Автор: Хижняченко Петр Викторович
Должность: зам.директора по воспитательной работе, преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Населённый пункт: город Алексин
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Развитие гармонического слуха у учащихся духового отделения, посредством применения ИКТ»
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение на тему:
«Развитие гармонического слуха у учащихся духового отделения,
посредством применения ИКТ»
Разработчик:
зам. директора по ВР
МАУ ДО АДШИ им.К.М. Щедрина ,
преподаватель
П.В. Хижняченко
«Одна нота не делает мелодии, нужны различия…
Нужны даже несогласия…
Прелесть мелодии рождается из сочетания различных звуков и даже несходств»
- эти слова принадлежат французскому писателю 19 в. Жану Анри Фабру.
Звук в музыке – это первоначальный элемент, ядро, из которого впоследствии,
рождается музыкальное произведение.
Именно со звука начинается обучение в классе духовых инструментов, вос-
произведенный голосом звук отрабатывают вокалисты, над качеством звука работа-
ют скрипачи ...
Но произвольный порядок звуков нельзя назвать произведением искусства…
Наличие первоначальных музыкальных элементов еще не является красотой.
Уши не подготовленного, начинающего музыканта, его мышление и воображе-
ние не может себе представить картину созданного на одном – двух звуках музы-
кального образа.
Он пока не ощущает метроритмическую пульсацию, различные динамические
оттенки. Слуховой контроль минимален и опирается лишь на теоретически-полу-
ченные в классе знания.
Музыка, настоящая музыка, начинается лишь тогда, когда ее звуки организуют-
ся по законам гармонии.
1
В самых высших, гармоничных своих проявлениях она воздействует как не-
прерывно струящийся свет, излучая то чувство спокойствия и безмятежности, то
чувство тревоги и волнения.
Гармония — сложная область музыкальной выразительности, она объединяет
многие
элементы
музыкальной
речи,
мелодику,
ритм.
Именно
она
руководит
законами развития произведения.
Понятию гармонии примерно 2500 лет. Ее традиционное для нас понимание как
науки об аккордах в мажорно-минорной тональной системе сложилось лишь к
началу XVIII в.
По сути, гармония в музыкальном произведении – это способность передавать
различные оттенки человеческих чувств выражает стремления и страдания, мечты
и надежды – всё, чем полна человеческая жизнь.
Гармоническая основа, сопровождающая единый звучащий «на педали» звук,
способна выстроить в восприятии, как слушателей, так и исполнителя целостное
музыкальное полотно, полноценную мелодическую линию, созданную посредством
различных динамических, гармонических и тембровых окрасок, темповых измене-
ний, либо наоборот противоположной неизменяемой пульсацией.
Следует также отметить, что развитие новых информационных технологий не
только способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию его
музыкальных способностей, но и открывает перед концертмейстером возможность
участия в композиторской и режиссерской формах работы, в более облегченных
простых и доступных формах.
Для оформления, казалось бы, одного звука, концертмейстеру необходимо про-
думать тембровую окраску гармонического полотна, его структуру, метроритмиче-
ские особенности…
Творческая работа преподавателя, посредством применения информационно-
коммуникационных технологий на уроке – это весьма ответственная область дея-
тельности музыканта. Это нечто большее, чем просто игра по нотам..
Это творческий, драгоценный справ воплощений замысла композитора и художе-
ственной трактовки исполнителя.
В завершение, приходят на память слова великого советского композитора Дмит-
рия Шостаковича: «Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего её слушать».
2
И действительно, особенно на первоначальном этапе обучения, ничто так глубоко
не проникает в сердце ребенка, как изысканные радужные гармонии музыки. Они
открывают перед их глазами новый неизведанный мир красоты и искусства.
Развитие новых информационных технологий привлекло большое внимание музыкан-
тов и послужило основой для формирования электронной музыки.
К новым цифровым музыкальным инструментам относятся: синтезаторы, сэмплеры,
рабочие станции, мультимедийные компьютеры, которые отличаются простотой управ-
ления.
3
Цифровые инструменты предъявляют концертмейстеру иные, по сравнению с тради-
ционными механическими или электронными аналоговыми инструментами, более
универсальные требования.
Чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого чис-
ла наличных электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту,
и соответственно скорректировать фактуру изложения, то есть создать проект его аран-
жировки (элемент композиторской деятельности).
Особое внимание следует уделять жанровой принадлежности произведений.
Так, музыка академических жанров требует при аранжировке большей строгости.
Музыка массовых жанров, напротив, допускает широкую вариативность подходов к
электронному воплощению.
А народную музыку, как связанную с устной формой творчества и всегда несущую в
себе элемент спонтанности, импровизационности, можно рассматривать как материал
для самых разнообразных по сложности языка творческих решений.
Почти каждый, кто интересуется современной музыкой, что-нибудь слышал о синтезаторе и наверняка слушал
его звучание, порой не отдавая себе отчета, что это за инструмент. Популярная, эстрадная, джазовая музыка
сегодня не может обойтись без синтезатора. Синтезатор при записи в студии, синтезатор в концерте, на
эстраде.
Итак,
что
же
такое
синтезатор?
Прежде
чем
ответитъ
на
этот
вопрос
вернемся
немного
назад.
Первым электромузыкальным инструментом, получившим заслуженное признание и прак-
тическое применение во всем мире, был «терменвокс», созданный советским инженером
Львом Сергеевичем Терменрм в 1920 году.
Работа с такой партитурой таила в себе совершенно новые возможности: композитор мог разрабатывать
необычайные по спектрам звуки, записывать музыкальную партию со всеми оттенками живого исполнения, со-
чинять музыку в любых ладах и звукорядах, использовать искусственные голоса и всевозможные шумы.
Композиторы, музыканты, знакомясь с возможностями «АНСа», давали ему высокую оценку. «Фотоэлектрон-
ный музыкальный синтезатор «АНС» представляет большой интерес для композитора,— говорил Д. Д.Шостако-
вич.— Он очень расширяет творческую фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности».
"АНС" в музее.
4
Экспериментальные работы по синтезу звука проводились во многих странах, рождались
музыкальные синтезаторы различной конструкции, но все они были в виде отдельных слож-
ных и громоздких лабораторных образцов, и только узкий круг музыкантов-исследователей
мог обращаться с этими инструментами.
В конце 60-х годов Роберт Муг разработал первый в мире коммерчески успешный клавишный
синтезатор.
Роберт Муг в своей лаборатории.
для музыкально-творческой деятельности сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность. система
тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (период, про-
стые двух- и трехчастная формы, вариации), инструментовке и звукорежиссуре. При этом наиболее ценным для
творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музы-
кально-выразительных средств:
5
- мелодии и гармонии, фактуры, тембра (включая его звукорежиссере кую составляющую);
- гармонии и фактуры (нормы голосоведения), формы (каденции);
- фактуры и тембра (темброфактурная функциональность), формы;
- тембра и формы (формообразующая функция тембра).
Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из четырех основных действий:
это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректиров-
ка результата. Каждое из этих действий, в свою очередь делится на ряд операций, поэтому приобщение учащихся к
искусству аранжировки возможно лишь в опоре на дидактический принцип расчленения сложной задачи на про-
стые составляющие.
Аранжировщик должен не только грамотно и художественно убедительно решать каждую из возникающих по ходу
его
Вместе с тем управление с помощью специальных кнопок, расположенных на его панели, многими звуковыми пара-
метрами, к которым относятся: тембр, динамика, артикуляция, отзвук, шумовые эффекты, автоаккомпанемент,
темп, агогика, мультипады, воспроизведение заранее записанных на секвенсере фрагментов фактуры и др. - значи-
тельно облегчает технику игры на электронном клавишном инструменте,
6