Автор: Гаспарян Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №29 "Мамонтенок"
Населённый пункт: г.Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Сказка, как средство нравственного воспитания детей
дошкольного возраста
Гаспарян А.И., воспитатель
МБДОУ детский сад №29«Мамонтенок»
Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.
Г.Х. Андерсен.
Ведущая педагогическая идея моей работы состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной
природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, с
помощью сказки. То, какие нравственные качества разовьются у
ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и
окружающих его взрослых, от того как они его воспитают, какими
впечатлениями обогатят. Сказка является незаменимым
инструментом формирования нравственно здоровой личности
ребёнка, помогает понять на доступном ему языке красоту
окружающего мира.
Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в
настоящее время сказка, как и многие другие ценности
традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А
ведь именно сказка играет важную роль в нравственном
обогащении дошкольников.
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской
жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по
отношению к близким людям. Под влиянием далеко не
нравственных мультфильмов у детей искажены представления о
таких нравственных качествах, как доброта, милосердие,
справедливость. Наблюдая за детьми, я заметила, что не все дети
умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к
враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в
трудной ситуации многие не могут. У детей слабо развиты навыки
сочувствия, сопереживания. Я задумалась над проблемой: как
сформировать нравственные качества, используя доступные,
понятные, а главное интересные дошкольникам средства. Я вижу
свою задачу как педагога в том, чтобы помочь ребёнку найти
правильные ориентиры в нашем сложном мире, через активное
включение сказки в работу.
Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников
со сказкой, которые я использую в работе с детьми. Самый
распространённый метод - это чтение, т.е. дословная передача
текста. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная
передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно
рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Также существуют различные приёмы формирования восприятия
сказки:
Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций,
мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Драматизация
является одной из форм активного восприятия сказки. В ней
ребёнок исполняет роль сказочного персонажа. Она способствует
воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в
своих силах, самостоятельность, артистичность. Ещё существует
такой важный приём, как беседа по сказке. Это комплексный приём,
часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных
и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и
краткая (заключительная) после чтения. Исходя из этого, можно
сказать, что существуют различные этапы работы со сказкой:
1) Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по
содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития
эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми
содержания сказки, различный театр (настольный, пальчиковый,
теневой, плоскостной), подвижные игры с персонажами сказок – с
целью закрепления содержания сказок.
3) Художественная деятельность - отношение к герою сказки в
лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Эти формы
работы позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки,
воплотить свои переживания, развить навыки сопереживания,
сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.
4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание
сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок,
творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.
Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба
помогают победить зло и учит дошкольников быть дружными и
трудолюбивыми; сказки предостерегают (в лес одним нельзя
ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в
беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно
найти выход из сложившийся ситуации). Сказки учат слушаться
родителей. В некоторых сказках высмеиваются страх , трусость ,
хитрость.
Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств,
посредством сказки, необходимо проводить совместно с
родителями.
Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями:
чтение сказок, их пересказ, беседы, театрализованное исполнение
сказок, игры, выставки рисунков, поделок, консультации и
анкетирование для родителей.
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, я получила в
своей работе результат: дети научились понимать смысл сказок,
отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети
стали менее застенчивы, стали не бояться выбирать в игре любую
роль. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо
работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания –
это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие
сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.
Личность ребёнка зарождается в детстве.
Список литературы:
1.
Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М.,
2012
2.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании
дошкольников. - М., 2012
3.
Белобрыкина О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и
общение. Популярное пособие для родителей и педагогов - М., 2011
4.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.,
2010
5.
Калунина Е. С. «Воспитание сказкой» // Ребёнок в детском
саду (журнал). – 2002 - №5 – с.73.
6.
Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами
авторских сказок - М., 2011
7.
Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Воспитание нравственных