Напоминание

Духовно-нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье


Автор: Журавлева Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Тисульский детский сад № 4 структурное подразделение Тамбарский детский сад
Населённый пункт: c.Тамбар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Духовно-нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Духовно-нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и

досуг в семье»

Важной проблемой современного общества является духовно-нравственное

воспитание детей. В настоящее время наблюдается дефицит добра, любви,

сострадания в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата

обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих

поколений сохранялись и преумножались. Восстановление традиционного

уклада

жизни

семьи,

основанного

на

традициях

семейного

воспитания,

поможет решить проблему духовно-нравственного воспитания детей.

Чтобы

человек

действительно

чтил

память

предков,

уважал

Отечество,

чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Образ

жизни в семье, отношения в детском коллективе все формирует у ребенка

чувство любви к тому месту, где он живет.

Воспитание

ребёнка

начинается

в

семье,

и

от

того

какие

там

царят отношения между

родителями,

будет

зависеть

каким

вырастет

ребенок. В сознании детей откладываются привычки, подобные привычкам

родителей, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается

процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по

примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности

поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие

идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не

может заменить семью, именно ей принадлежит главная роль в становлении

личности ребёнка.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает

основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются

и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире

предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети

воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной

жизнью, которая складывается в определенной семье.

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают

формироваться основы нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее

духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Семейные

традиции

-

это

основное

средство

формирования

социально-

культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами,

которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

Традиция

это

то,

что

перешло

от

одного

поколения

к

другому,

что

унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

(Словарь русского языка С. И. Ожегова).

У каждого это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз

на

семейном

празднике;

сказка

на

ночь;

яблочный

пирог,

испеченный

бабушкой; вечер, когда все собирались к чаю и рассказывали друг другу о

событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.

Но, к сожалению, многие молодые родители не знают, что такое традиции,

какое они имеют значение в сохранении и укреплении семьи, какую помощь

могут оказать в воспитании детей. Поэтому очень важно донести до них

информацию о ценности семейных традиций, вызвать желание сохранить

имеющиеся и создавать новые семейные традиции.

Какие же семейные традиции может завести себе молодая семья?

Показ презентации:

1.

Семейные

праздники.

Отмечая

праздники

в

семье,

мы

показываем

детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, также

как и мы, будут отдыхать и наши дети. Дети независимо от возраста

обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику.

Детские

праздники.

Здесь

ребенок

главное

лицо.

Если

праздник

специально

организован,

имеет

свою

программу,

то

тогда

день

рождения

или

новогодняя

елка

будут

по-настоящему

радостными,

праздничными и для детей, и для взрослых.

2.

Семейный

альбом.

Когда

появились

фотоаппараты,

люди

стали

составлять,

а

потом

и

хранить

семейные

альбомы.

Этот

обычай

успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются

старые альбомы с фото. Это простое и понятное для ребенка дело, но

очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление

страниц

фотоальбома

именно

то

общение,

которое

необходимо

старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Конкретный

образ

на

фотографии

ассоциируется

с

тем

или

иным

рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка

и стимулирует запоминание.

3.

Приобщение

ребенка

к

труду,

помощь

взрослым. В процессе труда

взрослые

дают

детям

полезные

знания

о

предметах,

материалах

и

орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно

важна

роль

трудовой

деятельности

в

нравственном

воспитании.

В

труде

воспитываются

устойчивость

поведения,

дисциплинированность,

самостоятельность,

развивается

инициатива,

умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной

работе.

4.

Семейный отдых на природе. Природа оказывает огромное влияние на

развитие личности дошкольника, а прогулки и походы благотворно

влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться всей семьей в

поход, поехать на пикник, на дачу. Побродить по лесным тропинкам

или

на

лугу,

искупаться

в

реке,

наблюдать

за

жизнью

насекомых,

рассмотреть незнакомые растения, собирать природный материал для

поделок. А взрослые должны научить ребенка правильно себя вести на

природе: убирать за собой мусор, не шуметь, не ломать кусты и т. д.

Если

такие

походы

станут

традицией,

то

ребенок

будет

ждать

и

готовиться к ним, стараясь интересней и полезней провести время на

природе.

5.

Занятия

спортом,

поход

в

магазин,

совместные

игры,

посещение

зоопарков, музеев, чтение в семейном кругу обогащает и детей, и их

родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре

и зле, сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных

поколений и разного жизненного опыта.

Таким образом, обогащение содержания семейной традиционной культуры

способствует

полноценной

организации

семейной

жизнедеятельности,

взаимопониманию членов семьи, вводит детей в мир социальных отношений,

ф о р м и р у е т

д у х о в н о - н р а в с т в е н н ы й

о б л и к .



В раздел образования