации.
Обычно
рисунок
представляет
собой
схематичные
изображения
дети
рисуют по памяти, с
н а т у р ы ,
п о
представлению,
анализируют
объект
и
е г о
с в о й с т в а ,
устанавливают
пространственные,
пропорциональные
отношения,
передают
многообразие
форм,
фактур,
пропорциональных
отношений;9
различных объектов,
но могут отличаться
Д е т и
р и су ют
п о
памяти, с натуры, по
представлению,
анализируют
объект
и
е г о
с в о й с т в а ,
устанавливают
пространственные,
пропорциональные
отношения,
передают
многообразие
форм,
фактур,
пропорциональных
отношений
и
оригинальностью
композиционного
решения.
Изображение
человека становится
более
детализированным и
пропорциональным.
П о
р и с о в а н и ю
м ож н о
с уд и т ь
о
половой
принадлежности и о
эмоциональном
состоянии
изображаемого
человека.
Рисунки
отдельных
д е т е й
отличаются
оригинальностью
и
креативностью
Лепка
В
лепке
детям
на
представляет
труда
с о з д а т ь
б о л е е
сложное
по
форме
изображение
В лепке: дети лепят
конструктивным
и
смешанным
способом,
создают
многофигурные
композиции,
передают
фактуру,
сглаживают
поверхность
предмета,
вылепляют
мелкие
детали
6-7 лет
Рисование
В
изобразительной
деятельности
детей
рисунки
приобретают
более
детализированный
характер,
о б о г а щ а е т с я
и х
ц в е т о в а я
г а м м а .
Б о л е е
я в н ы м и
становятся различия
между
рисунками
мальчиков и девочек.
Мальчики
охотно
изображают технику,
ко смо с,
в о е н н ы е
действия;
девочки
о б ы ч н о
р и с у ю т
женские
о б р а з ы :
принцесс, балерин, и
В
рисовании:
Дети
совершенствуют
моторные
характеристики:
свободу
движений,
точность,
ритмичность,
п л а в н о с т ь ,
с и л у
нажима;
Создают
новые цветовые тона
и
о т т е н к и ,
пользуются
палитрой;
Рисуют
всем ворсом, концом
кисти,
примакиванием,
и с п о л ь з о в а т ь
в
рисовании
к и с т и
разных
разм еров,
т . д .
Ч а с т о
встречаются
бытовые
сюжеты:
м а м а
и
д о ч к а ,
комната
и
т.п.
При
правильном подходе
у
д е т е й
формируются
художественно-
творческие
с п о с о б н о с т и
в
изобразительной
деятельности.
Изображение
человека становится
е щ е
б о л е е
детализированным и
пропорциональным.
Появляются
пальцы
на руках, глаза, рот,
н о с ,
б р о в и ,
подбородок. Одежда
м о ж е т
б ы т ь
украшена
различными
деталями Предметы,
которые дети лепят и
вырезывают,
имеют
различную
форму,
цвет,
строение,
по-
разному
р а с п о л о ж е н ы
в
пространстве.
Вместе с тем могут к
7-ми годам передать
конкретные свойства
предмета
с
натуры.
Семилетнего
ребенка
характеризует
активная
деятельностная
позиция,
готовность
к
с п о н т а н н ы м
решениям,
любопытство,
постоянные вопросы
к
в з р о с л о м у ,
с п о с о б н о с т ь
к
речевому
комментированию
п р о ц е с с а
и
применять
поролоновую
губку
для тонировки листа,
и с п о л ь з у ю т
в
рисовании
нетрадиционные
техники, сочетают в
рисовании несколько
материалов. В лепке:
Д е т и
л е п я т
конструктивным
и
смешанным
способом,
создают
многофигурные
композиции,
передают
фактуру,
сглаживают
поверхности
предмета,
вылепливают мелкие
дет а ли.
С о зд а ю т
многофигурные
композиции,
коллективные
работы,
используют
в
л е п к е
р а н е е
изученные приёмы.
результата
собственной
деятельности,
стойкая
мотивация
достижений,
развитое
воображение.
Процесс
создания
п р о д у к т а
н о с и т
творческий
поисковый характер:
р е б е н о к
и щ е т
р а з н ы е
с п о с о б ы
решения одной и той
же задачи
Учебный план непосредственно образовательной деятельности по
художественно – эстетическому развитию
Группа
Занятие
Часы
Количество
НОД
в
неделю
Младшая группа
ИЗО
10 мин.
20 мин.
Лепка
10 мин.
Средняя группа
ИЗО
15 мин.
30 мин.
Лепка / Аппликация
15 мин.
Старшая группа
ИЗО
20 мин.
40 мин.
Лепка / Аппликация
20 мин.
20 мин.
Подготовительная
группа
ИЗО
30 мин.
60 мин.
Лепка / Аппликация
30 мин.
30 мин.
Тематическое планирование в младшей группе
Месяц
Тема занятия
сентябрь
1.Разноцветные ниточки (диагностика, работа по замыслу).
2. Коврики (диагностика, работа по замыслу).
3. Разноцветные клубочки (предметное рисование с элементом
цветоведения).
4. Мой веселый, звонкий мяч (сюжетное рисование).
5. Падают листья (сюжетное рисование с элементом цветоведения).
октябрь
5. Падают листья (сюжетное рисование с элементом цветоведения).
6. Туча и дождик (рисование по замыслу с элементом цветоведения).
7.Разноцветные шары (предметное рисование с элементом
цветоведения)
8.Соберем бусинки (декоративное рисование).
ноябрь
9. Яблоки на тарелке (предметное рисование).
10. Солнышко (предметное рисование с элементом цветоведения).
11. Филимоновские лошадки (декоративное рисование).
12. Первый снег (сюжетное рисование с элементами цветоведения).
декабрь
13. Рукавичка (декоративное рисование с элементами цветоведения).
14. Мой любимый город (сюжетное рисование с элементами
цветоведения, мелки, гуашь, А4).
15. Дымковская игрушка, узор в полосе (декоративное рисование).
16 .Елочка (предметное рисование с элементами цветоведения).
январь
17. Веточка с игрушкой (диагностика, работа по замыслу).
18. Снеговик (предметное рисование).
19. Колобок (сюжетное рисование с элементами цветоведения).
20. Рябина (предметное рисование)
21.Волшебный кувшинчик (декоративное рисование)
февраль
22. Паровозик (сюжетное рисование с элементами цветоведения).
23. Подарок для папы (работа по замыслу, акварельные карандаши).
24. Домик в деревне (рисование по замыслу).
25. Камушки для аквариума (предметное рисование с элементами
цветоведения).
26. Дымковская уточка (декоративное рисование).
март
27. Веселая тарелочка (декоративное рисование).
28. Цветы для мамы (работа по замыслу, акварельные карандаши).
29. Золотая рыбка (сюжетное рисование с элементами цветоведения).
30. И зацвел подснежник (предметное рисование с элементами
цветоведения)
апрель
31. Скворцы прилетели (сюжетное рисование).
32. Вот и солнышко! (сюжетное рисование)
33. Украсим салфетку. Декоративное рисование.
34. «Барашек» Лепка по мотивам филимоновской игрушки.
май
35. Божья коровка (предметное рисование).
36. Флажок (декоративное рисование с элементами цветоведения).
37. Море (диагностика, работа по замыслу).
38. Цыплята на поляне (диагностика, работа по замыслу).
Тематическое планирование в средней группе
Месяц
Тема занятия
сентябрь
1. Лепка «Яблоки и ягоды».
2. Рисование по замыслу «Нарисуй лето».
3. Рисование «На яблоне поспели яблоки».
4. Аппликация «Вырезание и наклеивание кружков. Чередование по
цвету».
5. Рисование «Красивые цветы».
6. Лепка «Большие и маленькие морковки».
7. Рисование по замыслу «В саду и в огороде».
8. Аппликация «Укрась салфетку».
октябрь
1. Рисование «Золотая осень».
2. Лепка «Огурец и свёкла».
3. Рисование «Сказочное дерево».
4. Аппликация «Украшение платочка».
5. Рисование «Украшение фратука».
6. Лепка «Рыбка»
7. Рисование «Яички простые и золотые».
8. Аппликация «Лодки на реке».
ноябрь
1. Рисование по замыслу «Праздник в детском саду».
2. Лепка «Грибы».
3. Рисование «Украшение свитера».
4. Аппликация «Грибы».
5. Рисование «Маленький гномик».
6. Лепка «Уточка» по дымковской игрушке
7. Рисование «Уточка»
8. Аппликация «Большой дом»
декабрь
1. Рисование «Рыбки в аквариуме»
2. Лепка «Большая утка с утятами»
3. Рисование «Снегурочка»
4. Аппликация «Ёлка»
5. Рисование поздравительных открыток.
6. Лепка « Девочка в зимней одежде»
7. Рисование «Наша нарядная ёлка»
8. Аппликация «Бусы на ёлку»
январь
1. Рисование «Маленькой ёлочке холодно зимой»
2. Лепка «Птичка»
3. Рисование «Пышное дерево»
4. Аппликация «Пирамидки»
5. Рисование «Любимая игрушка»
6. Лепка «Животные»
7. Рисование «Животные»
8. Аппликация «Тележка с игрушками»
февраль
1. Рисование «Флажки на ниточке»
2. Лепка «Хоровод»
3. Рисование «Девочка пляшет»
4. Аппликация «Летящие самолёты»
5. Рисование «Красивая птичка»
6. Лепка «Птички клюют зёрнышки»
7. Рисование «Укрась свои игрушки» по дымковской игрушке
8.
Аппликация
«Вырезывание
и
наклеивание
красивого
цветка
для
мамы»
март
1. Рисование «Расцвели красивые цветы»
2. Лепка «Тарелка»
3. Рисование «Украсим кукле платье»
4. Аппликация «Что круглое, что овальное»
5. Рисование «Сказочный домик»
6. Лепка «Мисочки для трёх медведей»
7. Рисование по замыслу. Составление композиции по сказке.
8. Аппликация «Загадки»
апрель
1. Рисование «Козлёночек»
2. Лепка «Барашек» по образу филимоновской игрушки
3. Рисование «Украсим салфеточку»
4. Аппликация «Вырежи и наклей, что хочешь»
5. Рисование «Моя любимая кукла»
6. Лепка «Чашечка»
7.Рисование «Дом, в котором ты живёшь»
8.Аппликация «Посуда для кукол»
май
1. Рисование «Праздничная улица»
2. Лепка «Птичка, клюющая зёрнышки»
3. Рисование «Самолёты, летящие сквозь облака»
4. Аппликация «Волшебный сад»
5. Рисование по замыслу «Праздник»
6. Лепка «Зайчик»
7.Рисование «Весна»
8.Аппликация «Весна»
Тематическое
планирование
в старшей группе
Месяц
Тема занятия
сентябрь
1. Рисование «Нарядные ладошки»
2. Рисование «Нарисуй ,что было интересного в детском саду»
3. Лепка «Что в лукошке?»
4. Рисование «Деревья в нашем парке»
5. Декоративное рисование «Дома на нашей улице»
6. Аппликация «Что в лукошке?»
7. Рисование «по замыслу»
8. Рисование «Машины едут по улице»
9. Лепка «В магазин привезли овощи»
10. Рисование «Загадки с грядки»
11. Рисование «Чебурашка»
12. Аппликация «Осенний ковёр»
октябрь
1. Рисование «Моя любимая профессия»
2. Рисование «Строители строят дом»
3. Лепка «Любимая сказка»
4. Рисование «Осенние листья»
5. Рисование «Осенний ковер»
6. Аппликация «Кукла в красивом платье»
7. Рисование «Веселый клоун»
8. Рисование «Дети делают зарядку»
9. Лепка «Козлик» по образцу дымковской игрушки
10. Рисование «по замыслу»
11. Рисование «Птицы на ветках»
12. Аппликация по замыслу
ноябрь
1. Рисование «Мы едем , едем ,едем в далекие края».
2. Рисование «Дом украшенный к празднику».
3 Аппликация «Троллейбус».
4. Рисование «По горам по долам»
5. Рисование «по замыслу»
6. Лепка «Олешек. Дымковская игрушка»
7. Рисование «Осенний натюрморт»
8. Рисование «В саду созрели яблоки»
9. Лепка «Вылепи любимую игрушку»
10. Рисование «Лиса - кумушка и лисонька -голубушка»
11. Рисование «Нарисуй своих любимых животных»
12. Аппликация «Укрась блюдечко»
декабрь
1. Рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
2. Рисование «Красивое развесистое дерево зимой»
3 Аппликация «Птицы на ветках»
4. Рисование «Дремлет лес под сказку сна»
5. Лепка «Глиняное блюдо»»
6. Рисование «Моя любимая сказка»
7. Рисование «по замыслу»
8. Декоративное рисование «Кони-птицы»
9. Лепка «Девочка в зимней шубке»
10. Рисование «Весело качусь под гору в сугроб»
11. Рисование по замыслу
12. Аппликация «Новогодняя открытка»
январь
1. Рисование «Сказочный дворец»
2.Рисование «Домик с трубой сказочный дым»
3. Лепка «Снегурочка»
4. Рисование «Рыбки играют ,рыбки сверкают »
5. Рисование «Усатый - полосатый»
6. Аппликация «Петрушка на ёлке»
7. Рисование «Зимние забавы»
8. Рисование «Зима»
9. Лепка по замыслу
10.Рисование «Нарядная игрушка»
11.Рисование «Веселая игрушка»
12. Аппликация «Красивые рыбки»
февраль
1.Рисование «по замыслу»
2. Рисование «Автобус едет по улице».
3. Лепка «Щенок»
4. Рисование «Белая береза под моим окном…»
5.Рисование «Ели большие и маленькие».
6. Аппликация «Матрос с сигнальными флажками»
7. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.
8. Декоративное рисование «Золотая хохлома»
9. Лепка «Собака со щенками»
10. Рисование «Папин портрет»
11.Рисование по желанию «Пограничник с собакой»
12. Аппликация «Красивый коврик»
март
1. Рисование «Милой мамочки портрет»
2. Лепка «Кувшинчик»
3. Рисование «Картинка маме к празднику 8 Марта»
4. Рисование «Солнышко-нарядись!»
5.Рисование «Весенние ветки»
6. Аппликация «Вырезывание и наклеивание кувшинчика»
7. Рисование «Уголок групповой комнаты»
8. Рисование «Девочка и мальчик танцуют на муз. занятии»
9. Лепка «Мишки играют»
10. Рисование «по замыслу»
11.Рисование «Кем ты хочешь быть»
12. Аппликация «Сказочные птицы»
апрель
1. Рисование «Большое космическое путешествие»
2. Лепка «Индюк»
3. Рисование «по замыслу»
4. Рисование «Такие разные зонтики»
5.Рисование «по замыслу»
6. Аппликация «Наша новая кукла»
7. Рисование «Водоноски- франтики»
8. Рисование «Девочка в платье»
9. Лепка «Девочка танцует»
10. Декоративное рисование «Веселые портреты»
11.Рисование «Дети гуляют на участке»
12. Аппликация «Пригласительный билет на праздник»
май
1.Рисование «Зеленый май»
2. Лепка «Посуда для кукол»
3. Рисование «Спасская башня Кремля»
4. Рисование «Цветы луговые»
5. Рисование «Салют над городом в честь Праздника Победы»
6. Аппликация «Весенний ковёр»
7. Рисование «Цветут сады»
8. Рисование «Радуга - дуга»
9. Лепка «Цветы»
10. Рисование «Как пахнет лето?»
11.Рисование по желанию
12. Аппликация «Летнее небо»
Тематическое планирование в подготовительной группе
Месяц
Тема занятия
сентябрь
1. Рисование «Веселые качели»
2. Рисование «Как мы занимаемся в детском саду»
3. Лепка «Фрукты»
4. Рисование «С чего начинается Родина?»
5.Рисование « Город вечером»
6. Аппликация «Поезд»
7. Рисование «Рисование сюжетное по замыслу»
8. Рисование «Папа гуляет с ребенком по улице»
9. Лепка «Корзинка с грибами»
10 Рисование «Летят перелетные птицы».
11. Рисование «Сказочная птица»
12. Аппликация «Осенний ковёр»
октябрь
1. Рисование по желанию
2. Рисование с натуры «Моя любимая профессия»
3. Лепка «Грибы, овощи, фрукты для игры»
4. Рисование «Рисование в технике по мокрому»
5. Декоративное рисование «Золотая осень»
6.Аппликация.Декоративнаякомпозиция
7.Рисование «Мальчик- девочка»
8. Рисование «Фигура человека в движении»
9. Лепка «Петушок с семьёй»
10. Рисование «по замыслу»
11. Рисование «Птичка»
12. Аппликация «Праздничный хоровод»
ноябрь
1. Рисование «Мы едем, едем ,едем в далекие края. »
2. Рисование «Кукла в национальном костюме»
3 Аппликация «Рыбки»
4. Рисование «Рисование с аппликацией , по горам ,по долам»
5.Рисование по замыслу
6. Лепка фигуры человека в движении
7. Рисование «Осенний натюрморт»
8. Рисование «Ветка рябины»
9. Лепка «Дымковские барышни»
10. Рисование «Лес точно терем расписной»
11. Рисование «Поздняя осень»
12. Аппликация «Узоры на платке»
декабрь
1 Лепка «Птица»
2.Рисование «Морозные узоры»
3. Аппликация «Вырежи и наклей птицу»
4. Рисование «Зимний пейзаж»
5. Рисование «Дремлет лес под сказку сна»
6. Рисование «Сказочная птица»
7. Рисование по желанию
8. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Кони-
птицы»
9. Лепка «Дед Мороз»
10. Рисование «Нарядный индюк»
11. Рисование «Новогодний праздник»
12. Аппликация «Новогодняя открытка»
январь
1. Рисование Сказочный дворец»
2. Декоративное рисование «Домик с трубой»
3. Лепка «Лыжник»
4. Рисование «Рыбки играют , рыбки сверкают »
5. Рисование «Керамические фигурки животных»
6. Аппликация «Дерево»
7. Рисование «Белый медведь»
8. Рисование «Иней покрыл деревья»
9. Лепка «Фигурка животного»
10. Рисование «Нарядные игрушки»
11.Рисование «Нарисуй свою любимую игрушку»
12. Аппликация «Корабли на рейде»
февраль
1. Рисование декоративное «Оформление лепных поделок»
2. Декоративное «Прогулка по городу»
3. Лепка «Человек с животным»
4. Рисование «Домик с трубой и сказочный дым»
5. Рисование «Чудо писанки»
6. Аппликация «Открытка для папы ,дедушки»
7. Декоративное рисование «Барышня».
8. Рисование « Я с папой»
9. Лепка «Конёк-Горбунок»
10. Рисование «Наша армия родная»
март
1. Рисование «Мы с мамой улыбаемся»
2. Лепка «Сценка из сказки»
3. Декоративное рисование. Ваза с ветками.
4. Рисование «Букет цветов»
5. Рисование «Золотые облака»
6.Аппликация «Новые дома в нашем городе»
7. Рисование «Уголок групповой комнаты»
8. Рисование «Девочка и мальчик пляшут на занятии»
9. Лепка «Сценка из сказки»
10. Рисование по замыслу «Кем ты хочешь быть »
11. Рисование. По замыслу.
12. Аппликация «Радужный хоровод»
апрель
1. Рисование «Большее космическое путешествие»
2. Лепка «Мой любимый сказочный герой»
3.Декоративное рисование «Заря алая разливается»
4. Рисование «Такие разные зонтики»
5. Рисование «по замыслу»
6. Аппликация по замыслу
7. Рисование «Какой я?»
8. Рисование «Мальчик с пальчик»
9. Лепка «Персонаж любимой сказки»
10. Рисование с натуры «Человек»
11.Рисование «Персонаж любимой сказки»
12. Аппликация по желанию
май
1.Рисование «Фантастический цветок»
2. Лепка «Выдуманное животное»
3.Декоративное рисование
4. Рисование «Салют над городом»
5. Рисование «Букет весенних цветов»
6. Аппликация «Весенний ковёр»
7. Рисование «Цветущий сад»
8. Рисование «Цветные страницы»
9. Лепка «Цветы»
10. Рисование «Скоро лето»
11.Рисование по желанию
12. Аппликация «Летнее небо»
1.5
Работа с родителями в ДОУ
Образовательная область
Формы взаимодействия с родителями и
педагогами
Художественно – эстетическое развитие
1.Совместная
организация
выст авок
произведений
искусства
(декоративно
–
прикладного)
с
целью
о б о г а щ е н и я
х у д о ж е с т в е н н о
–
э с т е т и ч е с к и х
представлений детей.
2. Организация и проведение конкурсов и
выставок детского творчества.
3.
Анкетирование
родителей
с
целью
изучения их представлений об эстетическом
воспитании детей.
4. Подготовка педагогов к занятиям по изо и
лепке в нетрадиционных техниках.
5. Семинары – практикумы для родителей
по
художе ственно
-
э с т е т и ч е с ком у
воспитанию дошкольников.
6. Организация мероприятий, направленных
на
распространение
семейного
опыта
художественно-эстетического
воспитания
ребенка.
7 .
У ч а с т и е
р од и т е л е й
и
д е т е й
в
театрализованной
деятельности,
создание
условий,
организация
декораций
и
костюмов.
8.
Проведение
праздников,
до сугов,
литературных
и
музыкальных
вечеров
с
привлечением родителей.
9. Организация выставок детских работ и
совместных тематических выставок детей и
родителей.
10.
Проведение
интегрированных
занятий
по изо и музыке, изо и физической культуре
11.
Организация
семейных
клубов
по
интересам.
1.6 Педагогические наблюдения
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста
в художественно-творческой деятельности.
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для
педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности
ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а
также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период. В
связи
с
этим
важны
показатели
и
критерии
оценки
уровня
овладения
ребенком
изобразительной
деятельностью.
В
качестве
их
используются
разработанные показатели и критерии по программе «Истоки», И.А.Лыковой,
Т.Г.Казаковой,
Л.А.Парамоновой,
Е.А.Флёриной,
А.Е.Шибицкой,
Т.С.Комаровой,
А.Н.Малышевой.
Для
более
глубокого
и
основательного
анализа
разработали
и
неоднократно
использовали
при
оценке
эффективности созданную систему занятий, направленную на обучение детей
изобразительной
деятельности
и
развитие
их
творчества.
Полный
набор
критериев
и
показателей
объединен
в
единую
таблицу,
что
позволяет
оперативно
проанализировать
более
глубоко
характеристики
уровня
овладения
детьми
изобразительной
деятельностью.
Для
этого
отобран
ограниченный
набор
критериев
и
показателей,
общий
для
всех
видов
изобразительной
деятельности
На
основе
этих
показателей
проводится
диагностика
обследования
умений
и
навыков
дошкольников
в
дизайн
–
деятельности.
В
качестве
тестового
задания
было
выбрано
задания
дорисовывания кругов. Выбор диагностического задания был продиктован
следующими соображениями: оно является частью задуманной программы,
направленной на развитие детского изобразительного творчества и в связи с
этим стимулирует творческие способности детей и дает детям возможность
эксплицировать,
модифицировать
и
трансформировать
имеющийся
опыт.
Задания
должны
быть
в
совокупности
изображенных
образов,
имеющих
общую
основу
(круг),
отразить
сложности
творческого
процесса.
На
альбомном
листе
бумаги
нарисованы
графитным
карандашом
6
кругов
одинаковой
величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается подумать, чем
может
быть
каждый
круг,
и
дорисовать.
Результаты
выполнения
детьми
задания оцениваются по 3-х бальной системе. Оценка 3(высокий уровень)
ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием
преимущественно
без
повторения
одного
или
близкого
образца.
Оценка
2(средний
уровень)
ставится
тем
детям,
которые
наделяют
образным
содержанием
все
или
почти
все
круги,
но
допускают
почти
буквальное
повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень
простыми,
часто
встречающимися
в
жизни
предметами
(шарик,
мяч,
солнышко
и
т.п.).
Оценка
1(низкий
уровень)
ставится
тем,
кто
не
смог
наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и
небрежно. I. Для определения уровней развития изобразительных умений и
навыков детей и их творческих проявлений руководствуются критериями,
разработанными
Т.С.
Комаровой.
1.критерий:
содержание
выполненного
изображения, его компоненты, их разнообразие; 2.критерий: передача формы
(формы простая или сложная, передана точно или искаженно); 3.критерий:
строение предмета (части расположены, верно, или нет); 4.критерий: цвет
(цвета яркие или бледные, теплые или холодные); 5.критерий: характер линий
(нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).
Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, я
провожу контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить
динамику
развития
ребенка,
спланировать
дальнейшую
работу
с
учетом
дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.
Параметры развития детей дошкольного возраста в художественно-
творческой деятельности
.
Параметры
развития
Виды
творческого
развития
Высокий
уровень
развития
Средний
уровень
развития
Низкий уровень
развития
Овладение
техническими
н а в ы к а м и
и
умениями.
Живопись
Графика
Архитектура
Скульптура
Художественно
–
прикладное
творчество
Нетрадиционны
е техники
Испытывает
затруднения
в
применении
технических
н а в ы к о в
и
умений.
Полностью
владеет
техническими
н а в ы к а м и
и
умениями.
Пользуется
помощью
педагога
Развитие
цветового
восприятия.
Использует всю
цветовую гамму.
Использует
всю
цветовую гамму.
Использует
не
б о л е е
2 - 3
цветов.
Самостоятельно
р а б о т а е т
с
оттенками
Развитие
композиционны
х умений
Самостоятельно
с о с т а вл я е т
и
выполняет
композиционны
й замысел.
Испытывает
затруднения
в
композиционно
м решении.
Изображает
предмет ы
н е
объединяя
их
единым
содержанием.
Развитие
эмоционально –
художественног
о
восприятии,
творческого
воображения.
Видит
красоту
окружающего
мира,
художественных
произведений,
народного
декоративно
-
прикладного
творчества,
отражает
свое
эмоциональное
с о с т о я н и е
в
работе.
Увлечен
выполнением
работы,
создает
образы
самостоятельно,
и с п ол ь зуе т
в
п о л н о й
м е р е
приобретенные
навыки.
Видит
красоту
окружающего
мира,
художественных
произведений,
народного
декоративно
-
прикладного
творчества.
Испытывает
затруднения
в
передаче своего
эмоционального
состояния через
образы.
Чувствует
красоту
окружающего
мира,
художественны
х произведений,
народного
декоративно
-
прикладного
творчества.
Но
н е
м о ж е т
самостоятельно
выразить
свое
эмоциональное
состояние через
образ, цвет
Диагностическая таблица обследования уровня развития детей
дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Фамилия, имя
ребенка
Живопись
Графика
Скульптура
Художественно-
прикладное
творчество
Примечание:
«В» - высокий уровень развития
«С» - средний уровень развития
«Н» - низкий уровень развития