Напоминание

«Активные формы взаимодействия ДОУ с семьей»


Автор: Третьякова Людмила Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №10
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Новокубанск
Наименование материала: статья
Тема: «Активные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Активные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

Старший воспитатель Третьякова Л.П.

МДОАУ №10 «Казачок» г. Новокубанск

На

сегодняшний

день

достаточно

остро

стоит

проблема

взаимодействия

детского сада и семьи. И наше дошкольное учреждение не исключение.

С появлением стандартов дошкольного образования меняются представления

о

работе

с

родителями,

меняется

и

сама

работа

с

семьей.

Внедрение

новых

стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия,

сотрудничества.

Проблема

взаимодействия

ДОО

и

семьи,

взаимосвязи

общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-

правовых документов международного и федерального уровня. Изучая нормативно-

правовые акты, регламентирующие деятельность ДО, представляется необходимым

отметить, что ФГОС ДО, определяет задачи, направления работы с родителями и

обязанности образовательной организации.

Следовательно,

должны

перестраиваться

формы

работы

с

родителями,

пересматриваться принципы, условия. Есть необходимость внесения изменений в

сложившуюся систему работы с родителями.

С

одной

стороны,

родители

доверяют

детскому

саду

и

соглашаются

с

формами, методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в

детском саду. А с другой – не готовы воспринимать воспитателей как партнеров, и

придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада.

Также и педагоги чаще видят в родителе не субъекта совместной деятельности, а

очередной объект воспитания.

Взаимодействие

ДОУ

с

социумом

включает

в

себя:

работу

с

государственными

структурами

и

органами

местного

самоуправления;

взаимодействие

с

учреждениями

здравоохранения;

взаимодействие

с

учреждениями

образования,

науки

и

культуры; с

семьями

воспитанников

детского сада.

Мы провели анкетирование среди родителей воспитанников дошкольного

возраста,

целью

которого

являлась,

выявить

ожидания

родителей

от

детского

сада. Результаты анкетирования семей показали, что сейчас родителей интересует,

в первую очередь, формирование личностных качеств дошкольников. Хотя еще

несколько лет назад для них было важно умение дошкольников читать и писать. Так

родители

младших

групп

на

первый

план

ставят

развитие

коммуникативных

умений, целенаправленной деятельности; родителей детей средних групп волнует

проблема становления субъектной позиции ребенка, они отмечают, что дети не

самостоятельны, не могут организовать свою деятельность. Одни из наиболее часто

задаваемых вопросов родителями детей старших групп: как подготовить ребенка к

школе,

сформировать

у

него

такие

качества

как

произвольность

поведения,

учебную

мотивацию.

Педагоги

детского

сада

также

отмечают

проблемы

и

необходимость развития этих качеств. Таким образом, налицо проблема: родители

хотят, чтобы у детей были развиты личностные качества, но не знают, каким

способом это сделать, поэтому прибегают к услугам разнообразных школ развития

личности,

которые

создают

нужную

им

иллюзию.

В

свою

очередь

педагоги

детского сада также понимают важность обозначенных проблем, владеют психолго-

педагогическими знаниями и опытом для их решения, но не знают, какие активные

способы

взаимодействия

с

семьей

подобрать.

Очевидно,

что

те

наглядно-

информационные

формы,

которые

мы

использовали

раньше,

малоэффективны.

Перед нами стоит задача найти механизмы активизации педагогов и родителей для

успешного решения тех задачи, которые возникают.

Также

для

решения

данных

задач

необходимо

не

только

активизировать

родителей, но и расширить возможности детского сада, подключив к образованию

детей окружающий социум.

Невозможно воспитать гармонично развитую личность

- без взаимодействия с социумом. Детскому саду необходимо сформировать новый

уровень

взаимодействия

с

социальными

институтами

города,

выйти

за

территориальную

границу

учреждения,

стать

социально

доступным

звеном

образовательной системы.

Предполагаемый результат:

1.

Создание

системы

взаимодействия

ДОУ

с

родителями

(законными

представителями)

и

учреждениями

социума

города

на

основе

договоров

и

совместных планов для успешного воспитания личности каждого воспитанника.

2.

Повышение

уровня

социальной

компетенции

участников

образовательного

процесса (дети-родители-педагоги).

3. Формирование желания повысить общекультурный уровень.

4. Формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков,

личностных качеств участников образовательного процесса.

4. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья

участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии

с социальными институтами города.

5. Использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании

единой воспитательной системы.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации

детей.

Их

воспитательные

функции

различны,

но

для

всестороннего

развития

ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с. 28]. Вся наша жизнь – взаимодействие

с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными

структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не

взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Но что, же

такое

взаимодействие

и

что

под

этим,

словом

подразумевают?

Семья

взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак

равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Термин

«взаимодействие»,

предполагающий

обмен

мыслями,

чувствами

переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А.

Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с

целью

решения

задач

семейного

воспитания

и

строилось

на

основе

единого

понимания.

В

основе

взаимодействия

ДОУ

и

семьи

лежит

сотрудничество

педагогов

и

родителей,

которое

предполагает

равенство

позиций

партнеров,

уважительное

отношение

друг

к

другу

взаимодействующих

сторон

с

учетом

индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не

только

взаимные

действия,

но

и

взаимопонимание,

взаимоуважение,

взаимодоверие,

взаимопознание,

взаимовлияние.

Активная

совместная

работа

педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению

их взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо,

основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная

дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так

как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг

другу,

т.е.

наличие

эмпатии,

то

содружество,

является

наивысшей

точкой

взаимодействия ДОУ с семьёй.

На современном этапе в соответствии с законом «Об образовании» РФ,

ст.44, п.1 [1], родители имеют преимущественное право на обучение воспитание

детей (являются первыми педагогами), они обязаны заложить основы физического,

нравственного,

интеллектуального

развития

личности

ребенка.

Успешное

осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от

семьи.

Главным

в

работе

любого

ДОУ

являются

сохранение

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья

воспитанников,

их

творческое

и

интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного

роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического

процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

Проблема

взаимодействия

дошкольного

учреждения

с

семьей

на

сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.

Сложности

в

отношениях

между

семьями

и

образовательными

учреждениями

могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим

иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и

детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто

испытываем

большие

трудности

в

общении

с

родителями

по

причине

выбора

формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости

нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение

системы

работы

для

активного

включения

родителей

в

жизнь

ДОУ.

Все

это

позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем

деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В

связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия

дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых

актуальных.

Формы

взаимодействия

детского

сада

с

родителями

это

способы

организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов

форм взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений с

детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание

потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Коллектив

наших

педагогов

старается

наиболее

полно

использовать

весь

педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут

новые,

современные

формы

сотрудничества

с

родителями

в

соответствии

с

изменением социально-политических и экономических условий развития нашей

страны.

Особенности

взаимодействия

педагогического

коллектива

с

семьями

воспитанников

Деятельность МДОАУ №10 по взаимодействию с семьей осуществляется в

соответствии со статьями 28,29,44, ФЗ «Об образовании в РФ» и требованиями

ФГОС

дошкольного

образования

и

строится

на

принципах

сотрудничества

и

партнерства.

В

основу

совместной

деятельности

семьи

и

дошкольного

учреждения

заложены следующие принципы:

единый подход к процессу воспитания ребёнка;

открытость дошкольного учреждения для родителей;

взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

уважение и доброжелательность друг к другу;

дифференцированный подход к каждой семье.

Детский

сад

активно

использует

в

практике

работы

с

семьей

как

традиционные,

так

и

инновационные

формы,

по

следующим

направлениям:

психолого-педагогическое

просвещение,

вовлечение

в

воспитательно-

образовательный процесс МДОАУ №10.

Задачи:

1)

формирование психолого-педагогических знаний родителей;

2)

приобщение родителей к участию в жизни МДОАУ №10;

3)

оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и

обучении детей;

4)

изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

ознакомление родителей с результатами работы МДОАУ на общих

родительских

собраниях,

общесадовских

конференциях,

анализом

участия

родительской общественности в жизни учреждения;

ознакомление родителей с содержанием работы МДОАУ, направленной

на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

целенаправленную

работу,

пропагандирующую

общественное

дошкольное воспитание в его разных формах;

обучение

конкретным

приемам

и

методам

воспитания

и

развития

ребенка

в

разных

видах

детской

деятельности

на

семинарах-практикумах,

консультациях и открытых занятиях.

Педагоги МДОАУ № 10 активно используют в практике работы с семьей

как традиционные, так и инновационные формы (см. таблица 1).

Таблица 1. Модель сотрудничества семьи и МДОАУ №10 (в части ООП

МДОАУ № 10, формируемой участниками образовательных отношений)

Участие

родителей

в жизни

МДОАУ

Формы участия

Периодичность

сотрудничества

В

проведении

мониторинговых

исследований

- Анкетирование

- Социологический

опрос

-интервьюирование

- «Родительская почта»

3-4 раза в год

По мере

необходимости

1 раз в квартал

В создании

условий

- Участие в

субботниках по

благоустройству территории;

-помощь в создании

предметно-развивающей

среды;

-оказание помощи в

ремонтных работах

2 раза в год

Постоянно

ежегодно

В

управлении

МДОАУ

- участие в работе

наблюдательного совета,

родительского комитета,

педагогических советах; в

работе бракеражной

комиссии.

По плану

В

просветительской

деятельности,

направленной на

повышение

педагогической

культуры,

расширение

-наглядная

информация (стенды, папки-

передвижки, семейные и

групповые фотоальбомы,

фоторепортажи «Из жизни

группы», «Копилка добрых

дел», «Мы благодарим»;

«Визитная карточка группы»

1 раз в квартал

Обновление

постоянно

информационного

поля родителей

-памятки;

-создание странички на

сайте МДОАУ;

-консультации,

семинары, семинары-

практикумы, конференции;

- распространение

опыта семейного воспитания;

-родительские

собрания.

1 раз в месяц

По годовому

плану

1 раз в квартал

1 раз в квартал

В

воспитательно-

образовательном

процессе МДОАУ,

направленном на

установление

сотрудничества и

партнерских

отношений

с целью

вовлечения

родителей в

единое

образовательное

пространство

-Дни открытых дверей.

- Дни здоровья.

- Совместные

праздники, развлечения.

-Встречи с

интересными людьми

-семейные гостиные

- Участие в творческих

выставках, смотрах-

конкурсах

- Мероприятия с

родителями в рамках

проектной деятельности

- Творческие отчеты

кружков

2 раза в год

1 раз в квартал

По плану

По плану

1 раз в квартал

Постоянно по

годовому плану

2-3 раза в год

1 раз в год

Цель взаимодействия педагогического коллектива МДОАУ №10 с семьёй

заключается

в

обеспечении

разносторонней

поддержки

воспитательного

потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного

периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Основные принципы:

- партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и

обучения;

-

помощь,

уважение

и

доверие

к

ребенку

со

стороны

педагогов

и

родителей;

- постоянный анализ взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и

конечных результатов.

Направления работы:

- защита прав ребенка в семье и детском саду;

- воспитание, развитие и оздоровление детей;

- детско-родительские отношения;

- взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;

- коррекция нарушений в развитии детей;

- подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Педагоги МДОАУ №10 активно используют в практике работы с семьей

как традиционные, так и инновационные формы.

Формы работы традиционные:

1) Педагогический мониторинг

- анкетирование родителей;

- беседы с родителями;

- беседы с детьми о семье;

- наблюдение за общением родителей и детей.

2) Меры по совершенствованию деятельности МДОАУ №10 «Казачок» в

целях предупреждения коррупции:

1. Изучение законодательства в сфере противодействия коррупции:

а)

доведение

до

сведения

работников

основных

положений

антикоррупционного законодательства.

б) размещение на стенде законодательных и нормативных актов в сфере

противодействия коррупции (приложение 1).

2. Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение управления

в детском саду и включающих в себя:

а)

неукоснительное

выполнение

норм,

регулирующих

осуществление

закупок

для

ДОО,

в

целях

исключения

возможности

их

произвольного

толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;

б)

обеспечение

контроля

за

выполнением

принятых

контрактных

обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование

аукционных торгов;

в) соблюдение прав и законных интересов родителей, включая введение

системы оценки качества выполнения образовательных услуг.

Выстраивая

взаимодействие

с

родителями,

можно

развивать

и

использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции,

практикумы,

так

и

современные

формы

устные

журналы,

экскурсии,

родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Информационно-аналитические - формы направлены на выявление

интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта

между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности

дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть

ребенка.

анкетирование;

опрос;

"электронная почта".

Наглядно-информационные - близки к задачам познавательных форм и

направлены на обогащение знаний родителей, стоит задача информационного

просвещения родителей.

родительские клубы;

мини-библиотека;

информационные стенды «ОКНО - очень короткие новости»;

выпуск газеты «ЖЗД - жизнь замечательных детей».

Познавательные ф о р м ы

н а п р а в л е н ы

н а

о б о г а щ е н и е

педагогического опыта родителей, развитие педагогической компетентности по

разным

вопросам

воспитания,

ознакомление

родителей

с

возрастными

и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у

них

практических

навыков

воспитания.

Педагоги

творчески

подходят

к

их

организации и проведению.

родительские гостиные;

нетрадиционные родительские собрания;

устные журналы;

экскурсии.

Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический

потенциал

традиционных

форм

взаимодействия

с

семьей

и

ищут

новые,

современные формы сотрудничества с родителями. Планируя ту или иную форму

работы,

мы

как

педагоги

всегда

исходим

из

представлений

о

современных

родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и

сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам

взаимодействия:

*оригинальность,

*востребованность,

*интерактивность.

У

нас

есть

положительный

опыт

использования

активных

форм

сотрудничества

с

родителями.

Самая

популярная

и

любимая,

нами

как

воспитателями,

так

и

родителями

форма

работы

досуг. Досуговые – они

призваны

устанавливать

теплые

неформальные,

доверительные

отношения,

эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и

детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители

становятся более открытыми для общения.

праздники;

совместные досуги;

акции;

участие родителей в конкурсах, выставках.

Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества.

Доброй

традицией

стало

ежегодное

проведение

спортивных

мероприятий

«Спортивная

семья»,

«Здоровье

в

порядке,

спасибо

зарядке».

Подобные

мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой

обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам

таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями,

фото размещаются в интернет сообществах (на сайте МДАУ №10 «Казачок», на

странице в Instagram т.д.).

Также это совместные праздники как в помещении детского сада так и на

улице (например «Проводы зимы. Масленица»). Очень успешно проводим вечерние

досуги. Традицией стало проводить литературные праздники и вечера, поэтические

фестивали, где читают стихи по заданной теме не только дети, но и родители. В

условиях нашего дошкольного учреждения эта форма принесла видимый результат.

Для детей – это опыт общения с взрослыми людьми, их социализация, повышение

статуса

в

среде

сверстников.

Для

родителей

возможность

сменить

позицию

стороннего наблюдателя на участника педпроцесса, реализовать свои способности,

перенять

у

воспитателей

приемы

работы

с

ребенком.

Педагоги

же

получают

сотрудников в лице родителей.

Не

последнее

место

занимает

проектная

деятельность.

Совместная

познавательная работа позволяет сформировать у воспитателей умение занимать

позицию партнера по отношению к детям. Это становится хорошей предпосылкой к

перенесению такой позиции в отношения с родителями. На протяжении четырех

лет, помимо спонтанных проектов, традиционными являются конкурсы и акции,

как

муниципальные,

также

краевые

и

всероссийские.

Такие

как,

«Семейные

экологические проекты», «Зеленая планета», «Я – исследователь», «Всемирный

(Международный) день птиц, «Голубь мира», «Волонтеры могут все» и другие.

Цель участия родителей и детей в совместных акциях и проектах - объединить

традиции сада и семьи, сплотить всех участников образовательных отношений.

Также

в

нашем

дошкольном

образовательном

учреждении

используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями,

позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного

ребенка (планшеты, мультимедийные установки, сетевое взаимодействие и т.д.)

Наряду

с

этим,

есть

проблемы,

которые

требуют

других

способов

организации родителей. Обмен опытом между педагогом и воспитателем. В нашей

ситуации мы проводили «Круглые столы». Предыдущие попытки сводились к тому,

что

педагог поучает, а родители слушают. Как результат, низкая активность и

посещаемость. Сейчас мы пересмотрели подходы к их организации. Тематика

«Круглых столов» направлена на решение вопросов, требующих обсуждения и

выработки согласованной позиции детского сада и семьи. Это такие вопросы как

соблюдение

режима

дня

и

питания

ребенка;

необходимость

обращения

к

различным образовательным услугам за пределами детского сада (школы развития,

кружки и т.п.).

Также

ежегодно

проводится

конференция

с

участием

родителей

«Современный

ребенок.

Современный

детский

сад».

Конференция

организовывается

по

принципу

решения

общих

проблем.

Выносятся

вопросы,

связанные с обменом опыта воспитания. Педагоги рассказывают и показывают, с

помощью

каких

игр,

методов

и

приемов

они

развивают

личностные

качества

современного ребенка, а родители рассказывают об опыте формирования данных

качеств в семье. Соответственно родители и воспитатели могут посмотреть на

проблему

с

разных

ракурсов.

Каждый

вынесет

для

себя

новую

информацию

«изнутри». На конференции ежегодно награждаются самые активные родители

грамотами и благодарностями.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное

учреждение

два

важных

социальных

института

социализации

ребенка.

Без

родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,

неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения

активных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они

не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие

изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных

форм

в

работе

с

родителями.

Также

расширение

«границ»

детского

сада

и

плодотворная работа с социальными партнерами положительно сказывается на

качестве образования.

Практическая составляющая, на примере работы нашего учреждения:

это семейные экологические проекты.

Проект «Совместная деятельность с родителями по экологическому

воспитанию дошкольников»

Деятельность

руководства

и

воспитателей

по

приобщению

семей

к

экологическому

воспитанию

детей

позволяет

формировать

у

дошкольников

ответственное отношение к окружающей среде и способствует достижению более

высокого уровня их воспитанности.

Цели

проекта:

формирование

экологической

компетентности

и

природоохранной деятельности родителей в деле воспитания детей.

Задачи проекта:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с

природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не

исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и

уметь охранять.

3.

Повысить

уровень

экологической

культуры

и

информированности

родителей.

4.

Формировать

детско-родительские

отношения

в

духе

воспитания

интереса и экологически правильного поведения в природе.

5. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно,

охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных

экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного

города, охране природы.

Участники проекта: родители и дети, воспитатели.

Этапы работы:

1. Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать

(образовательный

уровень

родителей,

психологическое

состояние

семьи,

ее

микроклимат).

С

этой

целью

необходимо

провести

анкетирование.

Ответы

родителей обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

2. Подборка консультативного материала.

3. Выбор совместных форм работы.

4. Проведение опроса родителей в конце учебного года, который позволит

уточнить

уровень

удовлетворенности

взаимодействием

семьи

и

детского

сада,

получить обратную связь и предложения от родителей.

При

выборе

форм

общения

с

родителями

надо

помнить:

нам

следует

отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем,

нахождению общих правильных ответов.

Мы

разработали

комплекс

мероприятий

по

взаимодействию

МДОАУ

и

семьи в экологическом образовании дошкольников. Работа велась по следующим

направлениям:

Направления работы:

1. Работа с родителями.

Задачи:

- повышение социально - экологической культуры родителей;

-

знакомство

родителей

с

формами

и

методами

работы

с

детьми

по

формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

- оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по

формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

Формы работы: проведение анкетирования в начале и в конце учебного

года; родительское собрание «Берегите природу», консультации «Сбережем родную

природу», «Приобщение детей к природе».

2. Совместная деятельность с детьми:

Задача:

включение

родителей

во

взаимодействие

с

дошкольным

учреждением с целью формирования социально - экологических представлений у

детей дошкольного возраста.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет

природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, зимний

сад в холлах, правильно оформленный и возделанный участок «Наш огородик»,

дающие

возможность

постоянного

непосредственного

общения

с

природой;

организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами.

Активными помощниками при обновлении и

обогащении уголков природы

являются родители, которые систематически приносят новые отростки растений,

собирают

различные

материалы

для

проведения

опытов.

Весной

папы

изготавливают скворечники, раскидывают снег, убирают мусор, подготавливают

почву

для

посадки

саженцев.

Следует

обратить

внимание

на

совместную

деятельность

детей

и

родителей,

так

как

именно

через

деятельность

человек

воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству,

эмоциональному,

психологическому

сближению

ребенка

и

взрослого,

дает

возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять

ребенка.

Итак,

разработанный

комплекс

мероприятий

показал

свою

эффективность.

Благодаря

тому,

что

к

образовательному

процессу

была

подключена

семья,

повысился

уровень

сформированности

экологических

знаний дошкольников.

Следовательно,

подтвердилась

гипотеза

о

том,

что

эффективность

экологического воспитания дошкольников достигается при взаимодействии

семьи и ДОO.

Список использованной и цитируемой литературы:

1 .

Федеральный

закон

от

27.12.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

2 .

Ф е д е р а л ь н ы й

г о с уд а р с т в е н н ы й

о б р а з о в а т е л ь н ы й

с т а н д а р т

дошкольного

образования,

утвержденный

приказом

М и н и с т е р с т ва

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

17.10.2013

1155;

3.

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. –

66с.

Евдокимова

Н.В.,

Додокина

Н.В.,

Кудрявцева

Е.А.

Детский

сад

и

семья:

методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика –

Синтез, 2007 – 167с.

4.

Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар.

заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – 190 с.

5.

Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 –

147с.

6.

Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка

деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.

7.

Зверева

О.Л.,

Кротова

Т.В.

«Общение

педагога

с

родителями

в

ДОО»

методические рекомендации – Издательство «ТЦ Сфера», 2019г. – 111с.

8.

Арнаутова, Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного

учреждения о сотрудничестве с семьей. Методическое пособие для руководителей -

М., 2010 - 117 с.

9.

Арнаутова,

Е.П.

Методы

обогащения

воспитательного

опыта

родителей

//

Дошкольное воспитание. 2012. N 9. С. 52 - 58.

10.

Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.:

Педагогика, 2010 - 193 с.

11.

Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2012 - 217 с.

12.

Арнаутова, Е.П., Кулакова Е.А., Ермакова Л.А. ДОУ-семья-школа.//Управление

ДОУ. - 2011. - №7. - С.95.

13.

Березина,

В.А,

Виноградова,

Л.И,

Волжина,

О.И.

Педагогическое

сопровождение

семейного

воспитания:

Программы

родительского

всеобуча.

[Текст]- С.-Пб.: Каро, 2010.

14.

Веракса, Н.Е, Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений -М.: Мозаика – Синтез, 2014 - 235 с.

15.

Далинина,

Т.

Современные

проблемы

взаимодействия

дошкольного

учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2010. N 1. - С. 41 - 49.

16.

Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения

с семьей //Дошкольное воспитание, 2010, № 5.

17.

Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития:

Методическое

руководство

для

работников

дошкольных

образовательных

учреждений[Текст]

/

Т.

Н.

Доронова,

Е.

В.

Соловьева,

А.

Е.

Жичкина,

С.И.

Мусиенко. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012.

18.

Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОО с семьей. [Текст] - М.: Сфера,

2014 - 222 с.

19.

Свирская, Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое

пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. [Текст]- М.:

ЛИНКА — ПРЕСС, 2012 - 87с.

20.

Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОО и семьи [Текст] /

Ю.

М.

Тонкова,

Н.

Н.

Веретенникова

//

Проблемы

и

перспективы

развития

образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь:

Меркурий, 2012. — С. 71-74.



В раздел образования