Автор: Чеча Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "ЦДОД"
Населённый пункт: Вовонежская обл. г. Новохоперск
Наименование материала: образовательная программа
Тема: "Стилисты"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Новохоперского муниципального района Воронежской области
«Центр дополнительного образования детей»
Утверждена
_______________________
_____
МКОУ ДОД «ЦДОД»
«______»________201__
года
________________О.В.
Костина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПАРИКМАХЕРСКОЕ ДЕЛО»
Возраст обучающихся – 14-18 лет
Срок реализации программы – 3
года
Составитель: Н.В. Чеча,
педагог дополнительного
образования
Год разработки программы — 201_г.
г.Новохоперск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Если бы мне, как в детстве, подкладывали
доску,
чтобы
я
сидел
выше,
я
бы
п р о д о л ж а л
х о д и т ь
в
т а к и е
парикмахерские.
Там
меня
стригли
и
хвалили за то, что я такой хороший. И я
казался
себе
очень
талантливым
и
чудесным человеком.
Евгений Гришковец. Роман
«Рубашка»
Парикмахерское искусство более других связано с человеком,
даже неотделимо от него. Прическа – один из элементов мировой и
национальной культуры. В ней, как в капле воды, отражен огромный
мир:
политические
и
исторические
события,
опыт
народов,
темперамент и образ жизни, культурные особенности, художественные
направления
и
стили,
взаимоотношения
мужчины
и
женщины,
изменения моды и т.д. Будучи частью мировой культуры, прическа
является существенной характеристикой личности. Глядя на прическу,
макияж,
особенно
в
сочетании
с
костюмом
можно
судить
о
вкусе
человека, творческих способностях, часто о профессии, образе жизни,
аккуратности, темпераменте,
положению в обществе, достатке и т.д. В современном обществе, с его
оперативностью контактов и необходимостью быстрых оценок, имидж
человека и одна из его главных составляющих – прическа – все чаще
отождествляется с самим человеком.
Дополнительная образовательная программа «Парикмахерское
дело», как показал опыт ее реализации, уже долгое время остается
востребованной и актуальной. Парикмахер одна из самых популярных
специальностей не только у девочек, но и у мальчиков. В последние
годы
спрос
на
высококвалифицированные
услуги
парикмахеров
значительно возрос.
Стремительное изменение моды, технологий, расширение сферы
услуг, как в быту, так и в парикмахерских услугах, развитие малого
бизнеса в бытовом обслуживании, все это способствует популяризации
знаний о профессии парикмахера.
Создавая прически мы приобщаемся к прекрасному, следим за
изменениями
в
моде.
Ведь
волосы
–
естественное
природное
украшение человека. Люди всегда старались прической улучшить свою
внешность. Современная мода предоставляет нам широкий выбор. В
настоящий момент стало возможным совмещение в одной и той же
прическе
таких,
казалось
бы,
несоединимых
качеств,
как
экстравагантность
и
практичность,
изысканность
и
удобство,
универсальность
и
индивидуальность,
а
также
национальную
особенность того или иного региона.
Программа «Парикмахерское дело» имеет социально-
педагогическую
направленность,
профессионально
ориентированная,
т.е.
помогает
ознакомить
подростков
с
профессией
парикмахера,
готовить молодое поколение к труду.
Цель: Профессиональная ориентация подростков к профессиям в
сфере
парикмахерских услуг.
Задачи.
Обучающие:
-
овладение
основными
операциями
и
технологиями
стрижки,
прически, укладки и окрашивания волос.
- знакомство с историей парикмахерского дела;
- овладение умениями пользоваться парикмахерскими инструментами и
оборудованием;
- обучение основам психологии межличностных отношений, а также
культуре обращения с клиентами.
Развивающие:
- ознакомление учащихся с историей и моделями причёсок народов
Северного Кавказа;
- развитие эстетических и художественных качеств.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к труду и его результатам;
-
формирование
готовности
и
способности
к
самостоятельной
деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в
системе непрерывного профессионального образования.
Программа рассчитана на 3 года обучения, возраст
обучающихся 14– 18 лет. Количество часов по годам обучения. Группы
комплектуются
детьми
примерно
одного
возраста,
что
позволяет
создать в коллективе атмосферу взаимопонимания. В этом возрасте
формирование
нравственных
качеств
тесно
связано
с
ростом
самосознания,
стремлением
к
самостоятельности,
потребностью
к
самоутверждению.
Развивается
чувство
от ве т с т ве н н о с т и ,
сопричастность общему делу.
Содержание программы «Парикмахерское дело» практико-
ориентирована, поэтому знания и навыки, полученные в объединении,
подростки
будут
применять
в
повседневной
жизни
и
будущей
профессиональной деятельности.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В ходе реализации программы изучаются стартовые
возможности
и
динамика
развития
ребенка
в
образовательном
процессе.
Результативность
обучения
отслеживается
в
системе
разнообразных срезов и форм аттестаций: входного контроля (тесты,
опрос);
промежуточной
аттестации
(по
темам
программы
с
коллективным обсуждением и самооценкой, выполнение обязательных
причесок); итоговой аттестации (защита проектов, экзамен).
Прогнозируемым результатом освоения программы
«Парикмахерское
дело»
является
сформированность
устойчивого
интереса к профессиональной деятельности в парикмахерском деле,
постоянная активность обучающегося в самостоятельной деятельности
и самообучении.
Основные показатели этого результата:
Учебно-тематический план первый год обучения
№
п/
п
Содержание
Общее
кол-
во
часов
В том числе
теория.
практ
1
Вводная беседа. История возникновения причесок
2
Санитарные требования и личная гигиена
мастера
3
Дезинфицирующие средства, применяемые в
парикмахерской
4
Парикмахерский инструмент и
приспособления для выполнения причёсок
холодным и горячим способом
5
Техника безопасности обращения с
парикмахерским инструментом
6
Уход и лечения волос (общие
рекомендации)
7
Зачет по пройденным темам
8
Повседневная причёска на короткие волосы
9
Повседневная причёска на длинные волосы
10
Зачёт по выполнению повседневной
причёски на длинные и короткие волосы
11
Различные виды кос, техника выполнения
плетений
12
Плетение кос с оформление рисунка
(«корзинка», «звёздочка», «сердечко» и
т. д.). Плетение кос из 4-х и более прядей
13
Зачёт по выполнению окраски волос и
стрижке на длинные волосы
14
Экзамен первого года обучения. Конкурс
между воспитанниками
Итого:
Содержание программы первого года обучения:
1.
Вводная
беседа.
Знакомство
обучающихся
с
профессией
парикмахера. Перспективы профессии в развитии малого бизнеса, в
структуре бытового обслуживания.
2. Санитарные требования в парикмахерской: белье, необходимо для
работы с клиентами, какие требования к мастеру по личной гигиене.
3. Дезинфицирующие средства, применяемые в парикмахерской для
дезинфекции инструментов.
4.
Парикмахерские
инструменты:
фен,
расчёски,
бигуди,
плойки,
утюжки для волос и т.д.
5.
Техника
безопасности
обращения
с
профе ссиональным
инструментом.
6. Уход и лечение волос. Уход за волосами. Средства ухода за волосами.
Образ жизни и красивые волосы.
7. Зачёт по пройденным темам.
8.
Повседневная
прическа
на
короткие
волосы.
Инструменты
для
укладки
повседневной
прически:
бигуди,
щетки,
фен,
расчёска.
Практические
занятия.
Укладка
волос
при
помощи
круглых
щеток
методом брашинг. Выполнение прически при помощи тупировки волос.
9.
Повседневная
причёска
на
длинные
волосы:
инструменты
для
укладки
длинных
волос:
бигуди,
щётки
брашинг,
фен,
расчёска.
Практические
занятия.
Укладка
волос
при
помощи
фена
и
щётки
брашинг, накручивание волос на бигуди и различные виды плоек и
утюжков для волос.
10.
Зачет
по
выполнению
повседневной
причёски
на
длинные
и
короткие волосы.
11.
Ознакомление
с
разными
видами
кос
из
волос.
Практические
занятия. Техники плетения разных видов кос рисунками: «Звёздочка»,
«Корзиночка», «Сердечко», «Змейка» и т.д. Плетение кос из 4-х и более
прядей.
Применение
различных
расчёсок,
лент,
р е з и н о к ,
приспособлений, манекенов.
12.
Плетение
кос
с
оформление
рисунка
(«корзинка»,
«звёздочка»,
«сердечко» и т. д.). Плетение кос из 4-х и более прядей
13. Зачёт по выполнению плетения кос.
14.
Экзамен
первого
года
обучения
в
форме
конкурса
между
учащимися.
После первого года обучения учащиеся должны:
знать:
- особенности профессии «парикмахер»;
- основы ухода и лечения разных структур волос;
- санитарные требования к помещению парикмахерской, к мастеру;
- технику безопасности обращения с парикмахерским инструментом
(ножницы разных моделей, фены и т. д.);
- дезинфицирующие материалы, применяемые в парикмахерской;
-
технологию
выполнения
повседневной
прически
на
длинные
и
короткие волосы;
- разные виды кос и техники их выполнения;
уметь:
- делать повседневные прически на длинные и короткие волосы;
- выполнять плетения различных кос простых и сложных техник;
-
выполнение
плетений
в
рисунке
(«Корзинка»,
«Звёздочка»,
«Сердечко» и т. д.);
- овладеть работой с профессиональным инструментом для выполнения
повседневных
причёсок
(воздушный
фен,
различными
виды
инструментов для горячей завивки волос: щипцы, утюжки для волос и
т. д.).
Учебно-тематический план второй год обучения
№
п/
п
Содержание
Общее
кол-
во
часов
В том числе
теория.
практ
1
Содержание , цели, задачи второго года обучения.
Техника безопасности, санитарные требования,
правила поведения на занятиях
2
История причёски
3
Причёска с элементами плетения волос
4
Выполнение вечерних причёсок на короткие и средние
волосы
5
Фиксирующие средства для укладки
6
Элементы дизайна для причёсок (букли, валики,
локоны, волны и т.д.)
7
Выполнение вечерних причёсок на длинные волосы
8
Конкурсная прическа: фантазия и «укрощение волос».
9
Зачёт – выполнение вечерних причёсок
10
Парикмахерские инструменты для выполнения
стрижки волос (ножницы, машинка, бритва и т.д.)
11
Стрижка на длинные волосы
12
Окраска волос: мелирование, тонирование, балаяж
13
Декоративное украшение из волос
14
Практическое выполнение работ по пройденным
темам. Проведение конкурса между учащимися
Итого:
Содержание программы второго года обучения
1.
Содержание
,
цели,
задачи
второго
года
обучения.
Техника
безопасности, санитарные требования, правила поведения на занятиях.
2. История причёски: с самых древних времён до наших дней.
3. Выполнение причёски с элементами плетения волос. Выполнение
причёски с добавлением элементов плетения различных техник волос.
Выбор
модели
причёски,
комбинирование
различных
элементов
причёсок.
4. Вечерние прически на короткие волосы. Технология выполнения
вечерней прически на короткие волосы.
5. Фиксирующие средства для укладки: лак для волос, гель, мусс.
Практические занятия: вечерняя прическа с помощью фена, бигуди.
Общение с клиентом.
6. Элементы дизайна для причёсок (букли, валики, локоны, волны и т.
д.). Техника выполнения различных элементов причёски на длинные
волосы и отработка элементов в работе с моделями причёсок.
7.
Вечерняя
прическа
на
длинные
волосы.
Технология
выполнения
вечерних причесок на длинные волосы при помощи накручивания на
бигуди,
фена,
тупировки.
Практические
занятия.
Выполнение
на
клиенте вечерней прически на длинные волосы.
8. Конкурсная прическа: фантазия и «укрощение волос».
9. Зачёт. Практические занятия. Выполнение на клиенте или манекене
причёски
с
применением
полученных
навыков.
Применение
аксессуаров для волос (декоративные приколки, ленты, ободки, резинки
и т. д.).
10.
Парикмахерские
инструменты
для
выполнения
стрижки
волос.
Техниками
работы
этими
инструментами.
Техники
работы
с
ножницами
(слайсинг,
пойтинг,
прореживание
волос
прямыми
и
филировочными
ножницами).
Аксессуары
для
стрижки:
пеньюар,
персональный воротничок, полотенце и т. д.
11. Стрижка на длинные волосы. Техника стрижки на длинные волосы:
«Аврора»,
«Рапсодия».
Разделения
волос
на
зоны.
Выполнение
стрижки
ножницами
разными
техниками
(слайсинг,
пойтинг,
прореживание
волос
жгутиками
и
филировочными
ножницами).
Правила подготовки клиента.
12.
Окраска
волос:
мелирование,
тонирование,
балаяж.
Отработка
мелирования на манекенах, предоставляемых в классе.
13.
Декоративные
украшения
из
волос.
Технология
выполнения
украшений. Практические занятия. Изготовление цветочков, локонов,
прядей для украшения вечерних причесок. Выполнение причесок с
применением декоративных украшений.
14.Практическое
выполнение
работ
по
пройденным
темам
на
манекенах и клиентах.
После второго года обучения воспитанники будут знать:
- историю причёски;
- элементы дизайна вечерних причёсок;
- инструмент для выполнения стрижки волос;
- технику выполнения окраску волос: мелирование, тонирование,
- технику выполнения украшений из волос «постижёры» .
уметь:
- выполнять вечерние причёски на длинные волосы;
- выполнять вечерние причёски с элементами плетения;
- выполнять вечерние причёски на короткую и среднюю длину волос;
- делать декоративные украшения из волос;
- выполнять стрижку на длинные волосы.
Учебно-тематический план третий год обучения
№
п/
п
Содержание
Общее
кол-
во
часов
В том числе
теория.
практ
1
Содержание, цели, задачи третьего года
обучения Техника безопасности, санитарные
требования, правила поведения на занятиях
2
Санитарные требования и личная гигиена
мастера
3
Оборудование в парикмахерской
4
Декоративное украшения из волос
5
Строение и структура волос
6
Типы волос и правела ухода за ними
7
Коррекция лица при помощи причёски
8
Стрижка на короткие волосы
9
Стрижка на средние волосы
10
Психология общения в сфере услуг
11
Этическая культура и её роль в сфере услуг
12
Решение конфликтных ситуаций и выход из
них в сфере услуг
13
Зачёт по пройденным темам
14
Оттеночные и растительные красители
15
Химические красители
16
Химическая завивка волос
17
Уход за волосами после окраски волос
химическими красителями и после
выполненной на волосах химической завивки
18
Подготовка к конкурсу между обучающимися
19
Конкурс – экзамен по окончанию обучения
«Подиум дебют».
Итого:
Содержание программы третьего года обучения
1.
Содержание,
цели,
задачи
третьего
года
обучения.
Техника
безопасности, санитарные требования, правила поведения на занятиях.
2. Санитарные требования и личная гигиена мастера.
3.Оборудование
в
парикмахерской.
Дезинфицирующие
средства.
Минимальный перечень оборудования парикмахерской.
4. Декоративное украшение из волос.
5. Строение и структура волос. Практические занятия: определение
типа волос.
6.
Типы
волос
(вьющиеся,
прямые,
сухие,
непослушные
и
т.д.)
и
правила ухода за ними.
7. Коррекция лица с помощью причёски. Общие правила коррекции
лица при помощи причёски. Выполнение различных причёсок с целью
корректировки лица.
8.
Стрижка
на
короткие
волосы.
Технология
разделения
зон
при
стрижке на короткие волосы. Схемы стрижек на короткие волосы:
«Олимпия», «Гарсон» и т.д.
9. Стрижка на средние волосы. Технология разделения волос на зоны.
Схемы
стрижек:
«
Карэ»,
«Карэ-боб»,
«Сессон»
и
т.д.
Техники
выполнения
стрижки
ножницами
(слайсинг,
пойтинг,
прореживание
волос
жгутиками).
Технология
выполнения
стрижки
бритвой
(прореживание,
филировка,
оформление
нижне-затылочной
зоны,
окантовка). Практические занятия: подготовка клиента к выполнению
стрижки.
10. Психология общения, этическая культура и решение конфликтных
ситуаций в сфере услуг.
11 Этическая культура и её роль в сфере услуг. Из культуры народов
Воронежской области
12. Решение конфликтных ситуаций и выход из них в сфере услуг.
13. Зачёт по пройденным темам
14.
Виды
окраски
волос.
Оттеночные
и
растительные
красители.
Изменение тона и оттенка волос. Инструменты необходимые в работе с
разными видами краски. Техника безопасности с работой химическим
красителем. Технология выполнения окраски волос.
15. Химические красители
16. Химическая завивка. Технология и техника химической завивки.
Инструменты
для
химической
завивки.
Техника
безопасности
обращения с химическим составом. Практические занятия: выполнение
вертикальной завивки. Оформление законченной работы над завивкой в
причёску.
17. Уход за волосами после окрашивания.
18. Подготовка к итоговому конкурсу «Подиум дебют».
19. Подведение итогов обучения. Участие в конкурсе «Подиум дебют».
После третьего года обучения будут знать:
- строение структуры волос;
- типы волос и правила ухода за ними;
-
психологию
общения
с
людьми,
этическую
культуру
и
решение
конфликтных ситуаций в сфере услуг;
- классификацию химической краски для волос;
- технику выполнения окраски волос;
- технологию выполнения химической завивки волос;
- уход за повреждёнными волосами после химического воздействия на
них.
уметь:
- делать стрижку на среднюю и короткую длину волос;
- выполнять окраску волос со всеми технологическими правилами;
- выполнять технику накручивания волос на бигуди для химической
завивки волос.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы базируется на следующих принципах:
- систематичность и последовательность в обучении;
- обучение от простого к сложному;
- учет индивидуальных возможностей и способностей учащихся;
- разнообразие в обучении;
-
ведущим
принципом
обучения
парикмахерскому
делу
является
обучение в деятельности. В соответствии с ним учащиеся выполняют
проекты, выполненные под руководством педагога. Это творческая,
завершенная
работу,
включающая
в
себя
практическое
решение
проблемы.
Содержание
программы
включает
теоретический,
практический
материал, производственную практику и защиту проектов (экзамен).
Теоретический
материал
изучается
в
гармоничном
сочетании
с
выполнением
обязательных
практических
работ
и
индивидуальных
заданий.
Для
эффективной
работы
объединения
используются
следующие методические разработки:
- схемы женских стрижек;
-
схемы массажа головы, окантовки волос, строения волос, деления
головы на зоны;
- схемы мужских стрижек;
- схемы механизмов реакций химической завивки волос, окраски волос,
расчетов
концентрации
перекиси
водорода,
таблицы
зависимости
концентрации перекиси водорода от структуры и типа волос, таблица
соотношений
количеств
хны
и
басмы
при
приготовлении
окрашивающей смеси нужного цвета;
-
методики
окрашивания
волос
с
использованием
новейших
достижений
науки
и
техники
из
материалов
профессиональных
журналов “долорес”, “hair”, видеоматериалы;
-
конспекты
занятий
по
каждой
теме,
обозначенной
в
учебно-
тематическом плане на первый, второй, третий год обучения.
- видео материалы с технологиями стрижек, конкурсов, дефиле;
-
профессиональная
литература
(указана
в
списке
литературы
для
педагога);
- инструкция по технике безопасности;
-
журналы
учета
работы
объединения
в
системе
дополнительного
образования детей для каждой группы обучающихся (с данными о
детях,
родителях,
классных
руководителях,
учетом
массовых
мероприятий, творческих достижений учеников и т.д.).
-
экзаменационные
билеты
по
теории
парикмахерского
искусства,
экзаменационная ведомость.
Форма организации образовательного процесса: групповая,
парная, в мини группах, индивидуальная.
Основным методом изложения теоретических сведений на
практических занятиях является инструктаж. Выполняя специальные
упражнения, обучающиеся приобретают общетрудовые, специальные и
профессиональные
умения,
навыки.
С
целью
повышения
эффективности занятий и воспитания интереса к профессиональной
деятельности,
программой
предусмотрены
вопросы
истории
парикмахерского
дела,
посещение
профессиональных
городских,
краевых конкурсов.
Также при реализации программы используются
разнообразные
методы
организации
и
осуществления
учебно-
познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
- проблемно-поисковые;
- методы самостоятельной работы;
- метод творческого проекта.
Особое место отделено в программе развитию творческого
отношения к делу, совершенствованию профессионального мастерства,
самообразованию.
Этому
способствует
участие
учащихся
в
профессиональных
конкурсах.
Под
особым
вниманием
вопросы
по
технике
безопасности,
санитарии
и
личной
гигиене,
соблюдению
санитарных требований при работе с инструментами и их обработке.
Использование здоровьесберегающих технологий.
Охрану
здоровья
детей
необходимо
назвать
приоритетным
направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые
дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в
будущем
способны
заниматься
эффективным
трудом,
осуществлять
свою профессиональную деятельность.
В
организации
и
проведения
занятия
по
программе
«Парикмахерское дело» учитываются:
-
данные
мониторинга
состояния
здоровья
учащихся,
проводимого
медицинскими работниками, и собственных наблюдений педагога;
-
особенности возрастного развития воспитанников и использование
образовательных
методик,
соответствующих
особенностям
памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной
возрастной группы;
-в о зм ож н о с т и
с о зд а н и я
бл а го п р и я т н о го
э м о ц и о н а л ь н о -
психологического климата в группе;
-
в о з м о ж н о с т и
и с п о л ь з о в а н и я
р а з н о о б р а з н ы х
в и д о в
здоровьесберегающей
деятельности
обучающихся,
направленных
на
сохранение
и
повышение
резервов
здоровья,
работоспособности
(туристические походы, выходы на каток, совместные прогулки и пр.).
Материально-техническое обеспечение
Обучение, производственная практика проходит на базе МКОУ
ДОД «ЦДОД» в парикмахерской, помещении с хорошей вентиляцией,
хорошо
оснащенным
парикмахерским
оборудованием
(
сушуары,
кресла, зеркала, столы, стулья). Для проведении практических занятий
по программе «Парикмахерского дело» имеется следующее:
- химический состав, краски для волос, шампуни для мытья волос,
муссы, гели для укладки волос, лаки для волос.
-
воздушные
фены,
щипцы
и
плойки
для
завивки
волос
горячим
способом, расчёски разных видов, ножницы для стрижки волос, бигуди
и т.д.
-аксессуары: пеньюары для стрижки и окраски волос, зажимы для
волос,
приколки
и
шпильки,
манекены,
чашки,
перчатки,
салфетки
индивидуального пользования т.д.;
- специальная литература и альбомы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Бутромеев В. Великие и знаменитые, Москва, 1996.
2. Белова В.В., Чумакова М.П. Ключ к успеху, Москва, 2003.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное
образование детей, Москва, 2002.
4. Материалы журналов «Долорес», «Лиза», «Hair», Москва, 2000–
2006.
5. Материалы лекций международных курсов по обучению
парикмахерскому искусству.
6. Миллер А., Шелли С. «Характер, личность, успех», Москва, 2005.
7. Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитаний», Москва, 2001.
8. Торлецкая Т.А. «Парикмахерское искусство», Санкт-Петербург, 2000.
9. Константинов А.В. «Как стать парикмахером». Учебное пособие для
студентов профессиональных колледжей, Москва, 2002.