Напоминание

Положительная мотивация как необходимое условие успешного обучения детей в классе аккордеона


Автор: Шумская Галина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Населённый пункт: город Алексин
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Положительная мотивация как необходимое условие успешного обучения детей в классе аккордеона
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Алексинская детская школа искусств им. К.М.Щедрина»

Положительная мотивация как необходимое условие

успешного обучения детей в классе аккордеона

Шумская Галина Викторовна – преподаватель

МАУ ДО «АДШИ им. К.М. Щедрина»

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Положительная мотивация как необходимое условие успешного обучения

детей в классе аккордеона...................................................................................... 3

1.Донотный период в работе с детьми младшего возраста в классе аккордеона

................................................................................................................................... 5

2.Использование детских музыкальных инструментов в ансамблевой игре....7

3. Методологический процесс освоения игры на аккордеоне c учениками 6-7

лет........................................................................................................................... 10

4. Значение внеклассной работы. Вовлечение детей в творческий процесс...13

Список используемой литературы.......................................................................17

2

Положительная мотивация как необходимое условие успешного

обучения детей в классе аккордеона

В

настоящее

время

дети

очень

много

времени

проводят

за

компьютером.

Что

бы

заинтересовать

ребенка

преподавателю

надо

приложить все свое педагогическое мастерство, знания, умения и стать ему

настоящим другом и наставником.

С переходом на семилетнее обучение детей 6-7 летнего возраста в

классе

аккордеона

в

детских

музыкальных

школах

у

преподавателей

возникло много проблем. Возрастные особенности детей 6-7 лет определяют

новые

формы

и

методы,

расширились

возможности

р а з в и т и я

исполнительского мастерства, репертуарного плана.

Современные

дети

этого

возраста

чаще

всего

обладают

неустойчивой

психикой, они нервозны, напичканы избыточной информацией, которая не

способствует творческому развитию ребенка.

Преподаватель на протяжении 7-8 лет на индивидуальных занятиях

формирует

личность

ребенка.

Он

использует

разнообразные

приемы,

методики, формы работы, учитывая индивидуальные особенности ученика.

На занятиях проходит подготовка к концертам,

дети имеют возможность

выступать в доброжелательной обстановке в уютном зале – это необходимо

юным

исполнителям

для

утверждения

себя,

получения

чувства

удовлетворения.

Это

может

самым

благоприятным

образом

повлиять

на

развитие интереса к музыке у детей и у родителей. Идет процесс приобщения

к миру прекрасного. Дети, делающие успехи в освоение инструмента, также

имеют возможность участвовать в конкурсах.

Особую роль в деле воспитания учащихся имеют внеклассные формы

работы.

Посещение

с

учениками

концертов

выдающихся

исполнителей,

выезды

в

театры,

посещение

выставок,

музеев,

организации

классных

тематических

вечеров

с

родителями,

оформление

классного

уголка

с

фотографиями

учеников

разных

лет

обучения,

создание

классной

музыкальной

библиотеки,

концерты

в

подшефных

детских

садах

и

общеобразовательных школах - это и многое другое включает в себя работа

3

по развитию духовного мира ребенка, входящего в мир музыки, выбрав для

обучения такой прекрасный инструмент как аккордеон. Все перечисленные

формы

классной

и

внеклассной

работы

способствуют

обучению

с

увлечением.

Ц е л ь

д а н н о й

р а б о т ы

о б р а т и т ь

в н и м а н и е

н а

формированиеположительной

мотивациидля

обучения

учащихся

вклассе аккордеона.

В представленной работе рассматриваются вопросы:

1.

Донотный

период

в

работе

с

детьми

младшего

возраста

в

классе

аккордеона.

2.

Использование

детских

музыкальных

и

шумовых

инструментов

в

ансамблевой игре.

3.

Методологический процесс освоения игры аккордеоне c учениками 6-7

лет.

4.

Значение внеклассной работы. Вовлечение детей в творческий процесс.

5.

Роль родителей в начальный период обучения.

4

1.

Донотный период в работе с детьми младшего возраста в классе

аккордеона

Дети

6-7

лет

зачастую

имеют

слабые

физические,

а

нередко

и

музыкальные данные, но работать с ними нужно, особенно, если у детей есть

желание учиться на инструменте. На первых этапах обучения необходимо

заинтересовать и увлечь ребенка занятием музыкой.

1.

Особое значение имеет донотный период обучения с детьми младшего

возраста. На своих занятиях в начале учебного года мы не сразу приступаем к

освоению музыкального инструмента. Удержать инструмент в течение всего

урока, учитывая его вес, ребёнку тяжело, иногда первое «любопытство»

заканчивается усталостью и напряжением. Инструмент должен находиться в

центре

внимания

ребенка

весь

урок.

Основные

упражнения

составляют

«примерку» инструмента, работаем над посадкой, постановкой инструмента

и рук, используется воздушный клапан для упражнений на ведение меха

(«теплый ветерок» – медленное ведение меха, «холодный ветер» - активное,

быстрое ведение меха, «поезд» гудит – крещендо и диминуэндо) - всё это

занимает

несколько

минут

урока.

На

занятиях

ученик

слушает

пьесы,

которые ему предстоит освоить, преподаватель исполняя произведения или

ставя запись задает вопросы о характере пьесы. С первых уроков необходимо

развивать способность чувствовать характер музыки, определить что пьеса

выражает

или

что

изображает,

как

это

передается

в

исполнении

на

инструменте,

ученик

должен

различить

по

характеру

исполнения

марш,

танец, песню.

Затем можно предложить ребенку взять инструмент в руки, помогая ему

почувствовать себя комфортно, сесть устойчиво, подогнав плечевые ремни и

сыграть с ним в игру «Давайте познакомимся»: педагог играет на своем

инструменте, нажимая на клавишу, напевает свое имя и отчество, потом

предлагает

ребенку

сыграть

свое

имя,

нажимая

на

любую

клавишу

клавиатуры столько раз, сколько слогов в имени ученика - таким способом

можно познакомиться со всеми домочадцами, включая кличек кошек и собак.

После занятий ребенок выходит из класса довольный тем, что уже «играл» на

5

инструменте.

Таким

же

способом

можно

исполнить

простые

детские

песенки, состоящие из повторов одного, двух или трех звуков с простым

ритмическим

рисунком:

преподаватель

исполняет

песенку,

а

ученик

повторяет ее по слуху от любой клавиши - желательно подбирать пьески в

пределах

первой

октавы,

чтобы

ребенок

мог

спокойно

напеть

то,

что

наигрывает. Еще не изучив расположение нот на нотоносце, первоклассник

вполне сможет наиграть по слуху «Андрей – воробей», «Петю – булочника»,

«Лису»,

«У

кота»

и

другие

детские

пьески,

темы

которых

находятся

в

пределах терции.

Постепенно преподаватель усложняет пески и тем самым подводит к

необходимости изучения нотной грамоты. Что бы читать интересные книги –

нужно знать буквы, так что бы играть – надо знать ноты. И это очень

увлекательное занятие!

Большая часть урока на первом этапе работы с детьми, начинающими

осваивать

инструмент,

должна

проходить

в

игровой

форме,

например,

предложить

сыграть

стихи

А.

Барто

обращая

внимание

на

определение

коротких и длинных длительностей, чередование четвертных, восьмых и

шестнадцатых нот.

Дети

младшего

возраста

любят

потешки,

считалки,

которые

исполняются

с

ритмическими

движениями

(подскоки,

«ковырялочки»,

прыжки

попеременно

на

разных

ногах,

пружинка)

как

ритмическую

разминку можно поиграть в «Эхо»: ученик повторяет ритмический рисунок,

который

прохлопывает

педагог,

игра

усложняется,

если

прохлопать

с

произнесением названия деревьев или имен, а затем попросить определить

по ритму, какой ритм соответствует названию дерева или совпадает с ритмом

имени. Такие игры занимательны и в дальнейшем могут быть использованы в

качестве разрядки во время изучения сложного материала в классе.

6

2.Использование детских музыкальных инструментов в ансамблевой

игре

В работе с детьми младшего возраста очень хорошо использовать разные

шумовые и музыкальные инструменты - привлекательность и легкость игры

на

этих

инструментах

приносят

детям

радость,

удовольствие,

создаёт

предпосылки

для

дальнейших

занятий

музыкой,

формирует

интерес

к

познанию

мира

музыки

в

разных

её

проявлениях.

Постепенно

ребенок

становится

готов

осмысленно

воспринимать

музыку

самых

разных

направлений и стилей, стимулируется познавательная деятельность.

Основная

идея

использования

детских

шумовых

инструментов

в

классе

аккордеона - это формирование и развитие творческой активности личности.

Играть на музыкальных инструментах играя – именно такая форма наиболее

приемлема для начального обучения. Когда ребёнок входит в класс, и на

столе

уже

разложены:

бубен,

трещотки,

треугольник,

бубенцы,

ложки,

металлофон, у него загораются глаза. И даже когда они становятся старше и

уже

играют

сложные

произведения,

всегда

с

азартом

и

удовольствием

играют на этих инструментах.

Один из активных видов деятельности на уроке – это исполнение потешек с

ритмическими

движениями и с детскими инструментами. Так, исполнив

ритм «Андрей – воробей» на треугольнике, ребёнок может его станцевать,

выполняя

«ковырялочку».

Пьески «У кота»,

«Радуга–

дуга», «Солнышко»»

исполняют с подпрыгиванием поочередно на каждой ноге, меняя ногу на

ударный слог, а затем проиграть их на металлофоне.

Такие «физкультурные минутки» необходимы на уроке особеннодля

детей младшего возраста. Они способствуют эмоциональной открытости

ребёнка. Урок носит не только познавательный характер,

развивает

чувство

ритма, высоты звука, тембра, но и дарит радость, расширяет жизненный

опыт ребёнка,

стимулирует

его

к

а кт и в н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

формирует познавательную мотивацию.

На самый первый

классный концерт для родителей можно подготовить

выступление ансамбля с детскими шумовыми инструментами. Один ученик

7

младшего класса играет пьесу веселого характера, а другие ему подыгрывают

на

бубне,

ложках,

трещотках

и

при

этом

выполняют

простейшие

танцевальные движения.

Когда

первоклассники

приступают

к

разучиванию

репертуара

на

аккордеоне в него, как правило, входят не просто русские народные песни, а

игровые песни: «Как у наших у ворот», «Земелюшка-чернозём», «Весёлые

гуси», «Две тетери» и т.д. Особенность названных песен в том, что их можно

исполнять по ролям на классном концерте: старшеклассники или ученики,

которые освоили инструмент, играют, взяв на себя роль аккомпаниатора, а

малыши

иллюстрируют,

играя

на

детских

и

шумовых

инструментах,

с

притопыванием и показыванием образов - тем самым сплачиваем класс и

интерес к познанию у маленьких. С такой программой они с удовольствием

выступают вобщеобразовательной школе,

в детских садах и стенах своей

школы.

Вести

музыкально

просветительскую

работу

необходимо!

И

готовить к этому надо учеников с первых классов, чтобы они осознавали

свою полезностьв школе, где проходит их главная деятельность, и помогали

дошколятам знакомиться с миром музыки.

На

Новогоднем

концерте

для

родителей.

Ангелина

С.

выучила

«Русскую плясовую», Денис Р. и Вика Б. играли вторую и третью партии,

Максим

Ю.

и

Семён

У.,

получив

бубен

и

ложки,

подыгрывали

детям,

выполняя

элементы

танцевальных

движений.

Дети

получили

огромное

удовольствие.

К

следующему

концерту

они

подготовили

другой

номер

выучили русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки». Семёну

был

доверен

барабан.

На

концерте

ребята

вышли,

маршируя

под

звуки

барабана, исполнение началось под команду «Ать, два!» Ученики исполнили

песню дружно с пением, затем встали, поклонились и под удары барабана,

маршируя,

вышли

со

сцены.

Это

было

первое

выступление

ансамбля

«Аккорд». Ребятам так понравилось, что они с таким удовольствием стали

заниматься и продолжают осваивать просторы концертной деятельности.

Такие

русские

народные

песни

как

«Частушка»,

«Ах

вы

сени»,

«Калинка»

успешно

могут

быть

переложены

для

ансамблевой

игры

с

8

использованием

бубна,

ложек,

треугольника,

трещоток.

Игра

в

таком

ансамбле

имеет

большое

значение,

особенно

для

учеников

со

слабыми

способностями, но желающих участвовать в общей работе. Такие ребята

раскрываются в ансамбле с самой неожиданной и привлекательной стороны.

Например,

учащийся

Алексей

Г.

раскрыл

свою

артистичность

только

благодаря

участию

в

ансамбле.

Играя

в

ансамбле,

ребята

сплачиваются,

начинают дружить между собой. Приятно, что в гости на классные концерты,

выпускники приходят вместе в том составе, в котором когда-то играли в

ансамбле

.

9

3. Методологический процесс освоения игры на аккордеоне c учениками

6-7 лет

Аккордеон – это сложный для освоения детьми инструмент. Поэтому

обучение на этом инструментах в своё время начиналось с 8-9 лет. В этом

возрасте

дети

более

развиты

физически

и

обучение

могло

начинаться

одновременно с изучения нотной грамоты и игры на инструменте.

В настоящее время для 6-7 летних детей требуется особая специфика

обучения.

С

первого

урока

педагог,

привлекая

внимание

ребенка

к

и н с т р у м е н т у,

д е м о н с т р и р у е т

е г о

з в у ко в ы е ,

т е х н и ч е с к и е

возможности,исполняя доступный и привлекательный для него репертуар.

Обязательным условием является знакомство детей с полным текстом слов

русских народных песен, а не только с первыми куплетами. Это важно

потому, что только мы, «народники», включаем в свой учебный репертуар

русские народные песни как основу его содержания - это наш «золотой

фонд».

Ведь

только

на

уроке

по

специальности

ученик

и

может

познакомиться с полным текстом песни, которую играет. Современным детям

надо объяснять что такое «сени», «светелка», «ухарь – купец». Зная слова

русских народных песен, понимая их содержание, дети учатся любить свою

Родину. Так, в последнем куплете русской народной песни «Среди долины

ровных» есть такие слова:

«Возьмите же все золото,

Все почести назад,-

Мне родину, мне милую,

Мне милой дайте взгляд!»

Эти строки созвучны со строками Сергея Есенина, поэта, в творчестве

которого тема родины была основной:

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

10

В основе обучения детей 6-7 летнего возраста прежде всего лежит

урок, построение урока с начинающими имеет свои общие принципы.

На протяжении всего урока желательно чередовать различные виды и

формы работы - игру на инструменте, ритмические движения под музыку,

пение,

сольфеджирование,

слушание

музыки,

игровые

моменты,

игру

в

ансамбле, так как однотипная работа утомляет ученика. Однообразие на

начальном этапе обучения губительно в любом его виде. Если из урока в урок

звучат одни и те же требования, рекомендации, слова, восприятие учеником

того, что говорит педагог, резко снижается.

Составляя

план

урока

преподаватель

всегда

должен

быть

готов

импровизировать,

гибко

реагируя

на

то,

что

делает

ученик.

Живость,

непосредственность общения педагога с учеником способствует созданию

творческой атмосферы на уроке.

Работая на уроке необходимо предоставлять ученику возможности для

собственного

творчества,

любая

работа,

которую

он

может

выполнить

самостоятельно, должна делаться им самим. При подобном методе работы на

уроке

создаются

предпосылки

для

реализации

творческого

потенциала

ученика и в его домашней работе.

Хорошо,

если

непосредственность

исполнения

произведения

сочетается у ученика со способностью реально оценивать результаты своей

игры.

Чтобы

развить

эту

способность,

нужно

постоянно

предлагать

ему

оценивать свою игру до того, как это будет делать педагог. Полезность

самооценки

учеником

своей

игры,

если

она

практикуется

регулярно,

очевидна - он учится контролировать свои действия, осознавать реально

существующие

проблемы,

развивается

его

слух.

После

высказываний

ученика педагог может скорректировать их, направить его работу в нужное

русло, при этом всегда учитывая то, что сказал ученик.

На начальных этапах освоения нового материала с маленьким учениом

должна проводиться работа, совмещающая в себе чередование сложного и

знакомого

материала

-

такое

чередование

поможет

избежать

быстрого

утомления ребенка, поддержать его интерес к занятиям.

11

Построение урока, применяемые педагогом методы, приемы и способы

работы будут тогда эффективными, когда во всем этом будет соблюдаться

принцип индивидуального подхода к каждому конкретному ученику. От этого

будут

зависеть

объем

и

сложно сть

о сваиваемого

м ат е р и а л а ,

последовательность его изложения, характер подачи и т. д.

Пример из педагогической практики: заканчивается урок, Максим Н.

играет «Яблочко», устал. Под дверью класса уже стоит следующий ученик

Дима В. Он хорошо танцует. Приглашаю его в класс. Предлагаю попробовать

исполнить «Яблочко» с танцем. Оба ученика оживились, улыбаются. Можно

подготовить такой номер на классный концерт, тем более Дима не только

танцует, но и сам исполнит на концерте выученную пьесу.

12

4. Значение внеклассной работы. Вовлечение детей в творческий процесс

Большое

воспитательное

значение

имеют

классные

концерты.

Они

могут быть как отчетными, в конце каждого полугодия, так и тематическими,

например, посвященных празднику 8 марта, Новому году, Дню защитника

Отечества и т.д. Хочется выделить такую тему как «Песни военных лет».

Этот

концерт

традиционно

готовится

ко

Дню

Победы.

Тематика

такого

концерта наиболее соответствует классу аккордеона. Как известно, в годы

войны песни часто исполнялись именно под наш инструмент. Поэтому на

концертах в классе ученики не только исполняют песню, но и рассказывают

об истории её создания. Именно на таких концертах дети могут узнать о том,

что песня «В землянке», текст которой написал Алексей Александрович

Сурков, родилась в Подмосковье в 1941 году под городом Истрой. Уже после

окончания

Великой

Отечественной

войны

ребята

из

поискового

клуба

«Исток» впервые в нашей стране самостоятельно установили памятный знак

песне. На его открытие пригласили дочь автора текста песни и парнишку из

военного

лихолетья

М.

Кузнецова,

помогавшего

рыть

легендарную

«Землянку»,

в

которой

сложились

поэтические

строки,

и

сына

А.П.

Белобородова,

командира

9-ой

Гвардейской

дивизии,

освободившей

от

немецко-фашистких захватчиков г. Истру. Детям необходимо знать истории

создания песни, знать обстоятельства ее создания, чтобы точнее передать

характер каждой песни.

Хотелось

бы

отметить

важность

сочетания

музыки

и

поэзии

в

музыкально-эстетическом воспитании детей. Многие ребята, участвующие в

программе этого вечера раскрылись с новой стороны, когда читали стихи

Пушкина, Есенина, Блока, Рубцова. (Когда мы готовили вечер «Музыка в

зеркале поэзии», только одна мама ученика ответила, что её ребёнок пришел

учиться играть на аккордеоне, а не читать стихи). Конечно, поэтические

вечера проводят и в общеобразовательных школах, но там музыка звучит

часто в записи. Есть особое очарование, когда ученик читает с вдохновением

стихи и может выразительно исполнить музыкальное произведение.

13

Часто композитор пишет свои произведения, вдохновленный стихами,

пронизанными

глубоким

чувством

переживания.

Но

бывает,

что

поэт,

услышав музыку, обладающую чудодейственной силой, создаёт поэтические

строки, посвященные этой музыке. Он как бы объясняется в любви музыке и

музыкантам. Поэтому на вечере «Музыка в зеркале поэзии» была попытка

воплотить в реальность гармонию поэзии и музыки учащимися музыкальной

школы.

С

нашей

точки

зрения,

воспитательное

значение

таких

вечеров

велико. Если в общеобразовательных школах сокращаются часы на уроки

литературы

и

знание

её

сводится

к

тестированию,

то

преподаватели

музыкальных

школ,

в

определенной

мере,

могут

во с п ол н и ть

интеллектуальный пробел в развитии детей не только в музыке, но и в

литературе, в частности, через поэзию.

Высшие достижения на инструменте должны быть известны ученикуи

его родителям. Ежегодно с учениками своего класса мы слушаем и посещаем

концерты разных исполнителей, принимаем участия в различных конкурсах.

Выдающийся

педагог-пианист

Г.

Нейгауз

писал:

«…

таланты

создавать

нельзя,

но

можно

создавать культуру,

т.е.

почву,

на

которой

растут

и

процветают таланты.

5. Роль родителей в начальный период обучения

14

Важную

роль

в

начальный

период

обучения

играет

отношение

к

занятиям музыкой в семье ученика. Если родители любят музыку, проявляют

постоянную заинтересованность к тому, что делает их ребёнок, помогают ему

в ежедневной работе, то такая домашняя атмосфера будет благоприятствовать

его занятиям музыкой и сделает её неотъемлемой частью его жизни.

Музыкальное воспитание не только обучение музыке, но и комплексное

развитие самых разнообразных психических, интеллектуальных, духовных и

физических качеств их ребёнка. Г. Нейгауз писал: «…насколько важнее для

хорошего пианиста иметь хороших родителей, чем хороших учителей». С

этим высказыванием можно полностью согласиться.

В разговоре с родителями часто интересуюсь какую музыку любят,

слушают в домашней обстановке, каких композиторов и исполнителей знают,

как относятся к классической музыке, к народной и т.д. Знают ли они какие

произведения играют их дети? Задумываются родители над серьёзностью

выбора

музыкального

образования

для

своих

детей

и,

главное,

ответственностью за этот выбор и активного участия в процессе обучения

своего ребенка?

Только

совместная

работа

родителей

и

преподавателя,

их

заинтересованность в обучении детей музыке может дать тот эффективный

результат, необходимый ребенку в дальнейшей жизни. В своей книге «Об

искусстве фортепианной игры» Г. Нейгауз писал:«Учитель игры на любом

инструменте

должен

быть

прежде

всего

учителем

музыки,

т.е.

её

разъяснителем и толкователем». К этому утверждению хочется добавить, что

немаловажно и то, что учитель должен обладать даром воспитания личности

ученика, уметь увлечь ребёнка в доступной для него игровой деятельности,

расширить его музыкальной кругозор и духовный мир.

Иногда успех в работе зависит не только от рекомендуемых методов, а

и

от

умения

познать

внутренний

мир

ребёнка.

Необходимо

стремиться

подключать

все

виды

работы

на

уроке

и

вне

урока,

чтобы

у

детей

формировалась увлеченность к обучению игре на выбранном инструменте, да

и к музыке вообще. Надо бороться за духовный мир детей, развивая его во

15

всех областях культуры, чтобы они изучали, понимали, дорожили культурой

своего народа.

Искусство игры на аккордеоне должно развиваться несмотря ни на что,

ведь

и

именно

в

нем

видится

будущее

культуры

России,

сохранения

ее

традиций, самобытности и уникальности.

Преподаватель - не репетитор по обучению игре на инструменте, а

прежде всего воспитатель чувств любви к прекрасному и родному.

М.

В.

Ломоносов

писал: «…Сладостные

звуки

родимой

песни

и

музыки

в

живой

душе ум

пробуждают

и

чувства

высокие воспитывают …»

16

Список используемой литературы

1.

Бажилин

Р.Н.

«Школа

игры

на

аккордеоне» М.: Издатель Владимир

Катанский,2008. – 209 с.

2.

Бойцова Г.И. Юный аккордеонист. Часть 1. - М., «Музыка», 1996 г. – 76

с.

3.

Бойцова Г.И.Юный аккордеонист. Часть. 2. - М.,«Музыка», 1996. - 76 с

4.

«Баян

и

баянисты».

Сборник

методических

материалов.

Часть

2.

«Советский композитор» М. 1979

5.

Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. Учебное

пособиепо курсу методики обучения игре на баяне (аккордеоне) / РАМ

им. Гнесиных, 1997. – 44 с.

6.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – 5 – е

изд. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.

7.

Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.:

Композитор, 2001.- 222 с.

8.

Судариков

А.

«Основы

начального

обучения

игре

на

баяне».

Методическое пособие. «Советский композитор» М. 1978. 1 часть, 1982.

2 часть.

9.

Шплатова

О.М.

Первая

ступенька.:[Ноты]:

юным

аккордеонистам

и

баянистам : учеб.- метод. пособие. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. –

23 с.

17

18

19



В раздел образования